18 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 06:56:58
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Интервью главы исполкома Союза пивоваров Вячеслава Мамонтова




Источник: ИА "Финмаркет"
добавлено: 28-07-2008
просмотров: 9312
Темпы роста рынка пива РФ в ближайшие годы сблизятся с европейскими и не будут превышать 2% - глава исполкома Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов

Интервью главы исполкома Союза пивоваров Вячеслава МамонтоваМинувший год стал одним из успешных для российского пивоварения. И не только потому, что рост производства составил почти 16%, хотя эксперты прогнозировали 5-7%. В прошлом году впервые в истории современного российского пивоварения был преодолен миллиардный порог - производство пива составило 1 млрд 160 млн декалитров.
Однако нынешний год для отрасли не очень удачен - темпы роста заметно замедлились, а за январь-февраль производство вообще оказалось на 4% ниже показателей двух месяцев прошлого года. В последующие месяцы ситуация несколько стабилизировалась, но прежних темпов роста не наблюдается.

О том, за счет чего отрасль будет развиваться в дальнейшем, какие факторы окажутся решающими и что должно сделать государство для поддержки пивоваров, рассказал "Интерфаксу" председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров, председатель экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции при комитете Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Вячеслав Мамонтов.

- Вячеслав Иванович, что же все-таки произошло? С чем связано снижение показателей? И каков ваш прогноз по производству пива на этот год?

- То, что происходит - естественное явление. Прошлый год, действительно, стал одним из самых успешных для отечественной пивоваренной индустрии за последние десять лет. Высокую динамику можно объяснить, прежде всего, тем, что база для сравнения, то есть показатели 2006 года, были значительно ниже, в начале того года были даже отрицательные показатели.

Кроме того, лето 2007 года было очень жарким, что значительно способствовало росту продаж напитка. В этом году лето попрохладнее, и продажи поскромнее. Это еще раз подтверждает тот факт, что пиво является сезонным продуктом.

По итогам за пять месяцев этого года производство возросло только на 1,3%, тогда как за тот же период прошлого года динамика была на уровне 30%.

Надо также учитывать и то, что на рынке довольно сильная конкуренция, и то, что динамика потребления пива в центральной части России уже сравнилась с этим показателем в Европе. В Санкт-Петербурге, например, уже выпивают в среднем 100 литров на человека в год, в России в целом этот показатель 75-77 литров.

Безусловно, свою неблагодарную роль в снижении темпов производства сыграли и возросшие с января этого года почти на 33% ставки акцизов, и рост тарифов естественных монополий, подорожание сырья. Вспомните, сколько за последнее время говорилось о росте цена на зерно, а мы же используем в производстве пивоваренный ячмень.

Безусловно, сказались и инфляционные процессы. Отрасль не в состоянии продолжительное время компенсировать увеличение издержек за счет внутренних ресурсов.

По нашему прогнозу, рост производства пива в этом году составит не более 4-5%, но пока ежемесячная динамика не дотягивает до таких цифр.

- В таком случае не собираетесь ли вы снижать свой прогноз на этот год?

- Мы хотим дождаться полугодовых показателей и показателей по лету в целом и по ним будем определяться. По сути, лето является пиком продаж пива, особенно с июля по сентябрь. Тогда можно будет понять, нужна ли корректировка прогноза или нет.

- Но вы ее не исключаете?

- Вполне возможно. Если полугодовые показатели не будут "вытягивать" на 4-5%, то реально остальные полгода сильно картину не поменяют. Мы отслеживаем динамику сезонности производства и потребления пива, она приводит к прямой зависимости от погоды, и летние показатели влияют на показатели всего года. В ноябре и декабре цифры, как говорится, идут один в один, практически не меняются, весь годовой прирост обеспечивают летние месяцы.

- За счет чего отрасль будет развиваться в этом и в ближайшие годы? В чем вы видите ее основной потенциал?

- Прежде всего, надо сказать, что российский рынок пива прошел стадию бурного роста, но все еще далек от насыщения. В ближайшие годы он будет развиваться преимущественно за счет Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. В этих регионах потребление пива пока отстает от европейской территории страны, поэтому основные устремления пивоваренных компаний последнее время связаны именно с ними. Словом, можно сказать, что пиво начинает активно двигаться на Восток и это будет "подтягивать" уровень потребления в восточной части страны до среднероссийского, а также поддерживать темпы роста отрасли.

Несмотря на то, что технический уровень российских пивоваренных компаний соответствует мировому, еще есть возможности для его совершенствования. Много резервов имеется в маркетинговых решениях, выводе на рынок новых продуктов, совершенствовании упаковки.

Все это позволяет рассчитывать на то, что динамика роста на уровне пяти процентов еще какое-то время сохранится, а потом может снизиться до общеевропейского показателя, который не превышает 2%.

- Как скоро это может произойти?

- Я думаю, не менее чем через десять лет.

Сейчас наш Союз готовит экономический обзор, в котором будет представлен подробный анализ основных тенденций развития рынка и перспектив его развития.

Хочу также напомнить, что за последние десять лет инвестиции в отрасль составили не менее $5 млрд, ее годовой оборот превысил $12 млрд.

- Вы сказали о выводе на рынок новых продуктов. О чем конкретно идет речь? Ведь и раньше были попытки производить различные напитки на основе пива, но пока они не нашли широкого распространения.

- Речь идет о продуктах с новыми потребительскими свойствами и качествами. Компании планируют расширять линейку продуктов за счет напитков на основе пива, мы их называем "пиво специальное". То есть пиво с различными вкусовыми добавками. Эти продукты широко распространены в Европе, думаю, у них есть хорошая перспектива и в России.

Да, раньше были такие попытки. Но появление той или иной продукции в значительной степени связано с ожиданиями потребителей - если продукт не будет востребован, он не пойдет. Раньше, я считаю, рынок не был готов к напиткам на основе пива, но потребительские предпочтения и желание пробовать новое растут, и отрасль следует за ними, развивается вместе с потребителем.

- Какую долю эта продукция может занять на рынке пива?

- Я думаю, в перспективе этот сегмент будет занимать до 5% рынка. У этого продукта будет свой потребитель, это люди динамичные, которые не боятся экспериментировать, пробовать новое. Это не будет напиток массового потребления, а продукт, как говорится, "под событие", "под мероприятие".

- Как, на ваш взгляд, на перспективы развития отрасли может повлиять сегмент HoReCa (отели-рестораны-кафе), который в настоящее время занимает серьезное место в реализации пива за рубежом? В каком состоянии он у нас и как вы видите его дальнейшее развитие?

- Развитие этого сегмента напрямую связано с культурой потребления пива. У нас же, скорее всего, можно пока говорить о бескультурье. Пиво - это продукт, который не должен выпиваться на ходу или на парапете в метро. Так что в плане культуры мы недалеко ушли от того времени, когда пиво покупали трехлитровыми банками и пили из обрезанных молочных пакетов. Я помню такие картины.

Пиво - это продукт для общения, которое должно происходить в приятной обстановке. Мы еще, к сожалению, очень далеки от этого. На все требуется время и средства. Пока сегмент HoReCa находится в зачаточном состоянии. Если в Европе на него приходится 50-60% потребляемого пива, то в Великобритании, например, 90-95%. У нас же - 7-8%. Почему? Причин для этого несколько.

Прежде всего, пока далеко не каждый россиянин может позволить себе кружку пива в ресторане или баре, это дорогое удовольствие. У нас средний размер чека в таком заведении составляет 5-7% от среднемесячного дохода, в Европе - около 1%. А зарплаты у нас и в европейских странах несравнимы.

Кроме того, открытие пивного ресторана или бара - это длительный поход за огромным количеством разрешений и согласований со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проблемы также создаются из-за недоработанного законодательства для малого и среднего бизнеса, а, как правило, именно представители такого бизнеса трудятся в этой сфере. Есть вопросы и к системе налогообложения и так далее. Но эти проблемы характерны не только для нашей отрасли, значит и решать их надо всем вместе.

В настоящее время идут разговоры о том, чтобы открывать сети так называемых народных пивных ресторанов и баров не в центрах городов, а недалеко от мест проживания людей. Есть же магазины шаговой доступности, может быть есть смысл делать и такие пивные бары.

Недавно я был в Новосибирске. Там местные власти готовы предоставлять преференции тем компаниям, которые будут развивать такие формы малого бизнеса.

Надо развивать и сегмент малых пивоварен, которые выпускают "живое", непастеризованное пиво. Пока сделаны первые шаги, и то, как пойдет этот процесс, также будет зависеть от уровня поддержки малого бизнеса.

- Эксперты считают российский рынок пива одним из самых консолидированных. И все-таки - неужели процесс консолидации закончен? Или есть еще возможности для объединения? Ждете ли вы новых игроков на российском рынке?

- Я считаю, что на российском рынке все основные слияния и поглощения осуществились, мы имеем устоявшуюся команду игроков - шесть ведущих компаний, которые производят 90% пива в стране. Поэтому коренных изменений на нашем рынке вряд ли стоит ожидать.

На рынке очень высокая конкуренция, а наше законодательство - одно из самых жестких в мире. Поэтому мировые игроки, из тех, кто не присутствует на нашем рынке, предпочитают заключать лицензионные соглашения с компаниями, работающими у нас.

Не окажут существенного влияния на российскую пивоваренную индустрию и происходящие на мировом рынке пива процессы глобализации.

- Что из себя представляет экспорт российского пива? Каковы его перспективы на ближайшие годы? Многие компании рассматривают его как своего рода разведку зарубежного рынка с тем, чтобы потом организовать собственное или лицензионное производство за границей. Как вы оцениваете такую практику?

- Динамка экспорта российского пива последние годы положительная, наша продукция поставляется в 52 страны мира. Сейчас доля экспорта составляет до 2,5% от общего объема производства. Экспорт имеет большое значение не только для отрасли, но и для страны в целом - не так уж у нас много товаров высокого качества, которые могут представлять страну на мировом рынке. Есть понятия "чешское пиво", "немецкое пиво", и страны этим гордятся. Если мы сумеем встать с ними в один ряд и Россия станет ассоциироваться как страна пивная, а не только водочная, то это будет большой плюс и для страны, и для индустрии.

В мире еще есть регионы, где Россия имеет высокие перспективы для экспорта пива. Но последнее время преобладает стремление к организации производства за рубежом или выпуск пива по лицензии. Последние тенденции говорят о том, что экспорт - это элемент вхождения на рынок, а дальше компания усиливает присутствие за счет производства. Это, на мой взгляд, правильная тактика.

- Последний год наблюдается рост цен на зерно, в том числе и на пивоваренный ячмень, часть которого закупается за рубежом. Можно ли снизить зависимость от импорта сырья? Способны ли российские пивовары за счет отечественной сырьевой базы компенсировать рост издержек? Сколько средств за последние годы вложено в производство ячменя и солода в стране?

- Зависимость от импортного сырья постепенно снижается. Если еще несколько лет назад мы говорили о том, что собственное производство солода обеспечивает потребности отечественного пивоварения только на 30%, то сейчас эти пропорции поменялись. За последние годы в стране построено 10 солодовен суммарной мощностью 1,2 млн тонн солода в год. Инвестиции в каждую из них составили порядка 50 млн евро. Естественно, они ориентированы на отечественный пивоваренный ячмень.

Но производители пива занимаются и сельским хозяйством, у многих есть свои агропроекты, направленные, прежде всего, на выращивание пивоваренного ячменя. К сожалению, за последние 15 лет эта отрасль зернопроизводства пришла в упадок и теперь постепенно восстанавливается. Сбор пивоваренного ячменя колеблется - если в 2006 году он повысился до 4,9 млн тонн против 4,2 млн тонн в 2005 году, то в 2007 году снизился до 4,1 млн тонн. Потребности российских пивоваров солоде оцениваются в 1,8 млн тонн (в 2007 году), а отечественное производство составило около 1,5 млн тонн.

И все-таки то, что ситуация с сырьевой составляющей изменилась и мы соскочили с импортной иглы, - очевидно. Вполне возможно, что Россия может вернуться к тому, что когда-то поставляла пивоваренный ячмень на экспорт.

- Отразилось ли на пивоваренной отрасли то, что после покупки Rexam компании "Ростар" на рынке алюминиевой тары появился по сути монополист?

- Наша отрасль является одним из основных потребителей алюминиевой тары. В прошлом году доля баночного пива в общем объеме тарированной продукции составила 14%, причем в банки разливалось в основном высокомаржинальное пиво лицензионных и премиальных сортов. По нашему прогнозу, через некоторое время этот сегмент может возрасти до 20% и тогда рынок тарированного пива будет сбалансирован.

Вместе с тем мы считаем, что профессиональный оператор на рынке тары - это хорошо, но он не должен быть один. Поэтому Союз направил в ФАС обращение с просьбой учесть ряд предложений, которые, на наш взгляд, могут создать адекватные условия для ведения бизнеса. Речь, в частности, идет о том, чтобы Rexam в течение 10 лет с даты сделки организовывала работу таким образом, чтобы обеспечивать российских потребителей своей продукцией по разумным ценам, не допускала монопольно высокой цены.

Но проблема не только в этом, но еще и в том, чтобы государство снизило или вообще обнулило таможенную пошлину на ввоз алюминиевых банок, поскольку дефицит этих банок в стране есть. Сейчас этот вопрос рассматривается.

В прошлом году потребность российского рынка в алюминиевых банках составила 4,8 млрд штук, в том числе 3,3 млрд штук - потребность пивоваренной отрасли. Остальное приходится на слабоалкогольные и безалкогольные напитки. Дефицит особенно остро проявляется летом, когда спрос на напитки резко возрастает.

По нашим прогнозам, в этом году потребность в банках возрастет до 5,1 млрд штук, а мощности их производителей - до 3,94 млрд штук. Недостаток будет восполняться за счет импорта.

Пошлина на алюминиевые банки действует с марта 2003 года и составляет 20%, но не менее 22 евро за 1 тыс. штук. В сегодняшних условиях среднерыночные цены на банки на европейском и российском рынках практически сравнялись, поэтому с учетом доставки импортные банки и без пошлины будут дороже российских. В связи с этим мы обратились в правительство с просьбой обнулить импортные пошлины на банки.

- Союз пивоваров, защищая производителей, всегда критически относился к акцизной политике государства в отношении отрасли. Что-то изменилось за последнее время?

- Скажу так: в отношении нашей отрасли акцизная политика государства не всегда выглядит адекватно. Когда определялись ставки акциза на ближайшие три года, речь шла об их индексации на уровень инфляции. Но почему-то для нас этот уровень оказался в 32,4% на 2008 год. Четких обоснований этого не было.

Мы просили правительство и законодателей рассмотреть вопрос о пивоваренной отрасли более детально в связи с тем, что у нас сильно дорожает сырье, этот фактор имеет значительное влияние на производство.

- Как это может повлиять на цену пива?

- Все издержки, которые связаны с увеличением стоимости сырья, повышением акциза, так или иначе отражаются на потребителях. Поэтому мы считаем, что повышение акцизов отражается и на динамике инфляции.

За последний год розничная цена пива повысилась в среднем на 10%. Следует отметить то, что доля наиболее доступного для населения дешевого и среднеценового пива сокращается: если в первом полугодии 2007 года доля среднеценового пива в натуральном выражении составила 47,3%, то по итогам такого же периода 2008 года - 45%. Доля дешевого пива снизилась с 18,4% в первом полугодии 2007 года до 17,3% в этом году. Соответственно растет доля дорогого пива.

- В апреле 2008 года при комитете Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству создан экспертный совет по вопросам государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции. Каковы основные задачи его работы?

- В комитете постоянно на рассмотрении находится определенное количество законопроектов, касающихся развития нашей индустрии, и депутаты заинтересованы в том, чтобы законодательные инициативы получали экспертную оценку и были взвешенными и экономически обоснованными. В состав совета вошли представители профильных министерств и ведомств, пивоваренной отрасли, Госдумы.

Считаю, что это эффективный путь в законотворческой деятельности. При комитете действует несколько экспертных советов по различным отраслям. И то, что создан совет по пивоварению, свидетельствует о большом значении нашей отрасли для экономики страны.

Сейчас мы готовим план работы на осеннюю сессию, в первую очередь намечаем дать оценку законопроектам, направленным на регулирование пивоваренной отрасли и рекламной деятельности. В перспективе экспертный совет должен стать основным звеном в работе над техническим регламентом на пивоваренную продукцию.

Надеюсь, что осенью проект техрегламента будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

- В каком сейчас состоянии этот документ?

- Еще в 2004 году было проведено его общественное обсуждение. Сейчас с учетом опыта принятия пищевых регламентов (на молоко и молочную продукцию, на масложировую продукцию - ИФ), его надо доработать. Но костяк закона есть, и думаю, что по осени его вполне можно будет вносить на обсуждение.

- Недавно депутаты Курганской областной думы внесли в правительство РФ законопроект, смысл которого - распространить на пиво правовые нормы, действующие в отношении алкоголя. Как вы относитесь к этому? Видите ли какие-либо угрозы в связи с этим для пивоваренной отрасли?

- Такие предложения появляются каждый год, и на первый взгляд основаны на благих пожеланиях - мол, таким образом, можно эффективнее бороться с потреблением пива несовершеннолетними. Но для подобных ограничений уже есть правовая база, важно, чтобы законы, регламентирующие потребление пива, выполнялись. Наш Союз выступил с инициативой о проведении акции "Продажа пива несовершеннолетним запрещена", и она проходит эффективно. Но этого не достаточно.

Считаю, что надо принять закон, который бы давал продавцам право в случае, когда они сомневаются в возрасте покупателя, требовать у него паспорт. Во многих странах мира так делается, и никто не видит в этом ничего особенного. Это позволит усилить ответственность продавцов, а то ведь не секрет, что в погоне за выручкой они продают пиво несовершеннолетним, объясняя это тем, что не могут определить их возраст.

Рынки пива и алкоголя нельзя регулировать одним законом, потому что это разные рынки. В производстве алкогольной продукции в качестве сырья используется спирт, и это влечет за собой необходимость его жесткого государственного учета и контроля по всей производственной цепочке. В пиве же спирт образуется путем естественного сбраживания в продукте. Это очень важный технологический аспект, который в свое время лег в основу решения вывести пиво из-под закона, который регулирует производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.

К чему приведут попытки построить всех в одну шеренгу? Вряд ли к положительным результатам и для государства, перед которым наша отрасль выполняет сейчас свои обязательства на все 100%, а алкогольный рынок почти наполовину находится в тени, и для потребителей.

Сейчас, например, цена бутылки водки равна цене трех бутылок пива. Включение пива в один правовой ряд с алкоголем сразу приведет к резкому росту издержек - одно подключение к ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система учета алкоголя - ИФ) чего будет стоить! В итоге вполне реальна ситуация, когда цена бутылки пива приравняется к цене водки на "теневом" рынке. И я очень сомневаюсь, что те, кто сейчас предпочитает алкоголь в виде пива, в случае его резкого подорожания перейдут на квас и минеральную воду. Скорее всего, нас ожидает всплеск потребления крепких напитков, в основном суррогатных. Причем обратите снимание, такой алкоголь ежегодно уносит жизни до 40 тысяч россиян, а смертельные случаи от потребления пива ни медицине, ни статистике неизвестны.

- В последнее время спортивная общественность и пивовары не раз поднимали вопрос и необходимости снятия запрета на размещение рекламы пива на стадионах, который, по сути, стал запретом на спонсорство со стороны пивоваренных компаний. Следует ли в ближайшее время ожидать каких-либо изменений в этом вопросе?

- К сожалению, вопрос остается открытым. Особенно меня беспокоит то, что все разговоры ведутся только вокруг отмены запрета на размещение рекламы во время проведения международных соревнований. В свое время в закон "О рекламе" были подготовлены поправки, которые предлагали снять ограничения на размещение пива во время национальных соревнований, но в последней редакции эта норма исчезла. Остались только поправки, касающиеся международных соревнований.

Конечно, никто не умаляет значимость этой проблемы, особенно в преддверии Олимпийских игр в Сочи. Ситуация неоднозначная, и из нее есть два выхода - либо государство, ради сохранения возможности проведения в России престижных международных соревнований, будет закрывать глаза на нарушения закона, либо в закон необходимо вносить изменения. Но думается, что для наших законодателей и спортивных функционеров приоритетными должны быть интересы прежде всего российского спорта.

Конечно, те компании, которые могут позволить себе имиджевые проекты, будут помогать и помогают отечественному спорту, но не в тех объемах, которые могли бы быть в случае отмены запрета на размещение рекламы пива на стадионах.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика