29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 05:12:41
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Коммерческая тайна: основы защиты



добавлено: 15-01-2009
просмотров: 9619
Регулирование режима коммерческой тайны – одна из важнейших задач для любой солидной компании. В период экономического кризиса важность сохранения в тайне мало-мальски значимых «секретов фирмы» значительно возрастает. Как же обеспечить неприкосновенность подобных сведений?

Коммерческая тайна: основы защитыОсновным документом, в соответствии с которым фирмы выстраивают структуру защиты данных, не предназначенных для посторонних глаз, является Закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ). Согласно представленному в нем определению, коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3 Закона № 98-ФЗ). К информации, которая «требует тишины», относятся имеющие коммерческую ценность сведения не только экономического, но также организационного и производственного характера. Секретная информация может храниться в организации на совершенно разных носителях – от простой бумаги до жестких дисков компьютеров.

Скрыть невозможно

Прежде всего напомним, какие сведения ни при каких условиях не могут быть «засекречены» компанией. Их перечень закреплен в статье 5 Закона № 98-ФЗ. Итак, в число общедоступной попала информация о численности или составе работников, системе оплаты и условиях труда на предприятии. Кроме того, свободный доступ должен быть обеспечен к данным о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юрлица; к сведениям, изложенным в учредительных документах фирмы, а также к информации, обязательность раскрытия которой установлена соответствующими федеральными законами. Все данные, которые не попали в этот черный список, при желании владельцев бизнеса могут быть объявлены конфиденциальными.

На особом положении

Первый шаг, который необходимо сделать предусмотрительному бизнесмену, – разработать единое Положение об охране коммерческой тайны и ввести его в действие. К данному этапу нельзя подходить формально и лишь в общих фразах доводить до сведения сотрудников, какие данные могут стать достоянием общественности, а какие – нет. В этом случае при наступлении, можно сказать, «страхового» события доказать, что тот или иной работник организации «слил» секретные сведения конкурентам, более чем затруднительно, а иногда и просто невозможно. Тот может отделаться от штрафа или иных санкций, заявив о своей неосведомленности о перечне данных, составляющих коммерческую тайну. Поэтому залог успеха – в четкости формулировок положения. В документе следует установить порядок доступа к конфиденциальной информации отдельных групп лиц, в том числе и представителей госструктур, имеющих законное право на ознакомление с «секретами фирмы». По рекомендации экспертов журнала «Консультант» совсем нелишним будет отразить в документе все мероприятия, касающиеся категорий, учета, хранения и использования «тайных» сведений.

Ознакомить сотрудников с грамотно составленным Положением о коммерческой тайне – это полдела. Их знания необходимо перенести в правовое поле, а проще говоря, предложить им подписать внимательно прочитанный документ.

Казалось бы, можно удовлетвориться и автографом работника в положении, однако некоторые компании предпочитают укрепить «броню». С этой целью в соответствии с положениями статьи 57 Трудового кодекса они включают пункт, обязывающий сохранять конфиденциальные сведения в тайне, в трудовой договор сотрудника. В нем же следует прописать и обязанность нанятого специалиста вернуть при увольнении все документы, с помощью которых можно раскрыть коммерческую тайну. Если «засекреченные» сведения будут актуальными для организации на протяжении долгого времени, в договоре стоит отразить обязанность работника не разглашать ставшую ему известной коммерческую тайну на протяжении как минимум трехлетнего периода после расторжения трудового соглашения.

Под грифом «секретно»

У определившей «правила игры» фирмы появляются все необходимые рычаги для того, чтобы привлечь к ответственности или заставить возместить ущерб сотрудников, нарушивших положение о коммерческой тайне. Незаконными можно считать те действия, что были направлены на умышленное преодоление мер, принятых обладателем секретов по охране конфиденциальных сведений; если информацию получило лицо, знающее или предполагающее, что в его распоряжении оказались сведения, составляющие коммерческую тайну, а также если сотрудник предприятия, не имея полномочий на передачу данных, все же разглашает их.

Повысить уровень безопасности ценных данных можно еще несколькими способами. Например, помечать все «секретные» бумажные документы специальным грифом. Вполне подойдет для этого надпись «Коммерческая тайна» с указанным рядом адресом и наименованием компании-владельца информации. Аналогичную пометку можно и нужно разместить на электронных версиях конфиденциальных документов.

Вступая в деловые взаимоотношения с контрагентом, следует отдельным пунктом в соглашении оговорить вопрос неразглашения данных, составляющих коммерческую тайну. Для пущей уверенности можно предусмотреть денежные штрафы на тот случай, если какая-либо из сторон «проговорится» о секретах. Материальный аспект, особенно в нынешних непростых экономических условиях, заставит партнеров с особым рвением хранить коммерческие тайны.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика