25 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 23:12:18
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Международные стандарты пришли на помощь



добавлено: 02-02-2006
просмотров: 10508
Многие российские предприниматели ведут свой бизнес с использованием нескольких юридических лиц, в том числе не аффилированных между собой официально. Для того, чтобы понять реальное положение дел, можно воспользоваться принципами МСФО.

В условиях рынка многие компании стремятся к объединению. Существует три типа интеграции:

  • горизонтальная – союз предприятий, занятых одним и тем же видом производства или оказанием одних и тех же услуг (например, двух торговых фирм или двух заводов по производству лакокрасочной продукции);
  • вертикальная – сращение хозяйственной деятельности компаний, занятых в непосредственно связанных этапах производства или обслуживания (например, угольная шахта и металлургический комбинат);
  • конгломератная – альянс фирм без непосредственных хозяйственных связей, что служит, как правило, диверсификации рисков (одна компания занимается, например, сдачей имущества в аренду, а вторая производит товары народного потребления).

По мере того как увеличиваются размеры предприятия, сокращаются издержки производства (достигается так называемый эффект масштаба), улучшается контроль за поставками и источниками сырья, завоевываются новые рынки. Однако главная причина процесса объединения – в создании синергии, когда ценность группы компаний выше, чем суммарная стоимость каждой из ее отдельных частей.

При этом представление единичной отчетности каждой из фирм в отдельности и ее дальнейший анализ не дали бы собственникам и руководству полного представления о положении дел в их бизнесе. В связи с этим появилась необходимость консолидации отчетности группы, которая отражает достоверную картину финансового положения и прибыльности и может быть подвергнута дальнейшему анализу.

В европейских странах была разработана соответствующая методология, и в настоящее время в МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) существует два основных метода учета экономических объединений:

  • учет приобретения;
  • учет слияния.

Основная особенность консолидированной отчетности заключается в том, что процесс объединения никак не отражается в учете участвующих фирм. Расчеты производятся отдельно от обычных хозяйственных операций, «на бумаге», и позволяют рассмотреть группу предприятий как единый субъект экономики.

Учет по методу приобретения

Как правило, объединение двух фирм происходит путем покупки одним предприятием другого. При этом инвестор называется материнской компанией, а купленная фирма – дочерней. Может быть куплено как 100 процентов капитала, так и его часть в виде контрольного пакета акций. Во втором случае возникает понятие доли меньшинства, то есть доли капитала и прибыли дочерней фирмы, не принадлежащей материнской компании, а приходящейся на миноритарных (неосновных) акционеров.

Для составления консолидированной отчетности необходимо помнить несколько правил:

  • операции между компаниями группы исключаются из отчетности;
  • основные и оборотные средства фирм складываются;
  • в консолидированном балансе акционерным (уставным) капиталом является только капитал материнской компании;
  • появляется понятие цены фирмы (деловой репутации) как разницы между ценой инвестиций, вложенных в дочернее предприятие при его покупке, и долей его собственного капитала (уставный капитал плюс нераспределенная прибыль), приходящегося на материнскую компанию на дату совершения сделки;
  • сумма нераспределенной прибыли, полученная дочерней фирмой до ее приобретения, «замораживается» в цене деловой репутации, так как не подлежит распределению между акционерами;
  • в отчетность включается только та прибыль «дочки», которая была заработана после приобретения;
  • в пассивах появляется статья «Доля меньшинства».

Деловая репутация появляется в финансовой отчетности вследствие вложения капитала в предприятие, в результате чего инвестор получает контроль над инвестируемой компанией. В консолидированном балансе она отражается как нематериальный актив.

Метод слияния

Этот метод традиционно использовался, когда встречное удовлетворение при объединении выплачивалось в виде обыкновенных акций по номинальной стоимости, то есть в консолидированном балансе все активы и пассивы суммировались. Понятие цены фирмы не возникало. В настоящее время использование этого метода запрещено в связи с частыми махинациями, проводившимися при слияниях. Однако те компании, которые им пользовались до его запрещения, продолжают составлять отчетность по данному методу.

В этом методе финансовые отчеты обеих фирм складываются и представляются так, как будто они всегда существовали вместе. Вся нераспределенная прибыль обеих компаний может быть распределена между акционерами группы.

Учет долевого участия

Отдельно необходимо рассмотреть ситуацию, когда инвестор не покупает контрольный пакет акций, но все же делает значительное вложение в другое предприятие. В этом случае используют учет по методу долевого участия в ассоциированных компаниях. Его нельзя назвать методом учета объединений, так как группа компаний не возникает. Тем не менее отражение в отчетности инвестора только суммы полученных дивидендов не будет показывать заработанную прибыль ассоциированной фирмы, приходящуюся на инвестора.

Использовать данный метод можно при условиях долгосрочного участия и возможности оказывать значительное влияние на деятельность фирмы, в которую осуществляются инвестиции. Если традиционным (но не обязательным) определением контрольного пакета акций считается наличие у инвестора 50 процентов акций плюс 1 голос, то для принятия вложений в качестве ассоциированных достаточно наличие 20 процентов акций.

Имеются и другие признаки существенного влияния, такие как:

  • представительство инвестора в совете директоров или в ином органе управления;
  • участие инвестора в процессе принятия управленческих решений в компании;
  • наличие существенных операций между фирмой-инвестором и фирмой – объектом инвестирования;
  • обмен сотрудниками руководящего звена между контролируемой и контролирующей компаниями;
  • обмен важной технической информацией между контролируемой и контролирующей компаниями.

В отчете о прибылях и убытках группы определяется доля прибыли, приходящаяся на инвестора, путем умножения общей суммы заработанной прибыли за период на долю участия инвестора. В его балансе она показывается в пассивах в статье «Нераспределенная прибыль», а в активах – прибавляется к сумме инвестиций по номиналу.

Учет не аффилированных фирм

В российской практике нередки случаи, когда деление по степени участия в инвестируемом предприятии абсолютно неприменимо. Важным отличием консолидации большей части управленческой отчетности от финансовой (бухгалтерской) является отсутствие инвестиций в дочернюю компанию как таковых. Это связано с тем, что официально фирмы, составляющие группу, не аффилированы, то есть не имеют общих собственников и не владеют капиталом друг друга. Поводом для возникновения такой структуры бизнеса стали два обстоятельства. Во-первых, статья 40 Налогового кодекса. Она позволяет налоговикам вмешиваться в трансфертное ценообразование (соотносить цены внутри группы компаний с рыночными и доначислять налоги) при наличии признаков аффилированности. Во-вторых, наличие «серых» схем в деятельности части компаний группы.

В такой ситуации эксперты рекомендуют провести консолидацию по методу приобретения (хотя само приобретение как таковое отсутствует), скорректированному на отсутствие взаимных инвестиций, цены фирмы, и, соответственно, сильно упрощенному. По сути, это уже вряд ли будет «методом приобретения» из МСФО, скорее, неким объединением всех методов. Показать, как провести такую консолидацию, можно на упрощенном примере (см. таблицу). Полученная отчетность группы будет отражать состояние бизнеса в целом и может быть источником информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Статьи баланса Компания А Компания Б
Активы    
Основные средства 2 000 1 800
Товарный запас 500 700
Дебиторская задолженность 100 300
в том числе задолженность компании Б 50  
Займ, выданный компанией Б   100
Денежные средства 200 600
Итого активов 2 700 3 500
Пассивы    
Уставный капитал 1 500 1 700
Нераспределенная прибыль 700 1 500
Кредиторская задолженность 500 300
в том числе задолженность компании А   50
Займ, полученный от компании Б 100  
Итого пассивы 2 800 3 500

Полученный консолидированный баланс будет выглядеть так:

Статьи баланса  
Активы  
Основные средства 3 800
Товарный запас 1 200
Дебиторская задолженность 350
Денежные средства 800
Итого активов 6 150
Пассивы  
Уставный капитал 3 200
Нераспределенная прибыль 2 200
Кредиторская задолженность 750
Итого пассивы 6 150
Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.126 сек.
Яндекс.Метрика