28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 12:18:30
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Нет уж, увольте...

Легко ли увольнять сотрудников?



Елена Новоселова, Елена Яковлева
Источник: Российская газета
добавлено: 03-12-2008
просмотров: 9016
против
Юрий Поляков, писатель

Юрий Поляков, писатель:

- Никогда не увольнял сотрудника сразу: вспылил, затопал ногами, наорал и уволил. Сначала иронизирую над его оплошностями один на один. Потом - на планерке. Не понимает - распекаю. И только потом...

Мы часто берем на работу по рекомендациям: смотрим - послужной список солидный. А потом выясняется, что человек неспособен выполнять те функции, которые на него возложены. И тогда приходится расставаться в самой жесткой форме.

Некоторых увольняю потому, что их уровень притязаний не соответствует должности, которую они занимают. Приходит человек и говорит: "Я стою две тысячи долларов". - "А кто вам это сказал?" - "А я окончила курсы, такие и такие..." И приносит репортаж, где пять грамматических и восемь синтаксических ошибок, о стилистических я уж не говорю. И сколько это стоит? Взрослый человек внутренне должен понимать, на что он способен.

Я вспоминаю, как пришел молодым корреспондентом в "Московский комсомолец" и увидел Александра Аронова, авторитетнейшего журналиста, просто небожителя. Я понимал, что так, как пишет он, я не смогу, наверное, никогда. Это чувство профессиональной иерархии существовало в каждой профессии. А сейчас его нет.

Чисто революционная ситуация, когда недоучившиеся гимназисты погоняют профессоров и статских советников. И, к сожалению, она у нас закрепилась в обществе. Люди с мизерным потенциалом и амбициями выше крыши, поверьте мне, не кончают самоубийством, если их сокращают на работе. Вместо того чтобы учиться, они кочуют с места на место в расчете, что, пока их раскусят и найдут статью, за что уволить, пройдет много времени. Представьте, год жизни - за хорошие деньги. Почему бы и нет?

К несчастью, появился и новый тип самонадеянного молодого руководителя. Он получил место иногда просто за то, что в казино оказался за одним столом с владельцем бизнеса и понравился ему. Встав во главе компании, он сразу же начинает ремонтировать свой кабинет, хотя предыдущий ремонт был полгода назад. И меняет "команду". Обратите внимание, какое глупое слово - пришло к нам с Запада, где обозначало совсем не то, что вкладывают в него здесь. Но ведь сотрудники не команда, а коллектив, который складывался десятилетиями. Его ценность как раз в том, что есть разные поколения, люди разных взглядов. А этот молодой и наглый, ничего еще не умеющий руководитель легко может довести до нервного заболевания и даже самоубийства, сказав человеку, который верой и правдой проработал в редакции 30 лет и считался "золотым пером": "Вы меня не устраиваете, потому что пишите немодно". К сожалению, сейчас "старомодным" часто считается хороший слог.

Есть ли резоны в увольнении пенсионеров? У меня вполне определенная позиция: у нас все пенсионеры работают. Находим варианты, чтобы человек все равно оставался в редакции. Для камнедробильщика или боксера 55-60 лет критический возраст. А для труженика интеллектуальных сфер - это самый расцвет, когда появляется мудрость, когда можно передавать опыт. Это бред - увольнение по возрастному признаку. В серьезных, качественных изданиях такие люди - золотой фонд. У нас же в стране сейчас действительно есть какая-то тинейджеризация (от слова "тинейджер") общества, какая-то упертая убежденность, что, если у человека не прыгает давление, он обязательно талантлив и перспективен. Но ведь это еще не факт. Тот, у кого прыгает давление, к жизни относится серьезнее.

за
Георгий Бовт, политолог

Георгий Бовт, политолог:

- Вне зависимости от того, кризис на дворе или не кризис, увольнение любого сотрудника обычно предваряется ответом на вопрос: он ценный работник или нет? Сразу образуются две категории: одна - лодыри, бездельники, нечестные и нечистые на руку люди, другая - ценные сотрудники. Ясно, что в случае кризиса цепляться за ценного сотрудника надо до последнего. И следовать принципу "иерархии": начинать с самых плохих, постепенно поднимаясь наверх. Бывают, конечно, и какие-то абсолютно вынужденные решения, когда объявляется увольнение всем. Но это уже банкротство предприятия.

Тяжело ли увольнять сотрудников? В отношении плохих сотрудников мне, честно говоря, никогда не было тяжело это делать. При всем том понимаешь, даже за плохим сотрудником есть какие-то личные обстоятельства. Но я всегда исхожу из того, что все - в руках человека и он сам должен нести отвественность за всех своих близких: семью, детей и т.п. А если не в состоянии ее нести, то все равно не должен перекладывать это на своего работодателя.

Поэтому в кризисной ситуации, если коллектив разношерстный, есть работники и плохие, и хорошие, то от плохих просто избавляешься без всякой жалости начиная с самых плохих. Никакой жалости тут быть не может, потому что они сами себе своими руками уготовили эту участь.

Однако бывают ситуации, когда компания представляет собой сплоченную команду, у каждого в ней своя роль, она может быть больше, меньше, но в целом они "играют", как футбольная команда. А в футбольной команде невозможно уволить из 11 человек 3 и оставить 8 играть на поле. Поэтому вы собираете свою команду и принимаете "командное решение": вот сейчас нам трудно, давайте подожмемся и сократим себе зарплаты.

Ищется общее решение - сокращается рабочий день или зарплата всем. Только это должно происходить максимально транспарентно и максимально честно. В таком случае вы должны играть с открытыми картами. Я встречался с такой ситуацией в своей собственной практике, и мы поступали по "командному принципу". У нас был кризис в отношениях с собственником.

Но вообще-то увольнениями приходится заниматься не только во время кризиса. Компания в принципе должна быть хорошо построена и всегда должна заниматься оптимизацией затрат и числености сотрудников. Когда же этим начинают заниматься во время кризиса, это не самый хороший знак. Получается, были у нас "тучные годы" и мы могли себе позволить чуть ли не половину бездельников. Но радикальное увольнение в период кризиса может в таком случае и не принести радикально положительного результата. При капитализме желательно все-таки иметь сотрудников, которые хоть на что-то годятся, и не держать лишних ртов. А уж когда жареный петух в одно место клюнул, поздно спохватываться при большом количестве бездельников.

У нас в стране угроза безаработицы не работает в той степени, в какой она работает, скажем, в США. Там люди, как правило, трясутся за свои места. А у нас нет. Наоборот, работники часто считают, что они незаменимы. Или что легко найдут себе другую работу. Или вообще не будут работать, сев на шею кому-то из членов своей семьи. Безработица не считается у нас большой угрозой. А ведь в капиталистическом обществе она является хорошим регулятором эффективности рынка труда.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика