28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 11:33:43
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Марина Мелия: «Мы слишком зависим от мнения окружающих»



Ольга Бедарева
Источник: E-xecutive
добавлено: 24-02-2009
просмотров: 11700
Модная, престижная, высокооплачиваемая… Какими еще эпитетами вы можете описать свою работу, и почему среди этих характеристик нет заветного слова «любимая»? По мнению коуч-консультанта Марины Мелия, истинные ценности уже давно принесены обществом в жертву его величеству Статусу. О том, почему в современном мире так ценится внешнее, психолог рассказала в интервью E-xecutive.

Марина МелияСколько бы ни говорилось о плюсах рыночной экономики и достоинствах рационального мышления, свойственного личности этого времени, негативные стороны религии всеобщего поклонения Вещи берут свое - жизнь и работа во имя статуса и материальных благ стала явлением весьма распространенным. К счастью, тенденция отказа от такого смыслового наполнения встречается также все чаще – набравшая бешеную скорость гонка за прибылью заставляет некоторых ее участников задуматься о том, действительно ли они движутся в верном направлении. По мнению известного коуч-консультанта, психолога, генерального директора консультативной компании «ММ-Класс» Марины Мелия большинство из этих «участников забега» формулируют свою систему ценностей исходя исключительно из модных и престижных тенденций. Поэтому главная проблема заключается в том, чтобы не бежать за всеми, а задуматься над тем, что нужно именно тебе, понять свои истинные интересы и цели, а это под силу далеко не каждому.

О том, что заставляет людей откладывать психологическую «реформу» в долгий ящик, об источниках силы и энергии во времена глобального экономического и личностного кризисов Марина Мелия рассказала в интервью E-xecutive.

E-xecutive: Ваша новая книга «Как усилить свою силу? Коучинг» ставит одной из своих целей помочь читателю по-новому взглянуть на себя и прояснить свои истинные ценности и цели. Что, на Ваш взгляд, мешает людям понять свое истинное предназначение и реализовать его?

Марина Мелия: Век рыночной экономики привнес множество модных трендов. Они наводнили средства массовой информации и, как результат, общественное сознание. Противостоять этим течениям очень сложно.

Так существует набор заведомо престижных профессий – о вас будут говорить с уважением, если вы, например, банкир или менеджер крупной компании. Модно также иметь не совсем обычную работу, пусть даже и не очень прибыльную – психолога, журналиста, галериста. К сожалению, большинство людей, попадая под влияние этого мэйнстрима, выбирают профессию, даже особо не вникая в ее суть, лишь бы не быть аутсайдером.

Выступить против общего мнения, задуматься о своих истинных желаниях, выбыть из этой гонки – рискованно. Боязнь фиаско слишком сильна. Мы очень зависимы от мнения окружающих, которых интересуют, как правило, наши «количественные показатели» - зарплата, должность, социальный статус.

При этом одной смелости мало, нужны единомышленники, с которыми можно обсудить свои намерения. Такой диалог возможен как раз с коуч-консультантом, который и будет этим заинтересованным слушателем. Однако коучинг – услуга эксклюзивная, воспользоваться ею могут лишь немногие, так как профессиональных коучей пока мало, да и стоимость консультирования очень высока. Думаю, что моя новая книга в силу диалогичного стиля изложения, сможет стать для читателей своеобразным коуч-консультантом и поможет по-новому взглянуть на себя.

E-xecutive: Ваша теория основывается на положении, что человек должен развивать свои сильные стороны…

Дело в том, что мы привыкли бороться со своими недостатками, но реализоваться можно лишь опираясь на свои преимущества и свои сильные стороны, прояснив свои истинные ценности и цели, раскрыв свой талант. О том, как это сделать, я и пишу в своей книге.

E-xecutive: Какие фундаментальные психологические концепции и теории Вы использовали при работе над книгой «Как усилить свою силу? Коучинг». Есть ли у Вас любимые теоретики психологии?

Необходимо отметить, что в основе коучинга лежит индивидуальное психологическое консультирование. Принципы этой деятельности заложены в классических теориях психологии. К сожалению, не все, кто считают себя коуч-консультантами, имеют соответствующую подготовку. А как всякое сильное оружие – коучинг опасен в руках непрофессионала. Конечно, в любой профессии встречаются самородки, но все-таки работать с человеком без знания основ консультирования нельзя.

Что касается гуру психологии, опыт которых я считаю основополагающим, это, конечно, в первую очередь Карл Роджерс – основоположник активного и понимающего слушания, который определил отношение консультанта к клиенту не как ученого к объекту изучения, а как человека к человеку со всеми его достоинствами и недостатками. Я благодарна судьбе за то, что мне удалось увидеть воочию, как работает великий Карл Роджерс.

Конечно, Абрахам Маслоу, который занимался проблематикой личного роста и развития, выявил отличительные черты самоактуализирующихся личностей, в том числе готовность к тяжелому, упорному труду, смелость в принятии решений, в поступках, наличие творческой жилки и внутренняя свобода.

Также часто обращаюсь к работам Виктора Франкла, которого мне посчастливилось видеть и слышать не один раз. В своих выступлениях он подчеркивал уникальность каждой личности, считал, что у каждого человека свои неповторимые жизненные цели и пути их достижения и только следуя своим, неповторимым жизненным курсом, человек может реализовать лишь ему данные возможности.

