29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 10:36:28
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Зарплатный проект: pro et contra



Лина Гриценко
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 28-09-2007
просмотров: 27555
Сейчас в услуги практически каждого банка входит зарплатный проект, который в последнее время становится все более популярным. Стоит ли финансовому директору компаний из среднего и малого бизнеса предлагать переводить организацию на данную схему выплаты зарплаты? Оптимизирует ли он работу предприятия?

Зарплатный проект: pro et contra Статистические данные говорят о том, что рынок банковских карт в России растет чрезвычайно быстрыми темпами. При этом потенциал роста рынка пластиковых карт далеко не исчерпан, ведь пока еще в России имеется меньше чем по одной карте на душу населения. Между тем в среднем на одного европейца приходится три карты, а в Великобритании и США – порядка пяти-шести карт на каждого жителя. Однако, в России в данном аспекте прослеживается тенденции к росту. В 2006 году, по данным Банка России, объем рынка пластиковых карт вырос почти на 37% и достиг 74,7 млн штук. К концу этого года вполне возможно преодолеть планку в 100 млн. выданных карточек. На сегодняшний день взор банковской сферы, главным образом, обращен на средние и малые предприятия. Именно такие компании на данном этапе являются потенциальными клиентами в части зарплатного проекта для любого банка.

Важным фактором при принятии положительного решения о внедрении зарплатного проекта в компании является не только ее размеры, но и сфера деятельности. Ни для кого не секрет, что зарплатный проект наиболее интересен крупным компаниям с большой филиальной сетью, ведь в этом случае перечисление заработной платы превращается для организации из головной боли в обычную операцию по перечислению средств. Наименее же заинтересованы в данной услуге торговые предприятия с постоянной наличной выручкой.

Плюсы и минусы

С точки зрения предприятия зарплатный проект выгоден тем, что позволяет соблюсти конфиденциальность по суммам заработной платы, оптимизировать работу финансового отдела, минимизировать риски, связанные с транспортировкой, хранением и выдачей наличности. По данным финансовых отделов некоторых компаний, накладные расходы по выплате заработной платы в крупных компаниях составляют до 2% от суммы фонда заработной платы, в основном за счет обналичивания денег и затрат на транспортировку (чем больше сумма, тем выше затраты на транспортировку). В небольших же компаниях этот показатель составляет около 1%. Таким образом, при положительном решении в ответ на предложение банка о внедрении зарплатного проекта на вашем предприятии Вы:

- благополучно избавляетесь от инкассационных расходов за доставку наличных денег в банк;

- существенно упрощаете работу финансовой службы, занятой в процессе начисления и выдачи заработной платы, благодаря простоте оформления проекта;

- сокращаете потери рабочего времени, т.к. получение денежных средств сотрудниками происходит в нерабочее время в любом из банкоматов Банка-партнера либо в банкоматах других банков. Что касается сотрудника, став участником зарплатного проекта, он автоматически приобретает пакет льгот на обслуживание в Банке-партнере по потребительскому, ипотечному, авто кредитованию и др. банковским услугам.

Комментарий Юлии Клюевой, заместителя управляющего отделением Международного Московского Банка:

«В последнее время зарплатный проект становится очень популярным. К нам часто обращаются крупные компании за этой услугой, потому что их руководство хочет сократить объемы налично-денежного оборота в организации, снизить затраты на получение и перевозку денежной наличности. Кроме того, нашим клиентам мы предоставляем целый пакет таких дополнительных услуг, скидок и льгот. Для нас реализация зарплатных проектов является одним из приоритетных направлений, благодаря которому у нашего банка появляется возможность комплексного обслуживания клиентов и внедрения различных новых технологий и услуг с использованием карточек».

Понятно, что компаниям находящимся на пути из «серой» зоны, в особенности это касается малого бизнеса, где заработная плата выплачивается «в конвертах», обходя стороной банковские счета предприятия, задумываться о зарплатном проекте рано. Перечислять на карту сотрудникам официальную заработную плату, т.е. 1/10-ю от реальной, отдавая остальное «в конверте» - довольно бессмысленно для предприятия. К тому же система налогообложения некоторых групп предприятий подразумевает сознательный уход от работы по расчетным счетам с целью минимизации налоговых выплат. В данном случае зарплатный проект увеличивает налогооблагаемую базу, что для предприятия существенный минус.

Во что обойдется компании зарплатный проект?

Расходы предприятия по зарплатным проектам заключаются в ежемесячном отчислении в пользу банка комиссии, равной 0,1-1% от общего фонда заработной платы. Размер комиссии, устанавливаемой Банком, будет зависеть от нескольких факторов:

  • размер фонда заработной платы, который ежемесячно будет перечисляться в Банк-партнер – чем он больше, тем меньше комиссия Банка;
  • комплексное пользование другими услугами Банка-партнера (кредитование, факторинг, расчетно-кассовое обслуживание, эквайринг и т.д.) Чем шире спектр использования банковских услуг, тем охотнее Банк-партнер идет на уступки по снижению комиссии не только за обслуживание зарплатного проекта, но и за пользование всеми вышеперечисленными банковскими услугами.
Зарплатный проект: pro et contra

После заключения договора о сотрудничестве с Банком-партнером в рамках зарплатного проекта, предприятию открывается счет, предназначенный для перечисления им средств на карточные счета сотрудников. Платежным поручением ежемесячно/ два раза в месяц предприятие перечисляет на данный счет сумму в размере фонда заработной платы сотрудников. Отдельным же платежным поручением предприятие перечисляет на счет доходов банка комиссию за пользование зарплатным проектом, оговоренную в договоре (от 0,1 до 1% от суммы фонда заработной платы). Одновременно с платежными поручениями в банк поступает реестр по начислению заработной платы сотрудникам в электронном виде, а иногда, по просьбе банка, и на бумажном носителе. Далее разноска зарплаты по счетам сотрудников предприятия производится банком на основании предоставленного реестра с указанием Ф.И.О. сотрудников и, соответственно, их заработной платы. Зачисление долгожданных средств на карты сотрудникам производится Банком-партнером обычно не позднее 2-х банковских дней. Но только после поступления от Вашего предприятия платежного поручения для оплаты комиссии банка за использование зарплатного проекта. Сам процесс, не занимает ни больших капиталовложений, ни уйму потраченного времени по выдаче денежных средств.

Банк направляет в компанию своего менеджера для заключения договора о сотрудничестве с каждым работником организации. Как правило, пакет документов небольшой и включает в себя:

  • анкету-заявление для изготовления карты;
  • заявление на открытие счета;
  • в некоторых банках – карточка с образцами подписей владельца карты;
  • копия страниц паспорта сотрудника;
  • договор на открытие счета.

После заполнения данного пакета документов карты сотрудникам изготавливаются в течении14-30 дней.

В России развитие пластиковых систем задерживается в основном из-за особенностей нашего менталитета. Проблемы при внедрении зарплатных схем чаще всего возникают на психологическом уровне сотрудника, поскольку среднему россиянину пластиковый «кошелек» кажется менее надежным, чем обычный. Хотя практика показывает, что к новым условиям оплаты труда работники привыкают быстро и постепенно даже входят во вкус: в первый месяц после внедрения проекта 60% из них сразу снимают всю зарплату, во второй месяц — лишь 40%, затем эта цифра еще более снижается.

«Подводные камни»

Выбирая Банк-партнер, с которым Вы собираетесь сотрудничать в рамках проекта, желательно уточнить некоторые моменты, интересующие также и Ваших работников.

По функционалу пластиковые карты, выдаваемые клиентам в рамках зарплатного проекта, практически ничем не отличаются от карт, выдаваемых розничному клиенту – «человеку с улицы». Разница лишь в том, что этот самый «человек» самостоятельно оплачивает выпуск и обслуживание карты срок действия которой – 1-3 года. Вашим сотрудникам Банк-партнер, скорее всего, выпустит карты бесплатно, но сколько будет стоить обслуживание, перевыпуск карты в случае ее утери сотрудником и прочие тарифы – вот вопрос, который в первую очередь заинтересует работников Вашей фирмы. Так же нередки случаи, когда пластиковая карта, выданная в рамках зарплатного проекта, может использоваться сотрудником лишь по ее прямому назначению – снятие наличных в размере заработной платы, перечисленной работодателем. Карту нельзя пополнять, ею невозможно расплатится в торговой сети и Интернете, оплатить коммунальные услуги и мобильную связь.

Сравнивая предложения различных банков о зарплатном проекте, стоит обратить внимание на территориальную близость банкомата к Вашей организации, узнать, обеспечен ли круглосуточный доступ к банкоматам в районах города, удобных для сотрудников предприятия, есть ли у банка банкоматы с функцией cash-in, в которых можно не только обналичивать, но и пополнять карту. Естественно, чем шире сеть банкоматов Банка-партнера, тем удобнее в использовании выпущенные им пластиковые карты – в банкоматах Банка-партнера его клиенты обычно снимают наличные без взимания комиссии за снятие наличных средств. В банкоматах других банков Вы и Ваши сотрудники также сможете снять денежные средства, заплатив при этом комиссию.

В условиях жесткой банковской конкуренции зарплатный проект сегодня – это уже не просто начисление заработной платы на карту сотрудника. С его помощью, Вы, как руководитель, имеете возможность решать и социальные задачи. Например, многими банками сформированы специальные кредитные программы, позволяющие держателям банковских карт в рамках зарплатного проекта воспользоваться потребительским кредитом на выгодных условиях по сниженным процентным ставкам по сравнению с обычными розничными клиентами. Часто участникам своих зарплатных проектов Банк предлагает потребительское кредитование без залога и поручительства по сниженным процентным ставкам. В качестве дополнительной услуги, а значит и дополнительного преимущества перед другими кредитными организациями, банки все активнее стали предлагать держателям карт в рамках зарплатного проекта овердрафтное кредитование - кредит по зарплатной карте сроком не более 30 дней, а точнее до получения следующей зарплаты сотрудником, размер кредита обычно составляет 10-50% от размера среднегодовой заработной платы сотрудника. Процентная ставка по нему невысока. Ко всему прочему, он не требует длительного оформления залогового обеспечения либо поручительства, так как залогом является сама заработная плата. Но если предприятие в данном случае должно выступать поручителем по кредитам сотрудников, то это один из немногих, но все же существующих отрицательных моментов зарплатного проекта, поэтому работодатель зачастую отказывается от подобных банковских предложений о корпоративном кредитовании.

Некоторые банки предлагают в качестве бонуса к зарплатному проекту обслуживание в Интернете, SMS-сервис. Благодаря SMS-сервису владелец карты полностью контролирует процесс снятия и начисления денежных средств на свою карту посредством SMS-сообщений, приходящих на его телефон при произведении какой-либо операции с его пластиковой картой. Это довольно удобно при совершении операций в торговой сети, ресторане, гостинице и т.д. Так же через банкоматы некоторых кредитных организаций владельцы карт имеют возможность оплатить коммунальные услуги и телефон, пополнить счет для услуг мобильной связи, а также погасить потребительский кредит, полученный в Банке-партнере. Отсюда невольно возникает вопрос – если пользование картой так удобно, то возможна ли установка банкомата на территории Вашего предприятия? Теоретически да. Но это, в первую очередь, обусловлено экономической целесообразностью для самого Банка-партнера. Если речь идет о зарплатном проекте для крупной компании с численностью сотрудников не менее 300 человек, то установка банкомата для Банка-партнера выгодна. Если численность сотрудников на порядок меньше, то при установке банкомата на территории данной организации первостепенную роль играет ее месторасположение, удаленность от центра города, проходимость точки и т.д.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика