29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 00:54:39
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Ключевой фактор развития бизнеса



Филиппчук О. М.
специалист Бизнес-направления факторингового обслуживания Финансовой корпорации
Источник: Сервер КОНСАЛТИНГ.РУ
добавлено: 16-12-2003
просмотров: 12099

Независимый контроль за задолженностью

В современных условиях ведения бизнеса компании-поставщики часто вынуждены предоставлять покупателям отсрочку платежа. В зависимости от степени ликвидности продаваемого товара средний срок отсрочки колеблется в пределах 20–45 дней. Преимущества товарного кредита для покупателя очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара.

Однако согласие поставщиков на предоставление товарного кредита приводит к сокращению оборотных средств и ухудшению текущей ликвидности этих компаний, возникновению кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости. В итоге все это отрицательно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли.

«Бремя» долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае, если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки. Это приводит к десинхронизации товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной системе самого поставщика. И все же предоставление или увеличение отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей.

Стремясь не допустить возникновения просроченных или безнадежных долгов, поставщики ежедневно отслеживают состояние дебиторской задолженности. В большинстве компаний за своевременный приход денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продажам, что изначально не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной работе с ним, а следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки.

Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании. В рамках факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.

Факторинг и финансовые потоки поставщика

Основная задача факторинга – обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.

Схема факторинга выглядит следующим образом:

1. Поставка товара на условиях отсрочки платежа.

2. Уступка права требования долга по поставке Банку (или Фактору).

3. Финансирование (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки.

4. Оплата за поставленный товар.

5. Выплата остатка средств по поставке за минусом комиссии Фактора.

Финансирование осуществляется в день предоставления накладной на отгруженную партию товара. Размер досрочного платежа составляет до 90% от суммы поставки. Остаток средств (от 10%) за вычетом комиссии Фактора возвращается сразу после оплаты поставки покупателем.

Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.

Факторинг и кредит

Зачастую факторинг сравнивают с банковским кредитом, хотя данные финансовые продукты направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания, компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности, а кредитные ресурсы – в качестве инвестиционных или инновационных средств.

Факторинг имеет свои преимущества перед кредитом. При факторинговом обслуживании не требуется залог и оформление множества документов. Необходимо лишь уведомить покупателей об изменении реквизитов для оплаты поставок.

Возвратность кредита в полном объеме заложена в его сути, что требует от поставщика аккумулировать и выводить из оборота соответствующий объем денежных средств. Факторинг же подразумевает возврат средств покупателями.

Сумма кредита определяется сразу, размер же финансирования при факторинге не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве и на необходимый срок. Кроме того, погашение кредита не гарантирует получение нового, а факторинговое обслуживание носит систематический характер.

Таблица: Сравнение банковских инструментов

ФакторингКредит
Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиентаКредит возвращается банку заемщиком
Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 90 календарных дней)Кредит выдается на фиксированный срок, как правило до 1 года
Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товараКредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день
При факторинге переход компании на расчетно-кассовое обслуживание в банк не требуетсяКредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в банк
Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуетсяКредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа
Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиентаКредит выдается на заранее обусловленную сумму
Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товараКредит погашается в заранее обусловленный день
Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактурыДля получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов
Факторинговое финансирование продолжается бессрочноПогашение кредита не гарантирует получение нового
Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другоеПри кредитовании помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг

Финансовые возможности факторинга. Личный опыт

В рамках факторинга банк наряду с финансированием осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.

Важно отметить, что при факторинге банк покрывает основные риски поставщика, возникающие при отгрузках с отсрочкой платежа, – риск неоплаты и несвоевременной оплаты поставки покупателем.

Использование факторинга позволяет компаниям:

  • повысить ликвидность дебиторской задолженности;
  • ликвидировать кассовые разрывы;
  • застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа покупателям;
  • развить отношения с существующими покупателями и привлечь новых;
  • расширить свою долю на рынке.

Украинец А. И., финансовый директор ООО «Торговая сеть Градиент»:

«Использование нами факторинга успешно решает проблему возможного дефицита оборотных средств при бурном развитии и способствует достижению стратегической цели группы «Градиент» – стать безусловным лидером в области дистрибуции потребительских товаров в России».

Оценка эффективности использования факторинга в деятельности компаний показывает все преимущества этого финансового инструмента. Достаточно проанализировать рост объема продаж товаров при условии практически неограниченного финансирования и организационного обеспечения. Безусловно, комиссия банка за факторинг сокращает размер выручки с каждой конкретной поставки, но рост количества отгрузок значительно увеличивает итоговый объем выручки. В результате улучшаются абсолютные и относительные показатели деятельности компании.

Шушанянц В. В., генеральный директор ООО «Диамант Алко»:

«Трудно недооценить роль факторинга в функционировании нашей компании. Прежде всего, это постоянное наличие оборотных средств, необходимых для финансирования текущей деятельности предприятия, повышение финансовой устойчивости и улучшение показателей ликвидности».

На сегодняшний день факторинг весьма успешно используется в работе поставщиков продуктов питания, парфюмерно-косметической, алкогольной продукции, товаров народного потребления, медикаментов, бытовой химии и др. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров, поскольку спрос на них постоянен и высок. Однако следует отметить, что факторинг может быть применен в любых отраслях, где практикуются отсрочка платежа, безналичный расчет и существуют постоянные торговые связи.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.204 сек.
Яндекс.Метрика