Трансактный анализ Эрика Берна незаменим для коуч-консультанта при работе над жизненными сценариями, при анализе межличностных конфликтов, при работе по адекватному позиционированию.

И, безусловно, Эрих Фромм, который гениально предвидел появление «рыночного человека» с его стремлением «казаться, а не быть» и обозначил главные экзистенциальные проблемы человечества, в том числе и потребность в самоидентичности.

E-xecutive: Вы возглавляли лабораторию Психологии спорта высших достижений во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры. В чем сходства и различия спорта и бизнеса?

Бизнес и спорт имеют четкие количественные показатели. Спорт – своеобразная модель деловой жизни. Настоящий спорт и настоящий бизнес требуют трудолюбия, творчества, концентрации усилий на процессе и результате. И в той и в другой области добиться успеха можно только в случае, если вы увлечены тем, чем занимаетесь.

E-xecutive: Кризис открывает перед бизнесом новые возможности. Какие возможности он открывает перед коучингом?

О новых возможностях говорить пока рано. Просто в сложных, критических ситуациях работы становится намного больше. В это время первому лицу как никогда требуется человек, с которым можно обсудить свои возможные действия. Этих ситуаций выбора, а значит и альтернатив, становится все больше и они, конечно, более значимые.

E-xecutive: Во время кризиса людям бизнесменам надо быть особенно сильными и смелыми. В каком источнике вы рекомендуете своим клиентам искать источник сил даже в самых трудных ситуациях?

Всегда надо помнить о том, что источник сил в самом человеке, даже если жизнь нарушает планы. Самое главное в сложных ситуациях – не поступаться принципами и не ломать систему ценностей. В водовороте кризиса важно не потерять себя, сохранить свое «Я». Важно не поддаться, например, общим, иногда паническим, настроениям, и помнить, что самое ценное, что есть у нас – это мы сами. И тогда из кризиса можно выйти еще более сильными.

E-xecutive: Кризис проявляет истинную сущность человека?

Несомненно, как любой стресс, кризис - своеобразная лакмусовая бумажка, - проявляет истинные качества человека. Кто-то начинает метаться, кто-то -отыгрываться на других, а кто-то продолжает идти своим путем, стремясь сохранить и бизнес, и людей.

E-xecutive: Поделитесь секретом успеха современной бизнес-леди – в чем Ваш источник сил и энергии?

Думаю в том, что я занимаюсь делом, которое мне действительно нравится. Я не представляю себя ни в какой другой профессии, хотя путь к ней был непростой. Формулу успеха для себя формулирую так – «делай то, что тебе нравится, и делай изо всех сил». Желаю каждому найти свое любимое дело и заниматься им, не оглядываясь на других.

E-xecutive: Самыми первыми коучами для человека становятся его собственные родители. Какие рекомендации Вы могли бы дать начинающим родителям – как воспитать действительно смелую и сильную личность?

В первую очередь ребенка надо любить. Совет, на первый взгляд, простой, но не все родители ему следуют. Если ты любишь ребенка, то будешь поддерживать его в том, что ему важно и интересно. А для этого нужно понять, чего он действительно хочет и помогать ему достигать желаемого. При этом также важно привить ему определенные ценности, помочь разобраться, что в жизни важно, а что – второстепенно.

Я приводила своим детям такую аналогию: в доме произошел пожар, что останется после того, как в огне сгорит все имущество? Отношения с близкими, друзьями, родственниками, здоровье, знания, опыт, любимое дело, жизненные ценности. Это и есть самое главное. Я бесконечно благодарна своим родителям за то, что они научили меня работать с удовольствием. Моя мама была врачом-онкологом, организовала первую в СССР сеть онкологических диспансеров от Калининграда до Сахалина. Когда ее спрашивали, откуда у нее столько сил, она отвечала: «Я что думаю, то и говорю, а что говорю, то и делаю». Я пытаюсь поступать также. И еще, мои родители мне порой говорили: «Делай, что должно, а дальше будь, что будет» - это высказывание я повторяю и своим детям. Думаю, оно актуально не только в период кризиса, но и всегда.

E-xecutive: Современные условия бизнеса часто заставляют предпринимателей быть не просто хорошими стратегами, а пускать в дело хитрость, коварство, жесткость. Всегда ли хороший бизнес связан с необходимостью идти по головам?

В «народе» очень популярно представление о том, что бизнес обязательно связан с хождением по головам. Однако я разделяю бизнесменов на две группы - «пользователей» и «творцов». К первой категории относятся бизнесмены, которые получили уже готовый бизнес, при этом не всегда честным путем. Такие люди часто нарушают нравственные принципы, используют других в своих интересах. Что касается предпринимателей-«творцов», их капитал – это они сами и их люди, честные и открытые отношения с партнерами, а также упорный труд и полная самоотдача делу. В этом плане бизнес, повторюсь, очень схож со спортом. К сожалению, люди часто не видят разницы между двумя этими совершенно разными категориями людей и приписывают всем бизнесменам коварство и беспринципность. На деле это далеко не так.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика