Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Обзор всероссийского интернет-семинара компании «Гарант» на тему «Новые правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Положение ЦБ РФ № 302-П»Кирилл Парфенов Источник: Банкир.ру добавлено: 18-07-2008
просмотров: 14229 Окончание. Начало: Хорошие и плохие изменения в новых правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях В статье использованы материалы Всероссийского интернет-семинара компании «Гарант» на тему «Новые правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Положение ЦБ РФ № 302-П», который провел президент НП «Клуб банковских бухгалтеров», заместитель главного редактора журнала «Бухгалтерия и банки» Кирилл Парфёнов. Рассмотрим вопрос, связанный с совершенно новым понятием, - НВПИ. (Термин «встроенные производные инструменты, неотделяемые от основного договора» (НВПИ) впервые появился в правилах бухгалтерского учета в банках в приложении 3 к «Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденном Положением Банка России от 26.03.07 № 302-П. В соответствии с пунктом 1.4 приложения 3 под встроенным производным инструментом, не отделяемым от основного договора, понимается «условие договора, определяющее конкретную величину требований и (или) обязательств не в абсолютной сумме, а расчетным путем на основании курса валют (в том числе путем применения валютной оговорки), рыночной (биржевой) цены на ценные бумаги или иные активы, ставки (за исключением ставки процента), индекса или другой переменной».) Хочется сказать, что это похоже на суммовые разницы. По-хорошему, НВПИ возникает именно как суммовая разница, когда вы оцениваете активы (обязательства), а оплата наступает по курсу, отличному от оценки этих активов (обязательств). Наверное, в этом случае НВПИ имеет место быть. Не очень понятно, зачем эти инструменты вообще отдельно выделили? Может, вопрос был связан именно с суммовыми разницами. Причем только Минфин России отменил суммовые разницы, как тут же ЦБ РФ умудрился ввести НВПИ. Понятно, что если у вас идёт оценка актива, отличная от суммы его оплаты, то возникают некоторые суммы, которые куда-то просто необходимо деть в учете. Но не вижу смысла вести отдельный учет НВПИ. Допустим, вы купили компьютеры для банка, установили их, идет какая-то отсрочка платежа, скажем, на две недели. В момент признания товара вы зафиксировали цену в долларах, перевели её в рубли для бухучета и оплаты. То же происходит и с векселями. Когда платите, то в долларах цена та же, но возникает курсовая (суммовая) разница, которую куда-то необходимо отнести. Наверное, сложными являются те случаи, когда банк работает на иностранном рынке ценных бумаг, идет их большой поток при работе на какой-то биржевой площадке с отсрочками платежей и изменением курса. При этом результаты подводятся не онлайн, а с какими-то отсрочками. В этом случае, как представляется, возникает достаточно серьёзная проблема. Так, зафиксирована ценная бумага, которая отражена в учете, переведена в рубли по определенному курсу, а когда идёт её погашение, продажа, закрываются обязательства, связанные с этой бумагой, то меняется и её курсовая стоимость, и стоимость валюты, в которой сама бумага выражена на зарубежном рынке. Соответственно получается изменение курса иностранной валюты – первое НВПИ и изменение курса ценной бумаги – второе НВПИ. Беспоставочные сделки Вопрос, связанный с беспоставочными сделками, нашел отражение в правилах, каким образом отражаются доходы (расходы). Тема тоже достаточно серьёзная, потому что фьючерсные сделки обладают одним примечательным качеством – всегда сложно было иметь с ними дело с учетом гражданского законодательства. До недавнего времени все фьючерсные сделки расценивались как сделки пари, т. е. они не имели под собой юридической основы, и по сделкам пари очень сложно сказать, куда относятся доходы (расходы). Только сейчас гражданское законодательство стало выстраивать свои позиции по отношению к фьючерсным сделкам. Теперь если закрыты контракты, открыты (закрыты) позиции, соответственно можно подвести итоги сделок на фьючерсном рынке. И вопросов, связанных с признанием доходов (расходов) по индексным сделкам, не возникает, потому что фьючерсы теперь реально существуют именно как доходы (расходы). То же и с поставочными сделками, если с ними работают в режиме индексных сделок. Фьючерсные сделки будут развиваться, и хотелось бы обратить внимание, что они бывают двух видов: как сделки, направленные на непосредственное извлечение дохода (игра на курсах иностранных валют, ценных бумаг), и фьючерсные сделки для хеджирования рисков. К сожалению, сделки хеджирования не нашли отражения в правилах ведения бухгалтерского учета и в бизнес-процедурах. В то же время они отличаются от сделок, направленных на получение дохода (расхода). Особенности перехода на новые правила бухучета До 31 декабря 2007 года мы вели бухучет, исходя из правил Положения № 205-П. И когда было объявлено, что с 1 января 2008 года необходимо вести бухучет, исходя из новых принципов, последовали переходные процедуры в соответствии с письмом ЦБ РФ № 142-Т, в котором указывалось, что необходимо делать коммерческому банку, чтобы перейти на правила Положения № 302-П. Хотелось бы отметить, что процедуры, описанные в письме, относятся исключительно к временному периоду перехода со старых правил на новые, и больше они ни на что не влияют. Надо обратить внимание, что в правилах описаны некие процедуры - как начисляются проценты, как начисляются купоны, какая стоимость признаётся стоимостью ценных бумаг и т. д. И когда читаем правила, то понимаем, что те процедуры, которые написаны в письме Банка России № 142-Т, не могут применяться к правилам ведения бухгалтерского учета. Вообще, это чисто эксклюзивные переходные постулаты. К таким относится, допустим, оценка ценных бумаг, отражение операций без принципа существенности. Счета по доходам (расходам), которые сейчас существуют, уйдут с баланса при закрытии года, после годовых отчетов, собраний, процедуры распределения, реформации баланса и т. д. Таким образом, после того, как все процедуры по прошлому году закончатся ещё по правилам Положения № 205-П, уйдут с баланса и счета, которые необходимы были для реформации баланса, и тогда мы освободим себя для работы по правилам Положения № 302-П. В связи с этим хотелось бы отдельно обратить внимание на счета 474 07 (08) в правилах Положения № 302-П. В них были внесены достаточно серьёзные изменения. Изменения коснулись и расчетов с филиалами. Так, ранее при расчетах с филиалами мы имели счета, один из которых открывался на счете 303 01 (02) и выступал в качестве внутреннего корреспондентского счета, а вопросы, связанные с перераспределением ресурсов, - это счета соответственно 303 05, 303 06. Причем на счете 303 01 (02) велся учет всего того, что необходимо. Сейчас разрешили вести то количество счетов, которое нужно. Единственное требование - это чтобы указанные счета открывались в разрезе каждого филиала. Сейчас можем вести счета по видам расчетов, по видам групп операций и т. д., и можем вести такое число счетов, какое нам необходимо. Аналитический учет определяется кредитной организацией в разрезе её подразделений. Обязательное требование: не реже чем на определенную дату и на 1 января бухгалтерские проводки с меньшим сальдо необходимо перечислить на счет с большим сальдо и, закрыв по каждой группе операций, вывести единый результат на ежедневной основе. Достаточно прагматичный подход к тому, что банки сами должны определять свой порядок взаиморасчетов. Сейчас требования к свёртке сальдо существуют, но существуют и разные группы, и виды операций. Понятно большое желание всё закрыть на 1 января, но если у вас есть встречные операции, встречные требования, встречные обязательства с филиалами по разного рода операциям, то сворачивать меньшее сальдо на счет большего (все сальдо в одно) - не совсем правильно. Сальдо могут быть разнородно направленными. Что касается перераспределения по переданным и полученным ресурсам, то они практически не изменились, так что мы можем совершенно четко отделить денежные средства от имущественных отношений. Валютные операции с векселями В соответствии с действующим законодательством банк практически по всем клиентским операциям имеет право работать в иностранной валюте. Если банк выпускает валютный вексель, где написан определенный номинал, какие основания у него не погасить этот вексель в той валюте, в которой он выписан? Таких оснований у банка нет. Но векселя бывают разные. Скажем, если некая организация, выпустившая долларовый вексель, может его погасить только в рублях по курсу. Этот вексель зачислен на баланс, в номинале имеет долларовую оценку, а в бухгалтерском балансе будет учитываться в рублях, т. е. в той валюте, в которой будут погашаться обязательства. Далее Кирилл Парфёнов ответил на вопросы участников Всероссийского интернет-семинара. - Как вести учет валютных кредитов, если погашение кредита может быть и в валюте, и рублях? Закон о валютном регулировании и валютном контроле не запрещает гасить проценты в валюте, но, согласно закону о расчетах на территории России, расчеты должны вестись только в рублях.
- Резервировать ли уплаченную госпошлину?
- Каким образом доходы и расходы за 2008 год филиала будут передаваться в головной банк?
- Кредитная организация вправе установить в учетной политике в качестве временного интервала календарный месяц или квартал. Не позднее последнего рабочего дня временного интервала, установленного учетной политикой, кредитная организация суммы доходов и расходов, приходящиеся на соответствующий месяц, квартал, год, относит на счета по учету доходов (расходов). Означает ли это, что расходы, относящиеся к текущему календарному году, списываются на расходы единовременно?
- Банк приобрел программный продукт, не являющийся нематериальным активом, срок полезного использования которого три года. Как банк должен отразить расходы при использовании данного программного продукта? Разделить расходы пропорционально временному интервалу, расходы текущего года списать единовременно, оставшуюся часть расходов отнести на счет 614 03? И расходы будут списываться согласно принятому в учетной политике временному интервалу в следующий квартал года?
- Если срок начисления и выплаты зарплаты, согласно пункту 1.12.2 правил, установлен 5-м числом следуюшего месяца, например 5 марта за февраль, в каком месяце относить затраты на оплату труда на расходы – в феврале или в марте?
- Если в банке предусмотрена следующая выплата аванса по оплате труда, например, 15 марта - аванс за март. Возникает ли в данном случае противоречие между Положением № 302-П и ТК РФ в части определения понятия «аванс»?
- Нужно ли ставить на расходы будущих периодов подписку на журнал, например, если сумма будет списана в течение одного года при подписке на полгода, учитывая, что основанием расходов будущих периодов отчетным периодом является календарный год?
- Можно ли списать, например, услуги на расходы датой ранее, чем дата закрывающего документа. Это возникает, когда услуга оказана, скажем, в середине меяца, а предприятие-поставщик представляет закрывающие документы всегда последним числом месяца. Причем число приходится на выходные дни.
- Банк работает с поставщиками услуг, находящимися в Москве. В соответствии с затрудненным документооборотом банк получает счета, акты выполненных работ с опозданием и не может произвести оплату и отразить расходы в том периоде, в котором они были произведены. Сумма расходов заранее банку неизвестна, работать по факту поставщик отказывается. Документы (счета и акты) поставщик формирует последним рабочим числом месяца в течении 10 дней следующего месяца, и с учетом документооборота банк получает документы в конце следующего месяца. В договоре документооборот не прописан и не учтен. Отказаться от услуг поставщика банк не может. Как отражать расходы банку в таких ситуациях?
- Расходы, например, по страхованию имущества работников, относящиеся к текущему году, относятся единовременно? Или можно предусмотреть, исходя из принципа равномерного распределения расходов, поквартальное списание на расходы?
- К какому периоду относятся доходы, не полученные и полученные ранее 1 января 2008 года за услуги, оказанные в 2007 году, если акты подписаны в 2008 году?
- Когда признаётся доходом комиссия по гарантии? Нужно ли отразить её на доходы сразу или пропорционально списывать из имеющихся до окончания срока по гарантии?
- Как учесть суммы дебиторской задолженности на счете 603 12 на конец отчетного периода в связи с переходом на метод «начисления»?
- Как учитывать расходы на корпоративные мероприятия – праздничные банкеты? Будет ли правильно, если эти расходы отнести на счет 706 06, символ 27306 «Расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, мероприятий культурно-просветительного характера и иных аналогичных мероприятий»? Расходы относимы на себестоимость или неотносимы?
- Какими бухгалтерскими проводками отражается распределение прибыли текущего года по решению совета директоров за квартал?
- Как осуществляется учет закладных как ценных бумаг?
Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|