29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 11:36:04
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Недирективные правила



Роман Крецул, компания Begin Group
Источник: Газета "Бизнес"
добавлено: 26-01-2006
просмотров: 8521
Нередко считается, что отношения нельзя измерить, а следовательно, и учитывать при формализации бизнес-процессов. Однако многие успешные компании не только допускают возможность регламентации отношений людей, но и реализуют ее на практике. Своим опытом внедрения кодекса корпоративной этики, содержащего предписания на все случаи жизни, поделилась Светлана Павленко, исполнительный директор, руководитель функционального направления по работе с персоналом ФК "Уралсиб".

- Как корпорация пришла к выводу о необходимости такого документа?

- Кодекс корпоративной этики был разработан на этапе слияния с Автобанком и Промышленно-страховой компанией с учетом тех задач, которые ставили перед нами текущие условия. В это время проводились обучающие семинары для сотрудников интегрируемых компаний, на которых проговаривались и отрабатывались все возможные конфликтные ситуации. Когда стоит необходимость объединить несколько разных коллективов, руководство не может позволить себе полагаться на случай: предусмотрено должно быть все, в том числе и потенциальные конфликты.

- Много ли было случаев, когда кодекс смог их предотвратить или разрешить?

- Я не могу вспомнить, чтобы за последние два года кому-либо приходилось обращаться к этому документу: несмотря на то, что он обладает силой нормативного акта, действующего в рамках всей корпорации, его роль в большей степени превентивная - каждый сотрудник знает, как надо будет поступить в том или ином случае.

На практике же все конфликты удавалось решать на уровне отделов силами непосредственных руководителей и HR-специалистов.

- Иногда сотрудники подписывают те или иные документы, не читая. Как избежать этого при внедрении кодекса?

- Вы не можете посадить взрослого человека в запертом помещении и требовать, чтобы он прочитал "от корки до корки" тот или иной текст. Поэтому лучше донести до сотрудников некоторые ключевые принципы, а сам документ сделать максимально доступным по Интернету.

- Какие пункты вызывают больше всего вопросов или наибольший интерес?

- Этот свод правил отчасти для того и был разработан, чтобы вопросов у сотрудников возникало как можно меньше.

Но жизнь богаче наших представлений о ней, и новые сотрудники, бывает, обращаются к специалистам для более подробного разъяснения того или иного правила. Чаще всего их интересуют отношения с непосредственным руководителем: во всех компаниях это один из самых острых вопросов. В кодексе также определены самые разные аспекты отношений между сотрудниками и партнерами корпорации вплоть до таких, как подарки, получаемые от клиентов. Например, там четко написано, что стоимость подарков не может превышать $200. Однако в жизни встречаются случаи, когда отказ от подарка может негативно сказаться на отношениях с клиентами или повредить нашей репутации. Поэтому в особых случаях такие решения согласовываются со службой внутреннего контроля. Разъяснением этих нюансов занимаются специалисты отдела по корпоративной культуре, в ведении которого этот документ и находится.

- Действительно ли кодекс может изменить работу компании?

- Вне зависимости от того, есть ли в компании свод правил или нет, основные проблемы все равно остаются. Наивно полагать, что принятие нормативного документа станет панацеей - нет, у него несколько другое предназначение. Кодекс корпоративной этики - своего рода залог сохранения у сотрудников чувства стабильности. Если каждый знает, что делать и к кому обратиться в тех или иных случаях, исключается сама возможность того, что он останется один на один со своей проблемой. Все это создает ощущение справедливости и уверенности в завтрашнем дне. Ведь документ, по сути, отвечает на вопрос, который, к счастью, встает редко, но при этом очень важен: куда податься в тупиковой ситуации?

- Как внедрение кодекса отразилось на бизнес-показателях?

- Результат такого нововведения было бы достаточно затруднительно подсчитать в денежном эквиваленте, но определенные признаки успеха есть: до сих пор не было случая выяснения отношений с сотрудниками в судебном порядке, нет ни одного иска от клиентов. Само сократившееся число сотрудников, обращающихся со своими проблемами к специалистам, также говорит об успешности этого нововведения.

- А как сделать, чтобы этот документ обладал реальной силой?

- В первую очередь надо честно ответить себе, чего конкретно вы ждете от этого документа. Его цели - это корпоративные ценности, помноженные на задачи бизнеса. После этого проводится серия интервью с руководителями, и на основе их пожеланий специалисты, возможно, с участием внешних консультантов разрабатывают рабочий вариант, который отдается сотрудникам для обсуждения. Это особенно важный элемент процедуры: рядовые сотрудники не должны чувствовать, что правила спускаются к ним сверху в директивном порядке. Они должны вносить свои предложения.

- Можно ли говорить о том, что кодекс наследует корпоративную культуру какой-либо одной компании, вошедшей в состав финансовой корпорации?

- Для максимально эффективной интеграции должен работать следующий принцип: при каждом слиянии или поглощении от других компаний нужно оставлять лучшее. Так, от Автобанка наша корпоративная культура унаследовала предельную четкость и структурированность бизнес-процессов, от Промышленно-страховой компании - атмосферу товарищества и командный дух, от банка "Уралсиб"- регламентирование и стандартизацию всех элементов корпоративной культуры вплоть до дресс-кода, принятого сейчас во всех подразделениях корпорации. Но при разработке кодекса учитывались мнения всех сотрудников интегрируемых компаний, поэтому я бы не стала говорить, что опыт одной из компаний являлся определяющим.
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика