28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 20:21:37
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Инсайд дороже денег



Игорь Ермаченков
Источник: Бизнес-Журнал онлайн
добавлено: 14-07-2008
просмотров: 11343
Биржевые новости всегда стоили миллионы. По мере развития фондового рынка в России это утверждение обретает вполне практический смысл. Когда одно неосторожное слово, проскочившее в печати, может лишить инвесторов денег, критерии отнесения СМИ к «хорошим» и «плохим» становятся куда более прозрачными.

Инсайд дороже денегВ смутные 90-е никакого фондового рынка (да и рынка вообще) в стране еще не было. Спекулянты торговали ОФЗ и валютой, а все российские компании были предельно закрытыми и во всех смыслах непубличными. В таких условиях степень безответственности деловых СМИ мало кого волновала. Однако с тех пор произошло много интересных событий. Мы пережили финансовый кризис, ставший импульсом к развитию полноценного рынка — в том числе и финансового. Принятый закон об акционерных обществах запустил маховик IPO: ЗАО начали превращаться в ОАО и размещать свои бумаги на бирже. А потом оказалось, что одно неосторожное слово, прошедшее по каналам средств массовой информации, может сильно ударить по карманам инвесторов.

Сегодня миллиарды долларов в виде акций текут «по проводам», а инвесторы давно знают, что сколотить состояния можно «сидя» не только «на трубе», но и — на телефонной трубке. А следом в деловой оборот вошло еще одно заграничное слово — «инсайд», которое теперь значит то же самое, что и в других странах.

Инсайдерскую информацию не следует путать с биржевыми слухами. Инсайд — это источник денег для ограниченного круга лиц, тогда как слух — попытка манипуляции толпой инвесторов, жадно впитывающих любую информацию о предприятии, акции которого они купили. Попробуем разобраться, что значит в нынешней российской биржевой практике инсайд, который иногда именуют также коммерческой тайной или конфиденциальной информацией.

Раньше все было просто. Даже очень просто. Клиент брокерской компании, работавший, например, в Газпроме, звонил своему трейдеру и просил срочно покупать или продавать акции своей любимой компании, ее «дочек» или бумаги компаний, с которыми Газпром намерен был заключить (а может быть, разорвать — это уже детали) миллиардный контракт. Трейдер, естественно, поручение клиента тут же исполнял. Однако при этом не забывал шепнуть о просочившейся информации своему соседу. Или позвонить коллеге в другую инвестиционную компанию. В итоге котировки за считанные часы неожиданно для остальной массы инвесторов взмывали вверх или падали. А когда информация наконец-то становилась достоянием общественности, она уже никого не интересовала: игра была сделана. Так сколачивались состояния в начале нового тысячелетия.

Но жизнь не стоит на месте. Ныне ситуация снова изменилась. «Голубые фишки» — на то и лучшие, что не поддаются манипуляциям. Первыми на это обратили внимание трейдеры, когда «пророчества» уважаемых клиентов относительно Газпрома или известного своим противоречивым поведением Ростелекома вдруг... перестали сбываться. На то было несколько причин. Во-первых, имидж компаний сильно страдал от утечек информации, так что контроль над ее распространением был передан службам безопасности. Во-вторых, биржи, на которых котируются бумаги эмитентов, уже не первый год следят за тем, чтобы доступ к корпоративной информации (в первую очередь бухгалтерской отчетности) был равноправным. В итоге удалось распрощаться с порочной практикой, когда ценные данные сначала «сливались» избранным, и лишь затем публиковались где-нибудь в недрах корпоративных сайтов компаний-эмитентов. И, наконец, оживились законодатели, уже приготовившие проект закона «Об инсайдерской информации». Этот документ бродит по коридорам Госдумы уже несколько лет и, похоже, достаточно «отлежался» в профильных комитетах, так что его принятие, скорее всего, не за горами.

Так что же такое инсайд по-российски в конце первого десятилетия информационного века? Как ни странно, в ситуации, когда технически (благодаря всеобщему проникновению Интернета) время между утечкой информации и сделкой можно сократить до считанных секунд, невероятным образом возрастает роль деловых СМИ и журналистов. И это, кстати говоря, настоящая проба на честность. Слабые российские СМИ, привыкшие продаваться порой за копейки, легко могут стать марионетками для манипулирования курсами акций. Однако не надолго. Инвестор, однажды обжегшийся на такой дезинформации, больше не будет покупать газету или посещать специализированный сайт. Да и всем своим друзьям отсоветует. Зато изданиям и обозревателям, известным своей репутацией, откроются двери в любые сферы.

Означает ли это, что «сливать» информацию будут сначала «проверенным», а потом уже всем остальным? Вовсе нет. Просто квалифицированные СМИ и их представители окажутся на несколько шагов ближе к действительно полезной информации. Именно они станут желанными гостями на конференциях, презентациях, фуршетах, роуд-шоу и прочих закрытых тусовках. А уж смогут ли они вытянуть инсайд — вопрос профессионализма.

Важно знать, Что именно выведывать. Сведения о двукратном росте выручки компании не повлияют на котировки. А вот ожидаемое слияние или поглощение — это уже сенсация

К тому же важно не просто вытянуть конфиденциальную информацию, а знать, что именно вытягивать. Например, сведения о том, что выручка компании в будущей отчетности вырастет в два раза, не повлияют на котировки. А вот готовящаяся сделка или недружественное поглощение — это уже сенсация и обязательная подвижка акций.

Нравится ли это кому-то или нет, но инсайд остается двигателем биржевой торговли. Правда, двигает он уже второй эшелон — то есть акции, не являющиеся «голубыми фишками». И вот здесь, пожалуй, уже ничего не изменить. И пусть меня не ругают сторонники fair play: даже принятие закона и любые другие разграничения оборота коммерческой тайны от инсайда не спасут. Эти процессы попросту уйдут в глубину, в том числе на уровень акций так называемого третьего эшелона, которые торгуются в системе РТС-Board.

В США, на родине фондового рынка, инсайдеры считаются уголовными преступниками и часто оказываются за решеткой. Может быть, это и правильно. Но удалось ли «самой демократической стране мира» изжить манипуляции с рыночными ценами?

Не будем далеко ходить за примерами: вспомним о пресловутом «кризисе ликвидности». Как известно, трудные времена были спровоцированы необеспеченными облигациями, которые банки приобретали на миллиарды долларов. Зачем они делали это? Ведь не враги же они сами себе? Не враги. Тем более что эти облигации получали высокие рейтинги уважаемых рейтинговых агентств и авторитетных обозревателей СМИ. Не берусь утверждать, что причиной и правда был сговор топ-менеджмента одного известного рейтингового агентства и компании, придумавшей эти дутые финансовые инструменты. К тому же это лишь одна из версий. Однако популярные американские деловые издания внесли свой вклад в воздвижение этой пирамиды, построенной на дезинформации — намеренной или случайной.

Российский фондовый рынок продолжает расти. Нас ждут скандалы, утечки, а возможно, даже громкие судебные дела, связанные с утечкой конфиденциальной информации, прямо влияющей на курс акций. Но за кадром будет происходить другой, не менее важный процесс — формирование новых подходов к оценке профессионализма деловых средств массовой информации.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.124 сек.
Яндекс.Метрика