20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 02:29:24
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

“Семи-восьми моделей телефонов маловато, но 20 будет достаточно”

Интервью: Геннадий Голант, гендиректор компании “Дельта Телеком”



добавлено: 28-06-2005
просмотров: 9895
Сотовая сеть “Скай Линк”, появившаяся три года назад в Петербурге, до сих пор смогла завоевать лишь 1,5-2% рынка. И хотя стандарт CDMA-450 существенно уступает по популярности GSM, в среднем клиент “Скай Линка” приносит оператору в несколько раз больший доход, чем GSM-пользователь, — до $60 в месяц (ежемесячный доход на абонента GSM-операторов в Петербурге составляет около $12, по данным iKS-Consulting). В Петербурге оператором сети “Скай Линк” выступает компания “Дельта Телеком”. Ее гендиректор Геннадий Голант считает, что пока услуга его компании “нишевая”, но возможности технологии CDMA по передаче данных перспективны, особенно в регионах. До сих пор сеть “Скай Линк” работает лишь в Петербурге и Мурманске. Голант говорит, что развитие сети в других городах запланировано на 2006 г., когда региональный рынок будет готов к появлению этих услуг.
Геннадий Голант

— Аналитики отмечают, что даже в Петербурге “Скай Линк” растет медленнее рынка. Так ли это и почему?

— Сегодня мы занимаем примерно 1,5-2% петербургского рынка, и я не думаю, что наша доля сокращается. Растет ведь не рынок переговоров или передачи данных, а рынок выпуска SIM-карт. При проникновении карт 100% проникновение телефонов — менее 80%. Отнюдь не каждый младенец или бабушка имеют свой мобильный телефон.

Мы рассчитываем, что сможем продавать наши услуги наиболее передовым людям. Сервисы, как и телефоны, сначала будут не очень дешевыми, но это вопрос спроса и времени.

— Сколько у вас сейчас абонентов в Петербурге?

— Абонентская база превышает 110 000 человек.

— В каких регионах Северо-Запада собираетесь развивать “Скай Линк”?

— В этом году мы сосредоточили свое развитие на Петербурге и Ленобласти.

В декабре прошлого года мы запустили сеть “Скай Линк” в Мурманске, нынешним летом планируем расширить зону покрытия в Мурманской области. Мурманск не входит в лицензионную территорию “Дельты Телеком”, однако нам принадлежит контрольный пакет мурманской компании “Теленорд”, которая эксплуатировала NMT-сеть. Это самое крупное из наших региональных представительств. К тому же деловая активность в Мурманске достаточно высокая. А в Новгороде, Петрозаводске и Пскове, которые входят в нашу лицензионную зону, мы обозначили свое присутствие в прошлом году, но в этом году развивать сети CDMA-450 не планируем. Эти регионы еще недостаточно привлекательны.

— Когда они станут привлекательными?

— Думаю, что в течение 2006 г.

— Петербургская NMT-сеть закрыта. Как обстоит дело с региональными сетями этого стандарта?

— Формально сроки лицензий не истекли, но абонентов в тех сетях просто нет. Мы согласовываем сейчас с Мининформсвязи вопросы закрытия этих сетей.

— Насколько отличается ARPU в регионах и в Петербурге?

— Еще рано говорить о стабильном показателе ARPU в регионах, там слишком маленькая абонентская база. Даже в Мурманске она не превышает 1000 абонентов. В Петербурге же ежемесячный доход с одного абонента составляет примерно $60.

— Сколько из этих $60 приходится на голосовую связь, а сколько на мобильный Интернет?

— Сегодня голос обеспечивает большую часть доходности. Но в последнее время мы видим рост спроса на мобильную передачу данных. На запущенном нами недавно тарифе “Сенсация” с профилем $100 и безлимитными голосом и передачей данных обе составляющие пользуются одинаковой популярностью.

— Сколько стоит строительство одной региональной сети и как быстро она окупится?

— Если вас спросят, сколько стоит купить автомобиль, вы сразу осведомитесь — какой. То же самое с сетями. Сеть может состоять из 2-5 базовых станций, а может исчисляться сотнями.

— Но вы ведь пока не станете строить сеть в небольшом и небогатом городе.

— При выходе в новый регион необходимо обеспечить уверенную зону покрытия. Потребители привыкли к хорошей связи в разных сетях, и, если покрытие плохое, они не будут с этим мириться. На город с населением 500 000 человек достаточно 10 базовых станций. Диапазон 450 МГц в сочетании с технологией CDMA-2000, которые используют переотраженные сигналы, создают уникальную возможность делать начальное покрытие минимальным. А потом уже можно добавлять емкость. В среднем соотношение числа базовых станций по сравнению с технологией GSM может быть один к четырем — один к пяти. Стоимость базовых станций сильно разнится. Когда мы начинали строить опытную зону, то купили всего семь базовых станций. На старте, два с половиной года назад, когда рынок не был еще сформирован, нам потребовалось 60 базовых станций, чтобы охватить весь Петербург и ближайшие пригороды. Сейчас счет станций, закупленных нами и МСС, идет на сотни, кроме того, их покупают операторы в Восточной Европе и Белоруссии. Появился рынок. И стоимость станций снизилась, она составляет десятки тысяч долларов и почти сравнялась со стоимостью станций стандарта GSM.

— Ваше предложение ориентировано на достаточно узкую нишу потребителей. Есть ли они в регионах?

— Когда мобильная связь только стала появляться на российском рынке, никто не рассчитывал, что эта услуга почти полностью охватит население. 10 лет назад ее можно было назвать “нишевой”.

Сейчас доступ в Интернет и вообще передача данных развиты еще не так, как мобильная связь. И тем не менее последние годы объем проникновения Интернета демонстрирует хорошие темпы. По данным Мининформсвязи, уровень проникновения Интернета составляет 14-15%, год назад — менее 10%.

Развитие любой технологии происходит сначала в Москве и Петербурге, а потом, с опозданием на 2-4 года, распространяется на регионы. Рынок доступа в Интернет развит в крупных городах, где уже создана хорошая инфраструктура — оптико-волоконные сети, проводные линии, ADSL. Развивается и рынок мобильного Интернета.

Привлекательность регионов связана с невысоким уровнем проникновения фиксированной связи. Это создает там почву для быстрого внедрения беспроводных технологий. Скорость этого внедрения будет зависеть от реакции местного бизнеса и его потребности в каналах связи. А также от скорости открытия федеральными компаниями филиалов в регионах.

Наша технология очень интересна и перспективна. Качество голоса в ней лучше, чем в системе GSM, которая начала свое развитие на 10 лет раньше. Возможности по передаче данных тоже гораздо лучше. Сейчас мы можем обеспечить доступ в Интернет со скоростью 153 Кбит/сек. В ближайшее время мы запускаем технологию [доступа в Интернет] EV-DO, благодаря которой скорость вырастет до 2,4 Мбит/сек. В дальнейшем ее можно увеличить до 3 Мбит/сек.

— Однако сейчас есть проекты создания сетей Wi-MAX, которые будут несравнимо быстрее. Существует и развивается и Wi-Fi. Будут ли сети на основе этих технологий серьезными конкурентами CDMA?

— Технология [Wi-MAX] еще не отточена. От задумки до реального запуска сети может пройти очень много времени. И еще не факт, что эта технология будет запущена. Выход на рынок и завоевание на нем позиций — это вопрос не только технологии и спецификации. Даже если проекты, основанные на этой технологии, будут реализованы, для подключения к сети понадобятся отдельные абонентские устройства, а не комплекс услуг, который содержится в наших телефонах. Абоненту удобнее пользоваться чем-то одним. Поэтому телефон, сочетающий в себе функции модема и работающий в режиме EV-DO (технология высокоскоростной передачи данных через сотовый телефон), во многих моментах перекрывает Wi-Fi (стандарт беспроводной связи, позволяющий владельцам ноутбуков и КПК получить доступ в Интернет вблизи специальных точек доступа — хот-спота) и Wi-MAX.

Если же строить сеть Wi-Fi, то затраты могут ошеломить. Даже маленькую базовую станцию нужно разместить и обслуживать, у нее маленькая зона покрытия, к ней нужно подвести канал связи. У Wi-Fi сегодня скорость выше, чем у нас, но на ограниченном пространстве. Мобильный Интернет, который может предложить технология CDMA-450, занимает промежуточное положение между привычным проводным на основе волоконной оптики и Интернетом на основе Wi-Fi. CDMA-450 обеспечивает гораздо более широкую зону охвата, чем Wi-Fi, несколько более низкую скорость. Однако, если учитывать внедрение технологии EV-DO, наша скорость будет сопоставима с Wi-Fi.

— Но у EV-DO тоже есть ограничители. Например, технология будет доступна только с одной модели телефона, который будет стоить около $350.

— Но это начальный период. Мы вообще начинали с двух черно-белых трубочек не очень привлекательного вида. Сейчас можно купить уже 8-9 моделей нашего стандарта. Примерно раз в полтора-два месяца появляются новые модели телефонов. Появляются новые производители, например Pantech, AnyDATA. Что касается стоимости телефонов, это вопрос рынка. За два года цена на телефоны CDMA-450 снизилась более чем в два раза, будет снижаться и дальше.

— Аналитики называют разнообразие трубок одним из главных преимуществ GSM перед CDMA. Является ли для вас отсутствие широкого ассортимента телефонов серьезной проблемой?

— Пока это действительно так. В мире более 700 моделей телефонов стандарта GSM. У нас ассортимент в 100 раз меньше, и компании-производители в большинстве своем не могут похвастаться известностью. Но это вопрос времени.

С другой стороны, обычному потребителю вряд ли нужен такой широкий ассортимент, как в GSM. Это потребности не людей, а производителей, которые в условиях серьезной конкуренции пытаются завоевать таким образом место на рынке. Абонент не анализирует и десятую часть всего диапазона трубок, он смотрит, какими телефонами пользуются знакомые, что-то видит в рекламе. Семи-восьми моделей, конечно, маловато, но 20 будет достаточно.

— А может ли на рынке появиться телефон, который работал бы в обоих стандартах?

— Мы технологически опробовали межстандартный пластиковый роуминг (абонент получает возможность, вынув аналог SIM-карты — R-UIM-карту из телефона CDMA-450 и вставив ее в телефон GSM, быть на связи в регионе, где еще нет сети CDMA-450, но есть GSM). Следующая ступень — это двухмодовый телефон. Чип-сеты (основа микросхемы) уже есть. Поступление таких трубок на рынок возможно уже в следующем году. Некоторые зарубежные GSM-операторы были бы заинтересованы в предоставлении своим абонентам высокоскоростной передачи данных на территории России, что сегодня сделать проблематично.

— Недавно ваша компания снизила цены на доступ в Интернет до уровня dial-up. Значит ли это, что вы рассчитываете конкурировать с провайдерами dial-up?

— Сейчас самый интенсивный рост российского рынка доступа в Интернет. Он наблюдается в основном в столицах, однако скоро пойдет и по регионам. На этом рынке хватит места всем. Мы не будем конкурировать с проводными сетями.

— Каковы вообще затраты на маркетинг, ведь на новых рынках вам приходится переманивать абонентов у GSM-операторов?

— Могу сказать, что и GSM-операторы переманивают абонентов друг у друга. Понятно, что там, где проникновение достигло 100%, это Москва и Петербург, идут процессы перетекания.

— Но в регионах GSM-операторы могут прирастать за счет новых абонентов, а вы уже нет. Ведь ваши клиенты — это много говорящие абоненты, которые уже пользовались услугами мобильной связи.

— Это реалии рынка. Выйти на массовый рынок нам не позволяют количество и стоимость телефонов. Могу сказать только, что за последние два года мы привлекли $100 млн кредитов. Сюда входят затраты как на строительство сетей, так и на маркетинг. Выделить маркетинговые затраты я не могу.

— Как разделяются полномочия между петербургским и московским офисами “Скай Линка”?

— “Скай Линк”, наш 100%-ный акционер, представляет собой холдинговую компанию, которая стремится стать федеральным оператором. У “Дельты Телеком” есть лицензионная территория и [мурманская] компания, в которой мы являемся акционером. Это и есть наша зона ответственности.

— Не влияет ли на вашу деятельность наличие у “Скай Линка” двух крупных акционеров, ни у одного из которых нет контрольного пакета? Не возникает ли между ними противоречий?

— ЗАО “Скай Линк”, как я уже говорил, 100%-ный владелец ЗАО “Дельта Телеком”, делегировавший мне право решать вопросы оперативного управления. А вопросы относительно деятельности всей компании лучше задавать руководству “Скай Линка”.

О компании

Компания “Дельта Телеком” создана в ноябре 1990 г. и является первым оператором сотовой связи в России. С 1990 г. она развивала сеть стандарта NMT-450i. С 2002 г. “Дельта Телеком” развивает сеть стандарта CDMA-450 под маркой “Скай Линк”. (В декабре 2002 г. Минсвязи выпустило приказ, который признал CDMA-450 федеральным стандартом, на основе этого стандарта должны были модернизироваться сети NMT-450.) По данным компании, абонентская база в Санкт-Петербурге достигает 110 000, при ежемесячном доходе в $60 с абонента. По экспертным оценкам, в прошлом году оборот “Дельты Телеком” составил около $50 млн.

На момент основания компании контрольный пакет “Дельты Телеком” принадлежал “Петербургской телефонной сети”. С 2005 г. 100% акций компании принадлежат ЗАО “Скай Линк”, которым на паритетных началах владеют Hurdsfield (контролируется столичной АФК “Система”) и Carmarten (контролируемой RTDC Corp.). Кроме “Дельты Телеком” “Скай Линк” контролирует “Московскую сотовую связь” (МСС), а также более 40 региональных операторов стандарта NMT.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика