29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 16:01:30
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Гармония скидок в бухучете



В. Андронова, обозреватель
Источник: Федеральное агентство финансовой информации
добавлено: 12-04-2007
просмотров: 9852
Льготные поставки – самый верный способ стимулирования продаж. Правда, налоговики по какой-то причине не очень верят в благие намерения компаний, а потому любое отклонение в сумме сделки становится объектом их пристального внимания. Однако ситуация не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Надо просто научиться читать законодательство между строк и тогда риск столкновения с инспекторами будет сведен к минимуму.

Аспекты договора

Повод для скидок и их размер непременно должны быть прописаны в положении о маркетинговой политике. Вместе с тем любые отношения купли-продажи регулируются договором, в котором следует четко указать, какие льготы и при каких обстоятельствах предоставляются. Вряд ли на основании "несодержательного" контракта инспекторы включат скидку в расходы продавца.

В качестве обоснования уступки может выступать своевременная оплата, приобретение конкретного количества или ассортимента товара. Также целесообразно оговорить необходимый объем закупок в течение фиксированного срока, определенный перечень продукции, конкретный срок оплаты. Обоснование скидок будет более убедительным, если они применяются периодически, например, по окончании квартала. Перед предоставлением льготных цен нелишним будет подписать акт, подтверждающий выполнение оговоренных требований.

Если компания решила продвинуть на рынок новый товар или приспособить его для других потребителей, то в договоре следует указать перечень данной продукции и категорию потенциальных покупателей. В маркетинговом плане надо оговорить даты начала и окончания сего мероприятия, в противном случае налоговики могут придраться к обоснованию скидки.

Зачастую льготы применяются одинаково для всех партнеров, выполнивших то или иное условие. Однако иногда выгоднее использовать разные уступки для отдельных клиентов. К примеру, применяя одни и те же скидки при долгосрочных отношениях, их проще обосновать как экономически оправданные расходы. Контракт в данном случае может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (п. 1 ст. 434 ГК). Акцептованный счет (оферта) также свидетельствует о заключении договора, но в нем невозможно описать условия предоставления уступки. То есть продавец публично объявляет условия предоставления льгот, и покупатель, оплачивающий счет, должен с ними ознакомиться, отмечают эксперты журнала "Московский бухгалтер".

Компания имеет возможность самостоятельно выбрать, в какой форме делать скидки. Условно их можно разделить на две группы:

  • занижение цены договора;
  • предоставление премии.

Для того чтобы определиться с вариантом уступки, необходимо четко представлять себе последствия в налоговом и бухгалтерском учете и по возможности выбрать наиболее выгодный.

Сомнительная выгода

Согласно пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных соглашением, либо в установленном законом порядке. Перечень скидок, признаваемых инспекторами в составе расходов, является открытым (п. 3 ст. 40 НК). Однако если продавец реализует товар по цене ниже договорной, сумма уступки не уменьшает базу по налогу на прибыль (письмо Минфина от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/411).

При продаже товара с применением льгот, отклонение от рыночной стоимости не может превышать 20 процентов (п. 3 ст. 40 НК). В противном случае ревизоры вправе пересчитать сумму поставки и доначислить налог. Поэтому если скидка представлена как изменение цены товара, следует учитывать положения статьи 40 Налогового кодекса (письмо Минфина от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/190).

Не последнюю роль играет периодичность пересмотра цены. Например, если скидка делается ежеквартально, то, скорректировав суммы НДС и налога на прибыль, партнеры подадут декларации уже в соответствии с новыми расценками договора. Фирма-продавец должна будет внести изменения также и в счета-фактуры (датируя корректировку числом предоставления скидки) и передать вторые экземпляры исправленной "первички" клиенту. Далее поставщик открывает дополнительный лист к Книге продаж за тот месяц, в котором произошла сделка, аннулирует в нем старые документы и заносит скорректированные. Партнер, в свою очередь, обязан уточнить показатели своей налоговой отчетности за соответствующие периоды. И тут возникает вопрос: не повлекут ли такие скидки неоправданных хлопот для покупателя?

Достойный вариант

На самом деле приведенных выше проблем можно избежать. Для этого нужно оформить скидку в качестве бонуса — денежной премии, отгрузки товара или списания задолженности, не меняя цены договора. При этом стоимость реализованных товаров не корректируют, а льготу рассматривают как прощение долга. То есть уступка освобождает клиента от имущественной обязанности платить за поставленный товар. Скидка в данном случае носит договорной двусторонний характер.

Если же льгота в контракте не предусмотрена и произведена в одностороннем порядке, к ней могут применить правила договора дарения (письмо УМНС по г. Москве от 26 сентября 2001 г. № 03-12/43768), а подобные действия между коммерческими организациями на сумму свыше 500 рублей запрещены (п. 4 ст. 575 ГК). Превышение будет законно только в том случае, если кредитором выступает некоммерческая организация или предприниматель.

Стоит отметить, что прощение долга — отдельная операция, не относящаяся к реализации товара. Следовательно, поставщик не должен оформлять счет-фактуру на сумму уступки, ведь этот документ выписывают только при движении товара (п. 3 ст. 168 НК). Размер НДС, предъявленного покупателю, в составе скидки не уменьшает налоговую базу, так как относится к расходам в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и тратам, связанным с такой передачей (письмо ФНС от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8@). Поставщик предъявляет к оплате покупателю сумму НДС сверх стоимости реализованного товара, значит, он, прощая задолженность по налогу клиенту, в сущности, обязуется уплатить его за собственный счет.

К тому же положения об определении рыночной цены применяют только к "тарифам", установленным договором купли-продажи, но не к величине прощенной задолженности. В результате предоставления скидки цена на единицу товара не изменяется, льготу в виде "отпущенного долга" не учитывают (письмо Минфина от 26 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/445).

Что касается бухучета, то выручку от реализации товаров рассчитывают с учетом всех скидок согласно договору (п. 6.5 ПБУ 9/99). Аналогично определяют издержки, связанные с предоставлением льгот (п. 6.5 ПБУ 10/99). И в том, и в другом случае доходы и расходы не являются внереализационными, а возникают при осуществлении обычных видов деятельности фирмы. Чтобы избежать претензий ревизоров, самое верное решение — сторнировать выручку. Однако можно изменить в договоре формулировку "предоставление скидки" на "списание кредиторской задолженности". Тогда данные бухгалтерского и налогового учета будут совпадать.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика