19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 09:55:44
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Бухучет по-европейски



Н Телегина
Источник: Журнал "Главбух"
добавлено: 06-09-2007
просмотров: 13152

Джон Кристенсен удивил тем, как сильно отличаются будни европейского бухгалтера от наших.

— В нашей стране бухгалтеры часто жалуются, что налоговые инспекторы ведут себя не слишком вежливо. Европейским налогоплательщикам не приходится сталкиваться с плохим обращением?

— Должен признать, что это не про страны Европы, по крайней мере Евросоюза. Изначально отношения между инспекторами и представителями компании хорошие. Ну, наверное, крайняя вежливость — это уже особенность западного общества, и налоговые органы не составляют исключения.

А вот если дело доходит до конфликта, то грубить могут и те и другие. Конфликты возникают не слишком часто — когда инспекторы уверены, что их пытаются обмануть. Когда же налоговики находят какую-то неумышленную ошибку, которая не повлекла за собой серьезные последствия, они просто посоветуют компании, как можно ее исправить.

— Это просто какой-то бухгалтерский рай. Наверное, в такой ситуации ваши компании и судятся крайне редко?

— Да. Конечно, споры с налоговыми органами возникают, думаю, в каждой европейской стране, но это происходит нечасто.

— Интересно, а по каким критериям в Европе оценивают налоговых инспекторов? Например, у нас главный — собираемость налогов…

— В Европе — нет. Насколько я знаю, важный критерий — количество исправлений, внесенных налоговым органом в декларацию. Конечно, эти исправления могли повлечь за собой и доначисление налога, и штраф, однако, повторяю — главное не полученная сумма, а количество исправлений.

— В России много споров возникает из-за частого изменения законодательства. Причем не только новые налоговые законы принимаются — меняется их официальное толкование, принимаются новые бланки отчетности... У вас не так?

— Тут двоякая ситуация. С одной стороны, налоговая система большинства европейских стран уже сформирована. Она не требует серьезных изменений. С другой — это совершенно не мешает законодателям наших стран постоянно, почти каждый день, вносить какие-то мелкие, точечные исправления!

— Самый проблемный налог у нас НДС, по нему огромное количество споров. В Европе есть аналогичные проблемы?

— В некоторых странах вообще нет НДС, есть только налог с продаж. Но, например, в моей родной стране — Дании, как мне кажется, больше всего трудностей возникает с другим налогом — на имущество. Закон сформулирован очень плохо — запутанно и нелогично. Происходит неразбериха.

— А правила бухгалтерского учета часто меняются?

— Редко. Изменение правил — длительная процедура. Дело в том, что в Евросоюзе есть специальные требования, посвященные стандартам и формам бухгалтерской отчетности. Хочу обратить внимание — требования ЕС, а не Комитета по МСФО. Каждая страна, вступая в ЕС, должна адаптировать национальные стандарты к общеевропейским. А, как вы понимаете, вносить изменения в правила, утвержденные всем Евросоюзом, долго и проблематично. Хотя это все-таки происходит иногда.

— Как же сюда вписываются МСФО?

— Международные стандарты нужны лишь публичным компаниям — для того, чтобы, например, размещать акции на бирже. Но эти компании должны параллельно вести отчетность еще и по национальным стандартам.

— Мы часто жалуемся на чиновников, которые издают нормативные акты или даже пишут законы, не спрашивая мнения профессионального сообщества. А на Западе повлиять на чиновников реально?

— Я бы так не сказал. У нас похожая ситуация, по крайне мере в континентальной Европе. Опять же есть единые директивы ЕС, на которые профессиональная организация отдельной страны повлиять не может. Поэтому роль профессиональных ассоциаций, таких как наша, это скорее разъяснения действующего законодательства. Наши участники пишут статьи и другие научные материалы, кроме того, мы проводим встречи для обмена опытом специалистов по бухучету из разных стран. Издаем два профессиональных журнала.

— А у нас наоборот — сначала появился журнал «Главбух», потом стали проходить региональные конференции, формируется профессиональное объединение. Надеемся, что все это принесет пользу профессиональному сообществу. А с чего все начиналось у вас?

— С конгресса в Париже в 1977 году, на котором выступили пять ученых-академиков — специалистов по бухучету. За это время мы проделали долгий путь. Последний ежегодный конгресс (он проходил в Лиссабоне) посетили в общей сложности 16 тысяч человек. Мы объединяем не только физических лиц, но и профессиональные организации. Их участники приезжают целыми делегациями. Конгресс проходит в разных городах Европы, это позволяет практически каждой профессиональной организации принять у себя своих коллег.

— Количество участников, конечно, впечатляет. Каким образом удается собрать в одном месте столько профессионалов?

— Наверное, прежде всего участникам нравится, что у каждого есть возможность выступить с презентацией какой-нибудь своей работы, например методического издания по бухучету в какой-нибудь сфере, и тут же получить обратную связь. На выступление дается довольно много — полчаса. Правда, сначала презентация должна быть отобрана специальным комитетом. Будущие участники примерно за полгода отправляют свои работы.

Но даже быть просто слушателем довольно полезно. Конгресс длится неделю. Сначала проходят общие пленарные заседания, а затем участники ходят только на интересующие их мероприятия — множество сессий и симпозиумов по разным темам идет параллельно. Кто-то вообще не посещает пленарные заседания, а ходит только на интересующие его семинары — по бухучету в некоммерческом секторе, по информационным системам в бухучете или по аудиту. Кстати, партнеры из «большой четверки» также с удовольствием презентуют свои работы.

Бухучет по-европейски

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика