Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Хитрость в HRПавел Горбачев Источник: HRM добавлено: 04-08-2008
просмотров: 16741 Определения хитрости, применение ее в управлении персоналом и аспекты морали. Обман и хитрость – что общего между этими вещами, и чем они отличаются?
Когда мы начинаем рассуждать о сложных вещах вроде грейдинга, сбалансированной системы показателей или системы мотивации, то становимся похожи на альпинистов, стремящихся к вершине: все слышали, все видели, но мало кто там был, а если и был, то всегда возвращается назад… Если же идет беседа о простых вещах, вроде доверия или хитрости, то мы уподобляемся мудрецам: каждый знает об этом достаточно, чтобы считаться экспертом, каждый этим владеет в определенной степени, и всегда имеет возможность сравнить эти свои способности с чужими. Начав тему о простых вещах, мы имеем возможность в суждениях человека увидеть его самого. Толковый словарь русского языка Ожегова трактует это так: «Хитрость, -и, ас. 1. см. хитрый. 2. Хитрый поступок, прием. Пуститься на хитрости. * Не велика хитрость! (эка хитрость!) (разг. ирон.) - о чем-н. несложном, нетрудном, совсем простом». Хитрость в нашем сознании является определенным инструментом, к которому мы прибегаем в случае, когда обычным путем не получается достичь цели. Если мы очень часто прибегаем к хитрости, то она становится одним из определяющих нас свойств личности, и мы становимся хитрыми. У хитрости много определений и граней. В житейском понимании хитростью может называться смекалка, ловкость, изобретательность, то есть все, что делает жизнь проще и приятнее. Хитрость в кадровом менеджменте – это очень интересная грань нашей жизни, связанная с особыми аспектами психологии и манипуляции сознанием другого человека. От того, насколько компетентен эйчар в своей профессии, зависит и его умение пускаться на хитрости, не причиняя вред другим. То есть хитрость отличается от обмана тем, что обман причиняет вред и считается злом, а хитрость может привести как минимум к обоюдной пользе, и однозначно злом уже не считается. На то она и хитрость. Конечная цель Хитрость как инструмент не несет в себе изначально ни положительного, ни отрицательного. Ее можно сравнить с бензопилой, которую каждый готов применить в меру своей испорченности: ей можно построить дом, и все будут счастливы в нем, или можно устроить техасскую резню, и в итоге от этого проиграют все. Оценку этого феномена определяет конечная цель, ради которой человек пустился на хитрость. На практике часто оказывается, что хитрость - это манипуляции сознания с реальной информацией. Когда мы хитрим, то позволяем себе посмотреть на ситуацию под другим углом, и увидеть новые решения проблем. Так появляются на свет интерпретации и трактовки, которые могут являться частными случаями хитрости. Хитрость – это свойство человеческого сознания, которое постоянно желает адаптироваться к сложным условиям существования, и, по возможности, адаптировать среду под свои нужды. Один человек обладает большим набором умственных способностей, и у него в арсенале много хитростей. Другой же может полагаться в большей степени на силу, и именно ее привыкает использовать для достижения целей, и у него запас хитростей не обогащается. Если сила старается себя продемонстрировать, чтобы постоянно сохранить влияние на должном уровне, то хитрость – наоборот старается не показывать себя, потому что когда она понадобится, эффект неожиданности сработал бы на нее. Хитрость хранит сама себя, и это хитрость в квадрате. Профессиональные аспекты Тему хитрости в управлении персоналом комментируют наши эксперты: Алла Новикова, генеральный директор «Искусства Деловой Жизни», Татьяна Панич, руководитель центра обучения и подбора персонала СК «Отечество», и Елена Виль-Вильямс, директор по развитию Школы менеджеров «Арсенал». HRM: Как часто вы прибегаете к хитростям в своей работе? Расскажите поподробнее. Татьяна Панич: К хитростям со знаком «плюс»? Если вы об этом, то конечно прибегаю. Страховой бизнес, не смотря на бурное развитие, все еще имеет в массовом сознании некую негативную ассоциацию. И люди, которые обращаются к нам в качестве соискателей, не всегда понимают, что профессия страховой агент – это не просто новая специальность. Это аналог собственно бизнеса в сотрудничестве со страховой компанией. Чтобы им это объяснить, нужно, чтобы они прислушались и пришли на собеседование. Вот тут и приходиться применять хитрость, но ни в коем случае не обман. Алла Новикова: Мне кажется, важно определиться, что мы называем хитростью. Если это манипулирование собеседником, использование его в своих целях, скрываемое воздействие во вред партнеру, то это для меня категорически неприемлемо. Во всех наших тренинговых программах (для продавцов, руководителей, тренеров) мы придерживаемся антиманипулятивного подхода. Это означает открытое и честное взаимодействие с поиском решений, дающих выигрыш обеим сторонам. Принципнашей работы – практиковать в жизни то, чему мы учим персонал наших заказчиков на тренингах. Если хитростью называть применение специальных техник, инструментов, алгоритмов, повышающих эффективность коммуникации с учетом особенностей собеседника (но не против его интересов!), то все деловое общение из них как раз и состоит. Например, я использую все возможные инструменты повышения доверия и в результате углубляю контакт; следую технологии переговоров, то есть сначала задаю вопросы, а потом предлагаю решение и так далее. Это, собственно, и есть искусство деловой жизни. Можно ли считать это «профессиональными уловками»? Елена Виль-Вильямс: Я бы назвала то, что я иногда делаю, не хитростью, а житейской мудростью. Ведь работа HR связана с нахождением взаимопонимания между разными точками зрения, это профессия своего рода хорошего переговорщика, а уж хороший переговорщик, если он хочет, чтобы две стороны между собой договорились, никогда не будет передавать слова одной стороны, имеющей свою точку зрения по какому-либо вопросу, другой стороне в прямой речи. Важно выделить суть, найти позитивный посыл, убрать излишнюю эмоциональность – и люди смогут договориться. Мудрый эйчар понимает, что организация – это система. А в системе все элементы взаимосвязаны, и прямое воздействие на какой-то из элементов чаще всего не принесет желаемого результата. Поэтому надо искать совсем другое решение, лежащее в иной сфере. Например, есть известная история о том, что люди жаловались на то, что в здании медленно ходят лифты. Решение, которое можно назвать хитростью, заключалось в том, что были повешены зеркала рядом с лифтами и в них. После такого действия никто не жаловался на скорость. Все были заняты! Если говорить о конкретных примерах моей «хитрости», то она заключалась, в частности, в том, что я выслушивала пессимистичный прогноз при приеме нового сотрудника на работу от вышестоящего руководства, понимающе кивала и не спорила, а затем делала все, чтобы помочь новому сотруднику адаптироваться в компании, набрать компетентность и научиться справляться с работой. Зачастую руководитель через три месяца уже забывал, какой пессимистичный прогноз он давал, и радовался вместе со мной успехам нового сотрудника. Конечно, так «хитрить» можно только в том случае, если ты уверен в своих силах и компетентности, и реально видишь возможность помочь новому сотруднику стать профессионалом внутри своей компании. HRM: Как вы поступаете, когда понимаете, что другой человек применяет против вас хитрости? Алла Новикова: Если за хитростью стоит манипуляция, то ответ очень прост – я обозначаю то, что вижу, а потом задаю вопрос о намерениях. Кстати, при желании это тоже может быть названо «ухищрением». Например: «Вы сейчас мне очень подробно рассказали о … Могу я сделать вывод, что вы хотите переложить вашу ответственность на коллегу?» Елена Виль-Вильямс: Хитрости бывают разные. Неприемлем обман, ложь, сокрытие и искажение информации. С другой стороны, если вы чувствуете, что человек по отношению к вам действует как-то аккуратно, выбирает слова, говорит не все и при этом имеет хорошие цели – это вполне понимаемая вещь. Иногда понимание того, что с тобой хитрят, может помочь задать себе самому вопрос: «А почему с тобой человек не действует прямо? Что в тебе, твоем поведении мешает этому?» Это своего рода обратная связь. Если ты ее правильно поймешь – часть хитростей по отношению к тебе уйдет. В организации необходимо развивать умение читать между строк. Татьяна Панич: Исходя из довольно большого опыта работы с людьми, то, что человек хитрит, как правило всегда видно. Другое дело если он хитрит «против» - это неприятно, и таких людей, я предпочитаю выводить на чистую воду. А если это «ложь во благо» - например, молодой специалист, не имеющий опыта работы, но очень желающий получить ее, немного приукрашивает свой опыт, чтобы работодатель дал ему шанс проявить себя, то таким людям готова помогать. HRM: Бывали ли у вас случаи, когда вы вышли из уакой-либо запутанной ситуации, использовав хитрость и потом сказали себе: «Какой я молодец!» Елена Виль-Вильямс: Думаю, что самая гениальная хитрость была предпринята нашим руководителем при найме на работу одного из самых замечательных наших сотрудников 16 лет назад. Тогда у нас в компании не было бухгалтера. Этот сотрудник пришел к нам учиться и вовсе не бухгалтерии, а менеджменту. У него уже было бухгалтерское образование, но именно по его профилю он больше не хотел работать. Насколько я знаю, наш руководитель сразу увидел, что сотрудник может быть очень сильной поддержкой для организации. И вот время окончания обучения. Представьте себе грустного и печального руководителя, поздравляющего выпускника с дипломом. Выпускник, конечно, спрашивает: «Что случилось?» Из ответа директора он понимает, что в компании, которая о нем так заботилась в процессе обучения и которая ему так понравилась, нет бухгалтера, и, конечно же, по своей участливости с готовностью откликается временно поработать в организации бухгалтером. Насколько я знаю, у этой истории очень счастливое продолжение. Сотрудник работает в нашей организации уже 16 лет, конечно же, уже менеджером и очень доволен, понимая, как 16 лет назад удачно схитрил его руководитель. Татьяна Панич: Да, это уже из тренерской практики. Когда-то очень давно я приехала на переговоры к заказчику, для которого должна была сделать обучающую программу. Человек мне очень понравился, и мне хотелось сотрудничать с этой организацией. В процессе переговоров выяснилось, что не все то, что от меня требовалось, лежит в зоне моей компетенции. Но отступать было поздно, пришлось хитрить и уходить от обсуждения «опасной» темы, ведя разговор о том, в чем очень хорошо разбиралась. Переговоры прошли успешно, а неделя, проведенная за чтением специальной литература, не прошла даром - пробелы в знаниях были ликвидированы. Обучающая программа прошла успешно, заказчик остался доволен результатом. Хотелось бы рассказать одну притчу о хитрости.
Мы не можем знать всего, и нам в работе иногда нужны маленькие хитрости. Алла Новикова: Сильно помогает грамотный выбор времени контакта, когда собеседник наиболее готов к моей информации. Самая частая практикуемая мною «уловка» - оказаться в нужное время в нужном месте. Такие случаи, к счастью, бывали и помогали нам с собеседником обоюдно! Итоги опроса В небольшом исследовании, проведенном на портале HRM.ru мы задали вопрос посетителям: «Что для вас хитрость в работе?» Вот результаты: · инструмент для достижения целей 42,26% (Всего приняли участие 266 чел) Мораль раскрытой темы такова: для специалистов в области управления персоналом хитрость является в первую очередь инструментом для достижения целей. А какие цели обычно ставят себе эйчары – это тема для новой статьи! Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|