28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 11:25:02
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Леонид Шнейдман: российские правила бухучета останутся российскими




Источник: Минфин России
добавлено: 16-11-2004
просмотров: 13240

Биографическая справка: Шнейдман Леонид Зиновьевич

Государственная Дума РФ на заседании 29 октября приняла в первом чтении законопроект "О консолидированной финансовой отчетности", который обяжет определенный круг российских организаций готовить консолидированную отчетность по международным стандартам. Зачем нужен этот закон, на кого он будет распространяться, как и когда вводиться в действие, специальному корреспонденту агентства "Интерфакс-АФИ" Ольге Хлебновой рассказал директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов РФ Леонид Шнейдман.
Шнейдман Леонид Зиновьевич

Леонид Зиновьевич, многие российские компании, ценные бумаги которых обращаются за рубежом, уже сейчас готовят консолидированную отчетность по международным или американским правилам, правда, добровольно. Зачем понадобился законопроект о введении обязательной консолидированной отчетности по международным стандартам внутри России?

Правительство РФ на протяжении последних лет работает над реформированием отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в направлении сближения ее с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В 1998 году была принята программа, заложившая основу движения к МСФО, в последующие годы правительство и Банк России неоднократно делали программные заявления по этому поводу.

Сейчас работа по реформированию системы учета и отчетности вышла на такой этап, когда необходимо, во-первых, установить механизм введения МСФО в правовое поле России, и, во-вторых, придать официальный статус такому виду бухгалтерской отчетности российских организаций, как консолидированная финансовая отчетность.

Собственно, эти две задачи и призван решить законопроект "О консолидированной финансовой отчетности", который в начале этого года обсуждался на заседании правительства и в мае был внесен в Государственную Думу.

В законопроекте определяются общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности. Он обеспечивает законодательную основу для действий правительства в вопросах применения МСФО российскими организациями. На основании закона правительство обеспечит процедуру признания МСФО в России.

Означает ли это, что с принятием данного законопроекта все российские организации должны будут вести бухгалтерский учет по МСФО?

Нет, ни в коем случае не означает.

Во-первых, законопроект касается только узкого круга российских организаций - открытых акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Эти компании представляют общественный интерес, их деятельность затрагивает широкий круг российских инвесторов и акционеров, в том числе частных. Чем и объясняется столь пристальное внимание к финансовой информации об их деятельности.

Во-вторых, речь идет только об одном виде бухгалтерской отчетности - консолидированной. Законопроект не затрагивает ни порядок ведения бухгалтерского учета, ни правила индивидуальной бухгалтерской отчетности юридических лиц. Таким образом, его принятие не влечет никаких изменений в действующем законодательстве, не сказывается на информационной базе налогообложения, не влияет на подходы к рассмотрению имущественных споров в судах, не отражается на порядке осуществления надзора органами исполнительной власти.

С принятием закона российские организации по-прежнему будут вести бухгалтерский учет по российским правилам. Официальной бухгалтерской отчетностью юридических лиц в России по-прежнему будет отчетность, составленная по российским правилам. Именно она будет использоваться для распределения дивидендов, налогообложения, статистического наблюдения, надзора.

Зачем тогда нужна консолидированная финансовая отчетность?

Эта отчетность имеет неоценимое значение в первую очередь для инвесторов и акционеров. Консолидированная отчетность, в отличие от индивидуальной отчетности юридического лица, дает объемное представление о том, как работают деньги инвестора или акционера, как менеджмент компании распоряжается предоставленными ему ресурсами. Именно в такой отчетности отражается финансовое положение и результат деятельности компании и всех контролируемых ею организаций. При этом все они рассматриваются как единое хозяйственное образование.

Представим, что вы инвестировали деньги в некую компанию "А", которая различными способами контролирует группу других компаний. Значит, вам принадлежит в той или иной форме часть всей группы, а не только часть компании "А". Естественно, вы хотите иметь представление обо всей группе и своей доле в ней. Такое представление дает только консолидированная отчетность.

А почему эта отчетность должна составляться по МСФО, а не по российским правилам?

Общепризнанно, что МСФО обеспечивают максимальную полезность финансовой отчетности для широкого круга пользователей. Отчетность, подготовленная по этим стандартам, в большей степени, чем российские, немецкие, французские или какие-либо иные национальные стандарты, может использоваться для прогнозирования будущего развития компании, для принятия экономических решений, для оценки деятельности менеджмента компании. А это и есть главное, что нужно инвестору, акционеру.

Введение МСФО для консолидированной финансовой отчетности станет важным шагом в обеспечении прозрачности и открытости российских компаний, повышении их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, снижении стоимости привлекаемых ими заемных средств, а также в улучшении общего климата на финансовом рынке России.

Когда российские компании начнут в обязательном порядке представлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО?

Законопроект, принятый в первом чтении, предусматривает, что консолидированная отчетность по международным стандартам должна быть составлена за 2004 год. Однако в процессе обсуждения законопроекта возникли сомнения в целесообразности установления такого жесткого срока. Было предложено внести ко второму чтению поправку, в соответствии с которой составление консолидированной отчетности по МСФО российскими организациями должно начаться с отчетности за 2005 год.

Правительство с этим согласится?

Напомню, что законопроект разрабатывался в начале года и был внесен правительством в Госдуму в мае. Если бы закон был принят сразу, то было бы достаточно времени, чтобы ввести в действие все необходимые механизмы и процедуры.

Поскольку сейчас приближается конец года, то, очевидно, есть логика во введении закона с 1 января 2005 года. То есть первой годовой консолидированной отчетностью, составленной по МСФО, станет отчетность за 2005 год, которая, конечно, появится уже в 2006 году. Это будет означать, что на протяжении 2005 года компании смогут реально подготовиться, предусмотреть соответствующие процедуры, наладить информационные системы.

Особый срок предусмотрен в законопроекте для тех российских организаций, чьи ценные бумаги котируются на международных рынках и которые уже сейчас в добровольном порядке составляют консолидированную отчетность по иным международно-признанным правилам. В основном речь идет об американских стандартах. Эти организации должны будут представлять консолидированную отчетность по МСФО, начиная с 2008 года.

В некоторых публикациях о МСФО говорится, что только слаборазвитые страны, не имеющие собственной бухгалтерской традиции, переходят на МСФО. Что вы думаете по этому поводу?

Это либо недостаток информации, либо сознательная дезинформация.

Сегодня МСФО признаны глобальными стандартами во всем мире. Европейский союз отказался от разработки собственных директив по вопросам финансовой отчетности. С 1 января 2005 года все европейские компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рынках Европы, будут обязаны готовить консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Австралия заявила о введении МСФО. В США на финансовых рынках допускается использовать отчетность по МСФО и параллельно проводится работа по сближению американских правил с МСФО.

Пару лет назад проводилось международное исследование, которое показало, что абсолютное большинство стран либо уже приняли решение о переходе на МСФО, либо приняли соответствующие планы по этому поводу.

Часто высказывается точка зрения, что невозможно составлять консолидированную финансовую отчетность холдингов по МСФО, а индивидуальную отчетность юридических лиц, входящих в группы, - по российским правилам. Вы с этим согласны?

Это одно из заблуждений, с которыми часто приходится встречаться. Приведенная вами точка зрения абсолютно не соответствует действительности. Если бы она была верна, то нельзя было бы доверять финансовой отчетности практически ни одной компании в мире. Абсолютное большинство западных компаний составляют консолидированную отчетность по МСФО именно на основе национальной отчетности юридических лиц.

Более того, эта точка зрения ставит под сомнение достоверность консолидированной финансовой отчетности российских компаний, которую они уже несколько лет представляют на международные финансовые рынки. Однако весь мир верит и признает консолидированную отчетность наших компаний. Можно сказать, что в определенной степени именно под эту отчетность компании получают значительные финансовые ресурсы.

Речь идет о применении так называемого метода трансформации, когда все компании, входящие в группу, подготавливают индивидуальную отчетность по национальным правилам; затем эта отчетность сводится и трансформируется согласно МСФО. Этот метод сегодня применяется повсеместно в Европе и других странах, поскольку для индивидуальной отчетности в подавляющем большинстве случаев в мире действуют национальные стандарты.

Означает ли это, что законопроект возлагает на российский бизнес дополнительное бремя, поскольку компании должны будут вести еще один вид учета?

Ответ однозначный - нет. Законопроект не предусматривает введение какого-то дополнительного вида учета. Вся информация, необходимая для составления консолидированной финансовой отчетности, формируется в бухгалтерии и сегодня. Единственно, о чем говорит законопроект - необходимо определенным образом представить эту информацию.

Конечно, никто не отрицает, что составление какой-либо дополнительной отчетности сопряжено с некоторыми затратами для компаний. Однако речь ведь идет исключительно об общественно значимых компаниях, деятельность которых затрагивает широкий круг людей, в первую очередь инвесторов и акционеров.

Кроме того, законопроект касается тех российских компаний, которые уже сегодня составляют консолидированную финансовую отчетность по МСФО или каким-либо иным международно признаваемым правилам. По существу, закон лишь оформляет существующую передовую практику. Поэтому никаких новых затрат принятие законопроекта российскому бизнесу не принесет.

Сколько российских компаний сейчас составляют консолидированную отчетность по МСФО или иным международно-признанным стандартам?

Точной статистики не существует. Но если взять периодически публикуемые рейтинги крупнейших российских компаний, то в первой сотне компаний небанковского сектора подавляющее большинство имеют отчетность, составленную по МСФО или по иным международно-признанным правилам.

Ранее говорилось о нескольких десятках таких компаний…

Нет, это именно подавляющее большинство из первой сотни крупных компаний. Если взять рейтинг крупнейших банков, то первые сто из них также имеют консолидированную отчетность по МСФО.

Кстати, банки начнут представлять первую отчетность по МСФО за 2004 год, а предприятия - начиная с 2005 года. Этот разрыв в один год не будет оказывать негативного влияния?

Этот разрыв существует лишь на бумаге. В реальности и те, и другие составляют консолидированную отчетность по МСФО уже сегодня. То есть информация, аналогичная по характеру, уже циркулирует в экономике.

А если компании уже составляют эту отчетность, то зачем вообще нужен закон?

Прежде всего, для того, чтобы гарантировать право российских инвесторов и акционеров на получение полной, достоверной и объективной информации.

Многие российские компании сейчас составляют консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Предают же ее гласности далеко не все. К сожалению, многие компании используют эту отчетность исключительно для контактов с западными инвесторами и партнерами. Российские же акционеры, инвесторы, партнеры не имеют доступа к этой отчетности, которая, по существу, является единственным источником надежной финансовой информации для важнейших экономических решений.

МСФО - это стандарты, принимаемые иностранной организацией, членом которой Россия не является. Значит, по существу, отчетность российских компаний отдается на откуп иностранной организации, которая вполне может и не учесть или просто пренебречь интересами российского бизнеса?

И вновь распространенное заблуждение. Во-первых, наряду с другими государствами, Россия может активно участвовать в разработке и принятии МСФО.

Россия, как и ни одно другое государство, не может быть членом Комитета по МСФО, потому что эта организация не имеет членства. Однако, как и любая другая страна с богатой бухгалтерской традицией, Россия может влиять на международные стандарты. Это будет происходить в различных формах: постановка проблем перед Комитетом по МСФО, участие в обсуждениях проектов стандартов и разъяснений, участие в деятельности Консультативного совета, опытное применение стандартов, участие в рабочих группах по подготовке проектов стандартов и многие другие формы.

Во-вторых, законопроект определяет методологическую основу консолидированной финансовой отчетности, но не вводит в действие сами стандарты. В нем предусмотрено, что правительство осуществляет определенную процедуру признания МСФО в России. Это означает, что будет рассматриваться каждый стандарт, и будет приниматься решение о его применении или неприменении российскими компаниями при подготовке официальной отчетности, признаваемой в России.

При этом каждый стандарт должен рассматриваться на предмет того, насколько он обеспечивает выполнение требований понятности, уместности, достоверности и сравнимости финансовой информации, необходимой для принятия экономических решений и оценки деятельности руководства компании. Иными словами, каждый стандарт будет проверяться интересами отечественной экономики. Если какой-то стандарт не выдержит такой проверки, то он, конечно же, не будет принят к применению в России.

Кстати, такой механизм уже реализован в ЕС. Именно по такой схеме в Европе были признаны все МСФО. Когда же Европейское Сообщество определило, что некоторые положения стандартов, посвященных учету финансовых инструментов, не согласуются с интересами европейского бизнеса, в частности, европейских банков, оно не ввело эти положения для обязательного применения европейскими компаниями.

Таким образом, законопроект не влечет автоматического признания МСФО в России.

Правильно ли я поняла, что на территории РФ будет введена только та часть международных стандартов финансовой отчетности, которая согласуется с интересами российской экономики?

Только та отчетность называется соответствующей МСФО, которая подготовлена на основании всех и каждого требования каждого применимого стандарта. Поэтому когда предлагается разложить пасьянс из стандартов и какие-то стандарты взять, а какие-то не брать, то возникает риск попасть в очень нехорошее положение.

С одной стороны, российские компании получают возможность составлять отчетность по международным стандартам, эта отчетность будет признана официальной. С другой стороны, эта отчетность по сути не будет соответствовать международным стандартам. В этом случае отечественная компания, составившая отчетность по "урезанному" варианту МСФО, придет, предположим, на Франкфуртскую или Лондонскую биржу со своей "международной" отчетностью, а ей скажут: "Простите, но мы не понимаем вашу отчетность".

Мы никогда не ставили и не ставим перед собой задачу выбирать стандарты. Мы говорим о том, что должна быть процедура всесторонней оценки, анализа каждого стандарта. Но идея этой процедуры заключается не в том, чтобы сказать: "Нет, нам это не годится", а в том, чтобы понять, насколько это соответствует сегодняшним российским условиям, деятельности российских компаний.

И только в том исключительном случае, когда мы видим, что это не соответствует интересам российского бизнеса, российского рынка, российской экономики, только тогда можно говорить о каком-то отступлении от стандарта. Но это будет исключением, а не целью самой процедуры признания МСФО в России, задача которой заключается во введении их в российское правовое поле.

Какова будет процедура признания МСФО в России?

Законопроект предусматривает, что правительство определяет процедуру признания этих стандартов в России. Очевидно, что на основании закона правительство примет решение, каким образом это признание будет осуществляться.

Я могу лишь предположить, например, на основании опыта Европейского сообщества, каким образом было бы целесообразно построить этот процесс. В Европе этот процесс является двухуровневым. На первом этапе проходит профессиональная экспертиза каждого стандарта, для чего существует негосударственная группа экспертов, которая оценивает по существу каждый стандарт с точки зрения соответствия общественному благу Европы. Если эта профессиональная экспертиза одобряет стандарт, далее уже Европейская комиссия принимает политическое решение, утверждая нормативный акт, который вводит в действие стандарт на территории Европы.

На мой взгляд, такое построение процедуры достаточно логично.

Предварительная экспертиза будет проводиться в рамках Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ?

Я не думаю, что это имеет какое-либо отношение к Совету по аудиторской деятельности. В экспертную группу должны войти представители тех, кто готовит отчеты, аудиторы, представители инвестиционного сообщества, финансовых аналитиков, государства.

Мы внимательно изучаем мировой опыт в этом вопросе. Исходя из того, что позволяет сегодняшнее законодательство, вместе с профессиональным сообществом и другими заинтересованными сторонами, мы придем к пониманию того, как правильно организовать данный процесс.

Работа по признанию стандартов будет проведена в 2005 году?

Как только будет принят законопроект, тут же должны быть предприняты соответствующие шаги по введению стандартов, потому что иначе закон не будет действовать. Эта работа должна быть проведена в кратчайшие сроки.

Существует еще одна проблема перевода консолидированной отчетности российских компаний на МСФО - ведь официального перевода текста этих стандартов на русский язык до сих пор нет…

Это устаревшая информация. Комитет по МСФО опубликовал официальный перевод МСФО на русский язык.

Этому событию предшествовала длительная и кропотливая работа. Комитетом была образована специальная экспертная группа из российских специалистов по подготовке перечня ключевых терминов и редактированию перевода. Профессиональное сообщество и ведущие ученые провели экспертизу текста на русском языке, подтвердили его качество и соответствие английскому тексту. В результате и появился официальный текст стандартов на русском языке.

Но по-прежнему можно видеть сообщения, что переговоры с Комитетом по МСФО о переводе стандартов на русский язык продолжаются?

Я могу совершенно официально заявить, что официальный перевод на русский язык МСФО существует. Текст на русском языке опубликован Комитетом по МСФО.

Законопроект вводит обязательный ежегодный аудит консолидированной финансовой отчетности, и высказываются опасения, что он приведет к существенному переделу рынка аудиторских услуг в пользу компаний "большой четверки". Вы разделяете эту точку зрения?

Такая постановка вопроса некорректна. Давайте разберемся.

Законопроект, действительно, предусматривает введение обязательного ежегодного аудита консолидированной финансовой отчетности. Для аудиторов это дополнительные заказы. Сегодня аудит консолидированной отчетности необязателен. Те компании, которые привержены лучшим образцам корпоративного поведения, проводят аудит консолидированной отчетности вне зависимости от того, существует или нет требование закона. Те менеджеры, для кого необходимость аудита не очевидна, с принятием закона будут обязаны привлекать независимого аудитора для подтверждения достоверности консолидированной отчетности. Таким образом, закон о консолидированной финансовой отчетности обеспечивает аудиторов дополнительным стабильным объемом работ.

Теперь посмотрим, какие аудиторы выиграют от принятия законопроекта. Кому достанется этот дополнительный объем работ?

Законопроект построен таким образом, что аудит консолидированной финансовой отчетности достанется исключительно аудиторским организациям, имеющим российские лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Сегодня данный вид аудиторских работ могут вести любые компании: зарегистрированные и незарегистрированные в России, являющиеся аудиторскими и не являющиеся таковыми по российским законам.

Законопроект о консолидированной финансовой отчетности призван навести порядок в этом вопросе. Он однозначно определяет, что только российский аудитор может проводить аудит консолидированной финансовой отчетности российской компании. С данной точки зрения, законопроект можно рассматривать до некоторой степени как протекционистский. Однако это делается абсолютно сознательно, ибо во главу угла ставятся интересы российских пользователей отчетности, которые должны получать отчетность, подтвержденную не кем попало, а признанными в России профессионалами.

Конечно, это накладывает дополнительную ответственность на российские аудиторские организации, которые теперь помимо отечественных правил отчетности должны отлично разбираться и в МСФО. Но я уверен - это не проблема для них. Уже сегодня отечественные аудиторы активно осваивают МСФО и оказывают широкий спектр услуг в этой области.

Также существует мнение, что принятие законопроекта выгодно исключительно западному бизнесу, который сможет с легкостью получать информацию о российских компаниях…

Прежде всего, не будем забывать, что практически все российские публичные компании уже сегодня имеют консолидированную финансовую отчетность, составленную по МСФО или другим международно-признанным стандартам. Такая отчетность широко распространяется этими компаниями на западных финансовых рынках. Делается это российскими компаниями добровольно. Вряд ли они ведут бизнес в ущерб себе.

С принятием закона российский бизнес сможет непосредственно использовать МСФО при подготовке консолидированной финансовой отчетности, что является ключом к международным рынкам капитала. Отечественные предприниматели смогут оценивать свой бизнес по сравнению с аналогичными компаниями по всему миру. Российские инвесторы и акционеры гарантированно получат доступ к действительно полезной им информации об объектах инвестирования. Существенно улучшится качество финансовой информации, обращающейся на российском финансовом рынке, что будет способствовать его дальнейшему развитию. Российское общество в целом получит возможность реально оценить вклад общественно значимых компаний в повышение общественного благосостояния. Вот и судите, кто выигрывает от обсуждаемого закона…

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика