Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные стандарты пришли на помощьА. Стунжас Источник: Федеральное агентство финансовой информации добавлено: 02-02-2006
просмотров: 10508 Многие российские предприниматели ведут свой бизнес с использованием нескольких юридических лиц, в том числе не аффилированных между собой официально. Для того, чтобы понять реальное положение дел, можно воспользоваться принципами МСФО.
В условиях рынка многие компании стремятся к объединению. Существует три типа интеграции:
По мере того как увеличиваются размеры предприятия, сокращаются издержки производства (достигается так называемый эффект масштаба), улучшается контроль за поставками и источниками сырья, завоевываются новые рынки. Однако главная причина процесса объединения – в создании синергии, когда ценность группы компаний выше, чем суммарная стоимость каждой из ее отдельных частей. При этом представление единичной отчетности каждой из фирм в отдельности и ее дальнейший анализ не дали бы собственникам и руководству полного представления о положении дел в их бизнесе. В связи с этим появилась необходимость консолидации отчетности группы, которая отражает достоверную картину финансового положения и прибыльности и может быть подвергнута дальнейшему анализу. В европейских странах была разработана соответствующая методология, и в настоящее время в МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) существует два основных метода учета экономических объединений:
Основная особенность консолидированной отчетности заключается в том, что процесс объединения никак не отражается в учете участвующих фирм. Расчеты производятся отдельно от обычных хозяйственных операций, «на бумаге», и позволяют рассмотреть группу предприятий как единый субъект экономики. Учет по методу приобретенияКак правило, объединение двух фирм происходит путем покупки одним предприятием другого. При этом инвестор называется материнской компанией, а купленная фирма – дочерней. Может быть куплено как 100 процентов капитала, так и его часть в виде контрольного пакета акций. Во втором случае возникает понятие доли меньшинства, то есть доли капитала и прибыли дочерней фирмы, не принадлежащей материнской компании, а приходящейся на миноритарных (неосновных) акционеров. Для составления консолидированной отчетности необходимо помнить несколько правил:
Деловая репутация появляется в финансовой отчетности вследствие вложения капитала в предприятие, в результате чего инвестор получает контроль над инвестируемой компанией. В консолидированном балансе она отражается как нематериальный актив. Метод слиянияЭтот метод традиционно использовался, когда встречное удовлетворение при объединении выплачивалось в виде обыкновенных акций по номинальной стоимости, то есть в консолидированном балансе все активы и пассивы суммировались. Понятие цены фирмы не возникало. В настоящее время использование этого метода запрещено в связи с частыми махинациями, проводившимися при слияниях. Однако те компании, которые им пользовались до его запрещения, продолжают составлять отчетность по данному методу. В этом методе финансовые отчеты обеих фирм складываются и представляются так, как будто они всегда существовали вместе. Вся нераспределенная прибыль обеих компаний может быть распределена между акционерами группы. Учет долевого участияОтдельно необходимо рассмотреть ситуацию, когда инвестор не покупает контрольный пакет акций, но все же делает значительное вложение в другое предприятие. В этом случае используют учет по методу долевого участия в ассоциированных компаниях. Его нельзя назвать методом учета объединений, так как группа компаний не возникает. Тем не менее отражение в отчетности инвестора только суммы полученных дивидендов не будет показывать заработанную прибыль ассоциированной фирмы, приходящуюся на инвестора. Использовать данный метод можно при условиях долгосрочного участия и возможности оказывать значительное влияние на деятельность фирмы, в которую осуществляются инвестиции. Если традиционным (но не обязательным) определением контрольного пакета акций считается наличие у инвестора 50 процентов акций плюс 1 голос, то для принятия вложений в качестве ассоциированных достаточно наличие 20 процентов акций. Имеются и другие признаки существенного влияния, такие как:
В отчете о прибылях и убытках группы определяется доля прибыли, приходящаяся на инвестора, путем умножения общей суммы заработанной прибыли за период на долю участия инвестора. В его балансе она показывается в пассивах в статье «Нераспределенная прибыль», а в активах – прибавляется к сумме инвестиций по номиналу. Учет не аффилированных фирмВ российской практике нередки случаи, когда деление по степени участия в инвестируемом предприятии абсолютно неприменимо. Важным отличием консолидации большей части управленческой отчетности от финансовой (бухгалтерской) является отсутствие инвестиций в дочернюю компанию как таковых. Это связано с тем, что официально фирмы, составляющие группу, не аффилированы, то есть не имеют общих собственников и не владеют капиталом друг друга. Поводом для возникновения такой структуры бизнеса стали два обстоятельства. Во-первых, статья 40 Налогового кодекса. Она позволяет налоговикам вмешиваться в трансфертное ценообразование (соотносить цены внутри группы компаний с рыночными и доначислять налоги) при наличии признаков аффилированности. Во-вторых, наличие «серых» схем в деятельности части компаний группы. В такой ситуации эксперты рекомендуют провести консолидацию по методу приобретения (хотя само приобретение как таковое отсутствует), скорректированному на отсутствие взаимных инвестиций, цены фирмы, и, соответственно, сильно упрощенному. По сути, это уже вряд ли будет «методом приобретения» из МСФО, скорее, неким объединением всех методов. Показать, как провести такую консолидацию, можно на упрощенном примере (см. таблицу). Полученная отчетность группы будет отражать состояние бизнеса в целом и может быть источником информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Полученный консолидированный баланс будет выглядеть так:
Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|