28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 15:50:10
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Признание выручки по международным стандартам



добавлено: 01-06-2009
просмотров: 11139
На формирование выручки влияют очень многие факторы, и даже незначительные отклонения от принципов учета могут привести к ошибкам в отчетности.  Менеджер Группы международной финансовой отчетности «Эрнст энд Янг» Александра Поддубная рассмотрела основные правила учета выручки в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, а также те моменты, к которым нужно отнестись более внимательно при трансформации российской отчетности в отчетность по МСФО.
Признание выручки по международным стандартам

Различия между доходом и выручкой

Международные стандарты отчетности устанавливают различие между понятиями выручки и дохода в целом. Так, согласно Концепции Совета по МСФО, доход – это рост экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или преумножения активов или снижения обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала (СК), и последнее не связано с вкладами участников в СК. В документе также уточняется, что это определение дохода касается как «выручки», так и «прочих доходов». Первая возникает в ходе обычной хозяйственной деятельности предприятия и может  включать:

  • выручку от реализации товаров, работ, услуг,
  • вознаграждение,
  • проценты,
  • дивиденды,
  • роялти,
  • арендную плату.

Прочие доходы представляют собой другие соответствующие определению дохода статьи и могут появиться в ходе обычной хозяйственной деятельности организации. В рамках МСФО такие поступления – это результат прочих сделок, которые не приносят выручки, но являются вспомогательными по отношению к основной, доходной, деятельности. В отчетности указывается разница между доходом и расходами по таким сделкам. Например, при выбытии внеоборотных активов, включая инвестиции и операционные активы, отражается сумма поступлений от данной операции за вычетом соответствующих издержек на продажу.

Определение выручки

Основной источник методических указаний по признанию выручки –МСФО (IAS) 18 «Выручка». Согласно этому стандарту выручка определяется как «валовой приток поступления экономических выгод в течение отчетного периода, возникающий в ходе обычной деятельности предприятия, который приводит к увеличению капитала, не связанному со взносами участников в капитал». А вот суммы, полученные от имени третьих лиц, например налог на добавленную стоимость, не являются такими выгодами и не приводят к увеличению капитала. В связи с этим в отчетности по МСФО они не включаются в состав выручки.

По аналогии с этим при агентских отношениях  валовые поступления, полученные от имени (на имя) принципала, не приводят к увеличению капитала  предприятия и не учитываются в выручке. А вот комиссионные, напротив, учитываются в выручке компании. А вот комиссионные, напротив, учитываются в выручке компании. Однако на практике разница между валовой и чистой выручкой не всегда очевидна. Определять, как фирма получает деньги – как принципал или как агент – нужно самостоятельно, на основании имеющихся фактов и обстоятельств.

Нюансы оценки по справедливой стоимости

Согласно МСФО (IAS) 18 сумма выручки по сделке обычно определяется по соглашению между поставщиком и покупателем или пользователем актива. Это означает, что она оценивается по справедливой стоимости компенсации, которую фирма получила или только ожидает получить. При этом учитываются суммы торговых и оптовых скидок, предоставленных предприятием. Стандарт определяет справедливую стоимость как «сумму, на которую может быть обменен актив или урегулировано обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга сторонами».

Обычно определить справедливую стоимость компенсации по МСФО особого труда не составляет, поскольку она чаще всего выражена в денежной форме. В таком случае выручкой будет считаться сумма, которую фирма получила или только ожидает получить. Проблема возникает, когда поступление оплаты откладывается (продажа в рассрочку). Ведь в таком случае текущая стоимость платежа уже будет меньше его номинальной суммы. Дело в том, что фактическая сумма платежей включает в себя плату за финансирование. МСФО (IAS) 18 пытается решить эту проблему тем, что вводит следующее требование: компания должна произвести дисконтирование. Следовательно, в подобных обстоятельствах, чтобы узнать текущую стоимость компенсации, нужно дисконтировать все будущие поступления с использованием вмененной процентной ставки.

Отметим, что российские принципы бухучета дисконтирование не допускают. Поэтому компаниям, торгующим в рассрочку, придется сделать корректировки при трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Вторая проблема  при определении выручки возникает в тех случаях, когда компания предлагает своим клиентам скидки за быстрый расчет. Примером такой скидки является снижение на 5 процентов цены реализации при условии, что контрагент оплатит счет в течение 7 дней вместо обычных 60. Чтобы соблюсти при этом требования МСФО (IAS) 18, скидки за быструю оплату следует оценивать на момент продажи и вычитать из выручки.

Идентификация сделки

Содержащиеся в МСФО (IAS) 18 критерии признания выручки обычно применяются отдельно к каждой сделке. В то же время, чтобы правильно отразить выручку в отчетности, в определенных обстоятельствах критерии приходится применять и к отдельным компонентам сделок. Необходимо проанализировать ее экономическое содержание и в результате определить, объединять ее составляющие для признания выручки или сегментировать их. Предположим, в цену, по которой реализована  продукция, включена идентифицируемая стоимость последующего обслуживания. Так вот, последнюю нужно перенести на будущие периоды и отражать в качестве выручки в том периоде, в течение которого оказываются услуги по обслуживанию.

Пример многокомпонентной сделки в телекоммуникационной отрасли – продажа продукта, который состоит из телефонного аппарата и неких дополнительных услуг, допустим, бесплатных минут разговоров, SMS, доступа в Интернет и т. д. Для учета таких сделок организация должна применять критерии признания выручки к отдельно идентифицируемым компонентам сделки. При этом выручка от реализации телефонного аппарата, как правило, признается непосредственно в момент продажи, а за последующие услуги – относится на будущие периоды и признается в течение периода оказания этих услуг.

Встречаются также ситуации, когда критерии признания применяются к двум или более сделкам вместе. Предположим, в том случае, если они связаны между собой таким образом, что коммерческий эффект невозможно понять, не оценив серию сделок в целом. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда предприятие продает товар и одновременно заключает отдельное соглашение о последующем выкупе этого актива. Нужно проанализировать условия договора по существу. Если продавец передал юридические права собственности покупателю, но при этом сохранил риски и выгоды от владения активом, то такая сделка является соглашением финансирования, в результате которой выручка не возникает.

В российских принципах бухгалтерского учета (далее – РПБУ) соответствующих указаний по учету нет. На практике подобные сделки учитываются строго в соответствии с их юридической формой. Зачастую из-за этого при трансформации отчетности приходится вносить существенные корректировки. 

Критерии признания выручки

От продажи товаров. Выручку от продажи товаров компания вправе признать лишь в случае, когда выполняются одновременно следующие условия:

  • продавец передает риски и выгоды, связанные с владением активом;
  • покупатель получает контроль над товарами;
  • имеется возможность достоверно оценить размер выручки и затрат;
  • высока вероятность того, что компания получит экономические выгоды.

Передача рисков и выгод – наиболее важный из критериев МСФО (IAS) 18. Стандарт допускает, что в определенных обстоятельствах при продаже товара могут сохраняться права собственности, например в качестве обеспечения оплаты. Если в таком случае продавец передал значительные риски и выгоды, связанные с владением, то сделку  можно рассматривать как продажу и соответственно признавать выручку.

Стандарт предполагает, что в большинстве случаев передача рисков и выгод, связанных с владением, совпадает с передачей права собственности или передачей владения покупателю, но допускает, что так бывает не всегда. Встречаются сделки, при которых эти два события происходят в разное время. Таким образом, передача права собственности не является условием для признания выручки.

В отличие от МСФО (IAS) 18, РПБУ не предусматривают анализа существенных рисков и выгод, связанных с владением товара. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается только в случае передачи права собственности.

От оказания услуг. Согласно требованиям МСФО (IAS) 18, в случаях, когда результаты сделки по оказанию услуг поддаются надежной оценке, выручка отражается «на основе степени завершенности сделки на отчетную дату» (другими словами, с использованием «метода процента выполнения»). Надежной считается такая оценка, при которой выручку, затраты и степень завершения сделки можно достоверно определить и при этом существует высокая степень вероятности поучения экономических выгод.

Если результаты оценке не поддаются, то выручка отражается только в пределах признанных возмещаемых расходов. Например, на ранних этапах сделки часто бывает, что ее исход невозможно надежно оценить, однако при этом есть вероятность, что предприятие возместит понесенные затраты по сделке. Значит, выручку нужно отражать только в тех случаях, когда ожидается возмещение понесенных затрат. А вот прибыль отражена не будет, поскольку результаты сделки не поддаются надежной оценке.

Если же надежную оценку произвести нельзя, а вероятность того, что понесенные затраты будут возмещены, стремится к нулю, то выручка не признается, а понесенные издержки отражаются как расходы. Когда неопределенности, которые препятствовали надежной оценке результатов договора, разрешаются, компания может отразить выручку исходя из степени завершенности сделки.

Программы поощрения клиентов

Программы поощрения клиентов – это неотъемлемая составляющая многих видов деятельности – от авиации до розничной торговли, от потребительского кредитования до мобильной связи. Компания использует данные программы, чтобы создать у клиентов стимул покупать именно ее продукты и пользоваться ее услугами. Поощрение для потребителя может быть выражено, например, в виде начисленных «баллов» или «воздушных миль», благодаря которым клиент впоследствии может получить товар или услуги бесплатно или по сниженной цене.

В соответствии с Интерпретацией IFRIC 13 «Программы, направленные на поддержание лояльности клиентов», бонусные единицы, предоставляемые по программам поощрения клиентов, должны учитываться как отдельно идентифицируемый компонент сделки по продаже, в результате которой они предоставляются. Вознаграждение относится на бонусные единицы исходя из их справедливой стоимости, которая либо определяется на основе рыночной информации, либо, если недоступна на рынке, представляет собой оценочную величину. Вознаграждение, причисленное к бонусным единицам, переносится на будущие периоды до тех пор, пока остается вероятность того, что клиент предъявит требования. Предположим, это может быть дата  прекращения действия бонусных единиц, либо момент, когда вероятность их погашения становится незначительной.

Рассмотрим пример, когда предприятие розничной торговли при покупке товаров на сумму 9000 рублей предоставляет своим клиентам бонусные баллы. Последние дают возможность бесплатно приобрести дополнительных товаров на сумму 1000 рублей и могут быть реализованы в течение года. По существу, данная акция представляет собой пример многокомпонентной сделки. Так, продавец предлагает потребителю на сумму 9000 рублей приобрести не только тот товар, который он покупает сейчас, но и тот, который он получит впоследствии при реализации бонусных баллов. Таким образом, полученное вознаграждение должно быть распределено между приобретаемыми товарами исходя из их справедливой стоимости. Предположим, что цены, устанавливаемые на продукцию розничной сетью, отражают рыночную стоимость аналогичных товаров. В этом случае в момент первоначальной продажи розничная сеть должна признать выручку в размере 8100 рублей, а вознаграждение, отнесенное на бонусные баллы, в размере 900 рублей учитывается в качестве отложенной выручки (обязательства) до момента их реализации или истечения срока действия.

В РПБУ методические указания по учету программ поощрения клиентов пока отсутствуют.

Содержание против формы

В целом необходимо отметить, что хотя общие принципы РПБУ по вопросам признания выручки в некоторой степени схожи с МСФО, на сегодняшний день сохраняется много расхождений. Они требуют внесения масштабных корректировок при трансформации отчетности. В основном эти расхождения обусловлены следующими факторами.

Прежде всего одним из принципов, обязательных в МСФО, но не всегда применяемых в РПБУ, является приоритет экономического содержания над правовой формой. В рамках международных стандартов содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической формы. Согласно РПБУ, операции чаще всего учитываются строго в соответствии с их правовой формой, а не отражают их экономическую сущность.

Кроме того, МСФО базируются на методе начисления и не требуют обязательно документально подтверждать выручку. А вот российские принципы учета обязывают компании непременно иметь все надлежащие документы. Это требование зачастую мешает фирмам учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Данная разница приводит к различиям в учете по МСФО и РПБУ.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика