24 апреля 2024 г. Среда | Время МСК: 03:16:56
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Японский гамбит

Азиатские инвесторы больше всего ценят стабильность



Александр Макаренко
Источник: Еженедельник "Компания"
добавлено: 28-11-2007
просмотров: 7732
Для того чтобы грамотно использовать возможности азиатско-тихоокеанского рынка капитала, необходимо прибегать к услугам местных инвестбанков. Что это – непреложная истина или рекламный ход со стороны этих самых инвестбанков, разыгрывающих «местную» карту для получения допдоходов? Ответ на этот вопрос пытались найти на XVI Международной бизнес-конференции РБК «Инновации – основа диверсификации экономики», прошедшей с 4 по 8 ноября в Токио.

Еще несколько лет назад о возможности расширять собственный бизнес в Японии, Малайзии, Китае и других странах региона российские компании если и думали, то лишь в отдаленной перспективе. Сегодня наши бизнесмены все активнее смотрят на Восток. По словам вице-премьера России Сергея Нарышкина, за последние три года товарооборот между Россией и Японией вырос в два с половиной раза и к концу года составит $18 млрд. На начало же сентября эта цифра достигла $12,3 млрд, что на 68,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Какие факторы позволили достичь столь впечатляющего роста? По мнению исполнительного директора Национального комитета по развитию отношений с Японией Валерия Виноградова, главную роль в этом сыграло бурное развитие отношений между двумя странами в сфере ТЭК. Например, «Газпром» недавно разместил в Японии два транша еврооблигаций на сумму $436,75 млн с целью направить полученные средства на финансирование проекта «Сахалин-2». Другой проект, к реализации которого газовый монополист планирует привлечь японскую сторону – это строительство на Дальнем Востоке ряда заводов по производству сжиженного газа для его дальнейшей транспортировки в Японию и США. Еще один масштабный проект – прокладка трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Интенсивно развивается сотрудничество между Россией и Японией и в других областях. В частности, в металлургии, где японский машиностроительный гигант Mitsubishi Heavy Industries объявил о совместном проекте с «Реновой» Виктора Вексельберга, в рамках которого на принадлежащем последнему Уральском турбинном заводе будет организован выпуск турбин, котлов, дизельных двигателей и других генерирующих мощностей. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть машиностроение: под Санкт-Петербургом возводятся заводы по производству автомобилей компаниями Toyota и Nissan, а Isuzu создала СП с ОАО «Северсталь-Авто».

При таких объемах российско-японского бизнеса у капитанов отечественной экономики поневоле встает вопрос: на взаимодействие с какими компаниями Страны восходящего солнца делать ставку? А также, организовывая публичное размещение своих акций на бирже, стоит ли ограничиваться привычным европейско-американским пулом инвесторов или имеет смысл рискнуть и сыграть в Азиатско-Тихоокеанском регионе? «Разумеется, в этом случае компаниям следует обращаться к услугам инвестбанков, досконально знающих региональную специфику», – говорит генеральный директор инвестбанка «Номура (СНГ) Лимитед» Максим Сельцер. И действительно, если в общемировом рейтинге организаторов размещений акций различных компаний в 2006 году Nomura занимает лишь 10 место с долей рынка в 3%, то в аналогичном списке для стран Азиатско-Тихоокеанского региона – второе место с 9,5%, ненамного уступая лидеру рынка Goldman Sachs (10,69%).

Могут ли российские компании использовать подобную специализацию себе на пользу? Максим Сельцер уверен, что да. В доказательство своих слов CEO приводит пример с IPO ГК «ПИК», в котором его холдинг выступил глобальным координатором и совместным букраннером размещения акций компании на бирже. «Весьма показательна динамика заявок на акции ГК «ПИК», – рассказывает Максим Сельцер. – Американские и европейские инвесторы подали их в самый последний момент и только после того, как азиатские инвесторы с самого начала направили заявки на сумму более чем в $500 млн. И могу вас заверить: если бы не они, IPO ГК «ПИК» вряд ли было бы таким успешным, принеся компании $1,93 млрд».

Но, может быть, случай с ГК «ПИК» скорее исключение, чем правило? «Здесь важно учитывать существенную особенность азиатских инвесторов, – говорит Максим Сельцер. – Если в Европе и США они представлены, главным образом, институциональными инвесторами, то в Азии во многом – состоятельными физическими лицами, которые ценят стабильность. Скачки цен на акции их волнуют в меньшей степени, чем понимание внутренних механизмов работы компании, того, как она интегрирована в мировой бизнес и насколько прозрачна ее структура управления». Однако главные минусы обращения к помощи азиатских и, в частности, японских инвесторов вытекают именно из его плюсов. «Ни в коем случае не стоит забывать о том, насколько в Азии развита корпоративная культура и какую роль здесь играют личные взаимоотношения, – говорит на условиях анонимности участвовавший в Токийской конференции РБК вице-президент крупного московского банка. – Как правило, каждый крупный азиатский инвестбанк располагает неким пулом инвесторов, которые ему доверяют и готовы вкладывать в его клиентов деньги. Отсюда и такой стабильный спрос, каким эти самые инвестбанки так гордятся. С другой стороны, если что-то пойдет даже не «не так», а вразрез с представлениями инвесторов о том, как правильно вести бизнес, они будут так же централизованно, как и покупали, избавляться от активов. Нет нужды говорить, к каким катастрофическим последствиям для собственника это может привести. И если для европейских и американских инвесторов подобное корпоративное поведение – скорее исключение, чем правило, то для азиатских вкладчиков – наоборот».

Впрочем, несмотря на подобные скептические оценки, большинство выступавших на Токийской конференции РБК не сомневались в том, что взаимодействие российских компаний и азиатских инвесторов при посредничестве региональных инвестбанков будет только возрастать. Тем более что, по словам Валерия Виноградова, к 2010 году товарооборот между Россией и Японией может достичь $40 млрд. А это уже совсем другие деньги, для освоения которых будет, скорее всего, не просто предусмотрительно, а даже необходимо привлекать инвестбанк, досконально разбирающийся в местной специфике.

ЧТО ТАКОЕ ФИНАНСОВАЯ ГРУППА «НОМУРА»

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1925, Осака (Япония)

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: брокерские и консультационные услуги, инвестиционно-банковское финансирование, андеррайтинг ценных бумаг и управление активами

ОСНОВНЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ-УЧАСТНИКИ: Nomura Holdings, Inc

ШТАТ: несколько тысяч человек

УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ: более $10 млрд

ПРИБЫЛЬ: $15,45 млрд по итогам 2006 года

ШТАБ-КВАРТИРА: Токио (Японич)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: Гонконг, Лондон (Великобритания), Нью-Йорк (США)

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: если в общемировом рейтинге организаторов размещений акций различных компаний в 2006 году Nomura занимает 10 место с долей рынка в 3%, то в аналогичном списке для стран Азиатско-Тихоокеанского региона – второе место с 9,5%, ненамного уступая лидеру рынка – «Goldman Sachs» (10,69%)

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика