18 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 07:03:28
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Личный капитал тоже нуждается в управлении



О.А. Волкова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»
Источник: Издательство "Бухгалтерский учет"
добавлено: 23-01-2006
просмотров: 11635
Руководители компаний, как правило, имеют стабильную высокую зарплату. Практика показывает, что, управляя финансами фирмы, начальники в то же время не умеют эффективно распорядиться собственным кошельком. Эксперты журнала «Консультант» выяснили, как приумножить личный капитал без лишних затрат и рисков.

Что происходит?

Отличительной чертой миллионеров является то, что они массу времени уделяют планированию своих денежных потоков. А, как подметил американец Томас Стэнли, чтобы стать миллионером, нужно думать, как миллионер. В связи с этим консультанты призывают всех для начала попробовать зафиксировать свои расходы на бумаге. Это даст понимание того, что происходит. Затем на основе этой информации уже можно будет спланировать свои будущие траты наиболее оптимальным способом.

Финансы каждого отдельно взятого человека или домохозяйства, по сути, ничем не отличаются от финансовых потоков корпорации. И те, и другие получают доходы и несут расходы. Однако компании в обязательном порядке составляют отчетность, а вот о людях такого сказать нельзя. Большинство из них не считают нужным заниматься учетом своих расходов.

По словам экспертов, финансовый консультант начинает работу с новым клиентом с того, что предлагает ему сформировать баланс и отчет о прибылях и убытках. Конечно, это нельзя назвать отчетностью, составленной по правилам бухгалтерского учета. Но все же такие таблицы любому человеку помогут оценить его финансовую ситуацию. В балансе необходимо перечислить все активы и пассивы, которыми клиент владеет. Специалисты по планированию личных финансов относят к пассивам любую задолженность, подразделяя ее на «плохую» и «хорошую».

«Плохие» и «хорошие»

«Плохие» пассивы – это те, которые «поедают» деньги клиента. Обычно к этой категории относятся банковские кредиты. «Хорошие» пассивы – это «выгодная» задолженность, например беспроцентный заем. Пассивов у многих людей нет, так как большинство предпочитают в долг не брать. Если же они все-таки присутствуют, их необходимо учесть в таблице с такими колонками:

  • наименование пассива («Дружеский заем», «Банковский кредит» и проч.);
  • размер пассива, то есть сумма, которую необходимо вернуть (с учетом процентов);
  • сумма, выплачиваемая за месяц;
  • величина процентов.

Активы также делятся на «плохие» и «хорошие». «Хорошие» – те, которые приносят деньги. Например, квартира, которую владелец сдает в аренду, или акции, которые растут в цене. «Плохие» – те, которые не приносят дохода, однако при желании могут быть реализованы. Допустим, квартира простаивает, собственник вносит за нее коммунальные платежи, однако в ней никто не живет. Помещение «не работает», а значит, является «плохим» активом, который следует как можно быстрее перевести в разряд «хороших».

Чтобы понять, какова отдача от каждого актива, следует составить такую таблицу:

Расчет годовой эффективности каждого актива
Активы Текущая рыночная стоимость каждого актива Доход, который приносит данный актив Доходность каждого актива в процентах
Квартира 70 000 долл. 0 долл. 0 долл.
Акции 10 000 долл. 1000 долл. 12,5 долл.
... ... ... ...

В первой колонке – «Активы» – следует перечислить все, что стоит каких-либо денег (за исключением мебели, бытовой техники и предметов, выручка от продажи которых незначительна). Это могут быть ценные бумаги, недвижимость, счет в банке и проч.

В третьей колонке нужно указать годовой доход, который приносит каждый актив. Например, если в акции было вложено два года назад 8000 долларов, а сейчас их стоимость 10 000, то доходность в среднем составляет 1000 долларов в год.

Последняя колонка – «Доходность каждого актива» – наиболее интересна. Она позволяет увидеть, насколько рационально инвестированы деньги, сравнить отдачу от своих активов.

В целом нецелесообразно, если количество активов превышает 10 (жилье и автомобиль не считаются). Для грамотного управления большим количеством активов потребуется много времени и специальные финансовые знания. Если же человек не располагает такими ресурсами, то дробить активы не рекомендуется.

Отчет о доходах и расходах

Он делается не для того, чтобы «посадить всех на хлеб и воду», а для того, чтобы понимать, что происходит с деньгами. И на основании этого знания направлять их туда, где они принесут наибольшую отдачу.

Как ни странно, те, у кого имеется несколько источников доходов, зачастую не задумываются, откуда они получают наиболее выгодные поступления. Просто получают деньги и сразу же их тратят. В отношении расходов дело обстоит еще сложнее. Обычно их не учитывают вообще. Когда же человек начинает в течение двух-трех месяцев проводить детальный учет своих затрат, то он выясняет очень много интересного о собственных привычках расходования денег. И далеко не всегда оказывается, что эти привычки полезны. По словам консультантов, сюрпризов на этом пути следует ждать почти каждому, кто озаботился такими подсчетами.

Чтобы составить отчет, необходимо сгруппировать доходы и расходы по статьям. Их перечень индивидуален, но наиболее распространенные выделить можно. Однако не следует эти статьи чересчур детализировать, иначе можно увязнуть в мелочах. Например, вряд ли целесообразно учитывать, что за месяц человек потребляет молоко на 120 рублей. Эти затраты нужно объединить с другими расходами на продукты питания, а не выносить в отдельную статью.

Наиболее распространены следующие статьи расходов:

  • аренда квартиры, коммунальные платежи;
  • продукты питания;
  • сотовая связь;
  • ремонт, покупка крупных вещей;
  • содержание автомобиля;
  • содержание домашних животных;
  • одежда, обувь;
  • медицина;
  • отпуск;
  • обучение;
  • Интернет;
  • бытовая химия;
  • проценты по кредиту;
  • страховки;
  • хобби, спорт;
  • обеды на работе;
  • развлечения.

Доходную часть бюджета обычно образуют такие статьи:

  • заработная плата;
  • доходы от бизнеса;
  • доходы от сдачи в аренду недвижимости;
  • банковский процент;
  • дивиденды.

Консультанты предупреждают, что зачастую многие полагают, будто знают, сколько у них составляет каждая статья расходов. И, как правило, ошибаются: невозможно весь объем информации держать в голове. Поэтому специалисты особенно настаивают на том, чтобы все учетные операции были зафиксированы визуально. Только таким образом можно будет четко увидеть ситуацию и решить, что делать дальше. Собственно говоря, эти слова подтверждаются на практике. Руководитель фирмы N год назад открыл пенсионную программу в одной из страховых компаний. Все это время он исправно вносил платежи. И только при заполнении таблицы доходов и расходов он, разобравшись в договоре, обнаружил, что в итоге должен заплатить страховой компании процентов на 10 больше, чем она обязалась выплатить ему.

Для чего составляется отчет

После того как клиент расписал все свои ежемесячные доходы и расходы, необходимо вычислить конечный результат и оценить его. Цель этого расчета – выяснить, какую же сумму человек может направлять на инвестирование. Поэтому такие вычисления должны быть интересны всем, кто хочет создать себе определенный задел на будущее.

Обладая информацией о своих доходах и расходах на два-три месяца, можно точно спланировать свои затраты на следующий месяц. Рекомендуется отказаться от нерациональных трат и направить деньги туда, где это наиболее разумно. Например, крайне нерациональными считаются потребительские кредиты. Ведь деньги, которые можно было направить на инвестирование, оказываются потраченными на обслуживание кредита. Если какую-то вещь нельзя себе позволить купить сразу, лучше немного подождать и накопить требуемую сумму, чем переплачивать 20–25 процентов банку.

Отметим, что есть и другой подход к поиску «свободных» денег. Некоторые не желают разбираться в том, сколько и на что они тратят. Они предпочитают просто определить для себя сумму, которую каждый месяц могут выделять на инвестирование. Такой подход, несомненно, проще.

Итак, на вопрос: «Где же взять деньги?» ответ оказался очень прост: нужно пересмотреть и сократить свои расходы. Если сделать это не получится, тогда следует искать пути увеличения доходов.

Риск: скрыться невозможно, придется управлять

Финансовым рискам подвержены все без исключения. Чтобы их снизить, необходимо соблюдать несколько несложных правил.

Во-первых, у каждого человека должен быть так называемый резервный фонд, равный сумме расходов за три – шесть месяцев. Причем важно, чтобы эти деньги были абсолютно ликвидны. Значит, они должны храниться либо на расчетном счете, либо в наличной форме. Тогда в случае непредвиденных обстоятельств (потеря работы, срочный ремонт машины), человеку не придется искать деньги. Он будет в состоянии решить свои проблемы без посторонней помощи.

Во-вторых, эксперты советуют позаботиться о своих пенсионных накоплениях. В этом плане лучше не надеяться на государство, а постараться самостоятельно обеспечить себе поступление доходов в тот период, когда не будет физической возможности активно зарабатывать. Для этих целей можно открыть личную пенсионную программу либо приобрести недвижимость, которую можно будет сдавать в аренду.

В-третьих, людям, у которых есть иждивенцы, необходимо позаботиться о защите своей семьи. Для этого следует застраховать свою жизнь, поскольку предвидеть все жизненные ситуации никто не в состоянии.

Кроме того, нужно упомянуть и о защите своих накоплений. Они подвергаются рыночному, страновому и валютному рискам. Чтобы уменьшить эти опасности, вложения следует диверсифицировать по разным отраслям, странам и валютам. Единственное, не стоит чрезмерно увлекаться – контролировать раздробленные активы, как уже было сказано, слишком проблематично.

Основы инвестирования

Любой инвестиционный план начинается с цели, причем определенной количественно. Например, у кого-то в планах после выхода на пенсию получать 1500 долларов ежемесячно. Или запланировано через десять лет оплатить своему ребенку высшее образование, или купить через год мебель. Естественно, что цель клиент определяет в зависимости от того, насколько он состоятелен. Затем рассчитывается, какую сумму следует ежемесячно выделять в своем бюджете на инвестирование, чтобы через несколько месяцев или лет получить желаемое.

Стратегия инвестирования может быть различной: консервативной, умеренной или агрессивной. Именно в таком порядке возрастает риск и увеличивается возможность преумножить свои сбережения. Часто чтобы понять, насколько клиент готов рисковать, финансовый консультант предлагает написать на бумаге, какую часть своего инвестиционного капитала он готов подвергнуть риску и какую доходность (высокую, среднюю или низкую) хочет получить. Например, клиент определяет, что 40 процентов капитала он намерен вложить в консервативные инвестиции, 40 – в умеренно рисковые и 20 – в агрессивные финансовые инструменты. После этого необходимо написать, сколько процентов своих сбережений человек готов хранить в России, а сколько – за границей. Это тоже своего рода оценка рисков, ведь у нас довольно высок страновой риск и наиболее консервативные финансовые инструменты предполагают инвестирование за рубежом.

Набор финансовых инструментов

В зависимости от выбранной стратегии инвестирования (консервативной, умеренной или агрессивной) подбираются финансовые инструменты, посредством которых она и будет реализована. Они также делятся на консервативные, умеренно-консервативные и агрессивные.

Консервативные инструменты инвестирования гарантируют сохранность капитала и получение минимальной доходности (на сегодняшний день не более 3 – 5% годовых). К ним относятся:

  • облигации эмитентов с рейтингом не ниже А (по оценке таких международных рейтинговых агентств, как Standard & Роогs, Fitch);
  • страховые компании и пенсионные фонды;
  • депозиты;
  • недвижимость;
  • инвестиционные компании и банки, инвестирующие деньги клиентов в консервативные инструменты (как правило, облигации).

В числе умеренно-консервативных инструментов следует назвать:

  • паевые инвестиционные фонды и банки, инвестирующие средства клиентов в акции крупных компаний и облигации;
  • акции крупных компаний.

Агрессивные инструменты – это:

  • акции малых и средних компаний, подверженные значительным ценовым колебаниям;
  • опционы и фьючерсы;
  • валютный рынок;
  • бизнес.

В заключение следует отметить, что стоимость различных активов возрастает по-разному. Часть из них быстро увеличивается в цене, другая медленно, стоимость некоторых вложений может вообще уменьшиться. Здесь самое главное правило – оценивать свой инвестиционный портфель в целом. И конечно, не паниковать, если в какой-то промежуток времени определенный вид активов окажется невыгодным. Эти потери при сбалансированном инвестиционном портфеле покроет рост другого актива.

К финансовому благополучию стремится каждый. Консультанты советуют: чтобы его достичь, необходимо сделать две вещи. Во-первых, навести порядок в собственных финансах. Во-вторых, прийти к четкому пониманию того, какие вложения будут эффективными, а какие нет.

Бюджет необдуманных покупок

Владимир Савенок, директор консалтинговой группы «Личный Капитал»:

– Когда я начал контролировать свои расходы, то решил, что буду учитывать только относительно крупные покупки. Мелочь же я относил на статью «Продукты». По итогам месяца оказалось, что на эту статью пришлось 70 процентов всех расходов. Я продолжал вести учет еще некоторое время, и у меня получилось, что на продукты уходит в среднем от 50 до 80 процентов ежемесячного дохода. Это чуть ли не классический бюджет бедного человека. Не считая себя таковым, я решил еще пару месяцев вести более детальный контроль. В итоге получилось, что непосредственно на продукты уходило 25 процентов расходов, а все остальные деньги просто распылялись.

Отчет о доходах и расходах интересно сделать, чтобы прийти к пониманию того, как ты тратишь деньги. Это не значит, что нужно перестать, например, покупать ребенку леденцы и прочие мелочи. Просто получившиеся цифры могут лишний раз остановить от приобретения хлама, которым ты вряд ли когда-нибудь воспользуешься. Покупка ненужных вещей бьет по карману незаметно, но постоянно. Для себя я сделал выводы: кое-что уменьшил, что-то убрал. В частности, отказался от содержания второй машины. Думаю, у каждого человека найдется возможность что-то изменить в своем бюджете.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика