24 апреля 2024 г. Среда | Время МСК: 23:15:15
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Психолог в организации: анатомия и технология эффективной работы



Двинин Алексей Петрович
Источник: НОУ "ИПП"
добавлено: 03-08-2004
просмотров: 26629
Сегодня психолог как штатный сотрудник организации - явление уже привычное и неудивительное. В частности, в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (постановление Минтруда РФ №37 от 21.08.1998) для должности психолога предусматриваются три категории квалификации. Удивляет чаще другое явление: психолог не может найти свою "нишу" для работ, свой предмет профессиональной деятельности. Поэтому нередки ситуации служебно-делового взаимонепонимания между руководством и психологом как специалистом; психологом и трудовым коллективом. Там, где непочатый объем профессионально интересной и полезной для организации работы обнаруживаются весьма скромные, не всегда актуальные итоги для обеих сторон.

Можно определить две группы факторов обеспечения эффективной работы психолога. Первая группа факторов условно называется "анатомией", а вторая группа - "технологией" эффективной работы.

"Анатомия эффективной работы" включает в себя следующие факторы:

  1. Документное обеспечение работы психолога
  2. Понимание руководством работы психолога и отношение коллектива к этой работе
  3. Способность и открытость психолога к коммуникации с руководством и коллективом
  4. Организационные способности психолога

О документном обеспечении работы психолога

Психолог руководствуется в своей работе документами федерального, отраслевого, корпоративного уровней. Например, Трудовой Кодекс РФ (в частности гл. 14 "Защита персональных данных работника") и перечень документов, составляющих личное дело работника вполне определенно регламентируют работу психолога.

В то же время автор находил в кадровых службах консультируемых организаций эпизоды, которые смело можно назвать казусами. Один из примеров: в личное дело работника вклеивается лист с заключением психолога по итогам психологической диагностики, которую проходил работник при поступлении на работу. К сожалению, эти казусы, малые и большие, расходуют кредит доверия, предоставляемый психологу.

Документы отраслевого подчинения организации служат хорошим основанием для поиска и обоснования своей части работы. Например, в приказах по вопросам охраны труда и техники безопасности можно найти достаточное основание для финансирования и обеспечения объема работ по психологии труда.

Документы корпоративного уровня, с которыми тесно связана профессиональная деятельность психолога, далеко не всегда формируются и применяются во внимание психологами. Это должностная инструкция, планы работы (месячный, годовой), отчеты, служебные записки. Должностная инструкция годами не обновляется, планы работы не составляются, отчетные документы по итогам работ не оформляются, а конкретные материалы не освещаются в корпоративной печати, на совещаниях.

Сегодня грамотное документально-правовое оформление работы является одной из предпосылок успеха ее выполнения. Также следует подчеркнуть, что оформленное в установленном порядке направление работы может быть "охранной грамотой" от работы "на подхвате".

Истины ради необходимо отметить, что и психологи не всегда с пользой для своей работы внимательно читают и учитывают отраслевые и корпоративные приказы по различным направлениям деятельности (например, экономическая и информационная безопасность, надежность персонала, развитие рынка сбыта и т. д.).

Таким образом, у психолога открываются серьезные перспективы в работе с документным обеспечением своей профессиональной деятельности. Фактически одна из задач психолога организации "держать руку на пульсе" подготовки проектов приказов и использовать корпоративную обстановку для включения своих разделов работы в проекты приказов, указаний, решений.

О понимании руководством работы психолога и отношении коллектива к этой работе

В связи с этим фактором обеспечения работы психолога в последние годы обстановка складывается к лучшему. Молодой состав топ-менеджмента еще на студенческой скамье мог бывать на занятиях по психологии. Деловые контакты также не обходятся без учета знаний психологии, а опыт зарубежных партнеров вполне определенно свидетельствует о серьезном значении, которое придается фактору "P" (people) в обеспечении конкурентной способности организации. Психолог в организации - нередко составная часть имиджа организации, не более. Поэтому многое все-таки начинает зависеть от самого психолога (после приема его на работу).

Для обеспечения понимания руководством значимости работ психолог целенаправленно прилагает немалые усилия: проводит анализ стоимости и потенциальных выгод (экономических, социальных, корпоративных, психологических, имиджевых и т. д.) от проведения соответствующих работ психологом (конечно, эта сложная работа проводится в тесном контакте с другими службами организации); инициирует руководство (через референтов, помощников, авторитетных менеджеров) к участию в проектах по проблеме кадровой политики, в семинарах по вопросам человеческих ресурсов организации; предоставляет руководству информационную базу и собственные предложения по разработке концептуального подхода к решению психологических аспектов работы с персоналом.

В связи с формированием предложений для руководства психологу важно определиться в формате собственного участия. Эмпирически определяются три разновидности формата: самостоятельная работа, работа, совместно с другими подразделениями, или работа "в команде" и организационно-кураторская деятельность. Каждая разновидность формата работы имеет очевидные достоинства и недостатки.

Конечно, бывают уникальные случаи. Например, автору посчастливилось работать в течение 20 лет под руководством одного из топ-менеджеров российской энергетики, который лично сам инициировал решение многих вопросов с учетом психологических аспектов их содержания, и не психологи формировали понимание, а топ-менеджмент ставил задачи перед психологами.

Другим, не менее важным основанием активного положительного принятия руководством работы психолога должна быть сама работа психолога - профессионально грамотная, отвечающая текущим запросам кадровой политики. Здесь нередки самые простые недоработки. А именно, психолог использует методики, которые ему более симпатичны, которые он знает, не принимает во внимание требования профессионального содержания, не всегда может осознать запрос на его работу, не может предложить услуги, свидетельствующие о его вкладе в работу.

Конечно, со временем приходит опыт, а с ним и большая адекватность работ. Другой аспект эффективной работы психолога связан с обеспечением соответствующего отношения коллектива организации к этой работе.

Как правило, отношение это бывает настороженным, ориентирующим работников на ожидание неблагоприятных для себя последствий, связанных с появлением психолога. Особенно в обстановке организационных преобразований, сокращения персонала.

Не совсем адекватное поведение психолога приводит иногда к полному срыву намеченной работы. Например, психолог приходит в цеховое подразделение организации и, когда ему предоставляется слово, он говорит: "Я принес приказ директора по персоналу. Согласно этому приказу мне поручено организовать работу по очередной аттестации. Использовать я буду специальный метод "…"" и т. д. и т. п. Это фактически имевший место опыт, изложенный на семинаре одним из слушателей.

Для успешного проведения работ психолог вынужден быть и корпоративным дипломатом и социальным психологом и просветителем. Об этих и других особенностях незримой работы психолога мы говорим на семинарах, разрабатываем план действий в деловых играх.

Психолог, особенно неопытный психолог, далеко не всегда осознает, не всегда принимает меры к формированию позитивного отношения к своей работе. Принятие мер - это кропотливая ежедневная работа, имеющая свою технологию и технику ведения.

Третьим фактором, определяющим эффективность работы психолога, является способность психолога к коммуникации и доступность понимания его речи (устной и письменной). Значение этого фактора трудно переоценить. Может быть обеспечена документальная основа работ. Полное понимание и финансовое обеспечение со стороны руководства, но при этом неумение психолога в речевом изложении выйти за границу психологии, неспособность перевести в плоскость интересов организации задачи психологического содержания своей работы становятся началом если не краха, то разочарования в психологе как специалисте.

Поэтому одна из серьезных забот психолога в формировании имиджа своей работы и укреплении собственных позиций состоит в способности психолога переводить на язык профессиональной деятельности задачи, проблемы, которые выдвигает руководство, а с другой стороны - способность психолога излагать доступным языком для заинтересованных лиц проблемы психологического содержания.

Об организаторских способностях психолога

Организаторские способности психолога важны в условиях выполнения работы, требующей согласования с другими подразделениями, привлечения к сотрудничеству специалистов и помощников.

Здесь, конечно, многое зависит от концептуального подхода психолога к своей работе. При этом от психолога ожидают если не чудес, то достаточно эффективных и полезных для организации результатов в сжатые сроки. Поэтому психологу не избежать раскрытия и реализации своих организаторских способностей. Конечно, бывают и иные варианты организации работы, когда психолог замыкается на выполнении отдельных заданий, порученных кадровой службой. Тогда говорить о становлении имиджа самостоятельного и плодотворного специалиста весьма затруднительно.

Здесь, конечно, многое зависит от концептуального подхода психолога к своей работе. При этом от психолога ожидают если не чудес, то достаточно эффективных и полезных для организации результатов в сжатые сроки. Поэтому психологу не избежать раскрытия и реализации своих организаторских способностей. Конечно, бывают и иные варианты организации работы, когда психолог замыкается на выполнении отдельных заданий, порученных кадровой службой. Тогда говорить о становлении имиджа самостоятельного и плодотворного специалиста весьма затруднительно.

Другая группа факторов, названная "технологией работы", также имеет свои особенности. Назовем основные из них.

  1. Формирование плана работ
  2. Процедура выполнения плана работ.
  3. Оформление отчетной документации (справка, отчет, рекомендации и т. д.)

На семинарах мы рассматриваем названные этапы работы психолога достаточно развернуто, участники семинаров делятся своим опытом успешного решения как будто тупиковых ситуаций. Здесь же мы выделяем некоторые штрихи этих этапов.

Формирование плана работы.

Далеко не всегда руководство требует от психолога индивидуальный план работы. Однако психологу не следует расслабляться. План работы, утвержденный и согласованный в установленном порядке, обеспечивает психологу ряд преимуществ перед другими работниками. План работы обозначает определенную последовательность в работе, достаточно четкое представление о целеназначении отдельных результатов работы, возможность избежания выполнения попутных, второстепенных работ, освобождение от работы "на подхвате", формирование необходимой автономии в работе и укрепление собственного имиджа.

О том, как формируется план - отдельный разговор. Здесь следует обратить внимание молодых психологов, работающих в организациях, на несколько условий формирования плана.

Первое условие - это официальные документы по отрасли и организации (приказы, указания, решения совета директоров и т. д.).

Второе условие - это обобщения, сделанные психологом по собеседованиям с руководителями и специалистами подразделений по вопросам психологических аспектов работы организации. Эти собеседования проводятся на протяжении всего календарного года, а итоги обобщения целесообразно обсуждать на совещании руководителей, занятых проведением кадровой политики организации.

Третьим условием служат предложения психолога, вытекающие из достижений психологической науки, социально-экономических требований организации труда и тенденций общественного развития к раскрытию личностного потенциала человека как субъекта профессиональной деятельности.

Наконец, немаловажным условием формирования плана являются собственные профессиональные пристрастия психолога и обстоятельства должностного роста. Базовую основу годового плана должен составлять раздел перспективного плана работы, рассчитанного на несколько лет.

Опыт работы автора свидетельствует о том, что целесообразно иметь документ, отражающий перечень работы психологического содержания. Этот перечень предлагается руководителям и специалистам как исходная ориентировочная информация для обобщения актуальных и перспективных вопросов организации.

Принципиальная схема работы психолога включает в себя разделы:

  • методическая работа (анализ проблемы, разработка профессиограмм и др.),
  • диагностическая работа (проведение мероприятий по итогам диагностики, оформление отчетных документов),
  • аналитическая работа (исследование эффективности проведенных мероприятий),
  • повышение собственной квалификации.

План работы подписывается психологом, согласуется (оформляются визы) с руководителями заинтересованных подразделений, утверждается в установленном порядке.

В целом же план работы, сформированный в соответствии с корпоративными запросами и профессиональными возможностями и интересами психолога, обеспечивает успех в работе и общественное признание специалиста.

План работы подписывается психологом, визируется (согласуется) с руководителями заинтересованных подразделений, утверждается руководителем в установленном порядке.

Естественно, что план работы должен представлять решение задач, актуальных для самого психолога: повышение квалификации, творческие интересы, мероприятия, связанные с укреплением собственного имиджа в организации.

Процедура выполнения плана работ

О методической основе выполнения работ (экспертных, диагностических, экспериментальных, аналитических) имеется достаточно литературы. Меньше внимания уделяется организационной части выполнения работ. Это психологическая подготовка трудового коллектива к работе психолога, это разъяснительная работа, адресованная менеджерам первого звена (бригадирам, мастерам, начальникам смен), это специальная подготовка по согласованию действий самих соискателей работ. Опыт свидетельствует о том, что и в масштабных и в небольших по объему работах организация подготовки процедуры выполнения работ должна быть одинаково высокого качества.

Оформление отчетной документации

Далеко не всегда уделяется должное внимание этой части работы. Необходимо подчеркнуть, что оформление отчетной документации (от аналитической записки до развернутого научно-технического отчета) является не последним фактором укрепления авторитета психолога, предоставления финансовых документов и материально-технического обеспечения работы. В содержательном плане для самого психолога отчетная документация может служить исходным материалом для оформления публикаций, докладов на конференциях и т. д. Наконец, самостоятельное оформление отчетной документации позволяет критически взглянуть на проделанную работу, а также увидеть возможные перспективы.

В рамках одной статьи невозможно охватить все вопросы, связанные с повышением эффективности работы психолога в организации.

Приходите на семинары, которые проводит НОУ "Институт проблем предпринимательства". Мы услышим друг друга, решим наболевшие вопросы, определим перспективные цели и задачи.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика