28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 12:16:14
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Как рассчитать налоговый бюджет



Алина Колесникова
Источник: Журнал "Консультант"
добавлено: 20-06-2006
просмотров: 27229

Первостепенная задача большинства организаций – увеличить поступление денег и сократить платежи. Львиная доля последних приходится на перечисления в бюджет. Поэтому для фирмы крайне важно их минимизировать. Существует множество методов налогового планирования. Один из них – составление налогового бюджета.

Налоговый бюджет формируют на основании данных из операционных и финансовых бюджетов – продаж, производственного, прямых затрат, общепроизводственных (косвенных) и коммерческих расходов, управленческих затрат, закупок, расходов на оплату труда, амортизации и других. Вместе с тем налоговый бюджет – часть финансового.

Когда составить бюджет?

Как правило, компании формируют сводный бюджет на весь финансовый период, то есть календарный год. А налоги планируют в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов. Следовательно, документ можно создать с учетом следующих дат:

  • годовой бюджет – до первого декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2007 год – до 1 декабря 2006 года);
  • квартальный бюджет – до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал – до 10 июня);
  • месячный бюджет – до 10–20 числа месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь – до 10–20 мая).

Как собрать информацию

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать, данные каких документов можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Рассчитываем налоги

С начала этого года составить бюджет по НДС стало проще. Ведь теперь для зачета налога достаточно только оприходовать материалы (работы или услуги) и иметь счет-фактуру. Оплата больше не имеет никакого значения.

Существенно изменить сумму налогов, которые увеличивают расходы организации, почти невозможно. К ним относят, как правило, платежи, которые рассчитывают с имеющихся в собственности фирмы активов (налог на имущество, земельный и транспортный налоги).

Труднее всего рассчитать налог на прибыль – его начисляют по данным налогового учета. Для этого можно воспользоваться плановым сводным налоговым регистром. Данный документ должен отражать показатели бюджета продаж, расходных бюджетов, а также себестоимость реализованной продукции. Эти суммы изменяют в соответствии с налоговым законодательством. Для этого нужно определить:

  • какие из расходов являются нормированными (на рекламу, представительские и т. д.);
  • необлагаемые доходы и расходы (стоимость безвозмездно переданного имущества и т. д.).

Также при расчете налога следует учитывать показатели, которые не влияют на бухгалтерскую прибыль, полученную в отчетном периоде. Например, убыток прошлых лет, перенесенный на будущее.

Пример налогового бюджета приведен в таблице 1.

Таблица 1. Примерный налоговый бюджет на 3 квартал 2006 г.

виды налогов и сборов

Справочная информация

3 квартал

Итого III квартал 2006

налоговая база

взаимосвязь с документами

июль

август

сентябрь

Косвенные налоги

 

 

 

 

 

 

НДС

 

 

 

 

 

 

НДС начисленный

реализация

Бюджет продаж, бюджет доходов и расходов

423 000

253 800

169 200

846 000

НДС к вычету

закупка материалов, товаров

Бюджет закупок

343 800

206 280

137 520

687 600

НДС к уплате

 

 

79 200

47 520

31 680

158 400

Налоги, увеличивающие расходы

 

 

 

 

 

 

Налог на имущество

Остаточная стоимость амортизируемого имущества

Прогнозный баланс

Х

Х

Х

44 800

Транспортный налог

Мощность двигателя (л.с.)

Технические паспорта автомобилей

Х

Х

Х

0

Земельный налог

Кадастровая стоимость земельного участка

Свидетельство о праве собственности

Х

Х

Х

15 200

В т.ч. с выплат работникам

 

 

 

 

 

 

ЕСН, в т.ч. взносы в ПФР

Сумма выплат работникам

Бюджет расходов на оплату труда

37 831

37 831

37 831

113 493

НС и ПЗ

Сумма выплат работникам

Бюджет расходов на оплату труда

1 019

1 019

1 019

3 056

Прочие налоги с работников

 

 

 

 

 

 

НДФЛ

Сумма выплат работникам

Бюджет расходов на оплату труда

18 915

18 915

18 915

56 746

Налоги из прибыли

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль

Доходы минус расходы

Сводный налоговый регистр

Х

Х

Х

22 200

Оптимизируем налоги

При помощи калькулятора НДС бюджета можно не только рассчитывать налоговую нагрузку фирмы, но и оптимизировать налоги.

С 2005 года компаниям дали возможность самим определять перечень прямых расходов, из которых формируется себестоимость реализованной продукции и которые распределяются на остатки готовой продукции и незавершенного производства. Это позволит организациям сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Рассмотрим на примере варианты распределения затрат.

В III квартале 2006 года компания планирует произвести промышленную продукцию на общую сумму 4 600 000 рублей. Ее себестоимость состоит из следующих расходов.

Прямые затраты (бюджет прямых затрат) – 3 200 000 рублей, в том числе:

  • материалы – 2 100 000 рублей;
  • комплектующие изделия – 550 000 рублей;
  • заработная плата производственных рабочих – 350 000 рублей;
  • амортизация производственного оборудования – 200 000 рублей.

Косвенные затраты (бюджет общепроизводственных расходов) – 1 400 000 рублей, в том числе:

  • амортизация производственного цеха – 300 000 рублей;
  • энергоресурсы – 250 000 рублей;
  • услуги производственного характера – 500 000 рублей;
  • расходы, связанные с содержанием общепроизводственных фондов, – 100 000 рублей;
  • прочие производственные расходы – 250 000 рублей.

Организация прогнозирует, что в конце отчетного периода на складе образуется остаток готовой продукции на сумму 400 000 рублей. Косвенные расходы на его производство составят 175 000 рублей (400 000 : 3 200 000 = 0,125; 1 400 000 ! 0,125 = 175 000).

Остатки незавершенной продукции на производстве отсутствуют.

Вариант 1. В учетной политике к прямым расходам относятся: затраты на приобретение материалов и комплектующих изделий, используемых в производстве продукции, расходы на оплату труда производственного персонала, а также суммы ЕСН и платежи по обязательному пенсионному страхованию, амортизация производственного оборудования. К косвенным расходам относятся все остальные затраты, за исключением внереализационных.

Вариант 2. В учетной политике к прямым расходам относятся те же затраты, что и в первом варианте, а также прочие общепроизводственные расходы, определяемые по данным бухгалтерского учета. Косвенные расходы организации будут такими же, как и в первом варианте.

Расчеты приведены в таблице 2.

Таблица 2. Расчет налога на прибыль в зависимости от учетной политики

Наименование

Показатели в руб.

 

Вариант 1

 

Вариант 2

 

Учитывают при налогообложении

 

Учитывают при налогообложении

 

Не учиты­вают при налого­обло­жении

 

доходы и расходы текущего периода, кроме прямых

прямые расходы

 

доходы и расходы текущего периода, кроме прямых

прямые расходы

 

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы (Бюджет продаж)

4 700 000

 

4 700 000

Х

 

4 700 000

Х

 

Х

Расходы

4 605 000

 

1 960 000

2 800 000

 

560 000

4 025 000

 

Х

Готовая продукция на начало периода

0

 

Х

0

 

Х

0

 

Х

Расходы, распределенные на остатки готовой продукции

0

 

Х

0

 

Х

0

 

Х

Себестоимость реализованной продукции

4 025 000

 

Х

2 800 000

 

Х

4 025 000

 

х

В т.ч. прямые затраты

2 800 000

 

Х

2 800 000

 

Х

2 800 000

 

х

общепроизводственные расходы

1 225 000

 

1 400 000

Х

 

Х

1 225 000

 

х

Готовая продукция на конец периода

400 000

 

Х

400 000

 

Х

400 000

 

х

Расходы, распределенные на остатки готовой продукции

175 000

 

Х

Х

 

Х

175 000

 

х

Бюджет коммерческих расходов

200 000

 

180 000

Х

 

180 000

Х

 

20 000

В т.ч. комиссионные сборы

80 000

 

80 000

Х

 

80 000

Х

 

Х

рекламные расходы

20 000

 

20 000

Х

 

20 000

Х

 

0

представительские расходы

40 000

 

20 000

Х

 

20 000

Х

 

20 000

складские расходы

60 000

 

60 000

Х

 

60 000

Х

 

Х

Бюджет управленческих расходов

380 000

 

380 000

Х

 

380 000

Х

 

Х

В т.ч. зарплата ИТР

200 000

 

200 000

Х

 

200 000

Х

 

Х

амортизация

60 000

 

60 000

Х

 

60 000

Х

 

Х

юридические и прочие консультационные услуги

40 000

 

40 000

Х

 

40 000

Х

 

Х

содержание и ремонт зданий и сооружений

80 000

 

80 000

Х

 

80 000

Х

 

Х

Прочие доходы и расходы (Бюджет доходов и расходов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы

150 000

 

150 000

Х

 

150 000

Х

 

Х

В т.ч. проценты к получению

150 000

 

150 000

Х

 

150 000

Х

 

Х

Расходы

90 000

 

80 000

Х

 

80 000

Х

 

10 000

В т.ч. проценты к уплате

30 000

 

20 000

Х

 

20 000

Х

 

10 000

налоги, относимые на фин.результаты

60 000

 

60 000

Х

 

60 000

Х

 

Х

Налогооблагаемые расходы, которые не отражаются в бухгалтерском учете или не влияет на бухгалтерскую прибыль, полученную в отчетном периоде

 

 

 

Убытки прошлых лет, перенесенные на будущее

 

 

5 000

 

92 500

 

 

Расчет налога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговая база

 

 

10 000

 

185 000

 

 

Налоговая база после переноса убытка

 

 

5 000

 

92 500

 

 

Налоговая ставка

 

 

24%

 

24%

 

 

Налог на прибыль

 

 

1 200

 

22 200

 

 

Если проанализировать полученные данные, можно прийти к выводу, что первый вариант выгоднее, поскольку суммы налога на прибыль меньше. Но с точки зрения экономии труда более интересен второй вариант, так как у фирмы не возникает временных разниц, что значительно сокращает работу бухгалтерии.

Поскольку состав прямых расходов закрепляется в учетной политике минимум на два года (п. 1 ст. 319 НК РФ), надо учитывать также и планы организации в следующих налоговых периодах. Например, если фирма возьмет долгосрочный инвестиционный кредит на строительство или модернизацию основного средства (ОС), проценты по нему в налоговом учете будут входить в состав внереализационных расходов. В то же время в бухгалтерском учете они увеличивают стоимость ОС. В этом случае совокупные налогооблагаемые расходы заметно возрастут. Чтобы уменьшить их, можно увеличить прямые затраты, которые распределяют на остатки готовой продукции.

Таким образом, компания на стадии формирования налогового бюджета может разработать выгодную для себя учетную политику.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика