23 апреля 2024 г. Вторник | Время МСК: 14:46:56
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Школы для бизнеса: проблемы выбора



Подготовлено Анной Чернецкой
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 28-03-2005
просмотров: 12647
Долгое время в нашей стране не было рынка бизнес-образования. Сегодня такой рынок появился, а следовательно, возникла необходимость разобраться в нем, найти некие ориентиры, считает директор рейтингового агентства Ассоциации Менеджеров России Сергей Кубышко. Как показывает опрос менеджеров российских компаний, пока при выборе бизнес-школ они ориентируются в первую очередь на репутацию школы и ее преподавательский состав.

Что важно при выборе бизнес - школы

Компания Begin Group провела исследование и выяснила, на какие критерии обращают внимание слушатели при выборе программы МВА (см. врезку 1).

Опросы финансовых директоров, проведенные нашим журналом, подтвердили приоритетность критериев, выделенных в результате исследования. Рассмотрим подробнее факторы, имеющие наибольшую значимость для слушателей.

Имя и репутация школы

Оценить репутацию той или иной бизнес-школы достаточно сложно. В прошлом году Ассоциа­ция Менеджеров попыталась это сделать, подготовив первый в России рейтинг публичной репутации российских бизнес-школ (см. врезку 2). Согласно информации Ассоциации Менеджеров, рейтинг составлялся в первую очередь для того, чтобы предоставить деловому сообществу инструмент для выбора бизнес-школ src-master.ru. Рейтинг уже вызвал множество упреков со стороны представителей бизнес-образования, с которыми нам удалось пообщаться. По их мнению, главный его недостаток - необъективность. Проблема в том, что многие просто не обратили внимания на один существенный нюанс, который выделил Сергей Мясоедов, рек­тор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ: «Это не рейтинг школ бизнеса и качества их программ, это рейтинг публичной репутации бизнес- школ, то есть рейтинг узнаваемости, доверия со стороны бизнеса». Сам по себе этот рейтинг выявил одну весьма любопытную тенденцию. При выборе программы МВА часто оценивается не столько бизнес-школа, сколько вуз, при котором она работает. Господин Мясоедов приводит курьезный пример: «Когда Ассоциация Менеджеров собрала первую группу экспертов для апробации методики исследования (около 40 человек), мы с Сергеем Филоновичем (декан Высшей школы менеджмента при Государственном университете — Высшей школе экономики. - Примеч. редакции) составили перечень бизнес-школ для оценки и включили в него Школу бизнеса МГИМО, которой сегодня не существует. Так вот эта несуществующая школа и заняла одно из первых мест, потому что авторитет вуза очень высок».

Во многом благодаря такому подходу верх­ние места в рейтинге заняли школы, работающие при авторитетных вузах. Так, Высшая школа менеджмента, занявшая первое место, пока не столь известна, как ГУ-ВШЭ, при котором она работает. Бизнес-школы, работающие при АНХ (в ТОП-20 Ассоциации менеджеров входят шесть таких школ), многие также выбирают исходя из известности вуза.

Личный опыт:

Максим Саков, замдиректора ЗАО «Унихимтек» (Москва), выпускник ВШМБ АНХ при правительстве РФ

При выборе (бизнес-школы я отдал предпочтение АНХ, которая готовила управленческие кадры еще в годы советской власти и сохранила свой профиль, существовала и развивалась. Такой опыт и выживаемость внушают доверие .

Андрей Марушкевич, первый вице-президент кор­порации «Галактика», выпускник ВШФМ АНХ при Правительстве РФ

Известность вуза - это и бренд, и школа, и конечно же, они повлияли на мой выбор. В России есть несколько высших школ (в широком понимании этого слова), которые имеют давние традиции, сохраняющиеся на протяжении десятилетий. Чтобы никого не обидеть, я не буду их называть, но те, кто учился, знают. Так вот, если преподавательский состав принадлежит к этим школам, то это серьезный критерий для отбора.

На что слушатели обращают внимание при выборе программы МВА, %

Имя и репутация школы……………………... 47

Преподавательский состав………………... 42

Стоимость обучения……………………... 37

Наличие зарубежной аккредитации……..3 4
Возможность получения российского

государственного диплома……………… 32

Количество курсов по выбору………….. 32

Состав слушателей………………………. 31

Местоположение бизнес-школы …………. 30

Содержание программы/специализация. 30

Форма обучения………………………………. 19

Продолжительность обучения………….. 17
Возможность проходить обучение

на иностранном языке……………………… 16
Возможность получить западный

диплом МВА……………………………………. 14

Источник: Begin Group

По словам Сергея Мясоедова, то, что более известны вузы, а не бизнес-школы, - очень плохо, поскольку сильный вуз далеко не всегда имеет соответствующую бизнес-школу. И об этом следует помнить всем, кто выбирает школы, ориентируясь лишь на известность вуза. Вместе с тем пока в России, по словам ректора школы «Синергия» Михаила Иоффе , существуют только три самостоятельные бизнес-школы (самостоятельные юридические лица. - Примеч. редакции) - МИРБИС, «Синергия» и Санкт-Петербургский международный институт менеджмента .

Личное мнение:

Валерий Тёмкин, генеральный директор НПО «ЛЮМЕН» (Москва), выпускник ВШФМ АНХ при Правительстве РФ

Еще не настало время для появления юридически самостоятельных российских бизнес-школ с хоро­шей собственной инфраструктурой. Поэтому возможность для бизнес-школы работать при сильном вузе - это, безусловно, плюс, важно только, чтобы вуз не мог радикально вмешиваться в работу школы.

Есть и еще один важный нюанс. Очевидно, что репутация бизнес-школы формируется прежде всего благодаря ее выпускникам. Поэтому очень полезно узнать, где сегодня работают выпускники бизнес-школы, а еще лучше - пооб­щаться с некоторыми из них, чтобы составить достаточно объективное мнение о выбранной школе.

Преподавательский состав

К сожалению, уровень преподавания в большинстве российских бизнес-школ пока еще да­лек не только от западного уровня, но и от требований современного российского бизнеса. Это связано с тем, что многие преподаватели плохо представляют себе реалии современного бизнеса. «У нас до сих пор практически нет преподавателей, которые сочетают теоретические знания на уровне европейских стандар­тов и обширный практический опыт», - гово рит Татьяна Каримова, генеральный директор ООО «Воды Боржоми», окончившая школу МИРБИС. А Михаил Хабаров, генеральный директор компании AllianzRosno Asset Management , говоря о том, почему он пока является принципиальным сторонником западных программ МВА, в качестве одного из главных аргументов назвал уровень преподавателей западных бизнес-школ: «Это люди, умеющие делать успешный бизнес. И их бизнес-кейсы основаны на собственном опыте».

Именно невысокий в среднем уровень преподавания отечественных бизнес-школ является основной причиной того, что многие работодатели «не верят» в российские МВА (подробнее об отношении работодателей к выпускникам МВА речь пойдет ниже).

Личный опыт:

Сергей Ражев, генеральный директор хедхантинговой компании Penny Lane Consulting Сомнения работодателей относительно качества российского бизнес-образования, в частности практических занятий и решения кейсов, объясняются прежде всего тем, что если на Западе для предпринимателя преподавательская практика считается престижной, то в российских школах пока преобладают преподаватели-теоретики.

«Политику бизнес-школы должны определять не только и не столько так называемые академические преподаватели, а прежде всего те, кто тесно связан с бизнесом, занимается консалтингом, а также преподаватели, пришедшие из бизнеса», - подчеркивает Станислав Смирнов, заместитель декана Высшей Школы Бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова. Научно-исследовательская работа является фундаментом бизнес-образования и составляет примерно 40% веса в любом рейтинге, считает Михаил Иоффе. Но у нас этот критерий пока не работает, главная причина - кадровый дефицит.

Личное мнение:

Сергей Мясоедов

Говоря о научных исследованиях, могу принести некую шутливую аллегорию — российскому бизнес-обра- зованию пока 16 лет, то есть это подросток, а чтобы заниматься исследованиями, нужно перевалить минимум за 20. Если серьезно, то чтобы сделать исследование для написания case - study , необходим кадровый потенциал. В ведущих школах бизнеса - факультет менеджмента СПбГУ, ВШМ ГУ-ВШЭ, ИБДА - исследования начались. Конечно, мы пока не можем сравниться с западными школами, но у нас все впереди. Игорь Липсиц, замдекана ВШМ ГУ-ВШЭ, профессор Основная беда всех российских бизнес-школ - жесточайший дефицит хороших преподавателей. При этом под «хорошим преподавателем» мы понимаем специалиста, обладающего следующими качествами:

  • владение материалом учебных курсов на уровне последних идей и разработок, существующих в мире, включая зарубежные публикации, а не просто пересказ того, что издано (иногда в весьма непро­фессиональных переводах) на русском языке. Пересказ «классического Котлера» еще может быть терпим для студентов, но категорически отторгается аудиторией бизнес-школ и корпоративных программ, которая требует анализа бизнес-технологий на более высоком и актуальном уровне;
  • знание реалий российского бизнеса на основе консалтингового опыта или постоянного мониторинга большого массива публикаций в отечественной прессе;
  • умение построить курс системно, чтобы слушатели МВА могли получить не фрагментарное, а целостное представление об определенной области управления бизнесом;
  • наличие хороших преподавательских способностей и владение современными методами подачи
    материала, в том числе с учетом дифференциации типов восприятия у людей с различными вариантами первого высшего образования;
  • поддержание стабильного качества преподавания. Не могу сказать, что все наши преподаватели уже сегодня отвечают этим требованиям на 100%, но мы ведем очень жесткий отбор претендентов на эту роль (каждый преподаватель после окончания курса оценивается слушателями по ряду критериев). Немаловажно и то, что многие из наших преподавателей регулярно занимаются консалтингом, про- водят открытые и корпоративные семинары, поэтому мы все время «в теме».

Стремясь придать образованию как можно большую практичность, многие бизнес-школы приглашают специалистов-практиков из известных российских и западных компаний. Так, в школе бизнеса МИРБИС преподают менеджеры компаний «Вимм-Билль-Данн», ИКЕА, Nestle ; в ВШМ ГУ-ВШЭ - менеджеры КамАЗа и «РОСНО». Это способствует тому, что образование все больше подтягивается к бизнесу. К тому же топ-менеджеры, которые приходят на курсы МВА, становятся все более строгими судьями и заставляют преподавате­лей поднимать планку.

Личный опыт:

Валерий Тёмкин

В ВШФМ, в которой я учился, уровень преподавания достаточно высокий. Но попадались и слабые преподаватели. В этом случае школа адекватно реагировала на претензии слушателей и заменяла тех, кто нас не устраивал. Обратная связь со слушателями является обязательным элементом совершенствования процесса обучения: по окончании каждого курса слушатель обязан заполнить анкету, в которой оцениваются актуальность курса, его, программа, квалификация и мастерство преподавателя, наличие учебных материалов и т. ц. Чтобы придать программе большую практичность, наряду с лекциями проводятся занятия в форме семинаров, деловых игр, бизнес-тренингов. В качестве ведущих выступают практикующие консультанты и топ-менеджеры крупных компаний. Так, тренинг по управлению рабочим капиталом и денежными средствами проводил опытный консультант, а тренинг по постановке бюджетирования - финансовый ди­ректор известной питерской компании. Ольга Курбатова, президент корпорации «Хэппи лэнд», выпускница Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ

Основной массив информации о практике бизнеса, преподаваемой по программе МВА, был известен мне по собственному опыту. Но часто преподаватель либо давал новый ракурс видения проблемы, либо по­могал систематизировать процессы и искать новые нестандартные пути решения задачи. На глазах создавалась система, заполнялись лакуны, что и было нужно. Некоторые курсы были особенно интересны во многом благодаря профессионализму преподавателей - например, курс маркетинга. А некоторые курсы, например «Финансовой менеджмент», к сожале­нию, не дотягивали до «стратегического» стандарта.

Получить информацию о преподавательском составе можно как от выпускников, так и непосредственно в школе, уточнив, проводит ли школа исследования, готовит ли кейсы на основе российской практики, есть ли среди преподавателей практики и т. п.

Стоимость обучения

Стоимость обучения - критерий неоднознач ный. С одной стороны, существенно более низ- кие затраты на обучение в России по сравне нию с обучением на Западе - важный аргумент для многих менеджеров. Так, согласно исследованию Begin Group , почти половина (46%) опрошенных не готовы платить за бизнес-образование больше 5 тыс. долл. США. 24% респондентов могут заплатить от 5 до 7 тыс. долл. США. Больше 11 тыс. долл. США могут позволить инвестировать в свое обучение всего 5,8% будущих студентов. С другой стороны, будучи рыночным показателем, стоимость обучения характеризует еще и уровень спроса на программу. Так, Валерий Тёмкин считает, что вполне естественно, когда более качественный продукт продается по более высокой цене. Станислав Смирнов добавляет, что если сопоста­вить стоимость программы и сложность вступительного экзамена, то такой показатель, как большой конкурс, при достаточно высокой стоимости и строгом отборе характеризует ав­торитетность рассматриваемой бизнес-школы. Наглядным показателем соответствия ожиданий действительности служит оценка эффе­ктивности вложения средств в бизнес-образование. По данным исследования Begin Group , 60% опрошенных полагают, что в целом обучение стоит инвестированных в него денег, а еще 30% в этом нисколько не сомневаются.

Личное мнение :

Андрей Марушкевич

Какой бы ни была стоимость, по моему мнению, соотношение качество—цена в наших школах пока выше, чем в западных. Те же, кто выбирает для себя образование в бизнес-школах в качестве дополнительного, как правило, на стоимость внимания не обращают, поскольку прекрасно понимают, что: — инвестиции в себя - это самые выгодные вложения в долгосрочной перспективе; - окупаемость такого обучения многократная.

Наличие у программы зарубежной аккредитации

Говоря о зарубежной аккредитации, предста- вители компаний имеют в виду, как правило, два важных аспекта - аккредитацию в между- народных ассоциациях и совместные програм- мы с зарубежными бизнес-школами.

Международная аккредитация. Международная аккредитация - это наиболее корректный способ оценки деятельности школы с точки зрения качества обучения, считает Виктор Орехов, начальник отдела маркетинга Международного института менеджмента ЛИНК. Школа бизнеса Открытого университета Великобритании, программы которой ведет в России ЛИНК, имеет все три международные аккредитации: AACSB ( Association to Advance Collegiate School of Business — Американская ассамблея университетских школ бизнеса), EFMD ( European Foundation for Management Development - Европейский фонд развития бизнеса) и AMBA ( Association MBA - Ассоциация программ МВА). Две аккредитации (АМВА и EFMD ), по словам Михаила Иоффе, имеет школа «Синергия».

Личное мнение:

Сергей Мясоедов

Сегодня в России нет чисто российских бизнес-школ, аккредитованных за рубежом. Так, Хэйвард и Антверпенский университеты аккредитованы в AACSB , включая и их российские программы, Кинг- стонский университет — в АМВА, в том числе его российская программа. Также в АМВА аккредитована совместная с Дармской школой бизнеса программа «Синергии». Сегодня АМВА на фоне спада в Европе проявляет интерес к российским школам. В течение ближайших пяти — восьми лет ведущие российские школы начнут процесс аккредитации, О чем говорит наличие аккредитации? Это как знак качества в советское время - халтуру авторитетные международные организации не пропустят.

Совместные программы. Для многих слушателей при выборе бизнес-школы важно наличие у нее совместной программы с зарубежными университетами.

Личное мнение:

Сергей Мясоедов

Конечно, в альянсах с российскими школами пока не участвуют ведущие западные бизнес-школы, однако

целый ряд «середняков» дают очень неплохое обра­зование, их дипломы признают западные компании.

При обучении по западной программе в российской бизнес-школе слушатели, как правило, получают такой же диплом, как и в западной школе-партнере. Однако на этот момент стоит обращать особое внимание, поскольку не на всех совместных программах выдаются аутентичные дипломы.

Совместные программы - наиболее подхо­дящий вариант образования для тех, кто планирует сделать карьеру в западной компании, работающей в России.

Личный опыт:

Ольга Каненкова, руководитель департамента бухгалтерского учета, налогообложения и консоли­дации отчетности ОАО «Автофрамос»/ RENAULT , выпускница школы МИРБИС Выбирая бизнес-школу, я поняла, что получение образования на Западе и отъезд из страны на два года не принесут желаемого результата.

Топ-20 лучших российских бизнес-школ

  • Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ.
  • ИБДА АНХ при Правительстве РФ.
  • ВШМБ АНХ при Правительстве РФ.
  • Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС.
  • Высшая школа бизнеса (МГУ).
  • Институт делового администрирования и бизне­са (Финансовая академия при Правительстве РФ).
  • ВШФМ АНХ при Правительстве РФ.
  • ВШКУ АНХ при Правительстве РФ.
  • Стокгольмская школа экономики, Санкт-Петер бург.
  • Всероссийская академия внешней торговли (Минэкономразвития России).
  • Санкт-Петербургский международный институт менеджмента ( IMISP ).
  • Высшая коммерческая школа (Минэкономразвития России).
  • Международный институт менеджмента ЛИНК.
  • Институт экономики и финансов «Синергия».
  • Институт мировой экономки и бизнеса (РУДН).
  • Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров (Высшая экономическая школа) (СПбГУЭФ).
  • Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета.
  • Институт бизнеса и экономики АНХ при Правительстве РФ (Калифорнийский государственный университет Хэйварда).
  • МИПКК по новым направлениям развития техники и технологии (МГГУ им. Н.Э. Баумана).
  • Российско-немецкая высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ.

Рейтинг подготовлен Ассоциацией Менеджеров
Методика исследования приведена на сайте www . amr . ru / doc 2028. html .

Более интересной мне показалась возможность получения образования МВА и двойного диплома в России (МИРБИС и London Guildhall University ), что дает возможность применять все полученные знания на практике. Обучение по программе «Менеджмент/Управление предприятием», проводимое для менеджмента нашей компании в 2001 году Groupe ESIDEC ( Metz , Франция) и Высшей экономической школой СПбГУЭФ, а главное - эффект от моей работы по­сле окончания этой учебы, только укрепили меня в выборе российско-западного образования.

Борис Вольпе , директор по маркетингу представительства в России и странах СНГ компании SAPAG , выпускник МИМ ЛИНК

Оптимальным выбором для меня стала дистанци­онная программа МИМ ЛИНК и Открытого университета Великобритании. Россия - страна, где бизнес развивается и не всегда укладывается в четкие схемы. И нам лучше иметь хорошее западное бизнес-образование, но получать его на базе опыта практикующего бизнеса. В России за два года бизнес проходит путь в несколько лет, а то и десятилетий, и, отучившись это время за рубежом, по возвращении можно просто оказаться теоретиком, не способным применить имеющиеся знания. А я получил возможность изучать дисциплины и сразу же соотносить знания с реальным бизнесом. Програм­му Открытого университета Великобритании я выбрал еще и потому, что бизнесу надо учиться там, где он возник исторически и откуда пришел в другие страны, то есть Британия имеет право учить ведению бизнеса.

Программа МВА оказалась самым «живым» обра­зованием, которое я когда-либо получал. Сейчас я оцениваю это как сотрудник SAP — компании, ко­торая разрабатывает решения для управления предприятиями. Смысл бизнеса SAP - это взгляд на предприятие как на интегральную систему, в которой на изменения одной из функций обязательно должны отреагировать все остальные. И лучшее, что человек может вынести из МВА, — это именно интегрированный взгляд на бизнес, постоянное присутствие в голове идеи о том, какова стратегиче­ская цель деятельности предприятия и как решения, даже локальные, скажутся на конечных результатах его деятельности.

Степень МВА и карьерный рост

В рейтингах западных бизнес-школ, которые готовят издания Financial Times и Business Week , одним из важнейших критериев является зарплата слушателей «до» и «после» получения степени МВА. В бизнес-школах, входящих в первую десятку ( Harvard , Wharton , Stanford , INSEAD ), рост зарплаты после получения степени МВА состав­ляет от 100 до 170%. Однако в российских условиях такой зависимости пока не наблюдается.

Личный опыт:

Сергей Ражев

Нельзя говорить о прямой связи между дипломом и зарплатой. Получение степени МВА подразумевает приобретение навыков и знаний, что поз­воляет выпускникам претендовать на карьерные продвижения или даже миграции в другие сферы. В свою очередь, изменение должности и полномочий влияет на повышение компенсационного

пакета. Впрочем, зарплатные ожидания выпускников часто превышают уровень, который им готовы предложить российские работодатели.

Елена Аверьянова-Познякова , генеральный директор кадрового агентства «Коннект Персонал» Уровень оплаты труда специалистов зависит от достижений, знаний и практических навыков, нара­ботанных многолетним трудом, и в меньшей сте­пени - от образования. Диплом МВА не является необходимым требованием работодателя. Хотя его наличие может дать топ-менеджеру дополнительный шанс в развитии карьеры и привлечь внима­ние работодателя.

Таким образом, получать российскую степень МВА в расчете на резкий карьерный рост, очевидно, не стоит. Однако хорошее образование, безусловно, позволит профессионально вырасти. Это может со временем способствовать успешному развитию компании, то есть в конечном итоге и карьеры слушателя.

Личный опыт:

Андрей Марушкевич

На мою карьеру обучение не повлияло, но на качестве работы сказалось очень сильно: пропала неуверенность в тех вопросах, которые «прикрывают» знания, полученные в высшей школе, появилась способность шире смотреть на все процессы в бизнесе.

Ольга Курбатова

Мое обучение по программе МВА оказалось эффективным инструментом для дальнейшего роста нашей компании. На фундаментальное первое образование (МГУ) органично наложилось образование прикладное, давшее мне систематизированные знания и области бизнеса, управленческие навыки и стратегический подход. Именно это бы­ло востребовано в первую очередь и до сих пор да­ет свои результаты. Свидетельство тому — успешный рост компании «Хэппилэнд». На моей карьере получение степени МВА никак не отразилось. Скорее, это стало хорошим стимулом для развития карьеры других менеджеров компании, работающих под моим руководством. Некоторые из них последовали моему примеру и сейчас также получают образование в ВШМ ГУ-ВШЭ, что положительно сказывается на их карьерном росте и совершенствовании управлен­ческих навыков.

Недавно создана Лига выпускников российских программ МВА, одним из учредителей которой является Российская ассоциация бизнес- образования (РАБО). Цель ее создания, по словам Максима Сакова, члена Совета Лиги, сделать российский бизнес более эффективным путем использования потенциала менеджеров, полу­чивших качественное российское бизнес-образование. Вместе с тем Лига должна способствовать совершенствованию самого бизнес-образования, чтобы оно было ближе к проблемам реального бизнеса. Ведь бизнес-школы - это прежде всего школы для бизнеса.

Журнал «Финансовый директор» №3 (33) март 2005 года
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика