28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 20:09:01
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Интервью президента компании




Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
добавлено: 12-03-2008
просмотров: 8546

Интервью президента компании Вопрос: Компания "Еврокоммерц"  планирует начать работу в индустрии небанковского финансирования. В чем суть этого вида финансирования?

Ответ: Существуют два вида финансирования: банковское финансирование и Commercial Finance. Термин Commercial Finance мы перевели на русский язык как небанковское финансирование, что наилучшим образом отражает его суть, то есть финансирование клиентов-заемщиков путем оценки, покупки и управления их активами. Индустрия Commercial Finance – это альтернатива банковской индустрии.

Разница между банковским и небанковским финансированием заключается в том, как осуществляется риск-менеджмент. Когда банк финансирует клиента, риск-менеджеру банка важно оценить финансовое состояние клиента, его технологии и, главное, способность заемщика вернуть деньги. Когда речь идет о небанковском финансировании, то имеется ввиду теория Asset Based Lending, так называемое ABL. Смысл этой теории риск-менеджмента заключается в том, что идет финансирование под актив путем покупки актива.

Например, если у меня есть телефон, я могу, продолжая им пользоваться, продать его Commercial Finance компании, и у меня появятся деньги. То есть у меня есть актив, а компания меня под него профинансирует. В этом случае в риск-менеджменте такой компании небанковского финансирования самое главное – это способность управлять таким активом, а не способность заемщика вернуть деньги. Если я не верну деньги компании, которая меня профинансировала под этот телефон, то она его продаст. И очень важно, насколько она умеет его продавать, то есть насколько она изнутри знает рынок, в данном случае, рынок торговли телефонами. В этом и заключается суть небанковского финансирования: Commercial Finance компания, руководствуясь пониманием сути активов и владея механизмом мониторинга и контроля активов, превращает их в эффективный финансовый ресурс.

Вопрос: Являются ли факторинг и лизинг элементами небанковского финансирования?

Ответ: Да. Активы бывают разные. Самый распространенный актив – это дебиторская задолженность, которая есть у любого предприятия. Но есть еще оборудование, товары на складах и в пути, продукция, коммерческие контракты, другие активы, более экзотические, как, например, торговая марка. Подо все активы можно финансировать путем их покупки. Если финансирование происходит путем покупки дебиторской задолженности, то это называется факторинг, если речь идет о финансировании путем покупки оборудования – это лизинг. Все это – элементы небанковского финансирования, элементы одного и того же подхода к риск-менеджменту, просто они имеют разные названия из-за того, что активы разные.

Вопрос: Как "Еврокоммерц" будет оценивать финансовое состояние клиента-заемщика и его способность вернуть деньги?

Ответ: Ровно так, как это предполагается с точки зрения классического ABL финансирования. "Еврокоммерц" всегда был Commercial Finance компанией, но акцент делался только на факторинг, как и у всех Commercial Finance компаний на первой стадии развития. "Еврокоммерц" также будет развиваться как Commercial Finance компания, но будет включать другие активы, кроме дебиторской задолженности, в линейку своих продуктов. Риск-менеджмент мы будем строить как классическая ABL компания, то есть не на основе финансового состояния и способности клиентов вернуть деньги, а на оценке нашей собственной способности управлять теми или иными активами. Сейчас мы очень хорошо умеем управлять дебиторской задолженностью, точно также мы начнем управлять другими активами и заниматься ABL финансированием.

Еще раз повторюсь, что Commercial Finance компанию, в отличие от банка, не интересует финансовое состояние клиента-заемщика и его способность вернуть деньги, так как компания, осуществляющая небанковское финансирование, может выгодно управлять имеющимся активом или выгодно его продать.

Вопрос: Чем для клиента небанковское финансирование удобнее и интереснее банковского финансирования?

Ответ: Ответ очень простой. Поскольку банк всегда оценивает способность заемщика вернуть деньги, есть различные рейтинги заемщиков с разным уровнем способности возврата заемных средств. На разные группы заемщиков устанавливаются лимиты, то есть банк всегда предоставляет финансирование с определенным ограничением для конкретного клиента – в зависимости от платежеспособности клиента. При небанковском финансировании лимита нет, потому что нас интересует, какие активы есть у клиента и как он их может развивать. То есть объем финансирования не лимитируется, он зависит от объема активов. Например, дебиторская задолженность. Она же не лимитируется. Она напрямую зависит от того, сколько может продать конкретный клиент, а не от того, сколько у него денег и какая у него кредитная история или финансовые результаты.

Небанковское финансирование удобнее и интереснее банковского для клиента тем, что клиент "С" рейтинга может получить в банке, например, 100 долларов, причем в любом банке он получит ровно 100 долларов, потому что он "С" рейтинга. При этом у клиента может быть актив "А" рейтинга, за который дают миллион долларов. В итоге, клиент "С" рейтинга может получить миллион долларов под свой актив при небанковском финансировании. В этом и есть принципиальная разница: клиент при ABL финансировании  получает практически неограниченный кредит. Конечно, для него это выгодно.

Вопрос: У банков есть такая услуга как финансирование под залог. В чем ее отличие от ABL финансирования?

Ответ: Более того, у банков есть такая услуга как лизинг, который они сейчас активно предлагают. Тогда, спросите Вы, в чем же отличие ABL  финансирования от того, что делают банки, раз уже давно придумали финансирование под залог? Отличие именно в том, что банк оценивает актив с очень серьезным дисконтом, потому что изначально банк не заинтересован в том, чтобы ему этот актив достался в собственность, по причине того, что он не умеет работать с этим активом. Предположим, банк профинансировал клиента под залог фуры стиральных машин. В случае невозврата кредита в банке окажется эта фура стиральных машин. Поскольку специалистов, которые смогли бы управлять данным активом, в банке нет, то банк изначально делает очень серьезный дисконт с тем, чтобы, если вдруг у него окажется эта фура стиральных машин, то он бы смог ее моментально продать на рынке просто потому, что она идет по очень низкой цене. ABL компания  является профессионалом в управлении конкретным активом. При этом она изначально владеет, скажем, этой фурой стиральных машин, и для нее не страшно, если вдруг эти стиральные машины ей достанутся, потому что она умеет работать с таким активом и сможет выгодно его продавать. Поэтому ABL компания не будет покупать актив с огромным дисконтом – в этом принципиальное отличие. Подчеркну, что суть банковского и небанковского финансирования под залог очень разная.

Вопрос: Под какие виды активов "Еврокоммерц" будет финансировать клиентов?

Ответ: Мы, по-прежнему, будем очень активно развивать факторинг: дебиторская задолженность для нас является самым важным активом, также как и для любой Commercial Finance компании в мире. Дебиторская задолженность – это базовый и самый важный актив. Этим активом мы уже умеем управлять.

Постепенно мы будем добавлять и другие активы: от оборудования и инвентаря до торговых марок.

Хочу подчеркнуть, что мы это будем делать постепенно в течение нескольких лет. "Еврокоммерц" – очень крупная компания, с большим количеством заинтересованных сторон, мы работаем с большим числом инвесторов, и очень важно, чтобы сейчас наши намерения не прозвучали так, как будто мы вдруг решили заняться совершенно другим бизнесом. У нас в компании принимаются коллегиальные решения, и любое новшество проходит все этапы согласования. Это нормальная типичная эволюция бизнеса. Если посмотреть на любую западную Commercial Finance компанию, то все они развивались аналогичным образом.

Вопрос: Собирается ли "Еврокоммерц" развивать небанковское финансирование по всей России или только в отдельно взятых регионах?

Ответ: Конечно, по всей России, и не только. Сейчас мы активно готовимся к расширению во многие страны, где будем развивать те же направления бизнеса, что и в России.

Вопрос: Внедрение линейки продуктов будет проводиться поэтапно или одномоментно?

Ответ: Поэтапно, и это будет достаточно протяженный во времени процесс.

Вопрос: В какие сроки "Еврокоммерц" планирует запустить осуществление небанковского финансирования?

Ответ: Год-два.

Вопрос: Сколько продуктов планирует запустить "Еврокоммерц" в рамках небанковского финансирования?

Ответ: Количество продуктов трудно назвать, поскольку внутри каждого направления есть определенная продуктовая линейка. Например, у нас в факторинге есть 5 продуктов.

Вопрос: Будут ли эти продукты стандартными или разрабатываться под конкретного клиента?

Ответ: Рецепт мы увидели на примере факторинга. Правильно развивать продукты под клиента – это очень важно. Но опыт показывает, что у клиентов достаточно стандартизируемые запросы. Когда мы начали работу в сфере факторинга, мы подстраивались под каждого клиента, а потом путем исследований мы выяснили, что у нас 5 стандартных подстроек под клиентов. Все-таки бизнес есть бизнес, и никто не отменял правил менеджмента, которые работают эффективно как в одной, так и в другой компании. То есть существует несколько индустриальных решений, несколько решений для компаний различного размера бизнеса, также отличаются потребности клиентов в зависимости от стадии развития компании. Но в целом для компании как наша, у которой тысячи клиентов, это стандартные продукты, подстроенные под все нужды именно этой индустрии и размеров клиентов.

Вопрос: Почему Вы уверены в успехе нового начинания Вашей компании? Какие преимущества по сравнению с другими факторинговыми компаниями имеет "Еврокоммерц" при выходе на рынок небанковского финансирования?

Ответ: Наше преимущество заключается в том, что мы уже прошли большую часть пути. В сфере Commercial Finance существуют очень высокие барьеры входа. Главный барьер – это наличие развитой инфраструктуры и статистика, позволяющая эффективно управлять рисками и активами, то есть отработанный риск-менеджмент и широкая сеть дистрибуции. Для создания этого требуются годы. В нашем случае – это около 7 лет. Еврокоммерц для работы в секторе Commercial Finance выстроил систему финансирования малых и средних предприятий, не имеющих рейтинга, и разделения рисков факторинговой компании с выходом на инвестора высокого уровня.

Вопрос: Есть ли на российском рынке факторинга компании вашего уровня?

Ответ: Конечно! Вообще, "Еврокоммерц" – первый на этом рынке. По данным исследования рейтингового агентства "Эксперт" о работе российского рынка факторинга в первом полугодии 2007 г, наша доля составляла более 23 проц от общей доли объема рынка факторинга. При этом сейчас совокупная доля пяти лидеров превышает 70 проц, а три первых игрока занимают более 50 проц рынка. Конечно, "Еврокоммерц" идет с большим отрывом, но другие игроки, очень уважаемые нами, это сильные команды, которые добились очень хороших результатов.

Вопрос: Каковы шансы этих компаний, при их желании, войти в рынок Commercial Finance?

Ответ: Мне это трудно оценить. Единственное, что скажу с уверенностью, "Еврокоммерц" точно не будет единственным игроком на этом рынке. Мы будем лидерами, мы будем первыми.

Думаю, повторится ситуация с развитием рынка факторинга: мы покажем всем, что это интересный рынок, покажем, как это делается, и все пойдут на рынок Commercial Finance. Причем мы будем только рады появлению других компаний на рынке Commercial Finance.

Почему мы этому рады?! Потому что если новую идею развиваем не только мы, но и другие, тогда рынок развивается намного эффективнее, а на развитом рынке всегда и везде происходит консолидация. И на этапе консолидации мы как крупнейший игрок будем выкупать портфели тех компаний или банков, для которых этот бизнес является непрофильным. Так происходит всегда во всех индустриях во всех странах. Поэтому мы крайне рады, когда кто-то вместе с нами развивает развивает наше направление бизнеса. Это поможет в будущем нам сделать рывок и добиться еще более впечатлительных результатов с точки зрения развития бизнеса.

Вопрос: Как скоро у "Еврокоммерца" появятся конкуренты на рынке Commercial Finance?

Ответ: Минимум через год, потому что выход на этот рынок требует серьезной подготовки. Мы заинтересованы в том, чтобы это произошло поскорее. Россия – огромная страна, на рынке много потенциальных клиентов. Даже если сейчас 3-4 игрока начнут заниматься этим бизнесом, то мы вообще не будем пересекаться. То есть не будет такого, чтоб мы начали на одном клиенте в тендер входить, это может случиться только в крайнем случае.

Вопрос: Как Вы оцениваете потенциал роста индустрии небанковского финансирования в России?

Ответ: Рынок огромен, потенциал его неограничен. Можно провести аналогию с рынком факторинга. Объем отсрочек потребительской экономики составит примерно 250 млрд долл в этом году, объем факторинга - 22-25 млрд долл, то есть меньше 10 проц. Потенциал, как видно, огромен. С учетом того, что потребительская экономика в России растет большими темпами, растет и поле деятельности. Рынок Commercial Finance имеет такие же неограниченные возможности, поскольку то же самое будет с любым другим активом.

Вопрос: Скажется ли расширение сферы деятельности компании на наименовании ФК "Еврокоммерц"?

Ответ: Да. Мы несколько изменили название. Теперь на логотипе "Еврокоммерц" Вы не увидите в названии "факторинговая компания", мы заменили их на "commercial finance".

Вопрос: Планирует ли "Еврокоммерц" привлекать средства для развития компании?

Ответ: Конечно, планирует. И активно привлекает. Самое важное – это то, что мы сейчас увеличиваем собственный капитал. Для финансового бизнеса это самый важный показатель. Акционеры уже запустили средства в допвливание, и до конца года мы доведем собственный капитал до 350 млн долл, сейчас собственный капитал составляет 140 млн долл. Мы также реализуем различные программы, такие как секьюритизация дебиторской задолженности, выпуск облигаций, синдикация. Например, летом мы сделали интересное размещение облигаций с очень хорошей переподпиской на 6 млрд руб. Хотя это были облигации, размещенные на российской площадке, выкупили их почти полностью иностранные инвесторы, причем не только западные, но и восточные.

Мы также работаем напрямую с банками. Например, нам в конце августа предоставил заем на 250 млн долл Deutsche bank. Эта сделка очень важна для нас.

Если говорить про наши планы, то самое важное – это секьюритизация. Мы первые делаем секьюритизацию таких коротких активов в России – внутри трех месяцев. Первые 2 транша еврооблигаций по секьюритизации у нас планируется до мая 2008 г в объеме порядка 1 млрд долл. Поскольку секьюритизация является для нашего бизнеса очень важным инструментом финансирования, то мы делаем револьверную секьюритизацию, которая будет проводиться на протяжении неограниченного срока. "Еврокоммерц" также будет привлекать дополнительно частные средства. Мы сейчас активно работаем над выходом на IPO. Думаю, что уже в первой половине 2008 г мы будем готовы к проведению IPO, в течение полутора лет будем смотреть на различные рынки и искать хорошие окна. Это очень важно, потому что, во-первых, это серьезные новые деньги, во-вторых, компания становится публичной, открытой, торгуется на бирже. Сейчас я могу оценить бизнес компании в определенную сумму, но могут существовать разные оценки на этот счет. Когда компания станет публичной, любой желающий сможет зайти на сайт и увидеть, о какого размера бизнесе мы говорим, во сколько его оценивают инвесторы.

Вопрос: То есть, к концу 2009 г "Еврокоммерц" проведет IPO и станет публичной компанией?

Ответ: Совершенно верно. Это может произойти раньше, но определенно до конца 2009 года.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика