19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 10:30:08
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Юный бизнесмен среднего возраста



Владимир Шахиджанян
Источник: Бизнес-Журнал онлайн
добавлено: 17-04-2008
просмотров: 9263
Наступит время, когда большинство руководителей поймет: все зависит от них — жизнь фирмы, рост коллектива, эмоциональная наполненность, ощущение радости жизни. Каждый из нас — хозяин своей судьбы. Хватит жаловаться. Пора созидать! Ведь каждый бизнесмен, большая или маленькая у него фирма, — созидатель. Не так ли?

Владимир Шахиджанян: Юный бизнесмен среднего возрастаМое первое правило успеха в бизнесе: Старайтесь во всех удачах благодарить обстоятельства, во всех неудачах винить себя. Поэтому ни на кого не обижаюсь, анализирую свои промахи и делаю все для того, чтобы ошибки не повторялись.

Продать — хорошо. Получить деньги — отлично. Но я всегда говорю: там, где главное — деньги, неглавным становится все остальное: любовь, личное творчество, карьера, радости жизни, общение людей… А для меня главное — дело, которое мне должно быть интересно. Моя задача — увлечь весь коллектив своими идеями, чтобы мои коллеги ими прониклись.

Чем лучше будем работать, тем больше заработаем и повысим зарплату. Деньги сами должны находить человека.

Павел Померанцев, наш замдиректора, все время надо мной подшучивает.

— У вас не будет денег, — говорит он. — Вы же, Владимир Владимирович, не ставите перед собой такую цель: заработать как можно больше. Поставьте, у вас получится.

Не соглашусь. Для меня деньги — не главное. Но они меня все равно найдут. Я не против них — я за. Но не хочу работать только из-за денег и ради денег. И цели такой не ставлю: стать как можно богаче. Я по-другому рассуждаю. Мы делаем лучший продукт. Нас все больше и больше покупают. А следовательно, у нас становится все больше и больше денег.

Многие фирмы потому и разоряются, что во главу угла ставят только деньги. Купить, перепродать, сорвать куш… А мы — созидатели.

Только надо проявить терпение и бить все время в одну точку, целенаправленно, не сходя с курса. Не бояться, что тебя кто-то не поймет. Пройдет время, и поймут. Вспоминаю пословицу, которую часто произносила моя учительница в школе: «Терпение и труд все перетрут».

Время от времени к нам заходят потенциальные сотрудники. Вот и несколько дней назад пришел я в офис, а меня уже ждет милая Оксана Васильевна:

— Хочу у вас работать. Мне нравится ваша фирма.

— А что умеете? Где трудились раньше?

— Я маркетолог. Могу посмотреть, как все у вас делается, и дать советы, как надо развивать рекламу, продвигать в магазинах, в Интернете… А еще я могу, если вы хотите, стать «засланным казачком» в фирмах ваших конкурентов. Устроюсь туда на работу и сообщу вам, как и что они делают…

Мы с исполнительным директором Максимом Меньшиковым вежливо поблагодарили обаятельную Оксану Васильевну и попрощались. Такие сотрудники нам не нужны.
Успех фирмы — это сотрудники. Найти хороших — проблема. Но это ведь не только у меня. Это у всех.

Теперь — второе правило успеха. И к бизнесу оно имеет прямое отношение: Нет безвыходных положений, кроме смерти. Никогда не опускайте рук. Мы, пока живы, способны улучшить свою жизнь. Помню, нас выгнали из помещения, которое мы арендовали. Это произошло на третий месяц жизни фирмы. Все, казалось бы, закрывай фирму… Но я вспомнил о третьем правиле успеха: Верьте в Его Величество Случай и знайте: случай приходит только к тем, кто все делает для того, чтобы этот случай пришел.

Помните: если, прожив день, вы не сделали ни одного доброго дела или не узнали ничего нового — день прожит напрасно.

Юный бизнесмен среднего возрастаЯ обзвонил всех своих знакомых и друзей — и нашел помещение лучше: дешевле, ближе к центру, с постоянным Интернетом, с телефонами и достойным обслуживанием. Мне помог в этом Григорий Львович Куликов, руководитель фирмы «МИЭЛЬ». Почему он помог? А он проходил «СОЛО на клавиатуре», понял: это полезное дело для всех, и протянул руку помощи. Наши ученики — наши друзья. И у нас запрещено произносить слово «клиент». Ученик, солист!

Когда я начинал, у нас были два компьютера, маленькая комнатка и пять-шесть лицензионных солистов в день. А сегодня у нас огромный парк компьютеров и круглосуточная работа фирмы. Мы открыли очную школу, работающую в круглосуточном режиме, без праздников и выходных, а число лицензионных солистов исчисляется сотнями в день.

А бывает так, что наступает спад настроения, все валится из рук, не получается, все подводят. Куда же без этого? Вдруг в завершающий период работы над очередной версией программы ведущий программист покидает фирму. Наш партнер, задолжавший приличную сумму, отказывается ее возвращать, ибо они обанкротились. А тут еще отрубают Интернет, и наш сайт становится недоступным…

Как правило, беда не приходит одна. Ты начинаешь решать одну проблему — наваливается десяток новых: заболевают сотрудники, отказывает телефонная связь, срывается подписание ряда важных договоров. Как быть в этом случае?

Есть четвертое правило успеха: Когда вам плохо, найдите того, кому еще хуже, и помогите ему — вам станет значительно лучше. Такими людьми становятся для меня сотрудники нашей фирмы, кто-то из близких, друзей, знакомых.

Для меня команда «ЭргоСОЛО» — это семья, где я старший. Кому-то надо оплатить учебу в институте, лечение; кому-то — помочь разрешить личные вопросы. Всегда есть тот, кому нужна моя помощь.

Стиль нашей фирмы — особый. У нас нет сплетен, пересудов. Мы практически не проводим никаких собраний, совещаний, многочасовых обсуждений. Для информации есть рассылка, переписка, и даже мой «Дневник предпринимателя», который я уже пять лет веду на своем сайте, позволяет каждому сотруднику быть в курсе событий.

Здесь действует пятое правило: Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы другие люди относились к вам.

Прежде всего я рассчитываю на сознательность.

На мой взгляд, у нас идеальная фирма. По стилю общения, по работе с учениками, по развитию нашего продукта, по сервису, который мы предоставляем в круглосуточном режиме. Мы не живем по принципу «продал — и славно, а там трава не расти». Нам важно, чтобы каждый, кто скачал нашу программу в Интернете или купил диск, прошел курс до конца. И мы на протяжении всего обучения поддерживаем отношения с нашими учениками: пишем им письма, обзваниваем, встречаемся лично, используя все возможности современных технологий.

Я постоянно напоминаю нашему исполнительному директору и другим членам коллектива пятое правило успеха в бизнесе: Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек должен управлять обстоятельствами. Следовательно — планирование на два-три года вперед, умение предвидеть те или иные возможные изменения и быть к ним готовым.

Недавно мы закончили работу над девятой версией «СОЛО на клавиатуре». Казалось бы: зачем «девятка», если восьмая версия пользуется успехом?

Мы получили несколько сотен предложений по улучшению нашего курса и в «девятке» изменили дизайн, сделали программу более интеллектуальной. Судя по откликам, поступили правильно. Ведь только пять процентов умеют набирать слепым десятипальцевым методом! Остальные стучат двумя-четырьмя пальчиками по клавиатуре, затрачивая на набор одной страницы текста до 30 минут. Десятипальцевый метод — это экономия времени в шесть раз!

Я оптимист и верю: рано или поздно владение слепым десятипальцевым методом станет обязательным для каждого человека, использующего в работе компьютер, — будь то бизнесмен, бухгалтер, экономист, плановик, студент, школьник…

Юный бизнесмен среднего возрастаРубен Варданян, руководитель «Тройки Диалог», издал приказ, чтобы все его сотрудники овладели слепым десятипальцевым методом, и приобрел корпоративную версию «СОЛО». Почему он так поступил? Потому что сам прошел курс и убедился в его полезности.

Сергей Меднов, вице-президент Альфа-банка, отвечающий за ИТ, блестяще владеет слепым десятипальцевым методом. Использовав административный ресурс (приказ, контроль, премия), он добился того, чтобы большинство его подчиненных прошло курс «СОЛО на клавиатуре» и научилось набирать письма, справки, отчеты, технические задания слепым десятипальцевым методом.

Но в большинстве случаев руководители фирм, ведомств, фондов, банков рассуждают, к сожалению, иначе.

Учиться во время работы? Это недопустимо! Набирать слепым методом? Да я так быстро не думаю! Сами они набирают двумя-четырьмя пальцами и спокойно относятся к тому, что их подчиненные работают по старинке.

Нередко руководители многих предприятий, платя по девять тысяч рублей в день за одного сотрудника, отправляют их на всевозможные тренинги. А тут, я о «СОЛО на клавиатуре», всё, как говорится, в одном флаконе: и полезный навык, и тренинг.

Большинство руководителей фирм (да и индивидуальных потенциальных солистов) не знакомы с притчей о лесорубе.

Идет человек по лесу и видит дровосека, с большим трудом пилящего дерево.

— Что так долго дерево пилишь?

— Пила тупая, — отвечает дровосек.

— Так наточи!

— У меня нет времени точить пилу — я должен пилить!

Вот поэтому у нас так и идет развитие бизнеса.

Что помогает мне сохранить оптимизм? Читайте правило седьмое: Самое ценное в нашей жизни — здоровье. О нем нужно заботиться. Спать необходимо столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

Пока мы здоровы — нужны всем. Когда больны — становимся обузой для других. Предупредить болезнь легче, чем вылечить. Спорт, правильное питание — залог здоровья. Как все просто! Как банально! Но мы никак не можем поверить в эти банальные истины.

Господи, какой я наивный! Помню, отправил письмо Михаилу Фрадкову, председателю правительства Российской Федерации. Нет, я понимал, что до самого Михаила Ефимовича письмо не дойдет, но надеялся, что кто-то из его окружения прочтет и подумает: а почему бы, действительно, не научить сотрудников аппарата правительства слепому десятипальцевому методу набора?

Повторю: думал, что научатся в аппарате правительства — расскажут министрам и их заместителям, а те прикажут своим подчиненным овладеть слепым методом, и пойдет все по нисходящей.

По нисходящей и пошло… Мое письмо прочли — и ничего в нем не поняли, поэтому отправили в ряд министерств. Там почитали и… перенаправили в агентства, где мое послание пробежали глазами и расписали в одно из управлений. В одном из управлений взглянули — и отфутболили в отдел. А в результате пришел ответ: «Скорость набора, которой владеют сотрудники, вполне соответствует работе, которой они заняты».

Бывает ли у меня спад настроения? Конечно. Я же не робот! Иногда прихожу в офис, узнаю, что не появились новые ученики, никто не ответил на наши корпоративные предложения, — и мною овладевает минутная грусть. Сколько сил потрачено — и все вроде впустую. Жалко времени. И тут я вспоминаю очередное правило успеха в бизнесе: Жизнь любит удачливых. А о прошедшем жалеть бесполезно.

Если вы удачливы, у вас прямая, спокойная походка, открытый взгляд, крепкое рукопожатие, оптимистический настрой. Вы радостно воспринимаете жизнь — она вам нравится. С вами приятно общаться. Вас интересно слушать. Вы даете другим людям заряд оптимизма.

А если вы сами записали себя в неудачники? Раздраженность, растерянный взгляд, просящие интонации при разговоре, некоторая униженность, обида на себя и весь мир… К такому человеку и подходить не хочется — заразишься грустью.

Юный бизнесмен среднего возрастаЕсли грустен руководитель, упадок, огорчение, расстроенность, беспокойство с бешеной скоростью передаются всем сотрудникам, и начинается эпидемия грусти и безнадежности. Вот тут нужно проявить характер, волю, настойчивость, если хотите, упрямство.

Мы постоянно забываем о том, что человек — это возможность, а жизнь — это творчество. Поэтому даже если дела совсем плохи и пришлось закрыть фирму, все равно можно начать сначала, ибо нет безвыходных положений, кроме смерти. Так надо жить.

Когда мои коллеги по фирме на вопрос, почему они не выполнили то или иное указание, честно признаются, что было лень, я говорю: «Запомните: ленивых людей нет — есть неорганизованные и неувлеченные». Для себя я решил: необходим анализ всего, что делаю.

Всем советую вспоминать еще одно правило успеха: Анализируйте каждый прожитый день: учиться лучше всего на собственных ошибках. Поэтому сам веду дневник и призываю к этому сотрудников.

Мы стараемся не принимать на работу пессимистов. Они наводят скуку. Лучше всего трудятся сангвиники и холерики. Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач — оптимизм.

Но как быть, когда тебя подводят другие? Сотрудник вовремя не отослал договор, программист не справился с заданием, руководитель проекта не проконтролировал работу подчиненных, кто-то забыл предупредить о том, что не выйдет на работу, кто-то (такое редко, но бывает) обманул меня…

Тут важно помнить еще об одном правиле успеха: Злиться на других — бесполезное дело. Злость лишь испортит ваш характер и помешает вашим делам.

С нерадивыми сотрудниками нужно спокойно расставаться. Без крика, шума и выяснения отношений.

— Я вас не устраиваю, — спросил меня менеджер, — и вы хотите меня уволить?

— Как вам сказать… — начал я. — Скорее, мы вас не устраиваем. Вас больше интересует телевидение, журналистика. И работаете вы плохо не потому, что скверный человек, а потому, что занимаетесь не своим делом.

Я помог этому человеку найти работу на телевидении. Он доволен, и мы счастливы. Только так надо расставаться.

Удовлетворен ли я своей жизнью? Счастлив ли я?

Я иронично улыбаюсь. Абсолютно счастливыми бывают только идиоты. Я живу радостно, для меня каждый день — праздник.

Схема нашего роста проста. Сделать еще интереснее наши сайты. Создать программы по улучшению памяти, скорочтению, обучению иностранным языкам. План развития на пять-шесть лет.

Какие у меня сегодня основные заботы?

Где найти талантливого замдиректора? Где взять умного друга и единомышленника — программиста на С++? Как воспитать из одного из наших сотрудников успешного «продажника»? Как быстрее выпустить диск с девятой версией? Как расширить число корпоративных солистов?

Главное — высоко ставить планку. Здесь работает закон «50 на 50»: если удастся выполнить хотя бы 50 процентов из запланированного, то уже хорошо, ибо планка-то высокая, и всегда есть к чему стремиться.

И последнее: я — оптимист.

Кто я такой?

Какой простой вопрос — и сложновато на него ответить. Мне интересны люди. Я умею дружить. Еще способен учить других тому, что хорошо знаю сам.

Оптимист и романтик в одном лице. Психолог и журналист, преподаватель факультета журналистики МГУ. Кому-то знакомы мои книги: «1001 вопрос про ЭТО» (тираж около двух миллионов экземпляров), «Учимся говорить публично», «КомпьютЕрики шутят» (ну как же в жизни без юмора!), «Мне интересны все люди».

Кто знает, может, напишу книгу и о бизнесе. Занимаюсь им более пяти лет, и вроде успешно.

От скромности не умру: я против скромности, но за воспитанность.

За компьютер впервые сел в 57 лет. В 62 года основал фирму «ЭргоСОЛО», выпускающую курс «СОЛО на клавиатуре». Пройдя его, можно за короткий срок научиться набирать, используя слепой десятипальцевый метод, легко, свободно, красиво, получая от процесса взаимодействия с компьютером удовольствие, достигая скорости 300–400 знаков в минуту.

Чем «ЭргоСОЛО» отличается от других софтверных компаний, и в чем причина успеха фирмы? Если, конечно, есть успех. Я улыбаюсь. Успех есть. За пять лет мы научили не менее трехсот тысяч человек. Согласитесь, звучит внушительно.

Мы не просто прикладная программа. Мы даем людям профессию, экономим их время и помогаем каждому человеку поверить в свое «я». Рекламно звучит? Что я могу сделать — это же правда.

К сожалению, программу воруют: кряки в Интернете, пиратские диски… Но я живу по своим правилам успеха в бизнесе, которыми и хочу поделиться с читателями «Бизнес-журнала».

Ваш Владимир Шахиджанян.

P.S. Буду рад получить отклики на свои размышления, поэтому оставляю свой электронный адрес: [email protected]. На все письма я отвечаю, ибо не ответить на полученное письмо — все равно что не пожать протянутую руку. Мне будет приятно, если вы ознакомитесь с моими сайтами, где я публикую «Дневник предпринимателя», который веду уже более пяти лет, он тоже помогает мне добиваться успеха: www.1001.vdv.ru и www.ergosolo.ru.

Опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №3 от 12 Февраля 2008 года
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.138 сек.
Яндекс.Метрика