23 апреля 2024 г. Вторник | Время МСК: 10:50:40
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Учет в «ледниковом» периоде



добавлено: 05-03-2008
просмотров: 9580
Нередко в силу разных причин фирмы вынуждены на время приостановить часть своей деятельности, а то и полностью «заморозить» работу. Однако это вовсе не означает, что можно забыть о необходимости вести бухучет и представлять налоговую отчетность.

Приостановление деятельности компании может быть вызвано различными  обстоятельствами. К ним относится добровольное решение руководства фирмы «сделать паузу» в связи с перепрофилированием бизнеса или переходом на новый вид продукции. Зачастую к «простою» также вынуждают финансовые трудности и сбои в технологическом процессе. Кроме того, деятельность компании может быть приостановлена в связи с претензиями различных контролирующих ведомств.

Бухгалтерский учет

В период приостановления деятельности у фирмы, как правило, отсутствуют доходы, однако расходы она продолжает нести. Так, организация не может отказаться от текущих затрат:

– на заработную плату работников;

– на уплату ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на социальное страхование от несчастных случаев на производстве;

– на оплату услуг сторонних организаций (как то: связь, аренда, коммунальные услуги и т. д.);

– в виде амортизационных отчислений (правда, если основные средства законсервированы на период приостановки деятельности, который продлится более 3-х месяцев, то от начисления амортизации можно отказаться).

Особых правил отражения затрат в период приостановки деятельности в нормативно-правовой базе нет. Поэтому представляется целесообразным закреплять порядок признания и списания таких расходов в учетной политике предприятия. При этом стоит учитывать, что расходы, которые фирма несет во время «перерыва» в работе, нельзя относить на счета учета реализации, поскольку фактически таковая отсутствует. Руководствуясь же пунктами 17, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», приходим к выводу, что все произведенные расходы должны быть отражены в этом же периоде. Однако согласно пункту 9 ПБУ 10/99 себестоимость продаж товаров формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном периоде, так и в предыдущих, а также на базе переходящих затрат, которые имеют отношение к получению доходов в последующие отчетные «отрезки». С учетом данных норм затраты, связанные с «простоем», вполне можно квалифицировать как расходы будущих периодов. Если же расходы никак не связаны с будущими доходами, то они должны быть отражены в составе прочих. В ту же категорию в любом случае попадают расходы на содержание законсервированных производственных объектов, на аннулирование производственных заказов (договоров) и прекращение производства, не давшего продукции.

Налоговый учет

Следуя требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, выводим правило: чтобы признать расход в целях налогообложения прибыли, необходимо доказать, что он произведен для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Однако НК все же не предусматривает, что все расходы должны быть непосредственно связаны с конкретным доходом. Таким образом, требованию «доходности» не противоречат и затраты, осуществленные в период временной приостановки деятельности. Ведь в данном случае расходы необходимы для продолжения предпринимательской деятельности, а следовательно, для извлечения прибыли в будущем. Однако не факт, что такая трактовка придется по душе сотрудникам налоговой службы.

Между тем некоторые затраты от приостановленной деятельности прямо поименованы в составе внереализационных расходов Налогового кодекса. Так, для целей налогового учета принимаются расходы, которые связаны:

– с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ);

– с убытками отчетного периода в виде не компенсируемых виновниками потерь от простоев по внешним причинам (подп. 4 п. 2 ст. 265 НК РФ);

– с затратами на аннулированные производственные заказы и затратами на производство, не давшее продукции, при наличии документального подтверждения заказчика об отказе от ранее принятых на себя договорных обязательств (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ);

– с простоями по внутрипроизводственным причинам в результате, например, неисправности оборудования и др. (подп. 3 п. 2 ст. 265 НК РФ).

«Нулевая» отчетность

Общеизвестно, что налоговые органы требуют представлять отчетность вне зависимости от того, имеется или нет объект налогообложения. В отношении налога на прибыль такая обязанность фирм даже прямо прописана в статье 289 Налогового кодекса. Вот и приходится бухгалтерам даже в период приостановления деятельности сдавать так называемые «нулевые» декларации по каждому налогу. Справедливости ради нужно отметить, что законодатели попытались несколько упростить эту процедуру. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса налогоплательщики по одному или нескольким налогам, не осуществляющие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющие по этим налогам объектов налогообложения, представляют по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Ее форма утверждена приказом Минфина от 10 июля 2007 г. № 62н. Сдается такая декларация не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, годом. Однако тот факт, что деятельность организации приостановлена, вовсе не означает, что движения денежных средств на ее счетах не происходит. Ведь, как уже говорилось выше, и в такой ситуации фирма продолжает нести расходы. Вот и получается, что воспользоваться упрощенной декларацией компания не вправе.

Сезонная приостановка

Среди всех причин, которые могут привести к временному приостановлению деятельности, особняком стоит сезонность работ. Прежде всего потому, что в данном случае «простой» предприятия прогнозируем. Поэтому, как отмечают эксперты журнала «Практическая бухгалтерия», помимо вышеприведенного способа отражения расходов от приостановки деятельности, есть и еще один. В связи с сезонным характером работ можно создать специальный резерв в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения. Безусловно, формирование оного при этом должно быть предусмотрено в учетной политике. Кроме того, необходимо рассчитать норматив отчислений, исходя из распределения доходов от сезонной деятельности в течение года. Созданный резерв учитывается на счете 96 «резервы предстоящих расходов». Проводки в данном случае выглядят так:

Дебет 25, 26  Кредит 96
– начислен резерв в период деятельности;

Дебет 96  Кредит 60, 70, 69
– списаны за счет резерва расходы в межсезонье.

На конец года такой резерв сторнируется в неиспользованной части.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.109 сек.
Яндекс.Метрика