Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Инструмент, который ждалиИсточник: НОУ "ИПП" добавлено: 12-12-2003
просмотров: 8719 При подготовке к сертификации системы менеджмента качества (СМК) предприятиям необходимо выполнить требования стандарта ISO 9001 версии 2000 года. На практике выполнение требований достигается тремя основными путями:
Практика создания СМК выявила некоторые требования стандарта, для которых подбор известных инструментов менеджмента был затруднен. Единственным вариантом решения проблемы было создание "домашних" средств, но они, к сожалению, явно не дотягивали до высоты требований стандарта. К таким "трудным" требованиям стандарта относятся планирование процессов, ответственность руководства, измерения, анализ и улучшение процессов. Концепция BSC оказалась тем инструментом, который позволил органично и неформально выполнить "трудные" требованиям стандарта ISO 9001 версии 2000 года. Заглянем в стандартПринципиальной особенностью нового стандарта ISO 9001:2000 является то, что в нем содержаться только требования, то есть что должна выполнять организация для достижения целей в области качества. При этом под целями в области качества понимается не только цели в области качества продукции, но и в области качества бизнес-процессов фирмы. Следует подчеркнуть, что в стандарте отсутствует любая информация, объясняющая каким образом можно выполнить требования. Сделано это для того, чтобы ответственность за реализацию требований полностью ложилась на фирмы и компании, предоставляющие нам свою продукцию или услуги. Требования стандарта к создаваемой на фирме СМК, по сути, является только арматурой или пустым каркасом, который надо наполнить реальной деятельностью компании, например по формированию политики и целей в области качества, управлению персоналом, взаимодействию с потребителем, закупкам, производству, измерению, анализу и улучшению процессов. Представляется естественным использовать каркас требований стандарта ISO 9001 для соединения различных инструментов менеджмента в единую систему, и у руководителей компаний появляется добротная основа, чтобы справиться с фрагментарностью и разрозненностью применяемых на фирме инструментов менеджмента. Где же не просто? Практика показала, что упомянутый каркас требований стандарта более или менее успешно заполнялся инструментами менеджмента по следующим разделам:
А вот реализация требований стандарта связанных с разработкой политики и целей в области качества, определением совокупности процессов, необходимых для СМК, измерением, анализом и улучшением этих процессов вызывали очень серьезные трудности. С момента появлением версии стандарта 2000 года и до недавнего времени по некоторым его пунктам не утихали дискуссии. Можно выделить наиболее острые вопросы, ставшие предметом этих дискуссий: Какие процессы необходимо определить в СМК? Как оценивать результативность СМК? Как связать политику в области качества с целями организации? Как сформировать совокупность целей в области качества? Этим перечнем трудности не ограничивались, и часто можно было слышать: "Ну, хорошо, предположим, эту деятельность мы идентифицируем как процесс, а что же мы будем в этом процессе измерять и анализировать?". Вопрос измерения характеристик бизнес-процессов настолько сложен, что поначалу измерения и анализ обсуждались не потому, что именно эти характеристики процессов были жизненно важны для фирмы, а потому что измерения и анализ требуются стандартом. Это неуловимое качествоК сожалению, на сегодняшний день произошла некоторая девальвация корректности применения термина "Качество". И дело не в том, что употребляют его почти по любому поводу, плохо то, что, произнося слово "Качество" часто забывают о характеристиках (показателях) с ним связанных. Поэтому система менеджмента качества, в некотором смысле это система менеджмента характеристик, причем не только продукции, но в значительной степени и бизнес - процессов. Теперь об управлении процессами, хотя это только часть менеджмента качества. Давайте называть вещи своими именами и понимать под управляемым процессом - предсказуемый процесс. Другими словами действия, направленные на бизнес-процесс должны приводить к предсказуемому изменению значений характеристик процесса, и эти изменения интерпретируются как цели в области качества процессов. Это и есть постоянное совершенствование бизнеса и путь к успеху. Совокупность инструментов принятия решений и проведения мероприятий в условиях неопределенности, в частности для снижения как естественной изменчивости бизнес-процессов, так и изменчивости, вызванной неслучайными причинами, хорошо разработана и общеизвестна. Однако эти методы, как правило, требуют времени и дорого обходятся при сборе и обработке данных, не говоря уже о мероприятиях, поэтому применять по любому поводу этот инструментарий, все равно, что палить из пушки по ….. воробьям? А может, это и не воробей и в этот раз и надо бы было пальнуть? Вот еще одна трудность, которую можно сформулировать так: "Да! Мы можем решить именно эту проблему и именно этого бизнес-процесса, потратив при этом весьма осязаемые ресурсы. Но действительно ли в итоге это льет воду на мельницу нашей стратегии? Может быть, все зря и надо было бросить наши далеко не безграничные силы на другую проблему?". Почти обнадеживающий финал В этом контексте концепция Balanced Scorecard (BSC) оказалась как нельзя вовремя. С помощью BSC появлялась возможность сбалансировать стратегию компании и на уровне инструмента перевести ее на операционный горизонт деятельности в пространство мероприятий, выделяемых для них ресурсов, сроков и ответственности. Интегрировав BSC в СМК, стало возможным практически на процедурном уровне:
При этом выполнение "трудных" требований стандарта произошло естественным, а не формальным образом (Рис.3). Для интеграции BSC в СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2000 были разработаны необходимые документы, в том числе и процедуры, позволяющие реализовывать BSC в практической деятельности компаний. На сегодняшний день концепция BSC, интегрированная в СМК находится в стадии внедрения на ряде предприятий Санкт-Петербурга. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|