28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 18:49:19
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Переход на МСФО: типичные проблемы



Солдатов Александр (генеральный директор ОАО «Группа «Разгуляй»)
Кузьмин Андрей (финансовый директор ОАО «Группа «Разгуляй»)
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 30-01-2007
просмотров: 18835
Проект перехода на МСФО в группе «Разгуляй» был начат в 2000 году. За счет этого менеджмент рассчитывал получить доступ к более дешевым источникам банковского финансирования: в среднем на 2–3%, по оценкам специалистов холдинга. Важно отметить, что компания планировала выход на IPO в 2006 году, а для этого нужно было создать положительную кредитную историю.

Подготовительный этап

Прежде чем приступить непосредственно к составлению отчетности по международным стандартам, компании предстояло определить:

  • предприятия холдинга, которые будут включены в консолидированную отчетность (то есть определить периметр консолидации);
  • метод формирования отчетности по МСФО – трансформация или параллельный учет;
  • нужно ли привлекать консультантов для работы над проектом, или отчетность может быть составлена собственными силами.

Остановимся подробнее на наиболее важных задачах, которые были решены до начала составления отчетности по МСФО.

Определение периметра консолидации

На момент начала проекта в холдинг входило около 200 юридических лиц. Для того чтобы определить, отчетность каких компаний должна была консолидироваться при подготовке отчетности по МСФО холдинга, необходимо руководствоваться требованиями МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность» (2), МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 22 «Объединение бизнесов».

В периметр консолидации были включены предприятия, контролируемые материнской компанией (3). Критерием контроля в данной ситуации было владение крупным пакетом акций (50% и более). Например, в уставном капитале сахарного завода «Большевик» и Полтавского комбината хлебопродуктов холдингу принадлежало более 50% акций.

Предприятия, ведущие деятельность, отличную от основной деятельности группы, в сводную отчетность не включались. Например, не консолидировалась отчетность одной из компаний, которая занималась ремонтом сельхозтехники, не имея существенных активов и прибыли.

Информация о компаниях, подконтрольных отдельным акционерам, но не входящих в холдинг, раскрывалась в пояснительной записке к сводной отчетности согласно МСФО (IAS) 24 «Связанные стороны».

В итоге при составлении первой отчетности пришлось консолидировать 180 юридических лиц.

Мнение эксперта

Максим Самарин, старший менеджер отдела аудита компании КПМГ (Москва)
В состав консолидированной отчетности должны включаться все предприятия, прямо или косвенно контролируемые материнской компанией. Под контролем понимается возможность управлять финансовой и операционной деятельностью компании (бизнеса) в целях получения выгод от результатов ее деятельности. Критерием контроля является не только владение более 50% акций, но и один из нижеследующих:

– наличие более половины голосов, полученных в результате соглашения с другими инвесторами;
– право управлять финансовой и операционной деятельностью в соответствии с уставом или договором;
– право назначать (смещать) большую часть директоров;
– голосующее большинство в совете директоров или другом управляющем органе.

Кроме того, в холдинге шла реорганизация (4), в ходе которой состав предприятий и видов деятельности менялся. По решению менеджмента управляющей компании группы «Разгуляй» были проданы те направления бизнеса, которые группа не планировала развивать.

Реорганизация значительно затруднила подготовку отчетности по МСФО. По окончании реорганизации (первое полугодие 2003 года) была составлена так называемая отчетностьпроформа по состоянию на 1 июля 2003 года, в которой данные о работе холдинга были представлены таким образом, как если бы группа «Разгуляй» весь 2002 год работала в новом составе. Составление отчетности-проформы было призвано обеспечить пользователей финансовой отчетности сопоставимыми данными о работе группы. Поскольку юридические лица выходили из состава холдинга не одновременно, пришлось пересчитывать их отчетность практически за каждый месяц полугодия (на дату, ближайшую к дате выхода). Если бы реорганизация была проведена до внедрения отчетности по МСФО, подобных проблем удалось бы избежать.

Мнение эксперта

Максим Самарин, старший менеджер отдела ау- дита компании КПМГ (Москва)
Когда структура предприятия подвергается существенным изменениям, таким как приобретение новых бизнесов, выбытие существенных структурных подразделений или видов бизнеса, у потенциальных пользователей финансовой отчетности должна быть возможность анализировать сопоставимые данные, сравнивать аналогичные финансовые показатели, то есть представить данные в таком виде, как если бы новая структура существовала ранее.

Приведу условный пример. Компания, занимающаяся продажей автомобилей, приобретает в 2005 году сеть сервисных станций. Финансовая отчетность компании, составленная в соответствии с МСФО, должна включать финансовые показатели сети сервисных станций с момента получения контроля над ними, то есть с 2005 года. Чтобы предоставить пользователям финансовой отчетности дополнительную информацию, компания может подготовить финансовую отчетность на основании того, что приобретение сервисных станций было осуществлено до первой даты, представленной в отчетности 2005 года, то есть до 1 января 2004 года. Это позволит пользователям понять, как выглядела бы консолидированная финансовая отчетность обоих бизнесов, если бы компания приобрела сервисные центры ранее. Такая отчетность обычно называется проформой финансовой отчетности (pro forma financial statements).

МСФО не содержат требований составлять проформу финансовой отчетности. Однако организации, регулирующие, например, содержание проспектов эмиссии при размещении акций на международных рынках капитала, могут выдвинуть требование о представлении проформы финансовой отчетности в дополнение к основной финансовой отчетности.

Выбор консультантов

На момент начала проекта в холдинге не было достаточного количества специалистов, способных сформировать отчетность по МСФО, поэтому руководство решило обратиться в консалтинговую компанию. Для того чтобы достоверность отчетности по МСФО не вызвала сомнений у западных инвесторов и банков, для составления отчетности было решено привлечь одну из компаний «большой четверки». Группа «Разгуляй» выбрала для работы над проектом аудиторскую фирму КПМГ. По словам Андрея Кузьмина, финансового директора ОАО «Группа «Разгуляй», выбор в пользу КПМГ объясняется тем, что предложенный ими план работ и методика составления отчетности были просты для понимания и в дальнейшем могли быть легко переняты сотрудниками компании. Отчетность по МСФО решили составлять методом трансформации, поскольку он проще и не требует столь значительных инвестиций, как постановка параллельного учета. Компания КПМГ должна была не только помочь трансформировать отчетность, но и провести ее аудит.

Опыт коллег

Андрей Наприенко, внутренний аудитор ООО «Кнауф Сервис» (Красногорск)
Мы начали готовить отчетность по МСФО по настоянию наших немецких акционеров. Они кредитуются в крупных европейских банках, которые в свою очередь требуют от заемщиков финансовую отчетность по МСФО.

В нашей компании отчетность по международным стандартам готовится методом трансформации, поскольку он позволяет получить достаточно достоверные данные, к тому же вести параллельный учет сложнее. При этом мы трансформируем баланс, отчет о прибылях и убытках (ОПУ) и приложения к ним. Аудиторы проверяют отчетность по РСБУ, используемые методики трансформации (включая расчеты, проводимые с помощью разработанных нами программ), учетные политики, помогают провести корректировки, а также подтверждают трансформированные нами по МСФО балансы, ОПУ и приложения.

Мнения экспертов

Надежда Михайленко, старший менеджер депар- тамента международной отчетности ООО «ФБК»
В долгосрочной перспективе параллельный учет окажется менее затратным способом, чем трансформация. К тому же он позволяет получить более точные данные. Однако постановка параллельного учета довольно трудоемка и сложна методологически. Метод трансформации, напротив, проще реализовать – легче сверять отчетность, составленную в соответствии с МСФО, с отчетностью по РСБУ, однако результаты будут менее точны, чем при параллельном учете.

Сергей Модеров, руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства (Санкт-Петербург)
Параллельный учет обычно является следующим шагом после трансформации. При параллельном учете операция однократно вводится в компьютерную систему, которая впоследствии автоматически разнесет информацию в разные базы данных – и по РСБУ, и по МСФО, или же данные одновременно вводятся в две системы, одна из которых поддерживает учет по российским, другая – по международным стандартам. Таким образом, ведение параллельного учета связано с внедрением информационной системы, что может занять один-два года. И нельзя исключить, что понадобится постоянно прибегать к услугам компании, внедрившей информационную систему, для разного рода доработок и настроек.

Кроме консультантов, непосредственно участвующих в подготовке отчетности по МСФО, потребовалось привлечь независимых оценщиков. Требования международных стандартов в части оценки стоимости активов отличаются от требований РСБУ, и для подготовки отчетности по МСФО нужно было оценить внеоборотные активы по справедливой стоимости. Однако аудиторы «большой четверки» доверяют расчетам иностранных оценщиков, таких как American Appraisal, Ernst & Young, стоимость услуг которых достигает 700–800 тыс. долл. США. Поскольку эта сумма составляла большую часть бюджета всего проекта по переходу на МСФО, то в качестве оценщика была привлечена российская компания «Балт-Аудит-Эксперт», с которой холдинг сотрудничал ранее. Стоимость услуг этой компании составила 220 тыс. долл. США. Однако отчетность 2000 и 2001 годов выходила с оговоркой о том, что методы оценки аудиторами не анализировались, поэтому «оценка внеоборотных активов и связанных с ними статей может не соответствовать требованиям МСФО».

По согласованию с оценщиками аудиторам предложили проверить, как ведется работа по оценке. Все дополнительные расходы, связанные с этой работой, взяла на себя оценочная фирма, заинтересованная в привлечении клиентов, для которых в свою очередь важно, с каким аудитором уже работал оценщик. Аудиторы просматривали рабочие файлы, контролировали процесс документирования информации, и с 2002 года, после того как оценочная фирма привела методы оценки в соответствие с требованиями аудиторов, положительное заключение было получено без оговорки.

Мнение эксперта

Дмитрий Собинин, ведущий специалист департамента оценки ООО «Балт-Аудит-Эксперт» (Санкт-Петербург)
Для группы «Разгуляй» мы проводили оценку основных средств производственных предприятий. Аудиторы изначально выдвинули требование соответствия проводимой оценки прежде всего требованиям МСФО. Стандарты оценки, применяемые нами, признавались приемлемыми лишь при условии, что они не противоречат положениям МСФО. Понятно, что российские стандарты оценки, изложенные на четырех страницах, этим требованиям соответствовать не могут.

С другой стороны, комитеты, занимающиеся подготовкой МСО (Международных стандартов оценки) и МСФО, к настоящему времени все еще не завершили процесс согласования этих стандартов между собой, даже по некоторым основополагающим моментам. Поэтому в ходе работы над проектом нам пришлось решать и эти вопросы.

Выбор методологии оценки обычно относится к исключительной компетенции оценщика, но для того, чтобы результат был принят для целей МСФО, нам пришлось согласовывать методологию с аудиторами. Это касается и алгоритма сбора исходной информации, и ее обработки, и принятия решений при наличии противоречий.

Успеху нашего проекта во многом способствовало то, что менеджменту группы «Разгуляй» удалось четко организовать процесс сбора и подготовки исходной информации. На основании своего многолетнего опыта в оценке могу сказать – многие руководители крупных холдингов даже не подозревают, что этот этап подготовки отчетности по МСФО потребует значительных затрат времени и сил с их стороны.

Хотелось бы предостеречь менеджмент холдингов: желание устроить среди оценочных компаний конкурс «кто проведет оценку за одну неделю и за три рубля» приведет к тому, что ее результаты не будут приняты аудиторами. Кроме того, оценщик может предложить рассчитать лишь стоимость инвентарных объектов, учтенных на балансе, чтобы уложиться в срок, но это может повлечь занижение стоимости активов компании.

Последовательность работ по трансформации отчетности (5)
1. Формирование модели отчетности:

– описание существующих бизнес-процессов (взаимодействие с бухгалтерскими, финансовыми, производственными, техническими и др. службами; анализ основных направлений деятельности);
– анализ применимости МСФО (выбор необходимых стандартов);
– разработка учетной политики;
– предварительная разработка форм отчетности;
– подготовка модели примечаний к отчетности согласно выбранным стандартам.

2. Подготовка информационных запросов:

– анализ минимально необходимой для трансформации отчетности аналитики;
– определение объема требуемой информации;
– разработка форм информационных запросов;
– составление проверочных листов;
– подготовка средств обработки информации (базы данных).

3. Сбор информации:

– изучение формата запросов заказчиком (понимание целей заполнения, контрольные точки сверки данных, привлечение различных служб);
– общие принципы заполнения запросов (контроль целостности формул при вставке строк и столбцов, статья «Прочие» не должна превышать 5% суммы раздела, данные по оборотам максимально детальны);
– способы заполнения запросов (представление данных в электронном виде, выгрузка из баз данных, разработка алгоритма заполнения информационных запросов);
– контроль заполнения запросов (проверка соответствия аналитических и синтетических показателей отчетности, проверка на внутреннюю непротиворечивость, объяснение причин изменений, происходящих за период).

4. Проверка данных:

– сверка данных запросов с информацией в отчетности по РСБУ;
– сопоставление данных в запросах;
– проверка на внешнюю непротиворечивость (сверка данных бухгалтерии и финансовой службы);
– проверка сводной информации по компании.

5. Трансформация отчетности – реклассификационные корректировки прошлых периодов, расчет оценочных значений, отложенных налогов.

6. Подготовка итогового варианта финансовой отчетности – формирование полного комплекта отчетности, примечаний; анализ полученной отчетности на непротиворечивость; исправление ошибок округления.

Информация предоставлена Экономико-правовой школой ООО «ФБК»

Организационные преобразования

Для осуществления проекта по подготовке финансовой отчетности в группе «Разгуляй» был создан отдел международной отчетности в составе пяти человек. В него вошли сотрудники финансовой службы холдинга, прошедшие обучение составлению отчетности по МСФО. Кроме того, в штат были приняты специалисты, имеющие опыт подготовки международной отчетности. Обучение сотрудников компании шло по нескольким направлениям. С главными бухгалтерами предприятий консультанты проводили семинары, объясняя, как правильно заполнить трансформы – информационные таблицы, содержащие детальную информацию по отдельным объектам бухгалтерского учета. Руководители проекта и некоторые из сотрудников отдела МСФО обучались по программам ACCA (DipIFR).

Основными задачами отдела стали сбор заполненных предприятиями холдинга трансформационных таблиц, проверка полученных данных, контроль правильности заполнения форм и подготовка сводной информации. Сотрудники отдела МСФО периодически выезжают в регионы, чтобы контролировать составление трансформ на местах или оказать помощь, если у главного бухгалтера возникли трудности.

Личный опыт

Светлана Патеха, главный бухгалтер ЗАО «Зерновая компания «Разгуляй»
Для заполнения трансформ главным бухгалтерам предприятий необходимо трансформировать данные РСБУ, расшифровав расчеты с аффилированными компаниями, выручку, себестоимость, операционные и внереализационные доходы и расходы. Использование автоматизированных систем учета облегчает процесс переноса данных в трансформы и их дальнейшую проверку. Кроме того, в ближайшее время мы планируем внедрить программу автоматической выгрузки информации из «1С:Предприятие» в формат трансформ, что уменьшит время их заполнения и сократит количество ошибок. Основные сложности при заполнении трансформ связаны с отражением корректировок бухгалтерской прибыли для целей налогообложения. Дело в том, что подход, применяемый в РСБУ, основан на отчете о прибылях и убытках: бухгалтерская прибыль корректируется на постоянные и временные разницы, возникающие в результате применения различных правил признания доходов и расходов (ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н). В трансформах заложен «метод обязательств по балансу», предусмотренный МСФО 12 «Налог на прибыль», – отложенный налог рассчитывается исходя из налоговой базы актива или обязательства. Для решения этой проблемы приходится формировать дополнительные таблицы, которые позволяют выявить различия в оценке активов и обязательств для целей бухгалтерского и налогового учета (например, по основным средствам). Итоговые корректировки, рассчитанные согласно МСФО, должны совпадать с корректировками, сделанными в РСБУ в соответствии с ПБУ 18/02.

Выдержка из приказа «О проведении международного аудита финансовой отчетности группы «Разгуляй» за 2005 год»
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Руководителю юридического департамента ОАО «Группа «Разгуляй» представить в департамент бухгалтерского учета и международной отчетности ОАО «Группа «Разгуляй» (далее – ДБУиМО):

в срок до 13.01.06 – перечень компаний, входящих в состав группы по состоянию на 31.12.05, с указанием процентов владения и владельцев акций (долей);

в срок до 20.01.06:
– выписки из реестра акционеров по состоянию на 31.12.05 по всем компаниям группы, а также копии учредительных документов компаний, по которым в течение отчетного периода произошли изменения;
– копии первичных документов, подтверждающих выбытие юридических лиц из группы во втором полугодии 2005 года.

2. Финансовому директору ОАО «Группа «Разгуляй» представить в ДБУиМО:

в срок не позднее 13.01.06 – банковские выписки и платежные документы по счетам компаний группы, обслуживаемым казначейством ОАО «Группа «Разгуляй»;

в срок до 20.01.06:
– подтверждение от банков сумм незакрытых по состоянию на 01.01.06 кредитов группы;
– подтверждение остатков денежных средств по состоянию на 01.01.06 свыше 1 000 000,00 (одного миллиона) рублей по счетам компаний группы, обслуживаемым казначейством;

в срок до 27.01.06:
– таблицу по комиссии банков за оказанные услуги в 2005 году в разрезе видов услуг и субхолдингов группы;
– копии всех кредитных договоров, договоров залога и поручительства за 2005 год.

3. Генеральному директору ЗАО «Зерновая компания «Разгуляй» в срок до 20.01.06 представить вДБУиМО первичные документы по экспорту зерна за 2005 год.



6. Ответственность за исполнение настоящего приказа возложить на генеральных директоров предприятий холдинга и руководителей подразделений ОАО «Группа «Разгуляй».

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя ДБУиМО ОАО «Группа «Разгуляй».

Типичные проблемы первого составления отчетности

Процесс формирования отчетности по МСФО в группе «Разгуляй» достаточно традиционен для метода трансформации, реализуемого с участием консультантов (см. врезку на с. 43).

Консультанты предоставляют для заполнения трансформы. Каждое юридическое лицо в составе холдинга заполняет их самостоятельно. Для того чтобы добиться качественного заполнения и своевременного представления предприятиями холдинга трансформационных таблиц, была создана система мотивации для главных бухгалтеров. Размер их премии зависит, во-первых, от соблюдения срока представления информации, а во-вторых, от количества ошибок, допущенных при заполнении таких таблиц. Премиальный фонд, выделяемый под составление отчетности, распределяется между главными бухгалтерами холдинга пропорционально их окладу. Если при заполнении трансформ нарушены сроки или допущены ошибки, то по решению руководителя департамента бухгалтерского учета и международной отчетности управляющей компании размер премии может быть уменьшен.

Сроки представления информации и ответственные за это лица устанавливаются приказом по управляющей компании, выпускаемым в конце отчетного периода (полугодие и год). На основе заполненных трансформационных таблиц составляется отчетность всего холдинга: информация из трансформ сводится в специальном хранилище данных, для чего в группе используется собственная программа, разработанная на базе «1С:Предприятие». Осуществляются консолидационные корректировки и корректировки на уровне группы, готовится окончательный вариант отчетности, затем проводится ее аудит.

Остановимся подробнее на проблемах, с которыми столкнулась группа «Разгуляй» при составлении первой отчетности по МСФО.

Представление дополнительной информации

Нужно быть готовым к тому, что помимо заполнения трансформ по каждому из разделов отчетности консультантам потребуется дополнительная информация. В группе «Разгуляй» были запрошены следующие документы: – правоустанавливающие документы;
– расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей по контрагентам;
– документация по кредитам, включая договоры поручительства и залога;
– данные инвентаризации готовой продукции и прочих запасов;
– первичные учетные документы по существенным статьям затрат;
– налоговые декларации;
– реестры судебных дел, состоявшихся в отчетном периоде или еще незавершенных на дату составления отчетности;
– сведения об информационных системах, используемых на предприятиях холдинга.

От юристов потребовалась информация о возможных судебных исках, данные по неисполненным контрактам (предполагаемое приобретение активов), от маркетологов – сведения о состоянии рынка, от отдела кадров – штатное расписание и данные о составе работников с указанием их пола и возраста.

Трудоемкость подготовки и представления дополнительных данных прямо зависит от того, насколько хорошо организован и ведется в компании бухгалтерский, управленческий, налоговый и кадровый учет. В группе «Разгуляй» возникли сложности с представлением данных управленческого учета, поскольку он ведется в разных базах данных (например, учет запасов сырья и объемов переработки готовой продукции ведется в «1С:Предприятие», а расчеты с дебиторами и кредиторами – в собственной разработке на базе Access).

Мнение эксперта

Сергей Модеров, руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства (СанктПетербург)
Я бы порекомендовал в процессе трансформации отчетности выделить аналитический этап. На этом этапе предприятию следует выяснить все применимые к данному предприятию требования раскрытия информации исходя из тех стандартов, которые компания будет задействовать при подготовке отчетности. Затем необходимо организовать сбор необходимой дополнительной информации, основываясь на запросах консультантов. В ходе этой работы можно разработать меры по изменению и улучшению внутреннего учета, чтобы в дальнейшем необходимые сведения попадали в информационные системы компании еще до начала трансформации отчетности.

Сверка расчетов

Одним из сложных и важных этапов при подготовке отчетности к трансформации является сверка расчетов внутри группы. Она предваряет исключение из консолидированной отчетности внутригрупповых операций.

Несмотря на то что на всех предприятиях холдинга применялись единые учетная политика и план счетов российского бухгалтерского учета, до начала составления отчетности по МСФО сверки расчетов не проводились. При этом между величинами дебиторской и кредиторской задолженностей компаний холдинга, а также между выручкой от реализации у одних компаний и стоимостью приобретения продукции у других были существенные расхождения. Они были вызваны как ошибками бухгалтеров, так и объективными причинами (например, товар находился в пути).

Расхождения, не учтенные на уровне отдельных компаний, затрудняли процесс консолидации отчетности. В первый раз на сверку холдингу потребовалось два месяца. Сейчас сверки проводятся ежеквартально. Ни одно предприятие в составе холдинга не закрывает баланс до того, как проведена сверка расчетов, поэтому расхождений удается избежать.

Аудит подготовленной отчетности

Аудит, проводимый компанией «большой четверки», оказался во многом не похож на обязательный российский аудит. Особенно масштабной была первая проверка, в которой участвовали сотрудники многих подразделений компании.

Прежде всего аудиторы тестировали систему внутреннего контроля (СВК) (6). От ее эффективности зависят размер аудиторской выборки, время и стоимость аудита. В ходе проверки СВК проводились беседы с сотрудниками КРУ, казначейства, внутренними аудиторами холдинга.

Аудиторов интересовали документы, подтверждающие наличие контроля в таких вопросах, как невозможность отгрузки или приема товара без подписи уполномоченного сотрудника, оплаты товара без отражения этой операции в учетной системе, формирование и исполнение лимитов на отгрузку в кредит. Была проверена также информационная система компании, чтобы понять, насколько можно доверять отчетам, полученным из нее. Представители IT-подразделений аудиторской фирмы предлагали сотрудникам учетных

подразделений провести те или иные операции непосредственно в их присутствии. Кроме того, они провели интервью с сотрудниками IT-подразделения холдинга, чтобы выяснить, как хранится и архивируется информация, есть ли резервные копии, какие сбои в системе возможны.

Для компании важно, чтобы сотрудники подразделений, вовлеченные в процесс общения с аудиторами, могли ответить на поставленные вопросы и представить адекватную информацию. Поэтому на отдел МСФО возложена обязанность координировать процесс общения аудиторов с подразделениями холдинга. С вопросами, которые будут заданы тем или иным должностным лицам холдинга, последние знакомятся заранее и заблаговременно готовят необходимую информацию. Заранее также составляется график интервью аудиторов с сотрудниками.

Мнение эксперта

Надежда Михайленко, старший менеджер департамента международной отчетности ООО «ФБК»
В принципе, в МСФО не содержатся требования об обязательном аудите, поэтому его проведение, как правило, зависит от решения и потребностей компании, составляющей отчетность по МСФО.

В некоторых случаях может оказаться достаточно наличия отчета независимых бухгалтеров о компиляции отчетности. При необходимости представления аудированной отчетности может потребоваться заключение от компаний «большой четверки» либо входящих в авторитетные международные сети.

Результаты проекта

Для составления первой отчетности по МСФО группе «Разгуляй» потребовался один год, общие затраты по проекту, включая аудит, составили 1 млн долл. США. Сейчас годовой финансовый отчет готовится к 1 августа года, следующего за отчетным.

Можно отметить, что после перехода на отчетность по МСФО компании удалось решить проблемы с привлечением финансирования. Упростилась работа с банками, компания удачно разместила два облигационных займа – на 1 млрд руб. под 11,5% и на 2 млрд руб. под 12%, а весной текущего года планирует выйти на IPO.

В ближайшее время группа перейдет на составление отчетности по МСФО собственными силами. Поводом для принятия такого решения стали довольно длительные сроки подготовки отчетности и высокая стоимость работ сторонних специалистов.

Ведутся работы по перенастройке информационной системы, изначально предназначенной исключительно для подготовки данных для консультантов. Уже внедрена программа автоматической выгрузки необходимой информации из системы бухгалтерского учета («1С:Предприятие») в трансформы. Разрабатывается программа, позволяющая консолидировать данные трансформ, проводить кор ректирующие проводки и в итоге формировать консолидированную отчетность.


1 В настоящий момент в данной компании не работает. - Примеч. редакции.

2 См. статью «Составление сводной финансовой отчетности по МСФО» («Финансовый директор», 2004, № 1, с. 41). - Примеч. редакции.

3 Подробнее об отношениях контроля см. статью «Связанные стороны в отчетности по МСФО» («Финансовый директор», 2005, № 11, с. 41). - Примеч. редакции.

4 Подробнее о реорганизации компаний см. статью «Этапы реорганизации компании» («Финансовый директор», 2005, № 12, с. 10). - Примеч. редакции.

5 Подробнее об этом см. статью «Трансформация российской отчетности в соответствии с МСФО» («Финансовый директор», 2004, № 4, с. 37).

6 О построении СВК см. статью «Как разработать систему внутреннего контроля» («Финансовый директор», 2006, № 1, с. 10). - Примеч. редакции.

Журнал "Финансовый директор" № 3 (март) 2006
Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.118 сек.
Яндекс.Метрика