23 апреля 2024 г. Вторник | Время МСК: 07:00:54
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Мы пойдем другим путем! Нестандартный подход к стандартным маршрутам

Интервью с генеральным директором карельской туристической компании Северо-Западное Бюро Путешествий Владимиром Поляковым



Катерина Чинарова
Источник: Журнал "Управление компанией"
добавлено: 22-12-2004
просмотров: 11160
Туристический бизнес не может быть скучным по определению. Да и как не шевелиться и не искать новые <ходы>, когда вокруг кишат конкуренты, а рынок развивается весьма динамично? Поэтому и люди здесь собрались энергичные: это оригиналы, активные исследователи, обладающие безусловным <драйвом>. Без точного расчета и смелых решений выжить в такой среде можно, но создать преуспевающую компанию, застолбить одно из региональных направлений - едва ли? Как это удалось карельской туристической компании Северо-Западное Бюро Путешествий, рассказывает генеральный директор Владимир Поляков.

Владимир, какова была первоначальная стратегия развития компании? На что делалась ставка?

Ставка была сделана прежде всего на спортивно-развлекательный отдых. Это то, что на Западе называется activities: всевозможные сафари, джип-туры, многодневные походы, - прежде в организованной форме этого в Карелии не было. На первом этапе мы поставили задачу сделать ассортимент наших услуг максимально широким и интересным. Для этого в первые два года мы создали фирму, в которую вложили достаточно много ресурсов; подготовили материальную базу - снегоходы, квадроциклы, лодки и прочий сопутствующий инвентарь.

Еще на стадии бизнес-идеи мы учитывали сезонность туристского бизнеса и для большей стабильности проекта планировали строить собственные гостиницы. Сейчас переходим ко второму этапу: одну гостиницу приобрели в собственность, другую строим и сдаем в феврале следующего года. Совершенно очевидно, что оба направления - турпрограммы и гостиничный бизнес - взаимовыгодны. Компания Северо-Западное Бюро Путешествий должна привлекать туристов в Карелию, тем самым обеспечивая заселение наших отелей. Поэтому мы надеемся, что гостиничный сектор будет развиваться достаточно интенсивно.

Северо-Западное Бюро Путешествий - молодая динамично развивающаяся компания, присутствует на рынке с 2002 г. В штате фирмы 17 человек (руководство, менеджеры, инструкторы, механики).

Средний возраст работников - 28 лет. По итогам конкурса Лидеры карельского турбизнеса - 2004 Северо-Западному Бюро Путешествий присвоено первое место в номинации Лучший туроператор.

При строительстве гостиниц учитывались ли турпотоки, ваши маршруты?

Нет, на потоки мы не ориентировались, и вот почему. Карелия - республика немаленькая, но близость к столице - Петрозаводску - остается главным критерием при выборе места строительства. Основным критерием было расположение отеля в пределах 20-30 км от города. Гостиничное направление для нашей компании - разумный выход в межсезонье, когда outdoor-программы поздней осенью прекращаются и надо что-то делать, чтобы не простаивать. Опыт показал, что задействовать гостиничный ресурс почти на 100% удается благодаря работе с местными жителями, а также предложению корпоративных программ крупным компаниям Москвы, Питера и других городов региона.

Основной целью развития мы ставим завоевание 30-40% карельского туристического рынка. В экстремальном и активном туризме мы - лидеры по объемам продаж в нашем регионе. Хотя как туроператору нам тяжело соперничать, например, с комплексом Кижи.

Что Вы вкладываете в формулировку нестандартный подход к стандартным маршрутам> на чем основываетесь при разработке программ?

Нестандартный подход означает применение в большей части программ оригинальных решений, касающихся и выбора объектов показа, и маршрутов, и средств передвижения. Маршруты мы разрабатываем сами, ориентируясь при этом на ощущения нравится - не нравится и, конечно, на безопасность. Например, обычный рафтинговый сплав мы немного видоизменили: обычно рафты спускаются на веслах, а у нас используются моторы, чтобы можно было проходить пологие, малоинтересные места. В результате участникам тура не приходится сутками грести - они ведь тоже устают.

Кроме того, мы приняли во внимание мировой опыт и в какой-то степени - опыт российских компаний. Оценили, как работают фирмы в Финляндии, Норвегии, Швеции, в Мурманской области, на Байкале. Кстати, с некоторыми байкальскими туроператорами у нас и вообще одинаковый вид деятельности, только в разных регионах - у нас и у них могут быть одни и те же клиенты. Мы отметили, что по статистике Финляндия, в частности, принимает зимой больше туристов, чем летом. И решили для себя, что межсезонья как такового у нас быть не должно, т. е. мы работаем 12 месяцев в году. Для тех, кто отдыхает летом, например, организуем сплавы на рафтах, для зимнего отдыха - катание на собачьих упряжках.

Кстати, те же финны зачастую отдыхать едут к нам. Почему? А потому что наш туризм - безбашенный, с приключениями. У финнов все правильно: выехал на дорогу, едешь по ней прямо, с такой-то скоростью... В российских условиях все гораздо менее предсказуемо. Между прочим, когда мы в прошлом году устраивали в Петрозаводске экстремальные гонки, то собрались снегоходчики из Москвы, Питера, Карелии и Финляндии.

И все-таки экстремальная ниша довольно ограничена, Вы согласны?

Да, поэтому таких программ у нас не более 1-2 %, причем клиентами чаще становятся друзья. Остальные туры, хотя и называются экстремальными, достаточно безопасны и доступны для любого человека: например, даже люди без навыков спокойно сплавляются по рекам на рафтах с опытными инструкторами. Разумеется, безопасности мы уделяем особое внимание: обеспечиваем страховку, готовим инструкторов. Когда фирма только начинала работать, у нас возникли проблемы, когда мы стали давать снегоходы напрокат. Теперь Северо-Западное Бюро Путешествий уходит от этого, мы ведем пилотов гуськом, инструктор следит за скоростью, порой даже идем на хитрость: ограничиваем возможности снегохода.

Сколько у вас сейчас разработанных программ?

Три десятка. Программы делятся на массовые, корпоративные, обучающие и индивидуальные. Очень много разрабатывается индивидуальных программ, когда клиент просто звонит и говорит: Хочу это. Наша задача - разработать маршрут, предложить цену. Интересная ниша - научный туризм: это летние туры, которые позволяют обучаться на природе студентам-археологам, зоологам, геологам, ботаникам. Новый проект пользуется большим спросом.

Таким образом, мы позиционируем компанию как универсального оператора, ведь иначе просто невозможно занять рынок 12 месяцев в году.

Какова же ваша целевая аудитория?

С запуска проекта мы ориентировались на целевую аудиторию, которую определили как средний менеджмент из крупных городов. Сознательно не хотим размениваться на массовые программы, которые позволяют группу из 40-50 человек отвезти на Валаам или на Кижи и заработать на этом 10 тыс. руб. В общем, берем не количеством, а качеством обслуживания - и, конечно, ценой.

В Финляндии отдых продвигают так: тихое озеро, деревянный коттедж, рыбалка? Карелия в чем-то похожа на страну-соседа. Что вы делаете для того, чтобы добраться до клиентов среднеценового сегмента, как продвигаете свои услуги?

Основной канал - это собственный Интернет-ресурс, сделанный профессионально, проиндексированный в лучших поисковиках. Клиент набирает , и наш сайт занимает первые строчки. Та же ситуация со словами . Кроме того что мы занимаем первое место, на втором и третьем местах - наши московские сайты, Русский Север и Апельсин-тур. И все первые семь мест - наши. За всем этим стоит ежедневная работа грамотных компьютерщиков. Абсолютно бессмысленно экономить на квалифицированных кадрах и заставлять человека, который обслуживает туриста или продает туры, сверх того писать компьютерные программы?

Кстати, сколько клиентов в процентном соотношении приносит сеть?

В прошлом году она обеспечила 30% всех продаж, в этом - порядка 60%.

Какие каналы, кроме Интернета, эффективны в этом плане?

Конечно же, СМИ. Первый год мы активно продвигались, давали очень много рекламы и в Карелии, и по России, писали статьи, продвигали брэнд Карелия, заодно и . Однако в СМИ очень сложно отследить эффект. Напечатали про нас в 15 журналах, а что нам это дает конкретно, трудно сказать. Далее, используем имиджевую рекламу. Какой-то процент клиентов регулярно поставляют турагентства.

Когда мы начинали, Карелией занимались не больше пяти московских фирм, а сейчас их стало больше, потому что Карелия становится брэндом. Сейчас мы сотрудничаем с десятком агентств; из них стабильно работают одно-два, однако на выставке к нам проявляли интерес достаточно крупные компании туррынка, которые раньше по каким-то причинам не интересовались СЗБП. Турагентствам мы предоставляем существенную 18%-ную скидку, и она позволяет турагентству жить, а нам - таким методом продвигать себя.

Какой сегмент наиболее перспективный для Вашей компании и как она выходит на заказчиков из этой ниши?

Основной сегмент - корпоративный. Для нас корпоративные клиенты - это прежде всего возвратные клиенты (порядка 30%). Съездив на отдых со своим рабочим коллективом, они в следующий раз приезжают уже отдельно, с семьей, селятся в наших гостиницах в Новый год. В процессе поиска таких клиентов мы выходим на московских и питерских партнеров, которые специализируются на корпоративном отдыхе, и предлагаем сотрудничество.

Вы продаете только проверенные маршруты. Как происходит апробация, сколько времени уходит на разработку маршрута?

Когда год, когда месяц, а когда и день - все зависит от сложности самого маршрута. Проводя обучающие программы, мы заранее ставим полосу препятствий с веревками, колесами, качелями, а потом снимаем ее. У нас есть готовые биваки не только рядом с Петрозаводском, но и, например, на Валааме.

С какими проблемами компания сталкивалась на разных этапах?

Главная проблема состояла в том, чтобы найти деньги. Денежные ресурсы всегда ограничены. Нужно всегда помнить о том, что если ты деньги берешь, то их придется отдавать. Инвесторам необходимо понимать, что туризм - не торговля, стремительной отдачи ждать бессмысленно. Те же снегоходы выстрелили только через три года, да и любое новое начинание отбивается не сразу.

Что считаете главным условием успеха бизнеса?

Самое главное - двигатель, драйв во всей команде.

То есть, пока ты вертишься, все работает?

Точно! Если перестаешь давать рекламу, тебя быстро забывают. Возврат клиентов, как я уже сказал, составляет 30%, но ведь и остальные 70% надо где-то взять!

И как же добиться того, чтобы люди возвращались к вам снова и снова?

Им надо предоставить новый вызов, новый маршрут, новый взгляд. Мы даже традиционное снегоходное сафари в этом году делали по-другому, чтобы возвратный клиент приехал. Так что необходимы постоянное движение и продвижение.

Журнал "Управление компанией" # 12 за 2004 год
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика