Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Переход на МСФО: типичные проблемыСолдатов Александр (генеральный директор ОАО «Группа «Разгуляй») Кузьмин Андрей (финансовый директор ОАО «Группа «Разгуляй») Источник: Журнал "Финансовый директор" добавлено: 30-01-2007
просмотров: 18835 Проект перехода на МСФО в группе «Разгуляй» был начат в 2000 году. За счет этого менеджмент рассчитывал получить доступ к более дешевым источникам банковского финансирования: в среднем на 2–3%, по оценкам специалистов холдинга. Важно отметить, что компания планировала выход на IPO в 2006 году, а для этого нужно было создать положительную кредитную историю.
Подготовительный этапПрежде чем приступить непосредственно к составлению отчетности по международным стандартам, компании предстояло определить:
Остановимся подробнее на наиболее важных задачах, которые были решены до начала составления отчетности по МСФО. Определение периметра консолидацииНа момент начала проекта в холдинг входило около 200 юридических лиц. Для того чтобы определить, отчетность каких компаний должна была консолидироваться при подготовке отчетности по МСФО холдинга, необходимо руководствоваться требованиями МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность» (2), МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 22 «Объединение бизнесов». В периметр консолидации были включены предприятия, контролируемые материнской компанией (3). Критерием контроля в данной ситуации было владение крупным пакетом акций (50% и более). Например, в уставном капитале сахарного завода «Большевик» и Полтавского комбината хлебопродуктов холдингу принадлежало более 50% акций. Предприятия, ведущие деятельность, отличную от основной деятельности группы, в сводную отчетность не включались. Например, не консолидировалась отчетность одной из компаний, которая занималась ремонтом сельхозтехники, не имея существенных активов и прибыли. Информация о компаниях, подконтрольных отдельным акционерам, но не входящих в холдинг, раскрывалась в пояснительной записке к сводной отчетности согласно МСФО (IAS) 24 «Связанные стороны». В итоге при составлении первой отчетности пришлось консолидировать 180 юридических лиц.
Кроме того, в холдинге шла реорганизация (4), в ходе которой состав предприятий и видов деятельности менялся. По решению менеджмента управляющей компании группы «Разгуляй» были проданы те направления бизнеса, которые группа не планировала развивать. Реорганизация значительно затруднила подготовку отчетности по МСФО. По окончании реорганизации (первое полугодие 2003 года) была составлена так называемая отчетностьпроформа по состоянию на 1 июля 2003 года, в которой данные о работе холдинга были представлены таким образом, как если бы группа «Разгуляй» весь 2002 год работала в новом составе. Составление отчетности-проформы было призвано обеспечить пользователей финансовой отчетности сопоставимыми данными о работе группы. Поскольку юридические лица выходили из состава холдинга не одновременно, пришлось пересчитывать их отчетность практически за каждый месяц полугодия (на дату, ближайшую к дате выхода). Если бы реорганизация была проведена до внедрения отчетности по МСФО, подобных проблем удалось бы избежать.
Выбор консультантовНа момент начала проекта в холдинге не было достаточного количества специалистов, способных сформировать отчетность по МСФО, поэтому руководство решило обратиться в консалтинговую компанию. Для того чтобы достоверность отчетности по МСФО не вызвала сомнений у западных инвесторов и банков, для составления отчетности было решено привлечь одну из компаний «большой четверки». Группа «Разгуляй» выбрала для работы над проектом аудиторскую фирму КПМГ. По словам Андрея Кузьмина, финансового директора ОАО «Группа «Разгуляй», выбор в пользу КПМГ объясняется тем, что предложенный ими план работ и методика составления отчетности были просты для понимания и в дальнейшем могли быть легко переняты сотрудниками компании. Отчетность по МСФО решили составлять методом трансформации, поскольку он проще и не требует столь значительных инвестиций, как постановка параллельного учета. Компания КПМГ должна была не только помочь трансформировать отчетность, но и провести ее аудит.
Кроме консультантов, непосредственно участвующих в подготовке отчетности по МСФО, потребовалось привлечь независимых оценщиков. Требования международных стандартов в части оценки стоимости активов отличаются от требований РСБУ, и для подготовки отчетности по МСФО нужно было оценить внеоборотные активы по справедливой стоимости. Однако аудиторы «большой четверки» доверяют расчетам иностранных оценщиков, таких как American Appraisal, Ernst & Young, стоимость услуг которых достигает 700–800 тыс. долл. США. Поскольку эта сумма составляла большую часть бюджета всего проекта по переходу на МСФО, то в качестве оценщика была привлечена российская компания «Балт-Аудит-Эксперт», с которой холдинг сотрудничал ранее. Стоимость услуг этой компании составила 220 тыс. долл. США. Однако отчетность 2000 и 2001 годов выходила с оговоркой о том, что методы оценки аудиторами не анализировались, поэтому «оценка внеоборотных активов и связанных с ними статей может не соответствовать требованиям МСФО». По согласованию с оценщиками аудиторам предложили проверить, как ведется работа по оценке. Все дополнительные расходы, связанные с этой работой, взяла на себя оценочная фирма, заинтересованная в привлечении клиентов, для которых в свою очередь важно, с каким аудитором уже работал оценщик. Аудиторы просматривали рабочие файлы, контролировали процесс документирования информации, и с 2002 года, после того как оценочная фирма привела методы оценки в соответствие с требованиями аудиторов, положительное заключение было получено без оговорки.
Организационные преобразованияДля осуществления проекта по подготовке финансовой отчетности в группе «Разгуляй» был создан отдел международной отчетности в составе пяти человек. В него вошли сотрудники финансовой службы холдинга, прошедшие обучение составлению отчетности по МСФО. Кроме того, в штат были приняты специалисты, имеющие опыт подготовки международной отчетности. Обучение сотрудников компании шло по нескольким направлениям. С главными бухгалтерами предприятий консультанты проводили семинары, объясняя, как правильно заполнить трансформы – информационные таблицы, содержащие детальную информацию по отдельным объектам бухгалтерского учета. Руководители проекта и некоторые из сотрудников отдела МСФО обучались по программам ACCA (DipIFR). Основными задачами отдела стали сбор заполненных предприятиями холдинга трансформационных таблиц, проверка полученных данных, контроль правильности заполнения форм и подготовка сводной информации. Сотрудники отдела МСФО периодически выезжают в регионы, чтобы контролировать составление трансформ на местах или оказать помощь, если у главного бухгалтера возникли трудности.
Типичные проблемы первого составления отчетностиПроцесс формирования отчетности по МСФО в группе «Разгуляй» достаточно традиционен для метода трансформации, реализуемого с участием консультантов (см. врезку на с. 43). Консультанты предоставляют для заполнения трансформы. Каждое юридическое лицо в составе холдинга заполняет их самостоятельно. Для того чтобы добиться качественного заполнения и своевременного представления предприятиями холдинга трансформационных таблиц, была создана система мотивации для главных бухгалтеров. Размер их премии зависит, во-первых, от соблюдения срока представления информации, а во-вторых, от количества ошибок, допущенных при заполнении таких таблиц. Премиальный фонд, выделяемый под составление отчетности, распределяется между главными бухгалтерами холдинга пропорционально их окладу. Если при заполнении трансформ нарушены сроки или допущены ошибки, то по решению руководителя департамента бухгалтерского учета и международной отчетности управляющей компании размер премии может быть уменьшен. Сроки представления информации и ответственные за это лица устанавливаются приказом по управляющей компании, выпускаемым в конце отчетного периода (полугодие и год). На основе заполненных трансформационных таблиц составляется отчетность всего холдинга: информация из трансформ сводится в специальном хранилище данных, для чего в группе используется собственная программа, разработанная на базе «1С:Предприятие». Осуществляются консолидационные корректировки и корректировки на уровне группы, готовится окончательный вариант отчетности, затем проводится ее аудит. Остановимся подробнее на проблемах, с которыми столкнулась группа «Разгуляй» при составлении первой отчетности по МСФО. Представление дополнительной информацииНужно быть готовым к тому, что помимо заполнения трансформ по каждому из разделов отчетности консультантам потребуется дополнительная информация. В группе «Разгуляй» были запрошены следующие документы: – правоустанавливающие документы; От юристов потребовалась информация о возможных судебных исках, данные по неисполненным контрактам (предполагаемое приобретение активов), от маркетологов – сведения о состоянии рынка, от отдела кадров – штатное расписание и данные о составе работников с указанием их пола и возраста. Трудоемкость подготовки и представления дополнительных данных прямо зависит от того, насколько хорошо организован и ведется в компании бухгалтерский, управленческий, налоговый и кадровый учет. В группе «Разгуляй» возникли сложности с представлением данных управленческого учета, поскольку он ведется в разных базах данных (например, учет запасов сырья и объемов переработки готовой продукции ведется в «1С:Предприятие», а расчеты с дебиторами и кредиторами – в собственной разработке на базе Access).
Сверка расчетовОдним из сложных и важных этапов при подготовке отчетности к трансформации является сверка расчетов внутри группы. Она предваряет исключение из консолидированной отчетности внутригрупповых операций. Несмотря на то что на всех предприятиях холдинга применялись единые учетная политика и план счетов российского бухгалтерского учета, до начала составления отчетности по МСФО сверки расчетов не проводились. При этом между величинами дебиторской и кредиторской задолженностей компаний холдинга, а также между выручкой от реализации у одних компаний и стоимостью приобретения продукции у других были существенные расхождения. Они были вызваны как ошибками бухгалтеров, так и объективными причинами (например, товар находился в пути). Расхождения, не учтенные на уровне отдельных компаний, затрудняли процесс консолидации отчетности. В первый раз на сверку холдингу потребовалось два месяца. Сейчас сверки проводятся ежеквартально. Ни одно предприятие в составе холдинга не закрывает баланс до того, как проведена сверка расчетов, поэтому расхождений удается избежать. Аудит подготовленной отчетностиАудит, проводимый компанией «большой четверки», оказался во многом не похож на обязательный российский аудит. Особенно масштабной была первая проверка, в которой участвовали сотрудники многих подразделений компании. Прежде всего аудиторы тестировали систему внутреннего контроля (СВК) (6). От ее эффективности зависят размер аудиторской выборки, время и стоимость аудита. В ходе проверки СВК проводились беседы с сотрудниками КРУ, казначейства, внутренними аудиторами холдинга. Аудиторов интересовали документы, подтверждающие наличие контроля в таких вопросах, как невозможность отгрузки или приема товара без подписи уполномоченного сотрудника, оплаты товара без отражения этой операции в учетной системе, формирование и исполнение лимитов на отгрузку в кредит. Была проверена также информационная система компании, чтобы понять, насколько можно доверять отчетам, полученным из нее. Представители IT-подразделений аудиторской фирмы предлагали сотрудникам учетных подразделений провести те или иные операции непосредственно в их присутствии. Кроме того, они провели интервью с сотрудниками IT-подразделения холдинга, чтобы выяснить, как хранится и архивируется информация, есть ли резервные копии, какие сбои в системе возможны. Для компании важно, чтобы сотрудники подразделений, вовлеченные в процесс общения с аудиторами, могли ответить на поставленные вопросы и представить адекватную информацию. Поэтому на отдел МСФО возложена обязанность координировать процесс общения аудиторов с подразделениями холдинга. С вопросами, которые будут заданы тем или иным должностным лицам холдинга, последние знакомятся заранее и заблаговременно готовят необходимую информацию. Заранее также составляется график интервью аудиторов с сотрудниками.
Результаты проектаДля составления первой отчетности по МСФО группе «Разгуляй» потребовался один год, общие затраты по проекту, включая аудит, составили 1 млн долл. США. Сейчас годовой финансовый отчет готовится к 1 августа года, следующего за отчетным. Можно отметить, что после перехода на отчетность по МСФО компании удалось решить проблемы с привлечением финансирования. Упростилась работа с банками, компания удачно разместила два облигационных займа – на 1 млрд руб. под 11,5% и на 2 млрд руб. под 12%, а весной текущего года планирует выйти на IPO. В ближайшее время группа перейдет на составление отчетности по МСФО собственными силами. Поводом для принятия такого решения стали довольно длительные сроки подготовки отчетности и высокая стоимость работ сторонних специалистов. Ведутся работы по перенастройке информационной системы, изначально предназначенной исключительно для подготовки данных для консультантов. Уже внедрена программа автоматической выгрузки необходимой информации из системы бухгалтерского учета («1С:Предприятие») в трансформы. Разрабатывается программа, позволяющая консолидировать данные трансформ, проводить кор ректирующие проводки и в итоге формировать консолидированную отчетность. 1 В настоящий момент в данной компании не работает. - Примеч. редакции. 2 См. статью «Составление сводной финансовой отчетности по МСФО» («Финансовый директор», 2004, № 1, с. 41). - Примеч. редакции. 3 Подробнее об отношениях контроля см. статью «Связанные стороны в отчетности по МСФО» («Финансовый директор», 2005, № 11, с. 41). - Примеч. редакции. 4 Подробнее о реорганизации компаний см. статью «Этапы реорганизации компании» («Финансовый директор», 2005, № 12, с. 10). - Примеч. редакции. 5 Подробнее об этом см. статью «Трансформация российской отчетности в соответствии с МСФО» («Финансовый директор», 2004, № 4, с. 37). 6 О построении СВК см. статью «Как разработать систему внутреннего контроля» («Финансовый директор», 2006, № 1, с. 10). - Примеч. редакции. Журнал "Финансовый директор" № 3 (март) 2006 Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|