29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 08:13:30
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Поиск работы до седьмого пота



Юлия Гудилина
Источник: Журнал "Расчёт"
добавлено: 11-02-2009
просмотров: 7467
Некоторые граждане порой годами просиживают на одной должности даже в том случае, если их работа не сулит им достойных дивидендов. Но основная масса специалистов все же стремится к лучшему. В то же время найти хорошую вакансию сегодня — задача не из легких. А если у соискателя на руках дети, то такая миссия становится практически невыполнимой.

Закидываем удочку

Я и не представляла себе, сколь «увлекательным» и «познавательным» может быть это занятие — поиск работы. Немного о себе: в моем багаже высшее образование, стаж работы главным бухгалтером и... двое детей. Последний «актив», как показали результаты проведенных собеседований, и оказался моим самым главным недостатком. Но не будем забегать вперед.

Текущее место работы не предвещало особых перспектив ни в карьерном, ни в финансовом плане, и я начала подыскивать новое. Впрочем, обращаться в кадровые агентства я не спешила — надеялась трудоустроиться самостоятельно. На размещение резюме на одном из популярных сайтов в Интернете я потратила довольно много времени, так как анкета требовала указать массу информации о себе. Конечно, шквала выгодных предложений я не ожидала, но на достойное место работы рассчитывала.

Действительно, мне поступало приличное количество звонков от разных организаций, из которых, правда, лишь единицы заслуживали внимания. Основным моим критерием была территориальная близость к дому, так что в резюме я специально указала район, где должен был бы располагаться мой потенциальный работодатель. К сожалению, работники служб по подбору персонала, похоже, не обращали внимания на этот комментарий то ли по невнимательности, то ли ради имитации бурной деятельности. Звонили и сами руководители компаний, которые обычно не имели никаких представлений о специфике работы бухгалтерии, не знали элементарных положений законодательства. Порой доходило до того, что приходилось объяснять им разницу между системами налогообложения. Некоторые работодатели даже пытались получить бесплатную консультацию: описывали конкретную проблему по телефону и предлагали ее разрешить. Бывало, порой мне по нескольку раз звонили представители одной и той же организации, несмотря даже на то, что ранее я уже отвергла их предложения. Часто меня приглашали на вакансии, ничего общего не имеющие с должностью главного бухгалтера: консультант, кассир, менеджер по продажам и прочие. Подобные предложения меня не интересовали, и, поскольку они, как правило, приходили на электронную почту, отсеивать их было не так уж сложно.

Наконец, отделив, как говорится, зерна от плевел, я выбрала несколько вариантов, которые, на мой взгляд, заслуживали внимания.

Процесс пошел

Сначала я посетила торговую компанию, в которой освободилась позиция главного бухгалтера. Одним из подразделений фирмы являлся магазин, в котором продавались товары народного потребления: посуда, осветительные приборы и предметы интерьера.

Собеседование со мной проводила довольно милая женщина, имевшая весьма скромное понятие о бухгалтерии. Роль магазина в рамках компании она обрисовала так: магазин — это своеобразная «игрушка» учредителей. Основной доход владельцам приносит оптовая торговля. Магазин же официально убыточен, однако его персонал вовремя и регулярно получает свою заработную плату.

Интервьюер обозначила предполагаемый круг моих задач: восстановить некоторые документы и построить прозрачную систему учета в компании. Такие требования были для меня не в новинку и никаких нареканий не вызвали. Однако под конец беседы сотрудница уточнила количество и возраст моих детей, после чего ее оптимистичное настроение сразу улетучилось. Она довольно натянуто осведомилась, с кем же останутся дети, если вдруг заболеют, и, скупо попрощавшись, сообщила, что при необходимости мне перезвонят, хотя буквально несколько минут назад была готова принять меня на работу. Мне стало понятно, что положительного ответа я вряд ли дождусь.

В следующий раз я нанесла визит организации, которая оказывала услуги в области бухгалтерского учета и отчетности. Заработная плата была вполне удовлетворительной, территориально офис располагался недалеко от дома, и график работы казался удобным. Так что я согласилась на прохождение теста из пятидесяти вопросов — по десять на каждую из пяти тем. Результаты проверки мне сообщили практически сразу. По всей видимости, работодателя они устроили, поскольку я получила предложение пообщаться напрямую с работником бухгалтерии. Он рассказал мне об объемах работы, о положительных и отрицательных ее сторонах и ответил на все мои вопросы. Оставалось только побеседовать с директором по бухгалтерскому учету и налогообложению. Эта встреча состоялась не сразу, а только спустя неделю. По ходу разговора выяснилось, что больничные оплачиваются только за 2 недели в год, а все остальные пропуски по причине болезни — за свой счет. Попросив назвать причину такого несоблюдения действующего законодательства, я услышала в ответ: «Мы — коммерческая организация». Такой ответ из уст директора по бухгалтерскому учету и налогообложению меня порядком удивил. Ну, а когда напоследок зашла речь о детях, интерес со стороны работодателя ко мне, увы, был потерян...

Для того, чтобы соискатель с детьми на руках мог рассчитывать на хорошее место, ему необходимо обеспечить себе тыл, пути отхода в экстренных ситуациях.

Двойные стандарты

Третья компания поразила меня таким халатным отношением к делу, что мне стало просто интересно, чем все закончится. Звонок поступил от работницы, ответственной за поиск сотрудников. Длинных бесед со мной она не вела, а просто направила к сотруднице бухгалтерии, после чего без промедления удалилась, радостно сообщив, что план на сегодня выполнен. От второй же своей собеседницы я услышала вот какие слова: «Ох, как я устала рассказывать одно и то же. И так работы полно, а тут надо еще и с соискателями общаться». Затем мне пришлось заполнить внушительную анкету и пройти тест. Сдав задание на проверку сотруднице, занятой нанесением лака на ногти, я снова услышала от нее вопрос о детях, о болезнях, о том, есть ли с кем оставить детей, сколько стоит садик и т. д.

На этом, впрочем, собеседование не закончилось. Тест был пройден удачно, и меня направили в другой офис на аудиенцию к директору компании. Его вопросы меня очень удивили: «В какой налоговой самая длинная очередь и почему?»; «На дворе 19 число, а отчетность не готова, что будем делать?»; «Есть с кем оставить детей, если придется ночевать на работе?». Главное, что интересовало руководителя — это возможность уменьшения налоговой нагрузки и... наличие отменного здоровья и постоянной няни у моих детей.

Мои общие рассуждения об оптимизации работодателя не устраивали — ему хотелось получить подробное описание конкретных схем, однако я не собиралась вдаваться в подробности при первой встрече. Конечно, способы налоговой оптимизации существуют, и их немало, но кто же станет выкладывать все на собеседовании?

А вот «детский» вопрос меня попросту возмутил. На мой взгляд, достаточно информации о том, что детей есть с кем оставить. Выпытывать подробности — неэтично. Таким образом, никакой определенности наша беседа не дала, и окончательного решения директор не принял. На том мы и расстались.

Через два дня со мной вновь связалась сотрудница кадровой службы данной компании и стала задавать вопросы о том, была ли я на собеседовании и каков, по моему мнению, результат. Через час она опять позвонила и сообщила, что я принята на должность главного бухгалтера. После этого в офис моего текущего работодателя поступил звонок от службы безопасности этой компании. Вопросы были заданы прямо: кем работает, сколько платят и каково мнение сотрудников обо мне. Подобная бесцеремонность меня, мягко говоря, удивила, особенно если учесть тот факт, что с прежнего места работы я еще не уволилась. Стоит ли говорить, что потенциальный работодатель даже не пожелал ознакомиться с моим резюме и документами об образовании, и это при такой всесторонней проверке! В конце концов я поняла, что с этой фирмой мне не по пути.

Свет в конце тоннеля?

Вероятно, подобное происходит с тысячами бухгалтеров. Жаль, что работодатели до сих пор считают главным недостатком соискателя наличие у него маленьких детей. И при всех громких разговорах о демографическом кризисе на высшем правительственном уровне, представители бизнеса остаются при своем мнении. Ведь сотруднику с детьми придется чаще обычного брать лист временной нетрудоспособности, возможно, уходить раньше, чтобы забрать отпрысков из детского сада или брать отгул. Более того — работники, имеющие взрослых детей, столь же слабо востребованы на рынке труда. Ведь руководителям хочется видеть рядом молодых и амбициозных исполнителей, готовых работать много и за небольшую заработную плату. Да и тем бывает весьма непросто устроиться в штат компании. Именно так было, когда я несколько лет назад искала работу, будучи еще не замужем и без детей. Тогда вопросы работодателей касались в основном моей личной жизни: каковы дальнейшие планы, собираюсь ли я замуж, планирую ли уходить в декрет. В общем, у меня был недостаток иного рода — молодость.

К счастью, моя нынешняя одиссея завершилась успешно: мне неожиданно предложили работу недалеко от дома, на условиях полной оплаты временной нетрудоспособности, а наличие детей работодателя не пугало. Однако это удачное исключение лишь подтверждает общее правило. Очевидно, что «детский» вопрос по-прежнему стоит очень остро, и уповать на то, что эта преграда скоро исчезнет, пока не приходится.

«Детский» вопрос стоит в настоящее время достаточно остро. Одни работодатели откровенно побаиваются брать соискателей с детьми на руках, другие же готовы взять специалиста только на небольшие деньги.

Поступайте, как знаете!

«Как это ни печально, рассмотренная в статье ситуация типична для сегодняшнего рынка труда, — отмечает Юлия Винча, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити». — Большинство работодателей действительно с опаской относится к специалистам с детьми. И их можно понять. Не нужно быть провидцем, чтобы знать заранее — такой сотрудник регулярно будет отсутствовать на рабочем месте по вполне прогнозируемым причинам: заболел ребенок, садик на карантине, в садике отключили воду/свет и т. п., няня ушла (пока ищем новую, работать не можем), нет возможности задержаться и т. д. Если работодатель единожды с этим столкнулся, то в следующий раз он вряд ли примет на работу бухгалтера, имеющего детей. Кроме того, если в компании принято задерживаться на рабочем месте, ведь дел всегда очень много, а отсутствующего сотрудника некем заменить даже на один день, то в данной ситуации руководство, скорее всего, откажет соискателю. Если же в организации приняты другие принципы, согласно которым главное — это результат, а все остальное не важно, то работодатель будет смотреть, в первую очередь, на квалификацию специалиста. Наличие детей его вряд ли смутит.

Вообще же, если женщина решила выйти на работу, то она должна, что называется, обеспечить себе тыл. В частности, продумать, какие возможны экстренные ситуации и как из них выпутаться, не вступая в конфликт с начальством. Некоторые женщины устраиваются на работу, руководствуясь принципом «попробовать». При этом они откликаются на вакансии небольших компаний, которые готовы смириться с возможными «детскими» проблемами, но при этом и уровень заработной платы они предлагают чуть ниже рыночной — это своего рода компенсация за будущие неудобства. Возможен также вариант сокращенного трудового дня. Поработав, таким образом, примерно полгода, Вы сможете оценить, насколько часто Вам приходится отсутствовать в офисе. В соответствии с этим и следует решать вопросы с няней, экстренными вызовами и т. д. Если подобные казусы происходят часто, — и руководство не изъявляет недовольства — то, возможно, имеет смысл продолжать работу в данной фирме до тех пор, пока дети не подрастут. В случае, когда проблем не возникает, можно найти вакансию с более высоким уровнем дохода: на собеседовании Вы будете уверенно говорить, что маленькие дети не мешают Вам эффективно выполнять трудовые обязанности. При этом работодатели часто руководствуются обратным: раз дети уже есть, то новая сотрудница не уйдет в декрет и вряд ли решится сменить работу.

Моя подруга, у которой двое детей, уже четыре года работает главным бухгалтером в небольшой торговой компании именно по вышеуказанной схеме. Она получает заработную плату чуть ниже уровня рынка, но при этом всегда может с утра задержаться, сходить в поликлинику, вечером пораньше уйти, побыть несколько дней дома, если ребенок заболел. Ее младший в этом году пошел в 1-ый класс, поэтому в ближайшей перспективе она планирует перейти на более высокооплачиваемую работу».

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.104 сек.
Яндекс.Метрика