29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 07:37:32
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Если нужны деньги, возьмите их с рынка



Анна Чернецкая
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 06-05-2008
просмотров: 7971
Какова бы ни была ситуация на финансовом рынке, пока не слышно о том, чтобы замерла хозяйственная деятельность, остановилось производство или прекратилась торговля. Значит, предприятия находят средства на свое развитие. Главное, чтобы было что предложить потенциальным инвесторам. Как это сделал, например, один из крупнейших в стране мясокомбинатов.

Если нужны деньги, возьмите их с рынка– Александр, с какой целью ваше предприятие выпустило облигации?

– Целей было две: рефинансирование долга и главная – привлечение средств под инвестиционные проекты. У комбината три крупных инвестиционных проекта – запуск нового производства охлажденных полуфабрикатов (начало проекта – апрель нынешнего года), расширение мощностей по производству сырокопченых и сыровяленых колбас в Москве и строительство первого в России автоматизированного складского комплекса для отгрузки нашей продукции. Проекты высокоприбыльные и высокоокупаемые, но не краткосрочные: срок окупаемости первых двух проектов – в пределах трех лет, третьего – около пяти лет. Естественно, что в такие проекты нужны масштабные капиталовложения, которые возможны только при наличии «длинных» денег.

– Почему вы все-таки выбрали именно облигации?

– Облигационный заем – беззалоговый инструмент привлечения финансирования, в сравнении с кредитом он привлекательнее еще и потому, что при прочих равных условиях позволяет получить необходимую сумму – 2 млрд руб. на больший срок (на 5 лет). Для финансовой службы он удобен и большей прогнозируемостью: купонный доход выплачивается раз в полгода. Кроме того, наш комбинат уже выпускал облигации в 2003 году, то есть и для нас, и для наших потенциальных инвесторов это удобный, понятный и выгодный инструмент.

– Вместе с тем с начала 2008 года изза кризиса на рынке заемных средств размещений практически не было. Но вы все-таки рискнули и разместились в середине февраля. Почему же не стали откладывать эмиссию и ждать более благоприятной конъюнктуры?

– Мы начали планировать выпуск облигаций еще в марте прошлого года. Но затем откладывали размещение. Сначала из-за сдвигов сроков инвестиционных проектов, а позже, уже во второй половине прошлого года, из-за проблем на рынке. Признаюсь, мы надеялись, что ситуация на рынке стабилизируется и весной текущего года мы успешно разместимся. Но постепенно стало понятно, что ситуация на рынке не только не улучшается, а наоборот – ухудшается и, видимо, будет ухудшаться и дальше. Если в прошлом году это были только предположения, то сегодня это уже очевидно для всех. Поэтому в декабре вместе с организатором нашего выпуска – Банком Москвы – мы пришли к выводу, что ждать нечего: если необходимы деньги, то нужно взять их с рынка. И назначили дату выпуска облигаций – 14 февраля.

Справка о компании

Микояновскому мясокомбинату в этом году исполняется 210 лет. С 1998 года ЗАО «Микояновский мясокомбинат» входит в состав агрохолдинга «ЭКСИМА» – официального поставщика продуктов питания для Москвы. Сегодня Микояновский мясокомбинат является крупнейшим российским производителем мясной продукции с 5%-й долей рынка. Москва и Московская область являются ключевым регионом присутствия компании. В состав предприятия входит собственная дистрибьюторская сеть, а также ряд мясоперерабатывающих заводов. В компании работает более 5 тыс. сотрудников. Выручка за 2007 год составила 10,127 млрд руб. В ходе аукциона по размещению второго облигационного займа, который состоялся 14 февраля 2008 года на ММВБ, предприятие разместило 2 млн процентных документарных неконвертируемых облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Номинальная стоимость каждой бумаги – 1 тыс. руб. Общий объем выпуска составил 2 млрд руб. Срок погашения облигаций составит 5 лет. По выпуску предусмотрены полугодовые купонные выплаты и оферта в течение последних 5 дней третьего купонного периода. Организатором выпуска является «Банк Москвы». По итогам аукциона ставка первого купона облигаций утверждена в размере 11,9% годовых.

– Каким образом вам удалось убедить инвесторов приобретать ваши облигации в условиях нехватки ликвидности?

– Мы понимали, что для инвесторов очень важны не только финансовые показатели, но и имидж компании, поэтому руководство предприятия серьезно работает над созданием образа надежной компании. Мы привезли инвесторов на наш мясокомбинат, показали тот завод, который был построен на средства от займа 2003 года, продемонстрировали, что предприятие реально инвестирует в развитие. В этой работе, естественно, нам очень помогали андеррайтеры. Мы понимали, что для инвесторов на сегодняшний день главное – надежность заемщика. Немаловажным фактором было и то, что мы входим в состав корпорации «Эксима», одного из крупнейших и динамично развивающихся российских агрохолдингов. Инвесторы удостоверились в нашей надежности и купили облигации, хотя и под несколько более высокий процент, чем мы предполагали в конце 2007 года. Однако с позиции сегодняшнего дня мы поступили довольно грамотно и своевременно. В марте на таких условиях разместиться бы уже не удалось.

– Можно ли выделить основные вопросы, которые задавали инвесторы вам как финансовому руководителю?

– Первый вопрос, естественно, куда пойдут деньги. Второе – какова структура капитала, долгов. Мы продемонстрировали финансовые показатели за 2007 год. Улучшена положительная динамика показателя долг/EBITDA по сравнению с предыдущими периодами, что свидетельствует об умении нашей компании эффективно работать с долговыми обязательствами. Ну и последний, на наш взгляд, ключевой вопрос инвесторов – насколько устойчиво предприятие, сможет ли оно благополучно функционировать при неблагоприятной ситуации на рынке.

– Что для инвесторов является свидетельством стабильности предприятия?

– Для них первостепенное значение имеет экономическая «живучесть» компании: насколько предприятие при разном состоянии рынка способно поддерживать необходимый уровень доходности. Инвесторы анализируют динамику рынка и динамику доходов компании, им важно понять, какова способность предприятия генерировать деньги. Кроме того, для инвесторов важно, что мы заняли самый выгодный рынок – Москву. Наша доля на рынке столицы достигает 25%. Таким образом, для инвесторов свидетельство надежности заемщика – умение работать с капиталом и стабильное положение на перспективном рынке.

– Что вы могли бы посоветовать своим коллегам, которые планировали, но были вынуждены отложить размещение облигаций? Как долго имеет смысл ждать?

– Многое зависит от того, на какие цели планируется привлечь средства. Если на рефинансирование долга, то сегодня этого не стоит делать за счет эмиссии облигаций.
Если же это инвестиционный проект, то нужно оценивать, насколько он прибылен. Если да, то стоит рискнуть.

Еще Генри Форд говорил, что есть два подхода – «производственника» и «спекулянта». Первый состоит в том, что независимо от ситуации на рынке нужно развивать производство и зарабатывать на нем, а финансисты должны обеспечить производство деньгами. Искусство финансиста на производстве заключается в том, чтобы создать репутацию предприятия, которому инвесторы доверят деньги в различных ситуациях. Спекулятивный же подход на рынке, например, купить облигации по два рубля и сидеть ждать, пока цена вырастет. Так работают инвестиционные фонды. Но я-то не могу позволить, чтобы из-за неблагоприятной ситуации на долговом рынке остановилось производство.

– На что вы бы порекомендовали обращать внимание финансовым директорам, которые впервые планируют выпуск облигаций?

– Если коммерческие службы продают продукцию, то финансовая служба «продает» предприятие инвесторам. Раз инвестор такой же покупатель, то он должен понимать, какую ценность приобрел вместе с вашей облигацией. Необходимо не только продемонстрировать финансовые показатели, но и правильно спозиционировать компанию, выделив ее основные конкурентные преимущества. Допустим, сделать упор на том, что ваше предприятие крупнейшее в отрасли, растет быстрее рынка и т.п. Наше позиционирование, повторюсь, строилось вокруг высочайшей надежности компании как заемщика, которая подтверждена конкретными действиями.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика