18 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 17:49:37
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Точки отсчета



добавлено: 11-08-2008
просмотров: 8600
К работе по международным стандартам большинство отечественных финансистов уже привыкли. Однако это вовсе не значит, что работа с «балансами» проходит без проблем.  Скорее, наоборот – чем больше новых методик применяет компания, тем тяжелее ей сдавать качественную отчетность в срок. 

Отечественный рынок услуг по бухгалтерскому учету сегодня может удивить самого бывалого специалиста. С одной стороны, крупные и средние компании заявляют амбициозные проекты по ускоренной сдаче всех балансов по самым последним международным стандартам. С другой – редкая компания может предоставить баланс в полном соответствии с действующими в стране правилами. Документы составляются с грубыми ошибками, а иногда вообще на глазок. Очевидно, что лидеры российского бизнеса могут позволить себе достаточный штат финансистов, чтобы те «отлакировали» все необходимые документы до блеска. Главное – суметь организовать четкий контроль. Труднее средним компаниям, работающим в условиях жесткой экономии денег и недокомплекта кадров, – за всем не уследишь. Эксперты уже обнаружили основные болевые точки современной бухгалтерии. 

Большие задачи

Первая головная боль крупных и средних компаний – подготовка отчетности по международным стандартам – МСФО, которая необходима для сотрудничества с зарубежными партнерами и кредиторами. По сути, они делают сразу два документа – по российским (РСБУ) и международным стандартам. Причем часто силами одного и того же персонала. Работают финансисты по стандартному сценарию – готовят документы поочередно. Безоговорочно параллельный учет (по РСБУ и МСФО) является одним из «бухгалтерских» мифов. Отчетность по МСФО так или иначе всегда составляется методом трансформации. Иными словами, отечественная документация перерабатывается в соответствии с дополнительными требованиями. Выбирают компании из двух основных вариантов. Либо преобразуют полностью подготовленную отчетность по РСБУ, либо ведут регистр параллельного учета по МСФО. Ни один из способов не дает гарантированного качественного результата. Чем больше ошибок – тем больше расхождений в отчетности. 

«Важно, на каком этапе эта трансформация происходит. Обычно под ней понимается определенный набор поправок (дополнительных транзакций), которые выполняются над уже готовой российской отчетностью, – говорит Анна Ефремова, заместитель генерального директора АКГ «РБС». – Представьте, что из треугольника вам надо получить круг. Вы где-то подрежете, где-то, наоборот, нарастите. Если это делается раз в год, то нет ни достаточного времени, ни формы для хранения многих аналитических данных. Ведь бухгалтерский учет уже завершился – «русская» отчетность закрыта, работа делается «вне» учетной системы. Отсюда определенная погрешность. Если же трансформацию проводят привлеченные, а не собственные силы, размер погрешности увеличивается: времени еще меньше (каждый день – это сотни долларов), а знания о компании вообще отсутствуют». Сокращение погрешности вплоть до нуля возможно, если автоматизированная система позволяет вести учет в нескольких планах счетов, тогда накопление данных в «русском» учете осуществляется ровно до тех пор, пока требования наших нормативных документов не расходятся с МСФО – с этого момента учет выво-

дится в базу международной отчетности. «По сути, это тоже трансформация, но не в конце процесса, а в его середине: в одной базе с определенного момента будет «вырастать» треугольник, а в другой уже формируется круг, но при этом общие кусочки их площади «выращиваются» только раз – в «российской» системе учета», – отмечает Анна Ефремова.

Впрочем, одна проблема автоматически рождает другую. Многие российские компании для обеспечения своевременного представления отчетности по МСФО ставят перед собой задачу ее подготовки в режиме «быстрого» закрытия периода (fast close). В этом случае бухгалтерские регистры закрываются не позднее, чем на 3 – 5-й день после окончания отчетного периода, а комплект отчетности предоставляется на подпись руководителю на десятый день. При этом рассматриваются только календарные дни независимо от дней недели и наличия рабочих и выходных дней. Иными словами, работать приходится почти в два раза быстрее. Постановка такой задачи сразу может привести к серьезным реформам в самой компании. На «быстрое» закрытие влияют любые мелочи – от сроков получения и отражения в учете компании первичных учетных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, до минимальных компьютерных сбоев.

Затем следует новый этап – внедрение недешевых систем автоматизации бухгалтерского учета, а следом и затраты на обучение сотрудников. Здесь уже, как всегда, важно оптимальное соотношение цены и качества выбранного продукта. Удачный выбор программы позволяет не сильно «поиздержаться» и существенно повысить аналитичность данных. Правда, не стоит рассчитывать, что вам удастся хотя бы частично сэкономить на штатном расписании и окупить инвестиции. Формально автоматизация, как правило, реально не сокращает численность бухгалтерии, но зато существенно изменяет содержание труда и сам кадровый состав.

«Следует иметь в виду, что стадия внедрения проекта, от его начала и до достижения стратегической цели – получения полного пакета отчетности по МСФО, например, на десятый календарный день, с допустимыми отклонениями по accruals (начислениям) менее 2 – 3%, может занимать значительный временной промежуток. После запуска проекта в эксплуатацию необходимо проводить обязательный ежемесячный мониторинг соблюдения сроков. Только так можно выявить отклонения во времени подготовки отчетности от утвержденного графика, провести анализ причин для их устранения в дальнейшем», – уточняет Ирина Юцковская, директор департамента бухгалтерского консалтинга ФБК. В сумме удовольствие недешевое. «Если у фирмы нет филиалов и речь идет о неконсолидированной отчетности, то проект по внедрению fast close может занять до трех месяцев. Его стоимость составит около 2 млн рублей. Если же речь идет о компании с широкой филиальной сетью или реализуется проект по быстрому закрытию консолидированной отчетности, то процедура займет до полугода и обойдется компании ориентировочно в 8 – 10 млн рублей», – добавляет Ирина Юцковская.

Дьявол в деталях

Примеров, как крупные и средние компании осваивали fast close, достаточно много. Так, «Роснефть» переходила на быстрое закрытие в три этапа. На первом этапе анализа участники завершили работу над выявлением проблемных областей, препятствующих сокращению сроков закрытия отчетности на дочерних предприятиях и сроков консолидации в центральном офисе. Выбранная по итогам анализа модель сокращения сроков отчетности предусматривала, что дочерние общества будут закрывать свои бухгалтерские книги, готовить отчетность, выгружать данные в систему консолидации в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Второй этап предусматривал разработку комплексных решений. По итогам третьего этапа, компания в тестовом режиме должна с опережением закрыть бухгалтерские книги уже к 22 июля, а по итогам 9 месяцев – закончить все работы уже 20 октября. 

В «Автофрамосе», чтобы ускорить процесс сбора и обработки информации, перевели в онлайн-режим операции по учету денежных средств, расчетов с поставщиками и покупателями. Соответствующие операции должны были отражаться в учете либо непосредственно в день совершения, либо на следующее утро. В первую очередь это затронуло кассовые операции и операции по расчетным счетам, учет закупок сырья, материалов и комплектующих изделий, складской учет. Также унифицировали назначения платежных поручений дилеров, инструкции по их заполнению включали в дилерские контракты. Это позволило выставлять счета-фактуры в день платежа. 

Но постоянные эксперименты с методикой вовсе не означают, что большинству фирм уже удалось скопить достаточный опыт и избегать ошибок. Анна Ефремова рассказывает: «Ускоренная подготовка отчетности чревата низкой достоверностью, в первую очередь, в части доходов и расходов. Не все покупатели подтвердили согласие принять нашу продукцию, не все поставщики выставили акты и счета на оплату. В результате большие погрешности в начислении доходов и расходов. Компании готовы идти международными путями: начислить и то и другое, исходя из собственных ожиданий, подкрепленных договорами, накопленной статистикой и прочими объективными доказательствами. По сути, они балансируют на грани грубого нарушения закона. Начислять доходы и расходы в РСБУ можно только на основании первичного документа, подписанного поставщиком или покупателем, а вот его-то как раз и нет. В результате либо отчет о прибылях и убытках искажен, либо аудитор не признает отчетность достоверной без соответствующих документов».

 Кроме того, компании в принципе подходят к выполнению требований законов по обнародованию документации весьма формально. Согласно существующим нормам, установлен срок для публикации годовой бухгалтерской отчетности: до 1 июня следующего за отчетным года. Кроме того, акционерное общество, на которое не распространяются требования о раскрытии информации ежеквартально, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в Интернете не позднее 45 дней с даты истечения срока. Этот текст должен быть доступен на странице в Интернете в течение не менее 3 лет с даты опубликования в Сети. Специалисты ФБК решили проверить реальную информационную прозрачность, выбрав несколько компаний второго эшелона (входящих в top-400), и обратились к информации официальных сайтов. Выяснилось, что отчетность по МСФО за 2005 год подготовили в феврале – марте 2006 года 10% респондентов, в апреле – мае 2006 года – 21%, в июне – июле 2006 года – 42%, еще 27% сделали это позднее. Таким образом, большинству организаций (69%) понадобилось для подготовки отчетности 5 месяцев или более. Например, в 2005 году «Нефтекамскнефтехим» подготовил годовую бухгалтерскую отчетность по МСФО 28 июля, то есть спустя почти 7 месяцев с момента завершения отчетного периода, группа «Разгуляй» заверила отчетность у аудитора 17 августа 2006 года, «Синергия» – 22 сентября 2006 года, Челябинский цинковый завод – 25 октября. 

За последующие годы ситуация изменилась незначительно. В 2008 году по состоянию на 22 мая около 70% предприятий, включенных в выборку согласно рейтингу 2006 года, не опубликовали годовую бухгалтерскую отчетность. Фактическая информация, которую оглашают компании, также далеко не всегда соответствует существующим стандартам. Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах ее аудита, включающая в себя полное наименование исполнителя (аудиторской фирмы), вид и номер лицензии, дату заключения. Оказалось, что практически ни одна из рассмотренных публикаций бухгалтерской отчетности не соответствует полностью требованиям Минфина.

Иными словами, данные свидетельствуют, что большинство компаний, решивших перейти на МСФО, даже если и осуществили реформу качественно, то банально не успевают укладываться в сроки.

Достойная смена

Даже если допустить, что нынешние компании, готовящие МСФО при помощи fast close или без него, все же научатся избегать большинства типичных ошибок, проблема не решится. В соответствии с российской тенденцией компании осваивают новые методы организации бизнеса по «нисходящему» принципу. То есть вначале их опробует «крупняк», а в самую последнюю очередь малый и малый-средний бизнес. Так же, вероятно, произойдет и с распространением в стране МСФО. У небольших фирм сегодня достаточно собственных проблем.

Наиболее распространенная ошибка – попытка финансистов совместить бухгалтерский и налоговый учет. Поскольку за налоговые нарушения штрафуют, а за бухгалтерские – нет, то заканчивается это «сближение» более или менее серьезными отступлениями от принципов бухгалтерского учета, то есть недостоверной отчетностью. Самые типичные примеры: фирмы не начисляют ежемесячно курсовую (бывшую суммовую) разницу, не включают в стоимость основных средств затраты, которые нельзя амортизировать для целей налогообложения, исключают расходы, не признаваемые Налоговым кодексом, из состава себестоимости, происходит путаница с расходами будущих периодов, которые для налогообложения признаются единовременно. Отдельно стоит упомянуть о выполнении требований ПБУ 18/02 (учет расчетов по налогу на прибыль) – практически нет таких компаний, которые здесь ничего не нарушили. «По очень грубой оценке, 30% предприятий вообще его игнорируют. В основном это небольшие и средние предприятия, со слабой автоматизацией», – рассказывает Анна Ефремова. Еще довольно много предприятий ведет «ручной» учет – не в журналах-ордерах, конечно, а в электронных таблицах и иных небухгалтерских программах, кроме того, немало компаний работает на «самописанных» программах, изменение которых невозможно по техническим причинам, например, из-за банального увольнения их авторов. Аудиторский опыт показывает, что очень редко предприятие может четко расшифровать, как сформированы его отложенные налоговые активы и обязательства, а без этого невозможен и достоверный учет списания. Часто все делается буквально на глазок, поскольку на сумме налога с прибыли это не отражается. 

Даже если всех этих ошибок удалось избежать, нет гарантии полностью правильного учета. Очень часто прозрачные обороты отчетного года суммируются с совершенно непрозрачными остатками отложенных налоговых активов и обязательств, накопленными в предыдущем периоде, – в итоге то, что получается в балансе, опять-таки недостоверно. Со временем большинство компаний сможет решить все текущие проблемы. Весь вопрос в том, сколько это будет стоить. Главное – не спешить и не пытаться реформировать бухгалтерское производство впереди рынка. Особенно, если у владельцев нет уверенности в собственных финансистах. 

КРУТЫЕ ВИРАЖИ

Специалисты выделяют НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ГРУПП ПРОБЛЕМ, влияющих на сроки «быстрого закрытия». К ВНЕШНИМ ОПАСНОСТЯМ ОТНОСЯТ несвоевременное представление документов контрагентами, а также возврат партнерам документов, оформление которых не отвечает требованиям российского законодательства. СРЕДИ ВНУТРЕННИХ ПРОБЛЕМ: несвоевременное представление первичных документов ответственными специалистами подразделений в бухгалтерию, дублирование функций контроля на соответствие требованиям РСБУ, условиям договора и внутренним распорядительным документам. МОЖНО ТАКЖЕ УКАЗАТЬ «ОРГАНИЗАЦИОННУЮ» ГРУППУ ВОПРОСОВ: отсутствие процедур контроля за сроками возврата документов, отправленных на переоформление контрагентам, потеря информации по первичным документам. ПОСЛЕДНЯЯ ГРУППА СЛОЖНОСТЕЙ – вопросы автоматизации, подбора правильной программы, а также ее настройки под нужды фирмы

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика