Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Вузы частных правилОлег Хохлов Источник: КоммерсантЪ добавлено: 12-08-2008
просмотров: 10556 Каждый четвертый российский вуз - негосударственный. Лидеры коммерческого высшего образования сетуют на давление со стороны государства, отнюдь при этом не бедствуя. Однако время, когда частные вузы множились, как грибы после дождя, миновало. Рынок перенасыщен, и абитуриенты по-прежнему рассматривают образование в коммерческом вузе лишь как запасной вариант на случай, если не удалось поступить в вуз государственный, хоть и на платное отделение.
Негосударственное выше "Семь лет назад здесь аудиторий не было, стояло ржавое фабричное оборудование, бегали крысы",- говорит Николай Малышев, президент Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП), окидывая взглядом свой светлый, просторный кабинет. Сейчас вуз, расположенный в промзоне рядом со станцией метро "Автозаводская", на фоне мрачного пейзажа выделяется нарядными желтыми стенами и огромной вывеской "МИЭМП" на крыше. Институт был создан 15 лет назад, через пару лет после принятия закона, разрешившего создание НОУ - негосударственных образовательных учреждений. "В первые годы существования он не отличался от большинства наспех созданных негосударственных вузов, располагался в здании школы",- рассказывает господин Малышев. Теперь все изменилось, новые инвесторы улучшили материальную базу и пригласили его, бывшего председателя госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы, на пост президента. Сейчас в МИЭМП более 20 тыс. студентов, ежегодный набор на первый курс превышает 4 тыс. человек. Руководство института открывает филиалы в регионах и подумывает о выходе за рубеж. Такая ситуация не во всех российских негосударственных вузах. Главная их проблема - абитуриенты идут туда обычно после неудачи при поступлении в престижный госуниверситет. Вуз и ныне там Процедура создания негосударственного вуза и получения лицензии на образовательную деятельность сейчас та же, что в 1990-е годы, но сегодня запуск нового вуза - дело бесперспективное, считает Чеслав Далецкий, ректор Московского института экономики, политики и права (МИЭПП): "Дело не только в демографическом кризисе, но и в жесткой конкуренции. Сложно найти подходящее здание и профессиональных преподавателей". Тем не менее численность таких вузов растет. "В 1992 году появилось всего несколько платных вузов: Современная гуманитарная академия (СГА), Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой, Московский гуманитарный университет, МИЭПП и ряд других,- вспоминает Далецкий.- Самые распространенные специальности - юриспруденция, экономика и государственное или муниципальное управление". По данным "РейтОР", в 2003 году в Москве было 103 негосударственных вуза, в 2005-м - 123, в 2007-м - уже 144. Число государственных столичных вузов меняется не столь заметно: в 2003 году - 104 вуза, в 2005 году - 106, в 2007 году - 109. Растет и численность студентов частных вузов (с 344 тыс. в 2003 году до 423 тыс. в 2007 году), и плата за обучение. Отдельные представители частного сектора, например Академия Натальи Нестеровой,- уже среди дорогих вузов. Хотя в среднем год обучения в негосударственном вузе Москвы обходится всего в $2 тыс. У ведущих госуниверситетов ценник иной. Если год обучения на юрфаке МИЭПП обойдется в 60-68 тыс. руб., то на факультете международного права МГИМО (У) МИД РФ речь о 274 тыс. руб., на юрфаке РУДН - о 255 тыс. руб. Совершить открытие Образовательная деятельность в России регулируется федеральным законом "Об образовании", согласно которому участие коммерческих организаций в образовательном процессе не разрешено. Также по закону негосударственные вузы лишены возможности иметь прибыль от профильной деятельности. Это предпринимателей не пугает: "лишние" деньги можно получить в виде зарплаты. Сложнее с лицензией, получение которой обязательно даже в том случае, если вуз не претендует на выдачу дипломов гособразца. Лицензию негосударственные вузы, как и государственные, должны продлевать каждые пять лет. Соискателю лицензии потребуется предъявить инспекторам Минобрнауки заявление учредителя, копии устава и свидетельства о госрегистрации, ИНН, данные о структуре организации, наличии у нее лицензии и помещения, подробное описание образовательных программ, подтверждение обеспеченности учебной литературой, информацию о педагогическом коллективе и материально-техническом оснащении и ряд других бумаг. В вузах, которые существуют более девяти лет, не менее 60% преподавателей должны работать в штате, такой же доле положено иметь ученые степени, а на десять студентов должен быть один педагог. Лицензия не позволяет выдавать дипломы гособразца вновь созданному вузу. Для этого нужно подняться на следующую ступень - получить госаккредитацию. Причем ее проходят все предлагаемые частным вузом образовательные программы. Обратиться в Минобрнауки с соответствующим заявлением вуз может лишь через три года после первого выпуска по специальности, которая претендует на аккредитацию. Вуз победы В интернете легко отыскать рейтинги государственных и негосударственных вузов. Эксперты верить им не советуют. "Я на заседании Минобрнауки как-то спросил, составляет ли министерство рейтинги,- вспоминает ректор Московского гуманитарного университета, президент Союза негосударственных вузов (СНВ) Москвы и Московской области Игорь Ильинский.- Ответ был отрицательный. А рядом со мной сидел ректор Финансово-юридической академии, которая, согласно опубликованному в одной из популярных газет якобы министерскому рейтингу, является лидером. Это хулиганство!" Впрочем, о каких "прозрачных и корректных методиках", упоминаемых на сайте Минобрнауки, можно говорить при удивительной информационной закрытости платных институтов? В большинстве вузов, куда обратился корреспондент "Денег", от комментариев отказались, а в отделе маркетинга Первого профессионального университета прямо объяснили, что информацию, которой вуз хочет поделиться с абитуриентами, ему проще донести при помощи рекламы. Нечего скрывать вузам, которые на рынке давно. Малышев из МИЭМП охотно делится планами: "Мы начинаем внедрять редкие специальности, такие, как теплоэнергетика, электроника и пищевое производство". Годовой оборот МИЭМП, по его словам, составляет около 800 млн руб. "Одно из преимуществ частных вузов в том, что у них есть возможность рационально использовать бюджет,- утверждает господин Малышев.- Мы вкладываем его в перспективные проекты, избегая бюрократических препон". Руководитель вуза признает, что большинство его студентов, поступив в МИЭМП, реализовали свой запасной вариант: "Те, кто поступает в МГУ им. М. В. Ломоносова и другие ведущие вузы, конечно, имеют лучшие знания, нежели абитуриенты нашего института. 30% наших студентов живут в этом округе". Согласен с коллегой и ректор МИЭПП: "Вступительного конкурса у нас нет. Мы принимаем всех, кто проходит тестирование и собеседование - примерно 60% абитуриентов". Тем не менее уровень образования в МИЭМП Малышев считает сопоставимым с тем, что предлагает гранд: "Чтобы конкурировать с традиционными вузами, мы больше платим преподавателям. Их зарплата в нашем вузе в среднем на 20% выше, чем в известных государственных вузах (раньше она была выше в полтора-два раза). Маржа, которая есть в нашем распоряжении по итогам года, распределяется между ведущими преподавателями в виде премий". Отдельные талантливые педагоги устраиваются на работу в частный вуз из честолюбия. "Мы можем предложить профессору государственного вуза возглавить кафедру,- объясняет господин Малышев.- Многие соглашаются: недавно к нам пришел профессор Евгений Терентьев, прекрасный математик, который 15 лет проработал в вузах США и не смог по возвращении получить желаемую должность в МГУ им. М. В. Ломоносова. У нас же он возглавил кафедру математики и информатики". Всего в МИЭМП 130 штатных и 150 внештатных педагогов. Один из преподавателей немецкого языка в МГИМО (У) МИД РФ рассказал корреспонденту "Денег", сколько зарабатывают педагоги одного из ведущих университетов страны: "Оклад невелик: в моем случае это меньше 4 тыс. руб. Но вместе с различными надбавками (например, за должность, научную степень, высокие достижения, роль в работе кафедры и так далее) в месяц выходит около 35 тыс. руб. При этом отдельные сотрудники, которые преподают на платных факультетах или в группах изучения третьего языка, могут зарабатывать и до 70 тыс. руб.". Чеслав Далецкий из МИЭПП говорит, что его институт не может предложить зарплату такого уровня, зато ему по карману пригласить педагогов из МГУ, ГУ-ВШЭ, ГУУ или МГТУ на должности совместителей. Статистика кадровиков свидетельствует об очевидных успехах негосударственного высшего образования. Как отмечает Татьяна Зинченко, руководитель отдела по работе с соискателями холдинга "Империя кадров", среди клиентов компании с высшим образованием, принятых на работу, выпускников негосударственных вузов около 40%. Особняком в борьбе за расположение абитуриентов стоит Современная гуманитарная академия (СГА) - крупнейший вуз Европы, в котором обучается около 180 тыс. студентов из 15 стран. Рекордных показателей академия достигла за счет использования телекоммуникационных технологий. У вуза немногим менее 900 учебных центров, расположенных в России и за рубежом, в которых занятия проводятся "информационно-коммуникационным" способом. В академии нет традиционных лекций: студенты их смотрят в записи - на экране монитора. Компьютеризирован весь учебный процесс. Даже привычные тесты студенты СГА заполняют при помощи футуристического прибора, напоминающего card-reader из супермаркета. Даже библиотека у СГА электронная. Все учебные и методические материалы доставляются в учебные центры академии при помощи спутниковой связи. "Аренда двух спутников обходится в $1 млн в год,- рассказывает ректор вуза Михаил Карпенко.- Но при нашем количестве студентов на каждого приходится лишь около $6". Студенты СГА не собираются всем курсом в потоковых аудиториях, зато они сами составляют учебное расписание - заниматься им в любом случае предстоит в одиночку (исключение составляют семинары). Зато на 180 тыс. студентов при такой организации образовательного процесса достаточно 441 преподавателя. При этом инновационный вуз выдает дипломы гособразца. "В 1997 году по нашей инициативе в Минобрнауки был запущен эксперимент, который доказал, что дистанционное образование имеет право на жизнь,- объясняет Карпенко.- В законе об образовании появились дополнения, которые дают нам право на ведение "опосредованных занятий"". Идея создания СГА появилась в 1992 году. Господин Карпенко посчитал, что у традиционных вузов нет будущего: "На моих глазах распространение получили мобильная связь, интернет и спутниковое телевидение. А принятую в высшей школе методику преподавания философ Ян Амос Камински еще в 1649 году описал в книге "Великая дидактика"". Предложенная Михаилом Карпенко и его единомышленниками модель отменяет привычную систему университетских кампусов - на смену большим университетам должны прийти сети филиалов. Однако если в СГА занятия во всех учебных центрах идентичны (в свое время Карпенко даже запретил ректорским указом в столичном здании академии читать лекции вживую), то филиалы, которые открывают по всей стране другие негосударственные вузы, не всегда столь же хороши. Бывает, их студентам приходится думать не о качестве образования, а о том, почему вуз прекратил свое существование задолго до выпуска, не предупредив. "В нашем городе еще несколько лет назад было много отделений столичных частных вузов,- вспоминает Алла Жирнова, преподаватель Тульского института экономики и управления.- Они какое-то время проводили занятия, а потом пропадали, успев, однако, собрать плату за обучение". Обманутые студенты отправлялись в Москву, где с ними представители головных вузов и разговаривать отказывались. Из-за мошенничеств, которых особенно много было в 1990-е годы, авторитет частного сектора высшего образования продолжает страдать и сейчас, отмечают эксперты. Между тем у негосударственных вузов хватает и других проблем. Горе для ума Существенный недостаток российского законодательства в сфере образования, по мнению Александра Моисеева, президента Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов (АсНООР),- в том, что региональные негосударственные вузы сейчас находятся в компетенции местных, а не федеральных органов власти. Это лишает их возможности принимать участие в общероссийских конкурсах на получение госфинансирования, например, в рамках федеральной целевой программы развития образования. Впрочем, отмечает Николай Малышев, и до принятия соответствующей поправки к закону "Об образовании" гранты обходили частный сектор стороной. Другая проблема - в системе налогообложения. "Мы считаем, что все аккредитованные негосударственные вузы должны быть освобождены от уплаты ряда налогов, например налога на землю,- подчеркивает Моисеев.- Сейчас это решается на уровне местных властей: где-то вузы платить обязаны, а где-то нет". Об этом говорит и ректор Московского гуманитарного университета, президент СНВ Игорь Ильинский: "У нас большая территория, и мы платим немногим менее 17 млн руб. в год. То же самое - с налогом на имущество. Как же развивать материальную базу? Образовательное законодательство изуродовано принятыми в разное время 25 поправками". Михаилу Карпенко законодательные барьеры не позволяют реализовать инновационные проекты. Например, в законе об образовании не прописана возможность кооперации вузов, отмечает ректор: "У нас во многих регионах партнеры, например Тамбовский государственный университет. Они могли бы некоторые свои программы реализовать на базе наших филиалов. Но ведь лицензирована должна быть как образовательная программа, так и помещение, в котором проводятся занятия. У нас есть такие помещения, у наших партнеров - востребованные курсы, но объединить усилия мы не можем". В России не разрешено защищать дипломы дистанционно, используя телекоммуникации. "Защищать диплом можно лишь в лицензированном здании, при этом, скажем, этапировать в Москву студентов-зэков руководители колоний не готовы,- поясняет ректор СГА.- У академии есть награда ФСИН и признание Международной ассоциации по обучению в тюрьмах, однако работать нам не дают". В СГА, конечно, нашли лазейку, но она держится лишь на решимости некоторых людей, которых Карпенко не называет. Вечная головная боль для руководителей негосударственных институтов и академий - планы госорганов приступить к сокращению числа российских вузов. С инициативой взяться за юридические вузы выступили Минобрнауки и Ассоциация юристов России (АЮР) после высказываний на эту тему Дмитрия Медведева, Юрия Чайки и Андрея Фурсенко. Сопредседатель АЮР Олег Кутафин заявил в марте этого года, что Минобрнауки и АЮР проведут проверку, по итогам которой, возможно, будут закрыты 90% юридических вузов. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|