28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 14:23:10
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Треугольник МСФО



Е.А. Масленникова, Р.Н.Чибисов
Источник: Методический журнал «МСФО и МСА в кредитной организации»
добавлено: 02-04-2009
просмотров: 8136
При подготовке отчетности по МСФО образуется своеобразный треугольник: процедура оценки стоимостей средств компании — отчетность — аудит отчетности. Отчетность по МСФО непосредственно связана с независимой оценкой, результаты которой напрямую импортируются в отчетность и потом проверяются аудиторами.

Переход на международные стандарты финансовой отчетности начался в России в 2003 году. Первыми применять МСФО в России стали кредитные организации. В Официальном сообщении ЦБ РФ от 02.06.2003 «О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности» установлено, что все банки переходят на подготовку финансовой отчетности по международным стандартам с 1 января 2004 года и составляться она будет на основе российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации.

Кредитные организации представляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО. При этом Центральный банк РФ выпускает методические указания по представлению отчетности по МСФО и постоянно совершенствует их в соответствии с изменениями в стандартах. Последние Методические указания, выпущенные ЦБ РФ, учитывают и сложившуюся кризисную ситуацию в банковской сфере. Отчетность по МСФО играла и играет важную роль. Традиционно именно она рассматривается инвесторами в качестве базы для анализа и принятия решения о финансировании того или иного проекта компании, доверии к кредитному учреждению, выборе партнера. Финансовый кризис серьезно коснулся вопросов ведения учета и подготовки отчетности по МСФО. Традиционные подходы требуют пересмотра. Во главе угла стоят вопросы оценки, поскольку именно на основе суждения оценщика выстраивается отчетность. В данной статье мы рассмотрим алгоритмы взаимодействия оценщика, банка-клиента, аудитора при подготовке отчетности кредитного учреждения.

С 2004 года аудит отчетности и оценка активов по справедливой стоимости приобрели особое значение. Банкам, да и всем компаниям зачастую приходится преодолевать различия в методах оценки активов, которые применяются в МСФО и российских стандартах бухгалтерского учета.

Например, при подготовке отчетности по МСФО могут возникнуть вопросы оценки и учета основных средств. Сейчас, пожалуй, это достаточно важный вопрос, поскольку рынок коммерческой недвижимости демонстрирует падение. Многие банки приобретали ранее офисные здания, объекты коммерческой недвижимости, и, конечно, их баланс зависит от их оценки. От правильной оценки и признания основных средств в конечном счете зависит балансовый отчет любой организации.

Для того чтобы трансформировать отчетность по РСБУ в отчетность по МСФО, привлекаются независимые консультанты - аудиторы и оценщики, которым необходимо провести оценку средств банка. Требования международных стандартов в части оценки стоимости активов отличаются от требований РСБУ. Независимый оценщик в своей работе будет руководствоваться следующими стандартами при оценке активов и обязательств, доходов и расходов банка:

  • МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса»;
  • МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
  • МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»;
  • МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;
  • МСФО (IAS) 17 «Аренда»;
  • МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»;
  • МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»;
  • МСФО (IAS) 28 «Учет инвестиций в ассоциированные организации»;
  • МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»;
  • МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;
  • МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»;
  • МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Соответственно для того чтобы трансформировать отчетность банка, возможно привлечение консультантов. Кроме того, отчетность должна быть обязательно аудирована. В итоге получается, что для продуктивной работы по данному вопросу необходимы слаженные и согласованные действия трех независимых сторон: аудитора, оценщика и заказчика. Здесь как раз обычно и возникают противоречия.

Последовательность работ по трансформации отчетности, как правило, следующая.

1. Формирование модели отчетности.

1.1. Описание существующих бизнес-процессов (взаимодействие с бухгалтерскими, финансовыми, производственными, техническими и др. службами; анализ основных направлений деятельности).

1.2. Анализ применимости МСФО (выбор необходимых стандартов).

1.3. Разработка учетной политики.

1.4. Предварительная разработка форм отчетности.

1.5. Подготовка модели примечаний к отчетности согласно выбранным стандартам.

2. Подготовка информационных запросов.

2.1. Анализ минимально необходимой для трансформации отчетности аналитики.

2.2. Определение объема требуемой информации.

2.3. Разработка форм информационных запросов.

2.4. Составление проверочных листов.

2.5. Подготовка средств обработки информации (базы данных).

3. Сбор информации.

3.1. Изучение формата запросов заказчиком (понимание целей заполнения, контрольные точки сверки данных, привлечение различных служб).

3.2. Общие принципы заполнения запросов (контроль целостности формул при вставке строк и столбцов, статья «Прочие» не должна превышать 5% суммы раздела, данные по оборотам максимально детализированы).

3.3. Способы заполнения запросов (представление данных в электронном виде, выгрузка из баз данных, разработка алгоритма заполнения информационных запросов).

3.4. Контроль заполнения запросов (проверка соответствия аналитических и синтетических показателей отчетности, проверка на внутреннюю непротиворечивость, объяснение причин изменений, происходящих за период).

4. Проверка данных.

4.1. Сверка данных запросов с информацией в отчетности по РСБУ.

4.2. Сопоставление данных в запросах.

4.3. Проверка на внешнюю непротиворечивость (сверка данных бухгалтерии и финансовой службы).

4.4. Проверка сводной информации по компании.

5. Трансформация отчетности.

5.1. Реклассификационные корректировки прошлых периодов, расчет оценочных значений, отложенных налогов.

5.2. Подготовка итогового варианта финансовой отчетности.

5.3. Формирование полного комплекта отчетности, примечаний; анализ полученной отчетности на непротиворечивость; исправление ошибок округления.

Аудиторами, которые специализируются на трансформации отчетности по МСФО в России, считаются специалисты «Большой четверки» (KPMG, Deloitte, Ernst&Young, Pricewater­house­Coopers) и нескольких других крупных российских консалтинговых компаний. Однако аудиторы «Большой четверки» доверяют расчетам прежде всего иностранных оценщиков и крупных российских оценочных компаний, что не всегда приемлемо для средних банков. Как правило, сумма, выделяемая на оплату работы консультантов, варьируется от 25 до 55% бюджета всего проекта.

При подготовке отчетности по МСФО образуется своеобразный треугольник: процедура оценки стоимостей средств компании - отчетность - аудит отчетности. С одной стороны, отчетность по МСФО непосредственно связана с независимой оценкой, результаты которой напрямую импортируются в отчетность и потом проверяются аудиторами. С другой стороны, аудитор проверяет, как выполнена работа оценщика. Стоимость оцениваемых основных средств и нематериальных активов важна для валюты баланса. Любой аудитор, подписывая заключение, должен быть уверен, что оценка выполнена правильно и отражает реальную стоимость активов. Более того, в международных стандартах аудита отмечено, что консультанты, оценщики и аудиторы должны быть разными юридическими лицами, поскольку имеют разные сферы ответственности и компетенции. В этой связи входящие в структуру аудиторской компании подразделения финансового консалтинга не могут одновременно с аудиторами своей компании выполнять оценку объектов, но, конечно, они играют роль при выработке позиции аудиторов по тем объектам, которые аудирует их компания. Нередко мнения компании оценщиков и оценщиков аудиторской компании не совпадают в силу недостаточной опытности оценщиков, взявшихся оценивать объекты в целях МСФО.

Если основные средства новые, то есть куплены начиная с 2003 года, то оценка может не понадобиться. А если до 2003 года, то она необходима.

Основные сложности, такие как увеличение сроков проектов, изменение методологии расчетов и впоследствии изменение стоимостей статей баланса компании, в основном возникают в момент согласования между оценщиками и аудиторами. Их взаимодействие происходит, как правило, следующим образом:

  • постановка компанией-заказчиком задания на оценку;
  • подготовка оценщиками запроса необходимой информации;
  • проведение после получения информации процедур оценки;
  • отправление результатов оценки компании-заказчику и аудитору;
  • получение замечаний, пожеланий, вопросов для пояснения от аудиторов;
  • согласование полученных стоимостей средств компании с аудиторами;
  • отправление согласованных стоимостей аудиторам и трансформация аудиторами отчетности.

Предпоследний из описанных выше этапов может повторяться два или три раза. Именно здесь заложена вероятность продления сроков по проекту.

В оценочную компанию поступила заявка на проведение оценки нематериальных активов с целью определения их справедливой стоимости для включения данных активов в отчетность банка, составленную по МСФО. В качестве аудитора компанией-заказчиком была выбрана компания «Большой четверки».

Аудиторы выдвинули требование соответствия проводимой оценки, прежде всего, требованиям МСФО. Стандарты оценки признавались приемлемыми лишь при условии, что они не противоречат положениям МСФО.

Стандартная процедура согласования выглядит следующим образом. После сбора информации от банка-заказчика начинается процесс определения справедливой стоимости. Далее оценщики передают аудиторам результаты на проверку и дальнейшую трансформацию. Аудиторы при этом могут вернуть оценщикам материалы на доработку. Аудиторы могут контролировать процесс работ по договору на разных этапах. После того как оценочная фирма приводит методы оценки в соответствие с требованиями аудиторов, им через небольшой промежуток времени выдается положительное заключение.

Выбор методологии оценки обычно относится к исключительной компетенции оценщика, но для того чтобы результат был принят для целей МСФО, приходится согласовывать методологию с аудиторами. Это касается и алгоритма сбора исходной информации, и ее обработки, и принятия решений при наличии противоречий.

На первых этапах подготовки отчетности по МСФО оценщикам необходимо было освоить оценку активов не по исторической балансовой, а по справедливой (рыночной) стоимости. Кроме того, параллельно осваивались методы оценки активов и обязательств по возможной цене продажи и по дисконтированной стоимости.

Также при оценке по справедливой стоимости необходимо учитывать такие вопросы, как гиперинфляция и обесценение активов. Сроки полезной службы основных средств по международным и российским правилам отличаются. В РПБУ они приближены к налоговым нормам, поэтому степень износа активов занижена. Есть особенности и в учете нематериальных активов (далее - НМА), так, согласно МСФО:

  • запрещаются оценка и капитализация внутренне созданных брендов;
  • с 2005 года гудвил не амортизируется, а обесценивается.

В вышеописанной ситуации (когда один банк приобретает другой банк, и ему требуется включить ряд нематериальных активов в баланс) оценка проводилась в соответствии с IFRS и IAS 38.

На сегодняшний день существуют несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависят от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС), экономической ситуации на момент оценки.

Сравнительный подход:

  • метод сравнения продаж объектов интеллектуальной собственности.

Затратный подход:

  • метод стоимости замещения;
  • метод восстановительной стоимости;
  • метод исходных затрат.

Доходный подход:

  • метод расчета роялти;
  • метод исключения ставки роялти;
  • методы DCF;
  • методы прямой капитализации;
  • экспресс-оценка;
  • метод избыточной прибыли;
  • метод, основанный на «правиле 25%»;
  • экспертные методы.

Для расчетов стоимости товарного знака как одной из позиций, необходимых для оценки, оценщиками был выбран метод «избыточных прибылей». Суть данного метода заключается в следующем: в его основе лежит допущение о том, что часть прибыли банка, превышающая «нормальную» рентабельность материальных активов, производится за счет нематериальных активов. Такая «избыточная прибыль» может быть капитализирована в неосязаемые активы. Ниже приводятся общие этапы расчетов с помощью метода избыточной прибыли:

  • определение стоимости материальных активов и пассивов;
  • расчет величины репрезентативной операционной прибыли;
  • определение требуемой ставки дохода на материальные активы (эти показатели используются для расчета прибыли на материальные активы, которая затем вычитается из репрезентативной операционной прибыли для определения размера «избыточной прибыли»);
  • определение требуемой ставки дохода на нематериальные активы (данная величина используется для расчета нематериальных активов);
  • расчет стоимости нематериальных активов.

В итоге проведения последовательности расчетов был получен определенный результат. Далее началась трудоемкая процедура согласования с аудиторами. По окончании ряда переговоров представители компании «Большой четверки» рекомендовали изменить методологию расчетов, что впоследствии должно было привести к достаточно существенному снижению итоговой стоимости.

После попыток согласовать существующую расчетную методологию, а также при невозможности нахождения оптимального решения оценщики пересчитали справедливую стоимость по методологии, предложенной компанией-аудитором, а именно методом освобождения от роялти. Основным замечанием было, что при оценке товарного знака с помощью метода избыточной прибыли в стои­мость вошли: персонал и прочие элементы гудвила, не выделяемые в составе НМА по МСФО.

Фактически метод освобождения от роялти является комбинацией сравнительного и доходного методов. Основой метода является предположение о том, что если бы компания использовала товарный знак, бренд по договору лицензии или франчайзинга, то она должна была бы выплачивать лицензиару (владельцу лицензии) некоторый процент - роялти. Поскольку оцениваемый товарный знак является собственностью банка, то роялти капитализирует сам банк. Сумма дисконтированных потенциальных роялти является оценкой стоимости товарного знака:

  • значение ставки роялти определяется экспертным путем посредством выбора наиболее вероятной ставки в случае продажи лицензии на использование бренда среди соответствующих отраслевых показателей, ставок для похожих компаний (банков), брендов, условий сделок и т.п.;
  • денежные доходы бренда, получаемые от выплат в виде роялти в каждый отрезок прогнозируемого периода, находят путем умножения величины операционной прибыли до налогообложения на ставку роялти;
  • из полученных доходов вычитаются все расходы на поддержание и развитие бренда. Полученные потоки прибыли дисконтируются либо капитализируются. Чистая приведенная стоимость бренда определяется путем суммирования приведенных прогнозных потоков и постпрогнозного потока.

После применения методологии оценки товарного знака методом освобождения от роялти справедливая стоимость данного объекта снизилась практически в два раза. Также в этот период по настоянию аудиторов были продлены сроки по согласованию и окончанию работ по договору более чем на три недели, что не понравилось клиенту.

Выходом из подобных ситуаций может послужить опыт компаний, успешно преодолевших препятствия по прохождению процедуры согласования с аудиторами, которая в среднем занимает более 25% времени работ по договору.

Советы, которые мы можем дать по вопросу трехстороннего взаимодействия:

  • первоначально на этапе заключения договоров по проектам необходимо проводить выбор, обоснование и согласование методологии, которая будет использована оценщиками и приемлема для аудиторов;
  • необходимо составлять подробные и понятные формы для запроса и обмена информацией между сторонами;
  • обязательным условием является достижение договоренностей всех сторон об оперативном реагировании на возникающие вопросы.

Эти легкие по сути процедуры позволили бы многим компаниям сократить сроки согласований до минимума, что способствовало бы улучшению взаимоотношений между сторонами и выполнению в срок обязательств по договорам.

«МСФО и МСА в кредитной организации» №1/2009.
Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.104 сек.
Яндекс.Метрика