29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 12:37:57
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Леонид Шнейдман: Чем жестче вход в профессию аудитора, тем выше качество услуг




Источник: Интерфакс
добавлено: 15-02-2005
просмотров: 22036

Шнейдман Леонид Зиновьевич - Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов Российской Федерации

Правительство РФ на первом в этом году заседании 13 января одобрило разработанный Минфином законопроект о внесении изменений в федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Документ, который по сути является новой редакций базового для аудиторов закона, содержит революционные изменения для российской аудиторской отрасли. Например, планируется отменить лицензирование аудиторских компаний, заменив его на обязательное членство в аудиторских саморегулируемых организациях, ужесточить условия доступа в профессию, перейти к единому квалификационному аттестату, создать общественный орган надзора за аудиторской профессией. О том, какие изменения ожидают российских аудиторов, в интервью спецкору агентства "Интерфакс-АФИ" Ольге Хлебновой рассказал один из авторов законопроекта, директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ Леонид Шнейдман.
Шнейдман Леонид Зиновьевич

Леонид Зиновьевич, какие основные изменения содержат поправки?

Я бы выделил пять основных изменений. Первое - это перераспределение функций между государством и профессиональными саморегулируемыми аудиторскими организациями, роль которых существенно возрастет. Второй очень важный момент - изменение подходов к контролю качества аудиторских услуг. Третье - изменения в организации обучения и повышения квалификации аудиторов. Четвертое - упорядочение системы профессиональных стандартов. И, наконец, пятое - введение механизма общественного надзора за аудиторской профессией.

Тогда начнем по порядку. Какими функциями Минфин РФ, который является уполномоченным органом правительства в сфере регулирования аудита, поделится с профессиональным аудиторским сообществом?

Поправки к закону предполагают, что ряд функций, которые сегодня выполняет государство, переходят к аудиторским профессиональным объединениям - саморегулируемым организациям (СРО). Причем конструкция, которая предложена в законопроекте, нацелена на значительное повышение роли СРО в системе регулирования профессии. Какие функции передаются СРО?

Прежде всего, допуск в аудиторскую профессию. Сегодня аттестацией аудиторов и лицензированием аудиторской деятельности занимается министерство финансов. Поправки к закону предполагают, что решение о том, допускать или нет специалиста и организацию в профессию, принимает само профессиональное сообщество через СРО на основании тех критериев, которые однозначно устанавливаются законом. То есть аудитор - физическое лицо или аудиторская организация - для осуществления своей деятельности должны будут в обязательном порядке вступить в одно из саморегулируемых аудиторских объединений. Причем замена лицензирования на обязательное членство в СРО планируется с 1 января 2006 года.

Вторая функция, от которой отказывается государство, - система непрерывного повышения квалификации аудиторов. Если сегодня Минфин разрабатывает программы в этой области, осуществляет контроль над системой, то поправки предусматривают, что это будет функция исключительно саморегулируемых аудиторских организаций.

Третье, что передается, - осуществление внешнего контроля за качеством аудиторских услуг. Сегодня контроль качества возложен на Минфин с возможностью привлечения профессиональных объединений аудиторов. Поправки же предусматривают, что контроль качества проводится самими саморегулируемыми организациями в отношении своих членов на основе общих принципов и требований. Кроме того, предполагается передать СРО ведение единого реестра аудиторов и аудиторских организаций, который сегодня ведется Минфином.

Что же тогда останется у Минфина?

У государства остается выработка политики в сфере аудиторской деятельности, издание нормативно-правовых актов, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, анализ рынка аудиторских услуг, надзор за деятельностью СРО.

Ранее уже говорилось, что требования к саморегулируемым аудиторским объединениям будут очень жесткими - они должны будут иметь в своем составе не менее 3 тыс. аудиторов или не менее 1,5 тыс. аудиторских организаций. Минфин уже получил упреки в попытке создать монополию…

Сейчас при Минфине аккредитовано 7 профессиональных объединений аудиторов. При этом действующих квалификационных аттестатов в стране около 31 тысяч, а лицензий на осуществление аудиторской деятельности выдано 7 с небольшим тысяч. Разве при таких количественных показателях возможно образование монополии?

Кроме того, у существующих сейчас профессиональных объединений аудиторов будет достаточно времени, а именно полгода с момента вступления закона в силу, чтобы привести свои уставные документы в соответствии с новыми требованиями. На выполнение "норматива" по минимальному числу членов будет предоставлен еще более длительный срок.

Но десятка СРО тоже не получится - на них просто членов не хватит при таких высоких нормативах минимального количества членов…

Напомню, цель в данном вопросе заключается в улучшении системы регулирования этого сегмента рынка. Создание саморегулируемых организаций - не самоцель. Попробуем рассмотреть эту область с точки зрения пользователя, который прежде всего хочет, чтобы ему оказывали качественные аудиторские услуги. Обеспечить качество услуг в ситуации, когда саморегулируемых организаций сотня, значительно сложнее, если вообще возможно, чем в случае, если их разумное количество.

Это доказывает и мировая практика. Сегодня повсеместно происходят процессы консолидации профессиональных организаций. Есть целый ряд стран, где давно действует одна общепризнанная профессиональная организация. Есть страны, где действуют два-три таких профобъединения. И это те устоявшиеся рынки аудиторских услуг, на которые мы смотрим как на своего рода образцы.

Каким требованиям должны будут отвечать аудиторы и аудиторские организации, чтобы быть членами таких СРО?

Поправки устанавливают, что аудитор - физическое лицо должен иметь квалификационный аттестат, безупречную деловую репутацию, подтвержденную рекомендациями не менее трех действующих аудиторов, у него не должно быть непогашенной судимости за экономические и иные преступления. Аудиторская организация должна иметь в штате, как и раньше, не менее пяти аудиторов. При этом не менее 50% состава исполнительного органа организации должны быть аудиторами, как и лицо, являющееся единоличным исполнительным органом этой организации. И аудиторы, и аудиторские организации должны соблюдать федеральные стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики.

Предполагаете ли вы установить какие-то требования к финансовым показателям аудиторских организаций?

Нет, "имущественный ценз" не устанавливается.

Вы согласны с тем, что доступ в аудиторскую профессию сузится в результате реализации поправок?

Это действительно так. Повысятся требования к претендентам, что отвечает сегодняшнему состоянию рынка и тем требованиям, которые предъявляют участники рынка, да и общество в целом, к аудиторам. Именно исходя из тех требований, которые на сегодня предъявляет к аудитору рынок, сформулированы требования на вход в профессию. В частности, предполагается, что аудитор привержен высоким нормам профессиональной этики. Отсюда появилось требование безупречной деловой репутации.

А обязательное страхование ответственности аудиторов не думаете вводить?

Обязательное страхование ответственности закон не вводит. Во-первых, этим законом нельзя ввести обязательное страхование. И, кроме того, страхование ответственности аудиторов - очень сложный вопрос, поскольку речь идет не столько о страховании ответственности перед лицом, с которым заключен договор на оказание аудиторских услуг, а о страховании ответственности перед третьими лицами, перед пользователями бухгалтерской отчетности.

Хотя сегодня к российским аудиторам нет особых исков, я уверен, что мы подходим к тому этапу, когда аудитор будет нести ответственность за то аудиторское заключение, которое он подписал.

Но ведь в мировой практике такое страхование существует?

Да, но, повторюсь, это очень сложная система. Введение одной статьи в закон здесь ничего не решит. Во всяком случае, та статья, которая существует в действующей редакции закона об аудите, не работающая. А механизм, как это сделать по-другому, пока отсутствует, в связи с чем любая запись будет носить декларативный характер.

Над этим вопросом работает, в частности, Совет по аудиторской деятельности, причем уже достаточно длительное время. С решением этого вопроса должна выйти сама профессия, без профессии его решить невозможно.

Кстати, в поправках вы найдете несколько иное положение - там предусмотрено, что саморегулируемая аудиторская организация может устанавливать для своих членов определенные способы обеспечения ответственности. Имеется в виду и страхование, и компенсационные фонды, то есть весь тот арсенал, который используется в аудиторской практике.

Что нового предусматривается в системе контроля качества аудиторских услуг?

Действующий закон предусматривает определенные механизмы контроля качества, но они обозначены недостаточно четко. Поправки к закону уточняют этот механизм, придают ему стройность и определенную жесткость. Определено, кто осуществляет контроль, когда, с какой периодичностью, что является предметом контроля. Это упорядочивает общую систему организации контроля качества.

Поправки предусматривают, что внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций осуществляют саморегулируемые аудиторские объединения в отношении своих членов. Это обозначено как одна из важнейших обязанностей СРО, чего не было до сих пор.

Предметом внешнего контроля качества является соблюдение норм закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, норм профессиональной этики. При этом каждая организация или аудитор подлежат внешней проверке не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. При выявлении нарушений СРО может обязать своего члена устранить их, вынести ему предупреждение, приостановить его членство, обратиться в суд с заявлением об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, и как крайняя мера - принять решение об его исключении, что равносильно запрету на оказание аудиторских услуг.

Какие изменения предусматривают поправки в системе повышения квалификации аудиторов?

Законопроект предусматривает, прежде всего, введение единого квалификационного аттестата. Это, с одной стороны, расширяет возможности для аудиторов осуществлять свою деятельность. С другой стороны, это предъявляет повышенные требования к аудиторам, потому что они должны обладать знаниями не только в какой-то одной узкой области, но ряде областей.

В связи с этим как раз и возник вопрос о переаттестации. Согласно поправкам, до 1 января 2009 года аудиторы с квалификационными аттестатами, выданными до вступления в силу предлагаемых поправок, могут пройти переаттестацию. После указанного срока квалификационные аттестаты аудиторов, выданные до вступления в силу этих поправок, аннулируются.

В прессе требование о переаттестации уже подверглось критике, поскольку оно связано с дополнительными расходами аудиторов…

Переаттестация при переходе к единому квалификационному аттестату аудитора - это вопрос принципиальный. Сегодня никто не ставит под сомнение необходимость квалификационной аттестации вообще, чтобы знания и навыки, профессиональная компетентность подтверждались. Но почему же тогда, расширяя сферу деятельности аудитора, мы не желаем, чтобы он подтвердил свою компетентность в определенных областях? Если я сегодня обладаю аттестатом, который дает мне право заниматься аудитом страховых организаций, а завтра я получаю право заниматься аудитом банковских организаций, должен ли я подтвердить свои знания и навыки в банковской сфере? Мне кажется, что логичный ответ будет "да".

Кроме того, аудиторы получают возможность проводить аудит отчетности по МСФО. Должны они подтвердить свой профессиональный уровень в этой области? Конечно, должны!

Это приблизительно как с водительскими правами. Есть права категорий А, В, С. Если ты обладаешь правами категории В, это означает, что ты не можешь водить грузовик. И вдруг выходит закон, который говорит, что с сегодняшнего дня все могут водить и легковые, и грузовые машины. Так что, значит, не надо проверить, а человек вообще способен водить грузовые автомобили или нет?

Но законопроект не предусматривает, что все должны будут пройти полную переаттестацию, сесть за парту и все "по новой" пересдать. Поправки к закону говорят: будет организована переаттестация, но форма этой переаттестации может быть различна в разных ситуациях. В одном случае это может быть стопроцентная переаттестация, в другом - "досдача" каких-то разделов и модулей. В первую очередь, речь о том, чтобы сегодняшний аудитор подтвердил свою квалификацию в областях, которыми он сможет заниматься, но которые не покрывает его сегодняшний квалификационный аттестат.

А с чем вообще связана необходимость введения единого аттестата аудитора?

Тенденция развития аудита и бухгалтерского учета такова, что различия между их отдельными областями постоянно сужаются. Возьмем, к примеру, движение бухучета в сторону международных стандартов финансовой отчетности. Эти стандарты одни для всех - банков, страховых организаций, промышленных предприятий. Что касается аудита, то это единая технология, независимо от того, в какой сфере он проводится. В страховой организации вы проводите аудит, в банке или на предприятии - все равно вы должны документировать, планировать, собирать аудиторские доказательства. Тогда в чем различия между сегодняшними аттестатами?

Конечно, есть специфика в деятельности страховой компании или банка. Но это специфика не аудиторской деятельности, не бухгалтерского учета, а "производственная" специфика. Никого не смущает, что аудитор с аттестатом по общему аудиту приходит и в аптеку, и в нефтедобывающую компанию. Думается, что разница между аптекой и нефтедобывающей компанией никак не меньше, чем между страховой организацией и банком. Между последними двумя организациями можно найти больше общего, чем между аптекой и промышленным предприятием.

Вы сказали, что законопроект также предусматривает упорядочение системы профессиональных стандартов аудиторской деятельности…

Сегодняшний закон об аудиторской деятельности предусматривает, что могут быть федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты профессиональных объединений аудиторов и внутренние стандарты аудиторской организации. Добавьте к этому еще и международные стандарты аудита. Практика показала, что нет необходимости плодить такое многообразие профессиональных стандартов.

Профессиональное сообщество устраивают международные стандарты аудита. Федеральные стандарты аудиторской деятельности абсолютно согласуются с международными стандартами аудита. Поправки в закон упорядочивают эту систему, фиксируя, что есть федеральные стандарты аудиторской деятельности, по которым мы все работаем, и они разрабатываются в соответствии с международными.

Это имеет значение даже не столько для аудиторов, сколько для потребителей аудиторских услуг, для пользователей бухгалтерской отчетности. Им никто не сможет морочить голову: вот в одной части действуют федеральные стандарты, в другой части - стандарты какой-то профессиональной организации, а в третьей части - еще какие-то стандарты. По существу, данная мера защищает пользователей, участников рынка, что представляется очень важным.

Смогут ли аудиторские СРО влиять на выработку нормативно-правовой базы, или, как сообщили некоторые СМИ, они будут отстранены от этой функции?

В законе четко обозначено, что уполномоченный орган в сфере регулирования аудиторской деятельности организует разработку и утверждает стандарты аудиторской деятельности. Саму разработку стандартов осуществляет именно профессиональное сообщество, и в поправках указывается, что это как раз является функцией СРО.

И, наконец, что подразумевается в поправках под системой общественного контроля за аудиторской деятельностью?

Введение системы общественного надзора за развитием профессии - общемировая тенденция, к которой мир подтолкнула серия корпоративных скандалов в США и Европе. В результате этих скандалов общество пришло к осознанию, что аудит - это не узко профессиональное, цеховое дело, что аудитор наделен определенной общественно-значимой функцией и представляет определенные интересы общества. От аудитора ожидается подтверждение того, что предоставляемая организацией отчетность является достоверной и объективной. Значит, общество заинтересовано следить за развитием профессии в правильном направлении. В проекте поправок механизм общественного надзора реализуется через Совет по аудиторской деятельности.

Главная задача Совета по аудиторской деятельности будет заключаться в том, чтобы поверять действия, совершаемые государством и профессиональным сообществом в сфере аудита. Задача этого органа должна заключаться в том, чтобы анализировать, насколько решения, принимаемые в области аудиторской деятельности, соответствуют общественным интересам.

Исходя из этого, основу такого органа составят люди, не связанные с аудиторской деятельностью, они обозначены в законопроекте как потребители аудиторских услуг. Поправки в закон четко говорят, что это не представители профессии и госорганов. Законопроект устанавливает, что их численность в совете не должна быть менее 70%, то есть это абсолютное большинство. При этом председателем Совета не может быть ни представитель государства, ни представитель профессионального сообщества.

Законопроектом предусмотрена также такая составляющая Совета по аудиторской деятельности, как рабочий орган, который будет предварительно прорабатывать все решения Совета. Он будет формироваться из представителей аудиторской профессии, научной, педагогической общественности, представителей уполномоченного органа. Причем участие представителей профессионального аудиторского сообщества в рабочем органе предполагается на уровне не менее 70%.

И как будет действовать эта новая система регулирования аудиторской деятельности, которая на первый взгляд выглядит достаточно громоздкой?

Мы оказываемся как бы в трехуровневой схеме регулирования - государство, Совет по аудиторской деятельности плюс его рабочий орган, саморегулируемые аудиторские организации. Например, при разработке нормативно-правовых актов в сфере аудита эта система будет действовать так: СРО разрабатывает стандарт, затем он поступает в рабочий орган Совета по аудиторской деятельности, где обсуждается профессионалами. Если они приходят к заключению, что документ грамотен с профессиональной точки зрения, они передают документ Совету по аудиторской деятельности, который рассматривает его с точки зрения интересов рынка и пользователей. И если Совет приходит к выводу, что стандарт соответствует интересам развития, то он рекомендуется для утверждения уполномоченным органом, который осуществляет юридическое оформление документа.

Когда новая система регулирования и функционирования отрасли полностью заработает?

Для разных нововведений законопроектом предусмотрены разные сроки. В частности, для переаттестации это 1 января 2009 года, отмены лицензирования - 1 января 2006 года. То есть продуман переход, который не должен нарушить нормальное функционирование рынка.

Вы планируете, что законопроект будет рассматриваться Думой на весенней сессии?

Нам бы хотелось, чтобы он был принят своевременно.

Вы делали оценку, как может измениться число аудиторских компаний в результате реализации поправок?

Поправки никогда не преследовали цель сократить количество аудиторов или аудиторских организаций, поэтому такие оценки не делались.

А ваше мнение, какие изменения вызовет реализация закона?

Надеюсь, что реализация закона приведет к улучшению качества аудиторских услуг.

Может ли в результате реализации поправок повыситься стоимость аудиторских услуг, учитывая, что придется поддерживать более высокие стандарты качества услуг, платить за переаттестацию?

Стоимость аудиторских услуг определяется рынком. И поэтому, если даже аудиторы попытаются использовать принятие поправок в закон для того, чтобы увеличить стоимость своих услуг, решать будет рынок.

Леонид Зиновьевич, все-таки часто можно встретить упрек в том, что законопроект защищает интересы крупных аудиторских компаний, а мелким будет довольно сложно выполнить новые требования закона…

Прежде всего, я не думаю, что закон об аудиторской деятельности существует исключительно в интересах аудиторской профессии. Более того, считаю, что этот закон в первую очередь нужен пользователям аудиторских услуг на рынке.

Законодательные инициативы, связанные с аудиторской деятельностью, обычно появляются тогда, когда общество осознает, что аудит - это не просто бизнес, не просто профессиональное занятие, а деятельность по защите интересов общества. Эта мысль реализована в поправках. На заседании правительства министр финансов РФ Алексей Кудрин, представляя законопроект, отмечал, что при разработке поправок во главу угла ставилась защита участников рынка, широкой публики, для которой работает аудитор.

Посмотрите на проблемы аудита с точки зрения пользователя на рынке. Его интересует прежде всего качество услуг аудитора, чтобы он получил от аудитора то, за что уплачены деньги. Поэтому для пользователя важно, чтобы это был достойный человек, с соответствующей репутацией, соответствующими навыками, с соответствующими знаниями. Чем жестче будут правила на вход в аудиторскую профессию, тем пользователей это в большей степени устроит, потому что это гарантия качества оказываемых ему услуг.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика