18 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 13:58:53
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Рынок труда: упал - отжался



добавлено: 11-02-2009
просмотров: 6432
Кризис - повод для оценки эффективности сотрудников и избавления от «жирка». Как оценить каждого по достоинств и не уволить самые ценные кадры?

Рынок труда замер: в «Русской кадровой ассоциации» фиксируют сокращение переходов из агентства в агентство вдвое. «Есть примеры, когда кандидаты отказываются переходить в другое агентство на более высокую позицию, интересного клиента, с повышением в зарплате из-за нестабильности или, вернее говоря, стабильности своего агентства», - соглашается Юлия Полтарац-кая, руководитель департамента рекрутмента для рекламной и медиаиндустрии ГК «Агентство Контакт».

Усушка, утруска

В СМИ (ТВ, радио и пресса) отмечается резкое снижение активности по поиску и приему на работу руководителей новых направлений. При этом ИД «Актион-Медиа», по данным ИР, уже сократил более 30% персонала, ИД «Экперт» «ужимает» бэк-офис и зарплаты, идут сокращения в ИД Forward Media Group. Крупные медиахолдинги активно сокращают затраты за счет канцтоваров, зарплат (в среднем на 10%) и премий, а также намерены сократить персонал в основном за счет управляющей прослойки. Идет 15%-е сокращение персонала в ТРК «Петербург - Пятый канал». «Сокращение в первую очередь затронет сотрудников, которые задействованы в производстве собственных программ телеканала», - полагает Наталья Селезнева, директор проекта MediaJobs. RU. Планируют сокращение прежде всего внештатных сотрудников каналы СТС и ТНТ

По словам топ-менеджеров ведущих рекламных агентств, они уже наблюдают или ожидают падения рекламных бюджетов примерно на 30%. В связи с этим почти все компании вводят политику оптимизации затрат. Все сетевые и крупные российские креативные агентства заморозили около 20% вакансий. Одновременно с этим, по неподтвержденной информации, прошли серьезные сокращения в «Родной речи», не избежали этой участи и специалисты начального уровня в группе BBDO, в агентстве Instinct. Неофициальные источники ИР сообщают также о 50%-м сокращении зарплат креаторам агентства Movie, на 40% снизили зарплату в креативном агентстве Ogilvy а в Rapp Collins и урезают зарплаты, и сокращают персонал. Спад вакансий наблюдается и в BTL-агентствах. Здесь «лишними людьми» часто оказываются сотрудники ивент-подразделений.

Активными в поиске кадров остаются интернет-агентства/ медийные отделы площадок. Так, только в октябре «Яндекс» разместил около 70 объявлений о вакансиях. В медиаагентствах, где была острая нехватка кадров, приостановления поиска почти не наблюдается. «В медиаагентствах позиции типа account director остаются актуальными. У нас есть несколько заказов на директоров по работе с клиентами, что связано с привлечением в агентства новых бюджетов», - вносит оптимистичную нотку Анна Коган, консультант «Русской кадровой ассоциации». Более того, в ZenithOptimedia после прошедшей недавно переаттестации сотрудников некоторым даже подняли зарплату на 3-4 тыс. руб.

При самостоятельном подборе сотрудников, отмечают хедхан-теры, компании принимают решения очень медленно: они надеются на снижение зарплатных ожиданий кандидатов. «По статистике, должно пройти один-два месяца, чтобы человек был готов принять предложение с понижением в заработке, - отмечает Юлия Полтарацкая. - Значит, если основные сокращения пройдут в I квартале 2009 года, то к концу II квартала можно уже уверенно говорить о снижении заработной платы минимум на 30%».

Заглядывая в будущее

Очевидно, что увольнения могут быть спровоцированы уходом клиентов из агентств либо объявлением некоторых из них банкротами. Резюмируя мнения аналитиков, можно выделить три сценария развития экономической ситуации в 2009 году.

Оптимистичный. Рынок восстановится и начнет заново набирать обороты. «Последует «разморозка» бюджетов, и к середине второго полугодия все вернется на круги своя. А именно: кадровый голод, который усилится за счет «провала» рождаемости 1991-2000 годов, - рассуждает Юлия Полтарацкая. - Честно говоря, мне в это верится с трудом, механизм восстановления пока не найден плюс мировая экономика так быстро точно не восстановится. В любом случае роста рынка рекламных бюджетов в 2009-м уже не будет даже при таком оптимистичном прогнозе».

Среднепессимистичный. Неглубокая, но длинная рецессия. Опасность такой ситуации в ее продолжительности. «Если весь 2009 год пройдет в таком «депрессивном» состоянии, то компании будут как бы пережидать его, затаившись, без резких сокращений и активного подбора персонала. В среднем зарплаты расти не будут, а в отдельных случаях будут снижаться, – говорит Юлия Полтарацкая. – В такой ситуации уже точно можно фиксировать падение рекламного рынка по итогам 2009 года как минимум на 10% по отношению к 2008 году».

В условиях кризиса сотрудники готовы будут работать, образно говоря, за еду и идею. Ключевой вопрос: способен ли топ-менеджер или собственник продать идею своим сотрудникам или нет?

Пессимистичный. Кризис будет развиваться в худшую сторону, вследствие чего рынок труда будет падать вслед за падением бизнеса компаний. Как результат, массовые сокращения по всем должностям, безработица, перетекание специалистов в более стабильные/устойчивые отрасли – производство и продажу продуктов повседневного спроса, госсектор.

«Пока наиболее велика вероятность развития ситуации по третьему сценарию. Это моя личная субъективная оценка, которая основывается на беседах с топ-менеджерами из различных индустрий, – подытоживает Полтарацкая. – Если так и произойдет, то РА вынуждены будут избавиться от половины, а то и более, штата ассистентов и бэк-офиса».

Как «вычислить» и сохранить наиболее ценных сотрудников? Ведь в РА основной капитал и «сырье» для процветания бизнеса – «серое вещество» в головах сотрудников. Лилия Казинцева, коммерческий директор компании «Русская кадровая ассоциация», предлагает оценивать потенциал сотрудников не с точки зрения прошлых заслуг, а заглядывая в будущее. Для этого можно «протестировать» каждого, ответив на следующие вопросы:

1. Функции, которые выполняет сотрудник, дублируются другими или уникальны?

2. Критично ли для эффективности бизнес-процессов компании отсутствие этого сотрудника?

3. Уровень лояльности в кризисной ситуации: мотивирован и готов ли психологически сотрудник продуктивно переживать трудные времена вместе с компанией?

4. Насколько перспективен сотрудник для компании в пос-лекризисный период:

  • наличие уникальных навыков и знаний;
  • насколько сложно будет найти такого же готового специалиста/руководителя?
  • насколько затратным окажется создание с нуля той сферы деятельности, которая «умрет» с уходом сотрудника?

В зависимости от степени тяжести кризиса всем РА придется прибегнуть к оптимизации затрат либо к жесткой экономии. Как же компании грамотно сэкономить на персонале и остаться на плаву? У HR-специалистов есть несколько точек зрения на оптимизацию затрат.

Наиболее популярный метод оптимизации HR-бюджета – «замораживание» рекрутинга, то есть сокращение количества вакансий, что мы и наблюдаем. К другому очевидному способу сэкономить – отказаться от корпоративных мероприятий – рекламисты

не готовы. «Корпоративные мероприятия создают положительный эмоциональный фон, сплачивают команду. Понятно, что в нестабильной ситуации их значимость только возрастает, - поясняет Ирина Титова. - Мы стараемся не отказываться от проведения корпоративных вечеринок».

Многие компании заняты пересмотром структуры совокупного дохода с целью минимизации рисков по размеру выплат при уходе/сокращении сотрудников в будущем году. Это подразумевает изменение отношения постоянной и переменной части зарплат в пользу увеличения последней. Таким образом, на смену долгосрочной мотивации сотрудников грядет краткосрочная. Компания, выполняя обязательства перед сотрудниками в полном объеме, доказывает свою стабильность и платежеспособность. «В этом случае играет роль регулярность выплат», - подчеркивает Юлия Полтарацкая. Екатерина Селявина, гендиректор агентства Movie, не исключает, что на новый год в трудовых контрактах будут условия, отражающие реалии сегодняшнего дня. То есть никакой 15%-й индексации, к которой так быстро привык наш рынок.

HR-консультанты советуют затраты на развитие персонала (тренинги/обучение) снижать в последнюю очередь, так как возрастает ценность каждого сотрудника в условиях общего снижения количества персонала. Ирина Титова, HR-директор коммуникационной группы Aegis Media/OKS, полагает, что вполне можно пересмотреть бюджет на обучение сотрудников и составить список приоритетных тренингов и их участников. «Совсем отказываться от обучения не стоит, - говорит она. - В кризисный период важно продолжать вкладывать в профессиональное развитие сотрудников, давать людям понять, что их ценят, и компания готова инвестировать в их рост».

При необходимости жесткой экономии затрат в «Агентстве Контакт» советуют перевести на фриланс большую часть сотрудников, тем самым снизив затраты на офис и соцпакет. Соцпакетом, как и корпоративными мероприятиями, жертвовать можно в любом случае: лояльность сотрудников будет расти пропорционально росту безработицы, как бы прагматично это ни звучало. «К сожалению, не все топ-менеджеры компаний готовы к антикризисному управлению, так как многие из них были наняты на достижение амбициозных целей, на развитие, а не выживание», - обозначает проблему Юлия Полтарацкая. В условиях кризиса сотрудники готовы будут работать, образно говоря, за еду и идею. Ключевой вопрос: способен ли топ-менеджер или собственник продать идею своим сотрудникам или нет? Если да, то можно резать все затраты на персонал смело, включая и заработную плату. Если нет, то цена вопроса будет выше. Наталья Селезнева вполне допускает, что уже в 2009 году могут появиться новые мультимедийные проекты, которые соберут команду наиболее ярких профессионалов из других СМИ и рекламы, предложив им докризисные зарплаты.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика