29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 01:55:44
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Работа: что я здесь делаю?



добавлено: 12-03-2007
просмотров: 11986

Е.В. Шубина, психолог, директор департамента образовательных программ Института профессионального тренинга

Иногда жизнь подкидывает нам поистине странные ситуации. Вы привычно просыпаетесь утром ровно в семь, принимаете душ, наспех завтракаете, час дремлете в метро вместе с такими же полупроснувшимися пассажирами, киваете охраннику на проходной, в одно движение вешаете на вешалку плащ, щелкаете кнопкой электрической кофеварки, плюхаетесь в кресло, включаете компьютер и, упираясь взглядом в календарь на стене, вдруг понимаете две вещи. Что сегодня уже три года, как вы устроились на эту работу и заняли это секретарское кресло. И что, откровенно говоря, вы совершенно не понимаете, что вы здесь делаете. Нет, не в данную минуту, а вообще…

Если вам действительно пришла в голову эта мысль – вас можно поздравить! Вас постигло то, что психологи называют кризисом мотивов. Они обычно утешают тем, что за ним обязательно последует глобальное изменение в жизни. Тем не менее любой кризис – вещь неприятная. Поэтому попытаемся в нем разобраться.

Кризис мотивов всегда подразумевает под собой временную потерю ориентиров. Вы делаете ошибку за ошибкой, вам трудно сосредоточиться, настроение заметно ухудшается, лень и апатия становятся вашими постоянными спутниками. Но не спешите бежать к невропатологу и срочно писать заявление об уходе.

Примерно в половине случаев из ста причиной кризиса мотивов являются банальная усталость, застой в деятельности или завышенные требования и ожидания.

В других случаях причины кризиса мотивов простираются намного дальше и глубже, чем личность одного конкретного человека. Осознание этого очень помогает не только найти причину проблемы, но и избавиться от самого кризиса.

Устала, Алла…

Алла трудится на большом перерабатывающем заводе с 17 лет, почти со школы. Сейчас ей 25, и за все 8 лет она только дважды покидала рабочее место: чтобы закончить двухмесячные курсы ПК и съездить на неделю в Турцию. Все остальное время (исключая выходные и праздники, разумеется) Аллочку, опрятную, гладко причесанную и старательную в каждом своем жесте, можно увидеть в приемной генерального директора ровно с 9.00 до 18.00 каждый день. Все изменилось, когда генеральный директор завода внезапно серьезно заболел. Движение, которое всегда наблюдалось в приемной, прекратилось, и Алла осталась одна. За неделю она разобрала и перешила все папки, переделала протоколы, пересадила цветы на окнах и поняла, что дальше делать ей совершенно нечего. Не сказать, чтобы Алла считала себя придатком директора, нет. Просто она внезапно осознала, что восемь лет делала совершенно одинаковые действия, и когда их интенсивность спала – почувствовала себя такой одинокой, усталой и ненужной, что впору было вызывать врача и отправляться в больницу вслед за начальником.

К счастью, сестра Аллочки была психологом и быстро включилась в ситуацию. Алла поняла, что за папками, бумагами, компьютером и размеренным рабочим днем она пряталась от жизни и самой себя. Выбраться из застоя ей помог тренинг уверенности в себе и длительный отпуск.

Если день ото дня вы монотонно выполняете одни и те же действия, то рано или поздно вы обязательно задумаетесь, изменится ли что-то, если вы их делать перестанете? Поэтому постарайтесь разнообразить свою деятельность, почаще отдыхать и переключаться и изредка делать что-то не входящее в ваши прямые обязанности. К примеру, организовывать дни рождения, вечеринки или тренинги, участвовать в профессиональных конкурсах, посещать курсы и семинары, словом – жить!

А я ждала другого...

Бывает, причиной кризиса становятся завышенные требования и ожидания. Таких людей нередко называют перфекционистами, а иногда нелюблезно "выскочками", хотя всему виной, как правило, пробел в их картине мира и… добрые намерения, которыми, как вы помните, вымощена дорога в ад.

Марине 26 лет, секретарь. Устроилась в торговую фирму с огромным желанием работать, по ее словам, чтобы "делать карьеру, реализовать свой потенциал". После института Марина нигде не работала, вышла замуж, родила ребенка и в 25 лет впервые вышла на работу… и уже через год была готова со слезами уволиться. Налицо были все признаки кризиса мотивов. Оказалось, молодая женщина возлагала слишком большие надежды на свою работу. Она от всей души хотела быть полезной – настолько, что со своего секретарского места пыталась вмешиваться в вопросы работы отделов маркетинга и сбыта и даже давать "добрые советы" руководителю. Большинство коллег ее не слушало, часть просто игнорировали. Вокруг Марины быстро образовался вакуум. Поняв, что надежды "быть полезной" не оправдались, Марина сникла. И задала себе вопрос – что я здесь делаю?
Потом последовала попытка увольнения и подключение к ситуации организационного психолога. Марина поняла, что быть полезной не значит "быть везде", и сумела найти свое место в структуре организации.
 

К сожалению, случай Марины типичный, и мы можем только догадываться, как много способных людей уволилось с рабочих мест просто потому, что не сумели разобраться с собственными мотивами. Таким образом, чтобы не повторить ошибку Марины, если вы достаточно честолюбивы, – постарайтесь направить свою энергию не вширь, а вглубь. То есть достичь совершенства в своей работе и, может быть, раз в три-четыре года переходить с менее высокооплачиваемой и статусной должности на более значимую и престижную.

А я "как все"

Организационными психологами давно подмечена взаимосвязь потери цели бизнеса или цели руководителя и цели подчиненных. Бизнес, в котором вы находитесь, и фирма, в которой работаете, являются своего рода живыми организмами, действующими примерно по тем же законам, что и человек. Бизнес, как и человек, способен заболеть, потеряться по дороге или пойти в совершенно противоположную сторону. В этом случае его попутчики обязательно испытают растерянность и потерю энергии. Причем потеря энергии тем сильнее, чем ниже в служебной иерархии стоит человек. Причин тому несколько: зависимое положение, недостаток информации да и просто эмоциональный "слив" на секретаря, который позволяет себе "старший по званию".

В каких случаях возможна потеря цели бизнеса?

Тогда, когда основные цели уже достигнуты, а новые пока еще не сформированы. Поясню на простом примере.

Когда-то ваш руководитель и его партнеры открыли свою фирму. У них была бизнес-идея и стартовый капитал, который необходимо было со временем вернуть. Чем не цель? Под реализацию этой цели на работу были приняты вы и невольно стали носителем этой же цели. Вы тоже были заинтересованы в развитии бизнеса, его стабилизации, больших и маленьких победах, хотя, возможно, никогда и не задумывались об этом. Тем не менее наверняка вы чувствовали воодушевление, когда шли на работу и вместе со всеми радовались успехам. Помните?
Но вот однажды наступает момент, когда стартовый капитал уже возвращен и фирма начинает приносить стабильную прибыль. Перед владельцами неминуемо встает следующий вопрос – как ею распорядиться? Ведь деньги, тем более – большие деньги требуют обеспечения. Вы наверняка не раз слышали этот постулат в формулировке "деньги должны работать". И вот тут хозяева бизнеса могут оказаться в очень непростой ситуации. У них снова есть деньги – стартовый капитал, а вот самой бизнес-идеи уже нет. И тогда начинается кризис. Кризис – что делать дальше?
 

Множество фирм погорело на нем. Бездумно вложенные деньги; неверные с экономической точки зрения решения; неудачные сделки и… персонал, который трудится, сам не понимая для чего. Поэтому если вы оказались среди сотрудников именно такой фирмы – временно или навсегда потерявшей ориентиры в бизнесе, то ваш собственный рабочий кризис неминуем. И первое, о чем вы в этом случае задумаетесь, так это о том, что вы здесь делаете.

Каковы признаки того, что компания, в которой вы работаете, переживает кризис?

  • Разобщение коллектива.
  • Апатия и низкая заинтересованность руководителя в результате.
  • Или, напротив, паническая, почти болезненная требовательность, постоянная смена "вводных".
  • Частая смена руководства.
  • Отсутствие цели. Совещания "ни о чем". Явное ощущение нестабильности бизнеса.
  • Низкие производственные результаты.

Существуют и иные, личные, не связанные с бизнесом причины потери мотивации.

  • Вы рассчитывали на повышение, но однажды поняли, что его не будет.
  • У вас отсутствует эмоциональная связь с начальником, коллегами.
  • Вы изолированы от основного коллектива, находитесь на периферии не только людских, но и информационных потоков.
  • Вы давно не получали никаких поощрений.
  • Вы устали, у вас давно не было отпуска (полноценного отдыха).
  • Вы не повышаете свою квалификацию.
  • На данном месте вы полностью исчерпали ресурс своих возможностей. Вы знаете все служебные вопросы досконально, настолько хорошо, что порой чувствуете себя роботом.
  • Вы не уважаете своего руководителя.
  • Вы всегда относились к этому месту работы как к временному.
  • Вы в глубине души уверены, что созданы для большего.
  • Замечу, что если вы потеряли вкус к профессии, совсем не значит, что ее надо менять. Возможно, пора перейти на другое место службы или просто поискать в себе ресурс для оживления интереса.

В каких случаях стоит менять место работы?

  1. Когда плохие отношения с руководителем, коллективом.
  2. Когда фирма переживает кризис и у вас есть все основания считать, что из него она не выйдет.
  3. Если вам грозит сокращение или вы долго находились в "подвешенном состоянии", ожидая его (в этом случае "кредит доверия" у вас уже исчерпан, новый вряд ли появится, а при потере мотива ваше нахождение на этом месте становится совсем бессмысленным).

Во всех остальных случаях за свое место под солнцем стоит побороться. Как именно? К примеру, найти в себе внутренние ресурсы – кладовую внутренней силы – и обратиться к ним.


Зачастую мы забываем о своих ресурсах или на время теряем связь с ними. И только осознав их и вспомнив, как много можем взять от них, мы возвращаем себе не только мотив и цель, но и радость жизни, и желание идти вперед.

Как восстановить свои ресурсы?

У человека есть несколько видов ресурсов в профессии. В принципе не важно, к какому из них обратиться, – главное, чтобы хотя бы один источник был по-прежнему доступен. Расскажем о каждом из них:

  • Ресурс самоуважения. Он складывается из знания о том, на что вы способны, чего вы достигли, кто вы есть на самом деле.

  • Ресурс коллектива. Это ощущение себя частью большого целого, которое уважаемо и любимо вами.

  • Ресурс места. Это глубинная связь с землей, на которой вы родились, где вы живете либо работаете сейчас.


  • К примеру, многие петербуржцы, переезжая в Москву, с гордостью обращаются к этому ресурсу, всегда подчеркивая: "Я из Питера!", словно быть петербуржцем – это принадлежать к особой касте или роду. Это помогает встать на ноги и занять свое достойное место среди москвичей.

  • Ресурс дела. Появляется тогда, когда вы очень цените то дело или ту область, в которой работаете.


  • Например, работать секретарем главврача родильного дома приятнее, чем секретарем в мусороперерабатывающей компании, хотя в обоих местах приходится готовить одни и те же документы.

  • Ресурс рода. Это связь с семейными традициями, продолжение династии.


  • Кому-то важно, что он принадлежит к семье медиков. Значит, даже секретарем ему лучше устраиваться в больницу или фармацевтическую компанию, а вот на заводе такому человеку делать явно нечего.

  • Ресурс истории. Работать на Кировском заводе или Ульяновской АЭС – значит быть частью самой истории. Для некоторых это серьезный аргумент в обосновании выбора места работы.

Если хотя бы один из этих ресурсов отзывается в вашем сердце и хочется воскликнуть: "Да! Это про меня!", попробуйте его расширить, опереться на него. Начните с простого "уговаривания" себя. Подумайте, как все-таки здорово, что у вас есть эта работа, и именно в этом месте и при таких условиях и обстоятельствах. Возможно, когда-то вы гордились тем, чем вы занимаетесь. А что же теперь? Многое изменилось, но гордость-то наверняка осталась?

Потом представьте, что источник этого ресурса в вашем теле. Найдите его.


Представьте его в виде крошечного ростка, даже не ростка еще, а зернышка, замерзшего и сморщенного, забытого, не согретого лучами солнца. Положите на него руку. Что вы почувствуете в этой части тела под вашей рукой? Может быть, холод и напряжение? Мысленно согрейте эту часть тела теплом ладони. Представьте, что не только ладонь, но и тепло вашего сердца согревает росток. Посмотрите, начинает ли пробиваться росток? Обретает ли он силу и уверенность? Что это за растение или цветок? Нравится ли он вам? Какие ощущения появились в теле благодаря росту цветка? Возможно, вы с удивлением почувствуете, как благодаря этой маленькой медитации у вас внутри словно снова оживает интерес к работе, возвращается энергия.

Не загоняйте себя снова унынием и тоской. Возьмите пару дней отпуска и просто отдохните, не думая о работе. Вернитесь и понаблюдайте за своими чувствами. Скорее всего, вы поймете, что все не так уж и плохо! И можно снова жить дальше! Будьте счастливы – ведь все мы делаем одно прекрасное дело!

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика