25 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 23:17:49
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Шесть контрольных точек в договоре с вашим аудитором



добавлено: 19-02-2008
просмотров: 19175

Правильно составленный договор на аудит не только поможет добиться максимально выгодных условий прохождения проверки, но и защитит компанию от возможных убытков. Для этого потребуется проанализировать положения, предусмотренные в типовом контракте, и внести необходимые изменения. О контрольных точках в договоре рассказывает Денис Тарадов, партнер ЗАО «БДО Юникон».

Проблемы, связанные с составлением договора и его согласованием, возникают, когда компания по каким-то причинам меняет аудитора или готовится к самой первой проверке. Подписание контракта, как правило, занимает две-три недели. В основном обсуждаются и корректируются предмет договора, а также права и обязанности сторон.

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА № 1

ПРЕДМЕТ ПРОВЕРКИ

Подписывая договор, аудитор, как правило, обязуется проверить годовую бухгалтерскую отчетность компании и только. Другими словами, аудиторы не подтверждают правильность начисления и уплаты налогов даже несмотря на то, что выборочно налоговый учет они проверяют. Поэтому, если налоговики начислили вам пени и штрафы, а у вас на руках безусловно положительное аудиторское заключение, доказать вину аудиторов и за их счет компенсировать убытки вы не сможете (постановления федеральных арбитражных судов Уральского округа от 29.08.06 № Ф09-7480/06-С4 и Западно-Сибирского округа от 01.06.06 № Ф04-3211/2006 (23098-А03-30)).

Решить проблему можно, если отдельным пунктом закрепить обязанность аудитора подтвердить достоверность и правильность начисления и уплаты налогов. Но такая услуга приведет к значительному увеличению стоимости проверки - от 20 до 60 процентов от стоимости контракта на обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

В типовых договорах некоторых аудиторских компаний можно встретить описание объема аудиторской выборки и процедур аудита. По сути, это не дает никаких дополнительных гарантий компании-клиенту и не снимает ответственности с аудитора. В договоре достаточно фразы о том, что аудит будет проведен в соответствии с требованиями законодательства (Федеральный закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности») и действующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696). Даже если вопреки действующим правилам объем аудиторской выборки в контракте будет определен как 0,1 процента, то есть будет проверен один документ из тысячи, у вас есть все шансы выиграть дело против аудитора в суде. В этом случае проверяющий нарушает правила аудита.

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА №2

КРУГ ПРОВЕРЯЕМЫХ КОМПАНИЙ

Холдингам можно рекомендовать указать в договоре или в отдельном приложении наименования предприятий, по которым составляется консолидированная отчетность. В дальнейшем это избавит от взаимных претензий. В противном случае в ходе работ аудиторы могут внезапно для себя выяснить, что объем работ в несколько раз больше, чем это было определено вначале. Результат - увеличение сроков, а возможно, и стоимости аудита.

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА № 3

СОСТАВ АУДИТОРСКОЙ КОМАНДЫ

Наиболее распространенный вопрос, который задают представители предприятия: «Кто из сотрудников аудиторской фирмы участвует в проверке? Можно ли закрепить их на весь срок выполнения работ?» Действительно, компания должна быть уверена, что аудит проводят высококвалифицированные специалисты. Даже если вы работаете с аудитором впервые, можно убедиться в профессионализме проверяющих, ознакомившись с их послужным списком. Но составить приложение к договору со списком сотрудников аудитора, особенно если речь идет о крупной аудиторской компании, скорее всего не получится.

Обоснование отказа будет звучать примерно так: «Договор заключается с компанией, и именно она несет ответственность за качество услуг, а не конкретные специалисты». На деле же это связано с тем, что аудиторские компании не могут точно прогнозировать появление у себя новых заказов и вынуждены оперативно перераспределять людей по проектам. «Работая с компаниями большой аудиторской четверки, нельзя составить приложение к договору на аудит с указанием конкретных сотрудников, участвующих в проверке, - рассказывает Ирина Гриднева, финансовый директор компании «Плива Рус». - Нередко начинают проверку квалифицированные специалисты, а продолжают стажеры, которых нужно обучать и тратить время на многочисленные разъяснения».

Договориться о закреплении конкретных специалистов на проекте с небольшой аудиторской фирмой будет значительно проще. «Мы предоставляем возможность составить приложение и указать сотрудников, участвующих в проверке, - говорит Александр Рульков, руководитель департамента аудиторских услуг ООО «Интелис-аудит», - хотя по объективным причинам или с согласия клиента аудиторы могут меняться».

Даже если невозможно убедить представителей аудиторской компании указать конкретных сотрудников, нужно зафиксировать количество проверяющих.

Как правило, предприятие обязуется предоставить рабочие места, а также несет накладные расходы, связанные с проведением проверки (проживание в гостинице, суточные, транспорт). И если аудиторская команда увеличится, например, с 10 до 15 человек, могут возникнуть трудности с выполнением условий договора. «Количество аудиторов должно быть приведено в приложении к договору с указанием должности и соответствующих почасовых ставок, при этом должны быть прописаны условия привлечения дополнительных специалистов, например в случае необходимости проверки информационной системы. С целью ограничения накладных расходов в договоре можно зафиксировать условия проживания и уровень возмещаемых транспортных расходов», -замечает Диляра Басырова, главный специалист по международным стандартам финансовой отчетности ОАО «МХК "Еврохим"».

К работе на проверке могут быть привлечены и сторонние специалисты. Это достаточно распространенный пункт в договорах на обязательный аудит. Работа сторонних проверяющих поставит под угрозу конфиденциальность финансовой информации. Исключить этот пункт нельзя, но можно указать, что для привлечения других специалистов необходимо письменное согласие руководства предприятия.

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА №4

СОХРАННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Предусмотрите в договоре пункт об обеспечении сохранности оригиналов документов, переданных аудитору, порядок их приема-передачи, а также сроки возврата. Не лишним будет прописать санкции за утрату документов. «Аудиторские проверки проходят на территории предприятия, и выносить оригиналы документов проверяющим запрещено. Это стоит указать в договоре, а всю «первичку» передавать под опись. Существенный ущерб предприятию может нанести даже не столько утрата документации, сколько разглашение коммерческой тайны конкурентам. Поэтому отдельным разделом в контракте идет соглашение о конфиденциальности. Указывается сумма неустойки. Однако договориться о сумме неустойки, которая действительно была бы сопоставима с возможными убытками, как правило, нельзя. Максимум четверть суммы от стоимости аудиторской проверки», - говорит Светлана Коротеева, руководитель управления налогового учета Группы компаний «Автомир».

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА № 5

СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ОПЛАТЫ УСЛУГ

В большинстве случаев оплата услуг аудиторов проходит в два этапа: аванс и основная часть. При этом срок выплаты основной части не зависит от даты представления аудиторского заключения. По мнению автора, это требование оправданно. В противном случае у компании-клиента появляется возможность оказывать давление на мнение проверяющих, что ставит под сомнение достоверность результатов аудита.

В такой ситуации, если сроки проведения аудита затягиваются, компания просто не сможет сдать бухгалтерскую отчетность вовремя. По словам Ирины Гридневой из компании «Плива Рус», «подписывая договор на аудит, просто необходимо добиться увязки сроков оплаты и даты выдачи заключения. Это никак не влияет на содержание заключения. А для того чтобы аудиторы согласились на эти условия, нужно описать санкции за нарушение сроков предоставления информации, а также указать порядок пересмотра даты завершения проверки по вине заказчика».

Срок предоставления требуемой аудитором информации, как правило, составляет 24 часа. Чтобы выполнить эти требования, составьте в приложении к договору открытый перечень документов, которые будут нужны аудиторам. Это позволит заранее все подготовить к проверке. Укажите в контракте возможность представления аудиторам бумажных или электронных копий, которые в дальнейшем будут подтверждены оригиналами.

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА № 6

ПУБЛИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА

Аудиторы могут предъявить претензии к компании, которая неполностью публикует аудиторское заключение или дает на него некорректные ссылки в средствах массовой информации (пресса, интернет-сайты и т. д.). Например, аудитор вынес условно положительное заключение. В его основной части говорится, что бухгалтерская отчетность предприятия достоверна. Но существуют еще два пункта, без ссылок в основном тексте, которые содержат оговорки или какие-то важные аспекты, интересные пользователям отчетности. В результате публикации только основной части заключения без оговорок пользователи отчетности могут быть введены в заблуждение и понести убытки. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, в договоре нужно предусмотреть процедуру согласования публикаций с аудиторской компанией.

Ответы на частые вопросы об аудиторских проверках. Позиция Минфина России

Сергей Разгулин, заместитель директора дипартамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Кто вправе требовать аудиторской проверки

-Может ли один из учредителей инициировать проведение аудиторской проверки?

- Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой структуры компании.

В ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников. Решение должно быть принято большинством голосов (подп. 10 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Отдельный участник вправе только предложить проведение проверки собранию (см. постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 07.10.03 № КГ-А40/6978-03, Уральского округа от 31.08.04 № Ф09- 2836/2004-ГК).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается на совете директоров (п. 2 ст. 86 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). При этом права отдельных акционеров по сравнению с ООО несколько шире. Так, проверка должна быть проведена, если требование ее провести предъявит акционер или акционеры, владеющие совокупной долей в 10 или более процентов уставного капитала.

Когда аудиторы проверяют налоги

- Должна ли аудиторская компания проверять правильность расчета налогов и отражать результаты в аудиторском заключении?

- Ответ на этот вопрос зависит от цели аудита, который отражается в договоре.

Как правило, аудитор проверяет порядок ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов. Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696).

Если компании необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол №1).

-Можно ли привлечь к ответственности аудиторскую компанию, если после налоговой проверки участка, проверенного аудитором, были начислены штрафы и пени?

- Да, можно. Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора, довольно сложно.

Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 Гражданского кодекса, подп. 5 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). За ненадлежащее исполнение услуги компания может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре). Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса. Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской компании можно попробовать взыскать санкции. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка компании. Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17.12.96 № 20-П.

Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции судьи не признают убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.08.06 № Ф09-7480/06-С4.

Кто обязан проводить аудиторскую проверку

- Какой размер МРОТ применяется, чтобы определить, обязательно ли проводить аудиторскую проверку?

- Чтобы определить, обязательно ли проводить аудиторскую проверку, применяют МРОТ в размере 100 рублей.

Аудит обязателен, если годовой объем выручки превышает 500 000 МРОТ или сумма активов баланса на конец отчетного года больше 200 000 МРОТ (подп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Таким образом, аудиторская проверка нужна обязательно, если годовая выручка превысит 50 млн рублей или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн рублей.

- Нужно ли проводить обязательный аудит компании, которая занимается оптовой торговлей? Годовой объем выручки от реализации товаров превышает 50 млн рублей.

- Да, нужно. Обязательный аудит проводится, в частности, если объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за год превышает 50 млн рублей независимо от вида деятельности. Такое правило изложено в подпункте 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Эту норму закона должны применять и компании, занимающиеся торговлей, - в отношении выручки от реализации товаров.

Как подготовиться к аудиту

1. Привести в порядок всю первичную документацию. Особое внимание обратить на получение необходимых документов от контрагентов. В идеале на этапе заключения договора с аудиторской компанией нужно выяснить у аудиторов примерный перечень документов, которые могут понадобиться в ходе проверки.

2. Провести инвентаризацию складских остатков, сверку расчетов с контрагентами, проверить правильность регистров складского учета.

3. Оценить и проверить состояние бухучета в обособленных подразделениях.

4. Подготовить рабочие места для аудиторов.

5. Обеспечить доступ в информационную систему, в которой ведется бухгалтерский учет.

6. Решить вопрос о том, кто и как будет осуществлять ксерокопирование документов в требуемом аудиторами объеме.

7. Обеспечить (по возможности) присутствие ключевых руководителей в офисе во время аудиторской проверки.

8. Нужно подготовиться дать исчерпывающие объяснения по следующим вопросам: исправления в документах; сторнирующие проводки; проводки, сделанные в конце месяца; документы с пометками бухгалтера (наклейки, отметки маркером, карандашом и т. д.).

При подготовке материала использована БСС «Система Главбух»

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.157 сек.
Яндекс.Метрика