29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 06:40:31
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Интервью с Майком Кубиной, управляющим партнером, генеральным директором PricewaterhouseCoopers в России



добавлено: 23-07-2004
просмотров: 11019

- Бизнес PricewaterhouseCoopers во многом отражает те перемены, что имели место на российском рынке. Фирма работает в России уже 15 лет, и за это время мы сформировали очень сильную команду из профессионалов-россиян. Когда я приехал сюда в 1992 г., в фирме работало 20 человек, а сейчас - около 1000, и около 92% из них - россияне; 40% партнеров - тоже россияне. Поначалу нашими основными клиентами были международные компании, работающие в России, сегодня мы обслуживаем и многие российские компании из разных секторов. Российская экономика постепенно начинает меняться, мы наблюдаем переход от структуры, где доминирует сырьевой сектор, к структуре, где начинает проявляться значимость потребительского общества. Около 40% нашего бизнеса в России связано с транснациональными и российскими компаниями сырьевого сектора; это слишком высокая доля и для нашего бизнеса в целом, и для любой экономики. Но в последние три года мы наблюдаем существенное оживление в секторах, которые должны быстро расти в развивающейся экономике: это розничная торговля, услуги, производство товаров для потребительского сектора. Это, конечно, не означает, что сырьевой сектор становится менее значимым - он по прежнему поддерживает остальную часть экономики, приносит больше всего денег. Но если эта тенденция сохранится, то, когда снизятся цены на нефть и другие сырьевые товары, будь то через два, три года или пять лет, остальные секторы будут уже достаточно развиты, чтобы продолжать расти самостоятельно. Это основной тренд, находящий отражение и в нашем бизнесе, и в экономике в целом.

Кроме того, со стороны наших клиентов существенно вырос спрос на более сложные услуги. Двенадцать лет назад иностранным компаниям нужен был простой набор услуг: они хотели знать, как зарегистрировать компанию в России, какие здесь взимаются налоги. Российские же компании, в большинстве своем, продолжали функционировать как в годы советской власти, не совсем понимая, зачем многие из наших услуг вообще нужны. Чем дальше, тем больше они понимали, что предоставляемые нами услуги повышают эффективность их бизнеса. Например, сегодня ведущим российским компаниям мы предоставляем широкий спектр услуг: это не только аудит, но и консультирование по налогообложению, разрешение деловых и судебных споров, управление риском, поддержка при проведении сделки и др. И еще одна тенденция в развитии бизнеса, которая отражается в работе нашей фирмы - российские компании начинают расширять свой основной бизнес, порой превращая его в международный. Но у них может не быть знаний о том, как это делать, как привлекать средства на рынках; и здесь мы помогаем им понять, какую нужно предоставлять информацию, как построить корпоративную структуру, чтобы она была достаточно прозрачной и понятной для внешних инвесторов или кредиторов, чтобы они смогли сделать следующий шаг в развитии своего бизнеса, будь то в России или за рубежом.

- PwC проводит немало исследований. Какова их цель, и какие тенденции в международном бизнесе вы можете выделить, основываясь на них?

- У этих исследований две основные цели. Мы должны иметь четкое представление о том, что происходит в секторах, в которых работают наши клиенты. Ведь многие из них - это компании, работающие в разных странах мира. Например, многие из наших клиентов (как российских, так и международных) заинтересованы в покупке компаний или активов в России, и наше недавнее исследование о слияниях и поглощениях в Восточной Европе, где на Россию пришлось больше половины объема сделок в 2003 г., помогает нам понять, что происходит в этой области, и продемонстрировать клиентам знание, понимание и опыт работы на этом рынке. Во-вторых, такие исследования помогают нам выявить тенденции, формирующиеся в нашей собственной профессии.

- Каковы же эти тенденции?

- Основная - это, наверное, признание необходимости иметь унифицированные стандарты отчетности. PwC немало способствовала разработке международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Мы считаем, что эти стандарты должны быть основаны на общих принципах, а не на жестких правилах, потому что если пытаться создать правило для каждого случая, непременно что-то будет упущено. А люди-то умные, найдут, как обойти эти правила. Кроме того, во всем мире наблюдается ужесточение регулирующих норм. Ярким примером здесь являются США, где деятельности аудиторов в последние годы уделяется повышенное внимание. Мы считаем, что если сможем повысить доверие к своей профессии, то справимся с трудностями, которые могут возникнуть в будущем.

- А как вы оцениваете регулирующие нормы в России?

- Сейчас здесь наблюдается переходный период. В России, с одной стороны, нет долгой истории собственной системы стандартов финансовой отчетности, как в ряде других стран, с другой, здесь еще сохранились черты советской системы. Правительство хочет ввести МСФО в качестве стандарта для России. Чтобы воплотить эту идею в жизнь, необходимо решить немало проблем, но если это удастся сделать, позиция Россия существенно усилится.

- Сейчас нередко слышны призывы чаще менять аудиторов компании и запретить аудиторским фирмам предоставлять одним и тем же клиентам услуги по аудиту и налоговому консультированию. Насколько сильны эти тенденции и оправданы эти точки зрения?

- Вопрос ротации аудиторов неоднократно обсуждался в течение многих лет. Но бизнес большинства компаний, особенно международных, очень сложен. Аудитору нужно время, чтобы понять, как этот бизнес функционирует. И когда аудиторы постоянно меняются, это существенно снижает понимание ими специфики бизнеса компании. У нас давнее сотрудничество с очень многими из наших клиентов, аудит некоторых компаний мы проводим уже в течение 100 лет. И знание их истории и бизнеса невероятно повышает эффективность нашей работы. Что мы делаем, чтобы обеспечить независимость аудита? Следуем установленным регулирующим нормам, как профессиональным, так и тем, что установлены надзорными органами, включая смену партнеров, отвечающих за проведение аудита. Мы считаем, что постоянная ротация аудиторов несет в себе больше рисков, чем преимуществ, которые она может дать.

Как вы знаете, аудиторские компании избавились от значительной часть консалтингового бизнеса. Что касается консультирования в области налогообложения, бухгалтерских аспектов, связанных с аудитом, то, по нашему мнению, и регулирующие нормы, и наша внутренняя система контроля достаточно сильны, чтобы гарантировать независимость аудита в случае, если клиенту предоставляются и другие услуги.

- Как вы оцениваете прогресс на пути перехода к МСФО, какие здесь трудности, какие проблемы еще предстоит решить правительству и бизнесу?

- Все понимают, что переход на МСФО - необходимый шаг, который Россия должна предпринять для повышения качества и раскрытия финансовой информации, которой пользуются все участники процесса: акционеры, кредиторы, правительство. Но это эволюционный, а не революционный процесс. На этом пути немало препятствий. Все участники - и те, кто использует стандарты, и те, кто их устанавливает, - должны в них разбираться, понимать и цель, и методы использования новых стандартов. Очень многие должны пройти соответствующую подготовку и обучение. Это, прежде всего, бухгалтеры, затем аудиторы, менеджмент компании, правительственные ведомства, работающие с финансовой информацией, - все они должны понимать, что меняется, как меняется, как интерпретировать эту информацию. Это длительный процесс, и форсировать его практически невозможно. Есть и другие ограничения: например, корпоративные компьютерные системы нужно приспособить под ведение учета по новым стандартам. Наконец, все заинтересованные стороны должны быть готовы внести

посильный вклад в этот процесс. И меня очень радует, что, например, в Министерстве финансов понимают: чтобы добиться успеха, нужно привлекать профессионалов. В частности, около месяца назад в Минфин перешел наш бывший партнер Леонид Шнейдман. Он как раз будет заниматься переводом российских компаний на МСФО.

- Должно ли правительство в будущем разрешить компаниям, перешедшим на МСФО, перестать составлять отчетность по российским стандартам?

- После того, как переход будет завершен, правительство должно спросить себя, есть ли какой-либо смысл в сохранении любых других стандартов. Если ли есть какая-либо необходимость в получении некоторых данных по другим стандартам, то в идеале сбор таких данных нужно было бы свести к минимуму. А если такой необходимости нет, то и не нужно требовать лишнего.

- В январе вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей PwC представляла стандарты социальной отчетности. Эта тема еще актуальна?

- Да, безусловно, и об этом нам говорят наши клиенты; для них это важно. И в долгосрочной перспективе эта тема будет сохранять актуальность - не только потому, что она значима для России, но и потому, что ведущие транснациональные компании все активнее вводят в свою практику процедуры, которые предусматривают информирование общественности не только о финансовой деятельности. Мне кажется, сейчас как раз то время, когда каждой компании стоит задуматься о том, в каком она находится положении, как она себя оценивает - не только с финансовой точки. Некоторые из ведущих российских компаний так и поступают, и в ближайшие полгода-год мы еще многое услышим о корпоративных стандартах социальной отчетности.

- Дело "ЮКОСа" стало фактом нашей жизни. Как оно может повлиять на развитие бизнеса?

- За те 12 лет, что я здесь работаю, происходили разные события, в той или иной степени повлиявшие на развитие делового климата в России. Хотя происходящие события могут вызвать обеспокоенность инвесторов, на развитии бизнеса в наибольшей степени сказываются устойчивые тенденции в области законодательства и управления. В последние годы Россия действительно добилась прогресса в формировании законодательных механизмов в сфере налогообложения. Однако, для того, чтобы создать репутацию страны со справедливой и прогрессивной налоговой системой, предстоит принять еще множество решений, которые также повлияют на привлекательность России в глазах инвесторов.

Наша основная задача в этом процессе - помочь нашим клиентам в понимании налоговой системы. Иностранные компании, приходящие в Россию, хотят знать: как здесь взимаются налоги с бизнеса, как мы можем купить этот завод, как мы можем купить пакет акций? Они говорят: что нам нужно знать, чтобы наши действия соответствовали закону? Российским компаниям важно то же самое. К сожалению, закон не всегда ясен. Если нам приходится давать совет по налогообложению в той области, где в законе нет четкости, наша основная задача заключается в следующем: постараться получить представление о том, что этот закон означает, какие могут быть варианты действий и дать возможность клиенту принять решение, основанное на этой информации. Наша роль как советников заключается в том, чтобы клиент понимал закон и мог действовать в соответствии с ним.

В других странах тоже ведется немало дискуссий на эту тему - посмотрите на США, на Великобританию: там тоже пытаются понять, что такое недобросовестная налоговая оптимизация и т.д. В целом, дискуссия сводится к тому, чтобы создать систему предоставления информации налоговым органам, чтобы они знали о позиции, которую занимает налогоплательщик по тем или иным схемам оптимизации и имели возможность при необходимости оспорить его действия.

- Если говорить о спросе на налоговые услуги - интересы клиентов сегодня отличаются от тех, что были несколько лет назад?

- Их запросы со временем не изменились. Мы помогаем компаниям, ведущим реальный бизнес, понять как действовать в соответствии с законом, когда нужно продать актив, купить актив, основать компанию для развития бизнеса и т.д. Главное, что их интересует - как сделать это легально и эффективно.

- А схемы оптимизации налогообложения сейчас используются так же активно, как, например, год назад? Или, может быть, они стали более изощренными?

- Законодательство в России, как и в других странах, с течением времени меняется. Поэтому компаниям приходится решать, есть ли необходимость корректировать свои действия в соответствии с изменившимся законодательством. Если закон меняется, они стараются понять его и сделать так, чтобы их действия соответствовали ему. Наша основная роль - помочь им в этом. Так что в этом смысле ничего особенно не изменилось, и это находит отражение в нашем бизнесе. Экономика растет, надеюсь, так будет и дальше, соответственно, растет и наш бизнес, потому что компаниям нужны наши советы по налогообложению.

- Сейчас зарубежные фондовые биржи активно привлекают российские компании, предлагая разместить акции на их площадке. PwC помогает клиентам и в этой области - выходе на иностранные рынки. Насколько, по вашим наблюдениям, это интересно российским компаниям?

- Они очень заинтересованы в возможности выхода на международный рынок капитала. Это не обязательно означает, что компания привлечет много денег, не менее важно, что она устанавливает для себя определенный стандарт, формирует свою репутацию. Ведь ей придется раскрывать определенную информацию, следовать правилам, установленным для компаний, входящих в листинг. Таким образом она повышает свою способность привлекать капитал - причем не только на фондовом рынке, но и на долговом. Если компания быстро растет и ей нужен дополнительный капитал, то факт, что ее акции включены в листинг ведущей международной биржи, может существенно помочь ей привлечь средства на развитие.

- Сколько компаний вы сейчас консультируете по возможному выходу на иностранные биржи?

- Многие компании имеют такую цель, но оценка перспектив выхода на биржу и собственно подготовка к нему могут занять два-три года. Кто из них в итоге доведет этот процесс до конца - сложно сказать. Но, могу сказать, что очень многие из, скажем, 100 крупнейших компаний ставят это своей целью.

- Какими биржами сейчас больше интересуются ваши клиенты - Лондонской, Нью-Йоркской, Франкфуртской, NASDAQ?

- Они говорят, какие цели ставят перед собой, и мы смотрим, какая биржа больше подойдет для достижения этой цели. При выборе приходится учитывать много факторов, в том числе требования и правила, которым придется следовать при вхождении в листинг биржи в той или иной стране. Препятствий для выхода на рынок США, возможно, больше, из-за ужесточившихся регулирующих норм: на это может уйти много времени и средств. В последние годы, мне кажется, компании больше интересуются выходом на Лондонскую фондовую биржу. Для российских компаний сейчас основной фактор - это, пожалуй, ресурсы, которые придется затратить на следование требованиям биржи. Менее крупные компании вряд ли захотят получать листинг в основной секции биржи, будь то Лондонская или Нью-Йоркская, скорее они предпочтут секцию для мелких и средних компаний.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика