28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 10:52:44
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Продавцы и покупатели — вместе против кризиса




Источник: TorgRus.com
добавлено: 18-05-2009
просмотров: 5929
Предкризисные ожидания и нестабильная макроэкономическая ситуация действительно поставили все с ног на голову в российском ритейле, хотя несколько лет назад казалось, что над ним никогда не сгустятся тучи.

Открывать сеть «с нуля» в России крайне невыгодно – на преодоление всех бюрократических барьеров может уйти год, а то и больше. Самый оптимальный вариант – покупка терпящей крах местной сети. Отечественные ритейлеры, чьи акции упали в цене, компании, которые не способны выплатить долги и для которых вот-вот наступит margin call, уже хорошо известны.

Главный тренд – темпы органического роста сбавляются. Это в лучшем случае: многие розничные сети сегодня не только отказываются от намеченных планов по запуску новых объектов, но и закрывают уже действующие, а многие ритейлеры готовятся к процедуре банкротства или перепродажи. Отечественные потребители потуже затягивают пояса, отказываясь даже от обычных трат и сокращая расходную часть своих семейных бюджетов. Для розницы это уже означает спад. И процесс набирает обороты.

Впереди – большая яма

У ряда компаний проблемы копились давно – это трудности с продвижением торговой марки, неудовлетворенные ожидания покупателей, неэффективная структура ценообразования, набранные кредиты, операционные издержки и многое другое. Общий упадок экономики только усугубляет многие из этих проблем. «Существуют различные причины, почему некоторые розничные компании потерпели неудачу в последнее время, – говорит Ричард Гастингс (Richard Hastings), экономический советник Федерации кредитных и финансовых специалистов США. – Свою роль здесь сыграли значительные диспропорции между спросом и предложением, а также обманутые ожидания покупателей.

Когда этот разрыв увеличился, невозможно было сохранить финансовое благополучие». Он отмечает, что экономика страдает и от подорванного доверия потребителей к розничной торговле, и последняя неминуемо оказывается перед пропастью: «Если хотите, потребительская экономика уже сейчас находится в стадии рецессии, и это продолжится определенное время. Развитие розницы пойдет менее быстрыми темпами, что мы и наблюдаем сейчас. Сегодня управляющие сетями пересматривают бюджеты компаний, структуру инвестиций, а в некоторых случаях вынуждены закрывать магазины».

Если кто-то сейчас и строит позитивные экономические прогнозы на будущее, они безосновательны, убеждены в Центре экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). В 2009 году глобальный кризис продолжит развиваться как в США, так и в других странах, и Россию также ожидает дальнейшее ослабление индустрии. Экспорт будет снижаться, а сокращение спроса на внутреннем рынке России продолжит вызывать свертывание производства. По итогам 2009 года кризис существенно разрастется. «Для России важным симптомом позитивных перемен называется прекращение падения цен на нефть. Однако промышленный спад в стране не остановлен. Он продолжает углубляться», – считает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО.

Вектор снижения

Снижение доходов населения в России привело к замедлению оборота розничной торговли в январе-феврале 2009 года до 100,3% к соответствующему периоду прошлого года. В феврале произошло снижение на 2,4% (данные Минэкономразвития России), причем спад даже несколько ускорился и составил -2%. (в январе этот показатель составлял -1,4%). Сочетание кризисных процессов с высоким уровнем инфляции и снижением реальных доходов населения привело к снижению покупательского спроса населения и, как следствие, к замедлению темпов роста оборота розничной торговли, приходят к выводу специалисты из МЭРТ. В феврале 2009 года оборот розничной торговли снизился и составил 97,6% к февралю 2008-го. Однако за январь-февраль 2009 года он сохранил положительную динамику роста – 100,3% (к январю-февралю прошлого года).

Продажа непродовольственных товаров за январь-февраль 2009 года,

Позитивных прогнозов никто не строит. Но впадать в панику смысла нет: люди ели и будут есть.

отмечается в мониторинге МЭРТ, продолжала развиваться более динамично, чем продуктов питания. Оборот непродовольственных товаров увеличился на 0,3%, тогда как оборот пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия) остался на уровне аналогичного периода 2008 года. В структуре оборота розничной торговли продолжается тенденция роста доли продовольственных товаров, начавшаяся в конце 2008 года. Удельный вес пищевых продуктов (вместе с напитками и табачными изделиями) в структуре оборота розничной торговли в феврале 2009 года. составил 48,5%, что на 1,8 процентного пункта выше, чем на аналогичный период 2008 года.

Общий объем продаж на рынке розницы в ближайшие месяцы снизится – прежде всего из-за девальвации рубля и инфляционного роста, который заставляет жителей страны сокращать расходы. Потребители намерены тратить в магазинах меньше денег, чем это было совсем недавно. Хуже всего придется плохо защищенным от перепадов в экономике слоям населения, и прежде всего – пенсионерам. Власти – и федеральные, и на местах – пытаются смягчить удар, поощряя создание торговых предприятий, где продукты питания реализуются по приемлемым ценам.

Впадать в панику не стоит: люди ели и будут есть

Например, в Самаре открываются новые социальные магазины, где жители могут приобрести по сниженным ценам хлеб, крупы, макаронные изделия, яйца, молочную продукция, масло и бакалейные товары. Число таких предприятий достигло более 20.

Недорогие товары доступны и в сетевой торговле города (это «Копейка», «Меркурий-продукт», «Пятерочка», «Перекресток», «Любимый магазин»). Сети по соглашению с мэрией предоставляют скидки на товары первой необходимости. Скажем, сеть «Любимый магазин» проводит акцию на товары первой необходимости для пенсионеров – скидки действуют при предъявлении пенсионного удостоверения (данная группа товаров обозначена специальными желтыми ценниками). А в сети «Меркурий-продукт» на хлеб, крупы, молочную продукцию, яйца, жиры и бакалейные товары действует 15%-ная скидка. В сети «Копейка» ежедневно с 9.00 до 22.00 проводится акция «Ветеран». 

 Покупателей не стало меньше и в Воронеже. По данным Воронежской ГТРК, сегодня нет сокращения продаж продуктов питания, а товарные запасы в магазинах не уменьшаются. В крупных торговых точках наценка на социально значимые товары (хлеб, молоко 2,5%, кефир 1%, яйцо, растительное масло) по-прежнему не превышает 10%. В крупных розничных сетевых структурах («Вик», «Магнит», «Линия», «Центрторг», «Провиант-3», «Мир вкуса», «Метро Кэш энд Керри» и др.) сокращения штатов не планируется, зарплата выплачивается вовремя.  По сообщениям пресс-службы областной администрации, население сохранило доверие к банковской системе, хотя банки и отмечают рост просроченной задолженности по банковским кредитам.

В январе-феврале 2009 года реальные располагаемые денежные доходы населения, по данным Минэкономразвития России, снизились на 7,2% (в феврале – на 4,7%) к соответствующему периоду 2008 года Темп роста реальной заработной платы составил 101,0% (в феврале – 100,1%). Одновременно продолжает расти задолженность по заработной плате: на 1 марта 2009 года, по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по зарплате  составила 8087 млн. руб. и увеличилась по сравнению с 1 февраля 2009 года на 1122 млн. руб. (на 16,1%).

Торговля на рынках активизируется

Платежеспособность населения сегодня падает, и покупатели все меньше захаживают в супермаркеты и все больше – в сети эконом-класса, рынки, гипермаркеты, в магазины шаговой доступности.

Правда, во многих регионах цены, предлагаемые на городских рынках, не слишком отличаются от магазинных. В целом картина одна и та же – спрос сократился. К примеру, в Томской области функционирует 21 рынок (из них 15 – в самом Томске). По данным мониторинга, проводимого администрацией Томской области, с начала 2009 года в регионе сократился спрос на мясо, мясные деликатесы, сырокопченую продукцию, оливковое масло, сыр, масло сливочное, кисломолочную продукцию, фрукты, овощи, алкогольную продукцию, снековую продукцию и дорогие полуфабрикаты и консервы. На сыр цена подросла, но в Томской области он остался самым дешевым среди близлежащих регионов за счет активных действий крупной торговой сети, занимающейся молочными продуктами, пишет местное издание «Томский вестник» (19.02.2009). Если раньше на рынке один продавец мяса реализовывал в среднем 3-4 туши ежедневно, то сейчас – всего 1-1,5. Сумма среднего чека в продовольственных магазинах области снизилась на 10-20%. Судя по всему, покупатели пока еще придерживаются прежних привычек, закупая традиционный для себя ассортимент продуктов. Правда, объемы покупок стали меньше.

По данным Росстата, оборот розничной торговли в январе 2009 года составил 1071,6 млрд. руб. В товарной массе это на 2,4% больше, чем в январе 2008-го. Но всем понятно, что рекордов (во всяком случае, в среднесрочной перспективе) уже не будет. В январе текущего года оборот розничной торговли формировался преимущественно за счет вполне цивилизованной и современной торговли – торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). На их долю пришлось 86% продаж. Доля розничных рынков и ярмарок составила 14% (в январе 2008-го – соответственно 85,9% и 14,1%). Мониторинг Минэкономразвития России показывает, что торговля на розничных рынках и ярмарках постепенно активизируется, но темпы роста продаж очень незначительны – всего на 0,1% (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года). Какой окажется динамика, допустим, к январю 2010-го? Поживем – увидим.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика