24 апреля 2024 г. Среда | Время МСК: 23:00:38
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Цель комиссий — прекратить сомнительные сделки прежде, чем наступит ответственность



Н Телегина
Источник: Журнал "Главбух"
добавлено: 11-11-2008
просмотров: 7273
Советник государственной гражданской службы РФ 2-ого класса Олег Хороший полагает: инспектор должен заставить судью обратить внимание на странную сделку.

- Олег Давыдович, в настоящее время у налогоплательщиков есть четыре повода получить «приглашение» в налоговые органы: низкие зарплаты, убытки, высокая доля НДС к вычету, нежелание отчитываться через Интернет. Такая своеобразная форма контроля останется и в будущем?

— По-моему, работа этих комиссий вполне подтверждает их эффективность. Главная их задача — работать на опережение. С их помощью налоговые органы стараются внушить налогоплательщику, что ему выгодно правильно отражать все полученные доходы и своевременно рассчитываться с бюджетом. Убеждают его прекратить сомнительные операции, не дожидаясь, пока наступит ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом РФ. Ведь наступление этой ответственности зачастую приводит предприятие к банкротству. Что касается отчетности через Интернет, то это тоже важно для самих налогоплательщиков: каналы связи позволяют иметь обратную связь с инспекцией, отслеживать свои взаимоотношения с бюджетом, оперативно вести диалог, то есть вступать в неформализированную переписку.

— Причины вызова в инспекцию зачастую совпадают с Общедоступными критериями… отбора налогоплательщиков для выездной проверки (утверждены приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333). От чего же зависит, пригласят компанию на комиссию или сразу назначат проверку?

— Мне неизвестны указания о том, чтобы вызывать налогоплательщиков на комиссии в случае, если у них выявляются соответствия критериям. При этом хотел бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Часто приходится сталкиваться с не совсем верным представлением, зачем были нужны эти критерии. Многие считают, что соответствие им сразу вводит плательщиков в разряд недобросовестных. Но это не так. Этот факт лишь означает, что к данному налогоплательщику будет повышенное внимание со стороны инспекторов и вероятность выездной проверки подобного плательщика значительно возрастает.

Комиссии — это одна из форм такого внимания. Инспекторы пытаются получить объяснение по специфике деятельности, узнать, что именно стало причиной «необычных» показателей в отчетности. И только если объяснения не удовлетворяют налоговые органы, может быть назначена выездная проверка.

— Вопрос, связанный с деятельностью «зарплатной» комиссии. Допустим, компания не хотела бы попасть в поле зрения налоговых органов. Как высчитать среднюю зарплату по организации, которую нужно сравнивать со среднеотраслевой? Нужно ли включать сюда выплаты совместителям и сотрудникам, работающим по гражданско-правовым договорам?

— Чтобы посчитать среднюю зарплату, нужно поделить фонд оплаты труда на количество работников. Количество работников (среднесписочная численность), в частности, указывается в Отчете по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования… (утвержден постановлением ФСС России от 25 апреля 2003 г. № 46).

— Вы сказали, что помимо Общедоступных критериев… у налоговых органов есть другие источники информации, которые позволяют решить, назначать ли налогоплательщику выездную проверку. Какие, например? Правда ли, что для инспекторов подозрительный признак — если крупная организация работает со «спецрежимником»?

— Под подозрение может попасть любая сделка, деловая целесообразность которой вызывает сомнение. Но это — внимание! — означает лишь более пристальное внимание инспектора к этому контрагенту. Мне доводилось слышать такие мнения, что, мол, сделки, в которых участвуют организации, находящиеся на разных режимах налогообложения, не нравятся налоговым органам и они тотчас «снимают» расходы по ним и доначисляют налог. Но это полная ерунда. Квалифицированный инспектор либо соберет доказательства о нереальности такой операции или об отсутствии деловой цели, либо признает, что с данной сделкой все в порядке.

— Помимо Общедоступных критериев… не так давно появились и другие критерии — оценки эффективности самих налоговых инспекторов. Один из показателей — число судебных побед. Это уже отразилось на работе инспекторов? Как вы считаете, теперь налоговые органы чаще выигрывают споры?

— Я думаю, да, появление новых показателей уже отразилось на работе инспекторов. Во-первых, больше внимания теперь уделяется поиску доказательств, которые наглядно покажут судье, в чем правонарушение налогоплательщика. Во-вторых, инспекторам приходится быть более красноречивыми и убедительными непосредственно в зале суда. К сожалению, судьи не всегда пытаются понять экономическую суть деятельности предприятия. Порой они ограничиваются пустой констатацией факта, что налоговое законодательство не запрещает налогоплательщику совершать те или иные действия. Да, не запрещает! Но ведь надо понимать, что «схемы» становятся все более сложными, изощренными, и чаще всего они прикрываются странными, нелогичными, но не запрещенными законом сделками. Задача налогового юриста — донести это до судьи. Заставить того оставить свою формальную позицию.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика