29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 06:08:16
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

ПРОБЛЕМЫ и перспективы развития МСФО в Казахстане



Екатерина Капаева
Источник: Журнал "МСФО: практика применения"
добавлено: 04-09-2008
просмотров: 40013

Казахстан два года назад официально перешел на МСФО. У этого шага есть очевидные плюсы, такие как привлечение иностранных инвесторов и повышение качества принятия управленческих решений. Но имеются и проблемы, основная из которых – нехватка квалифицированных кадров, несмотря на наличие собственной системы сертификации специалистов.

Предпосылки перехода на МСФО

Мнения по внедрению МСФО в Казахстане до сих пор остаются полярными – от безусловной необходимости перехода до полного неприятия самой идеи внедрения. Известно, что степень раскрытия информации и ее качество имеют положительную связь с выгодами рынка капитала и, в частности, отрицательно связаны с ценой капитала. Вместе с тем далеко не все организации спешат раскрыть полную информацию, поскольку это зачастую связано с ценой ее раскрытия, как, например, в случае, когда информация может привести к потере конкурентных преимуществ на продуктовом рынке или может способствовать возникновению угрозы рейдерства. Необходимо помнить, что национальные политические и экономические силы во многом определяют порядок использования и применения учетных принципов и правил на практике.

По мнению автора, МСФО в Казахстане – необходимость. Это согласуется со стратегией президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева о вхождении в 50 наиболее развитых стран мира, что невозможно сделать без надлежащей современной системы финансовой отчетности. Внедрение МСФО способствует переходу казахстанской экономики на качественно новый уровень развития, когда главными ценностями становится благоприятный инвестиционный климат, прозрачность финансовой отчетности, открытость, достоверность финансового положения и результатов деятельности компаний. В случае применения МСФО появляются новые финансовые инструменты, в активах отражаются инвестиции и обязательства компаний, контроль над которыми обеспечен непосредственным участием в капитале. Кроме того, скоро Казахстан вступит в ВТО, во всех странах-участницах которого бухгалтерская отчетность ведется по МСФО.

Внедрение МСФО

В Казахстане процесс внедрения МСФО начинался так же, как во многих странах, то есть еще до принятия соответствующего законодательства. Прежде всего необходимость в стандартах, обеспечивающих максимальную прозрачность, возникла на фондовом рынке, и Казахстанская фондовая биржа начала предъявлять требования к листинговым компаниям представлять отчетность по МСФО (Требования Казахстанской фондовой биржи, отраженные в Приложении 3 к Листинговым правилам АО «Казахстанская фондовая биржа», введенным в действие 01.03.02). Другим примером позитивного влияния рынка послужили запросы зарубежных инвесторов на представление от своих потенциальных казахстанских партнеров международной отчетности. Согласно законодательству, действовавшему до принятия в 2007 году новой редакции Закона РК от 28.02.07 №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», переход на МСФО затрагивал все организации.

Справка
Согласно закону Республики Казахстан от 28.02.07 №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» финансовую отчетность по МСФО финансовые организации составляют с 1 января 2003 года, акционерные общества – с 1 января 2005 года и иные организации – с 1 января 2006 года (за исключением государственных учреждений).

Новая редакция Закона содержит следующие положения:
1. Введена система, при которой финансовую отчетность в соответствии с МСФО обязаны составлять только субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса1. Субъекты малого и среднего предпринимательства формируют финансовую отчетность по национальным стандартам финансовой отчетности. При этом добровольный выбор применения МСФО для них не запрещен. Эти меры предприняты в рамках политики государства по развитию и поддержке частного предпринимательства.
2. Предусматривается повышение качества финансовой отчетности и возможность осуществления ее мониторинга путем установления определенного уровня требований к главным бухгалтерам организаций публичного интереса и создания депозитария финансовой отчетности.
3. Вводятся элементы саморегулирования сферы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в частности, создание профессиональных некоммерческих общественных объединений.
4. Введено понятие Консультативного органа, состоящего из представителей профессиональных организаций, государственных органов и других организаций.
5. Введено требование аккредитации профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров.

Cегодня для предприятий малого и среднего бизнеса вопрос применения МСФО рассматривается с позиции мотивации самого предприятия – нужно им это или нет. Тот, для кого это необходимо, давно нашел способы перейти на МСФО, и надо отметить, что новый закон о бухгалтерском учете предусматривает большой круг хозяйствующих субъектов, к которым применение МСФО не обязательно или не обязательно в полном объеме.

Однако переход на МСФО открывает не только новые возможности для компаний, но и таит в себе значительные трудности.

Проблемные вопросы перехода на МСФО

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.03.98 № 213-1 «О нормативных правовых актах» таким актом является письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие, а законодательством – совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке. В связи с этим МСФО не могут признаваться нормативными правовыми актами в системе законодательства Республики Казахстан. Помимо этого, существует ряд проблем, которые еще предстоит решить – отсутствие согласованности МСФО с другими отраслями законодательства, существенное отставание по времени публикации изменений международных стандартов, нехватка квалифицированных кадров и слабая отлаженность национальной системы профессиональной сертификации.

Несогласованность другого законодательства с МСФО

Действующее налоговое законодательство не всегда позволяет переложить данные бухгалтерского учета для их применения в налоговых целях. Эту проблему призван урегулировать новый Налоговый кодекс Республики Казахстан. Примерами «проблемных» моментов являются переоценка и обесценение активов, их классификация в качестве того или иного актива, учет в функциональной валюте и полезного срока использования. Анализ положений Налогового кодекса в сопоставлении с МСФО выявляет конфликтные ситуации, возникновение которых неизбежно при проведении налоговых проверок.

Прежде всего подобные ситуации обусловлены следующими обстоятельствами:
• в ряде случаев МСФО предполагает разные или альтернативные подходы к объектам учета и требует применения профессионального суждения
• при учете актива МСФО не принимает во внимание право собственности на данный актив, а основывается на передаче существенной доли рисков и вознаграждения, связанных с данным активом;
• МСФО подвержены частым изменениям, вносимым IASB, что может нивелировать все попытки приведения налогового законодательства в соответствие с МСФО по состоянию на определенную дату.

Запаздывание официальной публикации изменений

Еще одной проблемой перехода на МСФО является существенная разница во времени между принятием изменений МСФО и их официальной публикацией в Республике. Это создает массу неудобств при подготовке отчетности, так как в соответствии с требованием МСФО необходимо раскрытие информации о влиянии на финансовую отчетность вводимых в будущем изменений в стандартах, вновь вводимых стандартов, а также принятых и вводимых в действие ПКИ, выпущенных Комитетом по интерпретациям.

Нехватка кадров

Одной из важнейших проблем, связанных с МСФО, по-прежнему является отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров. Причем речь идет не только о подготовке отчетности, но и о понимании и ее использовании. Палатой аудиторов Казахстана в 2001 году после многочисленных и длительных переговоров было принято решение о разработке уникальной программы сертификации бухгалтеров и аудиторов. Она должна была помочь в переходе с бывших советских финансовых актов к международным нормам и дать возможность людям повышать свой профессиональный уровень. Позднее к Казахстану подключились страны Центральной Азии, Россия, Украина, а затем и другие страны СНГ. В итоге в 2001 году был создан Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (АССАА), который занимается разработкой экзаменационных программ для необходимых во всех отраслях специалистов в области бухгалтерского учета, управления финансами, экономики и аудита. Методика разрабатывалась при участии международных экспертов ведущих финансовых институтов и учреждений со всего мира. В 2005 году она была признана Международной федерацией сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (IFАС). Сертификацию по упомянутой программе только за 5 лет прошли более 7 тыс. человек. И лидером здесь является Казахстан, где сертифицировано уже более 3 тыс. специалистов.

Наряду с широкомасштабной сертификацией CIPА в Казахстане уже несколько лет существует программа по изучению и сдаче соответствующего экзамена по МСФО DipIFR ACCA и начала развиваться такая же программа другого британского института – DipIFR IPFM.

Предстоящая работа

Законодательно установленный переход на МСФО невозможно обеспечить без мониторинга соблюдения требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан. Для реализации данной задачи Минфином ведется работа по созданию Депозитария финансовой отчетности для организаций публичного интереса на примере Палаты компаний Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Депозитарий позволит проводить мониторинг перехода организаций на МСФО, пользователям финансовой отчетности – получить необходимую информацию, а также будет способствовать повышению качества и достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Постановлением правительства РК от 29.08.07 № 760 утвержден План мероприятий по обеспечению перехода всех юридических лиц на МСФО на 2007–2009 годы, которым также предусмотрены мероприятия по выявлению организаций, обязанных перейти на МСФО и не перешедших. Кроме того, Министерство продолжает совместную работу с Акимами областей и городов Астаны и Алма-Аты по проведению анализа состояния перехода на МСФО подведомственными организациями. Данный анализ проводится на ежеквартальной основе, а его итоги представляются в Правительство РК.

В целях информационного обеспечения за счет выделенных средств из республиканского бюджета предполагается создать раздел по МСФО на сайте Минфина Казахстана, рассматривающий актуальные вопросы по бухгалтерскому учету и аудиту, практические аспекты перехода на МСФО и МСА, а также предоставляющий на доступном для пользователей языке информацию с международных сайтов Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерации бухгалтеров и многих других международных организаций.

Важно отметить, что переход Казахстана на международные стандарты требует изучения и, следовательно, заимствования положительной мировой практики, в связи с чем планируется продолжить активное участие в международном развитии системы бухгалтерского учета и аудита.

Директор департамента развития бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и финансового контроля Минфина Казахстана Жамиля Айтжанова«Главное – законодательно обеспечить внедрение МСФО»

О том, какие законодательные действия необходимы для внедрения МСФО, как этот процесс проходил в Казахстане и какие вопросы еще предстоит решить, нам рассказала директор департамента развития бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и финансового контроля Минфина Казахстана Жамиля Айтжанова.

– Какие задачи стояли перед Минфином Казахстана в связи с внедрением МСФО?

– В первую очередь Министерство финансов решало вопрос законодательного обеспечения перехода на МСФО – это получение права их применения в Казахстане. Для этого мы ввели в свое законодательство положение о том, что бухучет ведется по МСФО, официально опубликованным на государственном и русском языках. Получить разрешение на перевод на русский язык от Комитета по МСФО было гораздо сложнее, чем на казахский, поэтому в 2004 году мы перевели международные стандарты на государственный язык, а в прошлом году Комитет по МСФО предоставил переведенную для публикации в Казахстане версию 2006 года на русском языке. И в декабре 2007 года МСФО были опубликованы на русском языке официально. Второй задачей обеспечения перехода на МСФО была подготовка соответствующих кадров. Сначала этот процесс шел довольно хаотично, поскольку не было государственного регулирования. Новый закон от 28.02.07 №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» внедрил в Казахстане систему профессиональной сертификации бухгалтеров. Согласно этому документу казахстанские организации, аккредитованные в Министерстве финансов Казахстана, выдают сертификаты профессионального бухгалтера, которые признаются наравне с сертификатами, выданными компаниями – действительными членами Международной федерации бухгалтеров. Обучение проводится по трем специальностям – бухучет по МСФО, гражданское и налоговое законодательство Казахстана. Третью задачу, которую Минфин Казахстана решал при переходе на МСФО, – обеспечение качества подготовки финансовой отчетности. Чтобы оценить имеющийся уровень, необходим мониторинг результатов применения компаниями МСФО. Проведение такого мониторинга – текущая задача Минфина. Для этого мы создаем депозитарий финансовой отчетности – электронную базу данных, куда будут сдавать свою отчетность все публичные компании. Кроме того, выполнение требований обязательной сертификации главных бухгалтеров также послужит улучшению качества отчетности.

– Что еще планируется сделать для облегчения внедрения МСФО в Казахстане?

– Необходимо привести другое законодательство в соответствие с терминологией МСФО, например налоговое или в области субъектов естественных монополий в части разработки тарифной политики. Этим мы сейчас занимаемся – анализируем, насколько надо приводить в соответствие и необходимо ли это делать. По результатам процесса мониторинга, обучения, решения возникающих вопросов будут вноситься изменения в законодательство.

– Как восприняли необходимость перехода на МСФО предприятия Казахстана?

– На данный вопрос однозначного ответа нет. Однако думаю, что после утверждения закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» в феврале 2007 года в новой редакции приняли положительно, поскольку в соответствии с ним финансовую отчетность по МСФО обязаны составлять только организации публичного интереса и субъекты крупного предпринимательства. Отчетность по МСФО улучшит конкуренцию и прозрачность хозяйственной деятельности организации, а также облегчит свободное движение капитала на европейских рынках, что в свою очередь позволит развивать казахстанский бизнес на международном уровне.

– Как вы оцениваете опыт Казахстана по переходу на МСФО? Что положительного из него могут почерпнуть другие страны?

– Самое главное, как я уже говорила, – законодательно обеспечить внедрение международных стандартов финансовой отчетности. Если законодательной нормы нет, а применение просто рекомендуется, то эти положения не будут исполняться на практике. Второе – процесс подготовки кадров должен идти параллельно с внедрением. Причем, помимо международных, нужно будет вводить свою форму сертификации – национальную. Но так как законодательство в мире сейчас гармонизируется, то постепенно эти различия, я думаю, будут стираться.

– Сейчас в Казахстане идет процесс уже не перехода, а внедрения МСФО. К какому сроку, по вашему мнению, он уже будет налажен основательно?

– Пока сказать сложно. Но как только мы запустим депозитарий, станет видно, сколько организаций перешли на МСФО в действительности. Полагаю, на этот процесс понадобится еще года два.

Алена Черненко, управляющий директор Палаты аудиторов Республики Казахстан«На рынке аудиторов нехватка квалифицированных кадров»

Аудит является важной составляющей процесса отражения результатов деятельности компании. О том, каково положение на рынке аудита в Казахстане, какие задачи необходимо еще решить, рассказывает Алена Черненко, управляющий директор Палаты аудиторов Республики Казахстан.

– Какова ситуация на рынке аудита?

– Сейчас все усилия профессиональных сообществ направлены на повышение качества аудита, потому что это в значительной мере отражение уровня развития бухгалтерского учета. Качеству аудита будет способствовать тот факт, что сегодня уже 12 аудиторских компаний страны, которые являются членами ПАО «Палата аудиторов РК», стали полноценными членами международной аудиторской сети. У нас есть фирмы, которым доверяется аудирование проектов Всемирного банка, причем не только в Казахстане и СНГ. Этому предшествовали серьезное обучение, стажировки специалистов на лондонской, американской, канадской фондовых биржах и, естественно, большие затраты сил, усердие и терпение самих обучающихся. Аудиторы с международными сертификатами поднимают престиж отечественного бизнеса и всей страны, их заключения авторитетны, они способствуют притоку инвестиций. Можно сказать, что конкурентоспособность страны – это и конкурентоспособность ее аудита. С февраля текущего года рабочей группой Правительства, а затем Мажилиса Парламента РК, с участием заинтересованных государственных органов и общественных организаций, в том числе двух аккредитованных профессиональных аудиторских организаций, рассматривается законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам аудиторской деятельности». При его разработке ставились следующие цели: контроль качества, повышение уровня образования, улучшение качества саморегулирования профессии путем создания условий для функционирования нескольких профессиональных аудиторских организаций. Кроме того, рассматривалась задача совершенствования системы аттестации аудиторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением законодательства аудиторами и аудиторскими организациями. До 2007 года Палата аудиторов была на рынке единственной организацией, объединяющей аудиторов (общественная организация была перерегистрирована в профессиональную аудиторскую). В ее состав входят 110 аудиторских организаций, в том числе компании «большой четверки» и «BDO Казахстанаудит», и более 400 аудиторов (на данный момент это более 80% от общего числа практикующих аудиторов). Палатой аудиторов в 1999 году была учреждена Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов, которая разработала систему экзаменации на основе МСФО и требований Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Систематически два раза в год проводилась сертификация кандидатов в аудиторы, по итогам которой присваивалась соответствующая квалификация. Хотя сейчас на рынке аудиторов существует нехватка достаточного количества квалифицированных кадров, по ряду причин, независящих от Палаты, сертификация на время приостановлена.

– Как вам кажется, как ситуация будет развиваться дальше?

– Не могу говорить определенно, потому что законопроект еще не утвержден, но Мажилисом Парламента РК он принят во втором чтении с учетом предложений рабочей группы. Пока все оптимистично. Я предполагаю, что аудиторская деятельность в Казахстане усилиями Палаты аудиторов при поддержке бизнессообщества непременно получит дальнейшее развитие.


1 Это финансовые организации, акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые) и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (п. 7 ст. 1 Закона). – Прим. ред.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.103 сек.
Яндекс.Метрика