29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 11:23:13
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Л.З. Шнейдман: «Новый закон о бухгалтерском учете — это в огромной степени продукт согласия множества сторон»



Беседовала Татьяна Пономарева
Источник: Минфин РФ
добавлено: 24-11-2006
просмотров: 13953
Система регулирования бухучета в России должна измениться кардинальным образом. Еще в прошлом году был подготовлен и обнародован для всеобщего обсуждения соответствующий законопроект. Сегодня этот документ с учетом замечаний и предложений доработан межведомственной рабочей группой. О том, как предстоящая «учетная» революция может отразиться на жизни бухгалтера, рассказывает Леонид Зиновьевич ШНЕЙДМАН, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

Шнейдман Леонид Зиновьевич— Леонид Зиновьевич, главный вопрос, который волнует бухгалтеров: как принятие нового закона об официальном бухгалтерском учете отразится на их профессиональной деятельности? Если кратко сформулировать мысль: работать станет проще или сложнее?

— Вряд ли есть смысл оценивать законопроект в категориях «проще — сложнее». Закон должен упорядочить отношения, связанные с постановкой, ведением и регулированием официального бухгалтерского учета. Причем упорядочить применительно к определенному положению дел в экономике и обществе в целом.

Действующий Закон о бухгалтерском учете разрабатывали и принимали в несколько иной экономической ситуации. Сейчас положение изменилось, что и потребовало внесения в этот закон поправок.

— Тогда давайте поговорим об основных революционных отличиях законопроекта от действующего Закона о бухгалтерском учете. Какие новации, с вашей точки зрения, наиболее важны?

— Говорить о каких-то революционных изменениях, которые несет в себе законопроект, я бы не стал. Главное, что отличает его от действующего ныне закона, — это снятие ограничений, которые мешают правильной, рациональной и грамотной постановке бухгалтерского учета в организации.

Бухгалтерский учет — система, в которой формируется информация для внешнего и внутреннего пользования. Сегодняшний закон содержит ряд положений, ограничивающих организацию в таком построении учетного процесса, которое давало бы возможность полностью реализовать информационную и контрольную функцию бухгалтерского учета...

— Что это за положения? Приведите, пожалуйста, пример.

— В Законе о бухгалтерском учете есть статья, посвященная первичным учетным документам. В ней предусмотрено, что все должны пользоваться унифицированными формами первичной учетной документации.

Сама по себе идея замечательная. Унификация первичных документов была одним из достижений системы бухучета, сложившейся в прошлом веке. Однако сегодня кто-то по-прежнему ведет бухгалтерский учет вручную, кто-то — с помощью простейших компьютерных систем, а кто-то использует современные программные комплексы. Можно ли при таком разнообразии подходов требовать от всех использования, например, акта приема-передачи основных средств или карточки материального учета строго заданной формы с аналогичными реквизитами, с одинаково расположенными графами и строками...

Постановка бухгалтерского учета в конкретной организации — процесс творческий. Она определяется потребностями конкретного менеджмента, теми методами управления, которые применяются в организации. Постановка учета зависит от знаний, навыков, опыта бухгалтера, степени осознания им своей роли в управлении современной организацией.

Представьте: бухгалтер, исходя из собственного опыта и понимания того, что руководство ожидает от него, разработал форму документа для организации. В ней содержатся все реквизиты, которые обеспечивают юридическую доказательность первичного документа и сделанных на его основе бухгалтерских записей... Что в этом плохого? Такого рода ограничения и снимает законопроект.

— Это нововведение скорее всего оценят крупные компании, поскольку они располагают необходимыми средствами и людскими ресурсами. А что делать среднему и малому бизнесу, который не хочет тратить деньги на разработку форм? Ведь многих вполне устраивают те бланки, которые продаются в магазинах...

— Речь идет лишь о том, что применение централизованно установленных форм первичных учетных документов не будет более обязательным требованием. Однако существуют саморегулируемые бухгалтерские и аудиторские организации, различные объединения предпринимателей, которые и займутся разработкой форм первичных учетных документов. Рекомендованные ими формы смогут использовать любые организации, в том числе предприятия малого бизнеса. Кстати, в этом заключается одна из форм участия негосударственных институтов в регулировании бухгалтерского учета.

— Будут ли документы, разработанные специалистами самой компании или рекомендованные одной из саморегулируемых бухгалтерских организаций, приняты налоговыми органами? Например, при налоговых проверках?

— Очень важный вопрос... Если сегодня первичные документы составлены не по установленным формам, любой проверяющий может усмотреть в этом нарушение.

А собственно говоря, что я нарушил, если в документе есть все необходимые для бухгалтерского учета реквизиты? В чем состоит нарушение? Только в том, что графы и строки расположены по-иному? Не абсурдно ли это? Поэтому в законопроекте определены те основные элементы, без которых нельзя обеспечить надежность, достоверность и объективность финансовой информации, формируемой в бухгалтерском учете. В частности, предусмотрено, что каждая операция должна быть зафиксирована в первичном учетном документе. В нем должны быть указаны реквизиты, которые позволяли бы идентифицировать организацию, содержание операции, денежный и количественный измерители, а также того сотрудника, который отвечает за эту операцию и оформляющий ее документ. Проект устанавливает равноценность бумажного и электронного носителя, на котором составлен первичный учетный документ. Он определяет также порядок внесения изменений в первичную учетную документацию.

Форм первичных учетных документов законопроект не касается.

На примере этой статьи мы видим: из действующего закона предлагается исключить все то, что может ограничить конкретную организацию, бухгалтера, руководителя в творческом подходе к построению учетного процесса. Каждый решает сам, какой формы документы применять, на каких носителях их составлять, как организовывать документооборот. Вот идея законопроекта.

— Идея замечательная. Но вы не боитесь, что налоговым органам будет трудно работать с таким многообразием форм первичных документов? И не появятся ли в ответ на это в налоговом законодательстве некие требования к первичным документам, которые будут признаваться для налогового учета?

— Нет, не боюсь. В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу, одобренной министром финансов, говорится, что налоговый учет следует ориентировать на данные бухгалтерского учета.

— По новому закону вести бухучет обязаны все участники бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели и адвокаты, осуществляющие деятельность в адвокатских кабинетах. В то же время эти хозяйствующие субъекты имеют право вместо бухучета вести учет доходов и расходов по правилам налогового законодательства. Есть еще отдельная норма, в которой говорится о том, что малый бизнес по упрощенной форме может вести бухучет. Не могли бы вы прокомментировать это?

— Межведомственная рабочая группа, которая занималась подготовкой текста законопроекта, долго обсуждала его конструкцию в отношении обязанности вести бухгалтерский учет и пришла к такому решению. Закон должен распространяться на всех, кто ведет предпринимательскую или приравненную к ней деятельность независимо от ее правовой и организационной формы, а также масштабов.

А дальше возможны три подхода к организации бухгалтерского учета. Первый: бухгалтерский учет ведется в полном соответствии с порядком, определенным законом. Назовем его условно «полный бухгалтерский учет».

— Методом двойной записи?

— Я бы не связывал этот подход исключительно с двойной записью. Здесь и развитая система первичной учетной документации, и совершенная система учетных регистров, разнообразные способы оценки объектов учета, всеобъемлющая система отчетности, обязательный аудит, система внутреннего контроля.

Второй подход: упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета. Упрощенная техника учета, существенно меньший объем формируемой информации и соответственно меньший объем отчетности. Этот подход актуален для субъектов малого предпринимательства. Причем законопроект построен так, что степень упрощения может варьироваться в зависимости от общественной значимости и масштабов деятельности, других факторов.

И третий подход: определенная категория хозяйствующих субъектов, учитывающих доходы и расходы по налоговым правилам, вправе не вести бухгалтерский учет, предусмотренный законом. В данном случае решение принимает сама организация, предприниматель, адвокат, нотариус. Кстати, сегодня, когда тот же индивидуальный предприниматель может иметь очень большой бизнес, никто не убедит меня в том, что для правильного ведения бизнеса не нужен бухгалтерский учет, не нужно заниматься, скажем, калькулированием. Более того, я уверен, что продвинутые предприниматели выберут модель, при которой бухгалтерия ведется в полном объеме.

— В каком документе будет регламентирован порядок упрощенного ведения бухучета?

— В законопроекте сформулирован общий принцип: решения по вопросам регулирования бухгалтерского учета должны предусматривать упрощенный подход для малого бизнеса. Форма его реализации в нормативных правовых актах может быть различной. Будет ли в каждом национальном стандарте раздел, посвященный особенностям применения этого стандарта малыми предприятиями, или это будет особый документ, поживем — увидим.

— Поговорим о понятийном аппарате законопроекта. С одной стороны, появились новые понятия, с другой — каких-то понятий нет.

— В законопроекте определены те понятия, которые неоднократно упоминаются в тексте. Остальные понятия, которые требуются для реализации закона, будут оговорены в национальных стандартах. Скажем, в законопроекте вы не найдете определений активов, обязательств, капитала, доходов, расходов.

— Вы упомянули национальные стандарты. В статье 23 законопроекта говорится о возможности их публичного обсуждения и о том, что все заинтересованные лица могут принять в нем участие. Кто эти заинтересованные лица?

— В данном случае статью следует читать буквально. Любое лицо, которое заинтересовано в правилах бухгалтерского учета, может принять участие в обсуждении национального стандарта. Другого подхода просто не может быть, потому что правила бухгалтерского учета — это в огромной степени продукт согласия различных участников процесса подготовки и использования внешней финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Здесь очень весомо слово потребителя такой информации. Он, собственно, задает цель, ради которой готовится информация и ее основное содержание.

Бухгалтер, собирающий информацию, по сути является единственным лицом, которое в состоянии определить, реализуема ли поставленная цель.

Не менее значимо мнение аудитора, который проверяет достоверность информации и играет важную роль в процессе представления финансовой информации рынку.

Менеджмент компании подписывается под бухгалтерской информацией и конечно же должен понимать ее.

Таким образом, заинтересованное лицо в контексте законопроекта — любое лицо, интересы которого затрагивает процесс установления правил бухгалтерского учета. То есть любое лицо, которое хочет, чтобы эти правила были разумными, рациональными и шли на пользу делу, а не создавали дополнительных барьеров и сложностей для предпринимательской деятельности.

— Леонид Зиновьевич, как вы считаете, готово ли бизнес-сообщество к участию в таком обсуждении?

— Судите сами: за полтора месяца публичного обсуждения первой версии законопроекта пришло порядка пятисот замечаний и предложений.

— Рассматривались ли эти предложения?

— Безусловно! Было рассмотрено каждое замечание, каждое предложение. Только на их обработку ушел месяц. И еще три месяца предложения анализировала межведомственная рабочая группа. По результатам обсуждения подготовлена уточненная редакция законопроекта. В ней учтены многие из поступивших замечаний и предложений, например настойчивые требования общественности восстановить нормы о деятельности главного бухгалтера.

Доработанный законопроект активно обсуждается с лета. В обсуждении принимают участие те, кому небезразлична судьба отечественной бухгалтерии, — бухгалтеры, аудиторы, предприниматели, финансовые менеджеры, ученые, преподаватели вузов. С удовлетворением должен отметить, что в целом законопроект получает поддержку и высокую оценку.

— Вернемся к тексту законопроекта. Как следует из статьи 17, с принятием закона хозяйствующим субъектам предстоит подавать обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности только по одному адресу — в статистику. И эти экземпляры будут формировать государственный информационный ресурс. Мы только в статистику будем представлять отчетность или по другим адресам тоже?

— Если вы обратили внимание, законопроект достаточно скуп в отношении бухгалтерской отчетности по сравнению с действующим Законом о бухгалтерском учете.

Мы столкнулись с тем, что часто законодательство о бухгалтерском учете в таких вопросах вторгается в другие отрасли законодательства. Чтобы избежать этого, в законопроекте установлено следующее. Субъекты должны составлять бухгалтерскую отчетность, бухгалтерская отчетность бывает годовой и промежуточной. Законопроект также определяет, что есть отчетная дата, отчетный период, каким образом оформляется бухгалтерская отчетность и каков ее состав. Все!

Что касается государственного информационного ресурса, он и сегодня существует, ибо все обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в органы статистики.

Для чего нужен подобный ресурс и почему в законопроекте ему уделяется такое внимание?

Обратимся к статье 1, где перечислены цели закона. Одна из них — защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства. В интересах гражданина или юридического лица иметь свободный доступ к бухгалтерской отчетности его экономического контрагента. Даже если это непубличная компания, которая обязана в силу действующего корпоративного или гражданского законодательства обнародовать отчетность.

Допустим, моим возможным контрагентом является общество с ограниченной ответственностью. Прежде чем вступать в экономические отношения с ним, я хочу знать его финансовое положение. Для этого я могу обратиться в органы государственной статистики и получить копию бухгалтерского отчета своего потенциального контрагента.

— К одной из новаций можно отнести статью 26 законопроекта, которая говорит об обязательной системе внутреннего контроля. Что это за система?

— В данной статье также реализуется тот общий подход, о котором я уже говорил. Законодательством устанавливается общее требование, что в организации должна быть система внутреннего контроля, которая обеспечивала бы надежность и достоверность бухгалтерской отчетности. Как организовать эту систему — дело организации. Будет ли у вас отдел внутреннего аудита или ревизионный отдел, будете ли вы нанимать стороннюю организацию — решать вам. Любой вариант подходит, если он дает положительный результат. Положительным результатом является контроль отчетной информации и соблюдение общих правил ведения бухгалтерского учета.

— Сейчас такая система действует только в крупных компаниях. С принятием закона руководитель любой компании, в том числе и в малом бизнесе, должен будет создать систему контроля. На самом деле это очень прогрессивное положение, потому что часто руководители не владеют ситуацией, особенно если бухгалтер недобросовестный, а менеджмент преследует свои цели...

— ...особенно принимая во внимание, что ответственность за ведение учета, достоверность бухгалтерской отчетности несет руководитель... Закон должен подтолкнуть руководителя к созданию системы внутреннего контроля, которая даст уверенность в том, что он подписывается под достоверной информацией.

За рассматриваемым законопроектом последует пересмотр всей системы ответственности за качество финансовой отчетности. Недалек тот день, когда мы будем иметь целостную систему административных, уголовных и гражданско-правовых мер воздействия на тех, кто нарушает правила составления бухгалтерской отчетности.

— Вы будете инициировать этот пересмотр?

— Это направление нашей деятельности уже определено Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Соответствующая работа идет параллельно с подготовкой законопроекта.

— Ваши прогнозы — когда он будет принят? В 2008 году?

— Как только будет окончательно готов. В планах правительства — до конца года внести законопроект на рассмотрение в Государственную Думу.

Называть конкретную дату я бы не стал. Повторю: любые правила бухгалтерского учета, в том числе новый закон о бухгалтерском учете, — это в огромной степени продукт согласия множества сторон. Как только такое согласие будет достигнуто, у Федерального Собрания появятся основания принять этот закон.

— Леонид Зиновьевич, публикация интервью с вами приурочена к юбилею налоговой службы России и Дню работника налоговых органов. Федеральная налоговая служба является учредителем нашего журнала, среди наших читателей — десятки тысяч сотрудников налоговых инспекций всей России. Не могли бы вы сказать несколько слов в их адрес?

— С огромным удовольствием! Я искренне поздравляю всех коллег из российской налоговой службы с профессиональным праздником!

Дело, которым они занимаются, необычайно важно и для общества в целом, и для каждого человека в отдельности. Именно налоги позволяют государству исполнять возложенные на него функции — прежде всего, заботиться о безопасности граждан, развивать здравоохранение, науку, искусство. Это предъявляет особые требования к работникам налоговой службы. Высокий образовательный уровень, обширные профессиональные навыки, способность быстро реагировать на изменения в законодательстве и экономике — вот те качества, которые должны отличать современного налогового инспектора. Именно поэтому сегодня много молодых способных людей связывают свое будущее с налоговыми органами.

Желаю всем коллегам получать радость от работы, расти в профессиональном плане и, конечно, здоровья, благополучия и терпения!

— От имени наших читателей огромное вам спасибо, Леонид Зиновьевич!

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика