29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 06:43:24
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

России нужны юристы



добавлено: 17-06-2009
просмотров: 9525
В настоящее время в России слишком много юристов с «липовыми» дипломами, непрофессионализм которых приводит к серьезным проблемам. Ассоциация юристов предлагает выход их этой ситуации: оставить только лучшие школы права, а остальные ликвидировать. Однако декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета  экономики и финансов, доктор юридических наук Алексей Алексеевич Ливеровский считает, что к таким «управленческим» мерам следует относиться с большой осторожностью. Более того, по его мнению, они не решают тех проблем в сфере юридического образования, которые стоят перед нашим государством.

доктор юридических наук Алексей Алексеевич Ливеровский- Алексей Алексеевич, тема реформирования юридического образования сейчас стала очень модной: об этом говорят все, в том числе и Президент РФ. Как Вы считаете, нужна такая реформа?

- С 1993 года, когда всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации, демократическая и либеральная, мы фактически стали жить в новом государстве: с иной рыночной экономикой, другим государственным устройством. Содержательным образом изменились законодательные установления,  меняется идеология людей.  Естественно, что в новых условиях не могли измениться подходы к качеству юридического образования.  Однако юридическое образование в отличие от правотворчества и даже научного творчества область достаточно консервативная. Приходится признать, что дело не только в производстве «липовых» дипломов за деньги, но и в том, что юридическое образование не поднялось еще на должный, соответствующий современным условиям уровень.

Разумеется, как всегда можно привести объективные причины: период перестройки «вымел» из университетов научные кадры: квалифицированные юристы http://lenadia.ru/contacts/ уходили в предпринимательскую деятельность, в органы государственной власти не только от «лютого преподавательского безденежья», но и пытаясь найти себя в новых жизненных условиях. К сожалению, ситуация до сих пор мало изменилась: зарплата преподавателей в государственных образовательных учреждениях ничтожно мала и совершенно не соответствует их уровню квалификации. По этому поводу у меня серьезные претензии к нашей власти. Такая политика, разумеется,  недопустима.

Однако теперешнее кардинально новое и к тому же быстро меняющееся законодательство требует реформирования юридического образования. 

- Каким образом?

- Отметим три направления.

Первое: привлечение к преподаванию теоретиков, ученых, состоявшихся в современных отраслях права – учить в условиях быстро меняющегося законодательства надо, прежде всего, юридическим конструкциям. Студентам необходимо знать фундаментальные основы современного права, кардинально отличающегося от права советской эпохи.

Второе: усиливать и углублять экономическую составляющую образования, без которой современное право становится формальным и неэффективным.

И, наконец, третье: привлекать к преподаванию юристов-практиков, которые, исходя из своей практической деятельности, помогут студентам ощутить правовую действительность, неформальное понимание нормы.

- У Вас на факультете преподают практики?

- Да, конечно. Это адвокаты, судьи, прокурорские работники, представители Конституционного Суда Российской Федерации.  Однако основное требование к преподавателям другое: они должны вести научную деятельность, быть кандидатами или докторами наук.

- Алексей Алексеевич, говоря о реформе юридического образования, Вы призываете менять саму систему преподавания, вовлекать в этот процесс практиков. Но есть иная точка зрения: юристов просто слишком много, надо сократить количество юридических факультетов по всей стране и проблема будет решена.

- Мне кажется, это ошибочная позиция.

- Вы признаете, что проблема перепроизводства юристов есть?

- Нет, это надуманная проблема. Есть полукриминальная деятельность образовательных учреждений, где можно не учась купить диплом. Но это не значит, что в стране переизбыток юристов! Граждане, предприниматели, органы государственной власти задыхаются от отсутствия квалифицированных юристов.

- В юридическом сообществе предлагают «отделить зерна от плевел»: все «некачественные» юридические факультеты закрыть, оставить только несколько лучших по всей стране.

- Сам процесс закрытия образовательных учреждений, кроме самых криминальных случаев, является чрезвычайно болезненным и, более того, вредным. Наше государство страдает от правового нигилизма народа и его слуг.

Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ профессор С.А. Авакьян в свое время говорил, что на российской почве по причине чрезвычайно низкого уровня правосознания наших граждан с трудом приживаются демократические институты, эффективно работающие в цивилизованных странах. Добавим к этому тяжелое наследие тоталитарного режима, формировавшее рабское сознание. Как изменить правовую культуру? Как добиться верховенства права? Мне представляется, что чем больше в правовом государстве юридически грамотных граждан, тем скорее пойдут у нас процессы реформирования.

Нужно идти не по пути сужения юридического образования, уменьшения количества бюджетных мест, закрытия юридических факультетов в «непрофильных вузах», а, наоборот, по пути создания обширной системы правовых институтов, факультетов, кафедр для внедрения правового мышления в сознание наших граждан. Другое дело, для повышения качества юридического образования необходимо, чтобы состоявшиеся вузы и юридические факультеты, юридические  ассоциации, объединяющие квалифицированных юристов, должны оказывать всю возможную помощь менее квалифицированным коллегам. Особенно это касается провинциальных вузов.

- У нас с правовой грамотностью плохо?

- Вы знаете, еще академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что развитие страны начинается со школьного учителя. В советское время детям преподавался предмет, который назывался «Конституция Советского Союза». Сейчас в школах преподается лишь один предмет, имеющий отношении к праву, - «Обществознание».

- На вашем факультете с этого года лицензирована новая специальность – «Учитель права». Как думаете, будущие специалисты смогут поднять уровень правосознания в нашей стране?

- Должны! Но Вы знаете, уже есть противники этой специальности. Опять все по той же причине: в стране якобы и так слишком много юристов, зачем придумывать новые специальности!

Развивать правосознание граждан нужно уже на уровне школы.

Тогда исчезнет безразличие к выборам, изменится отношение к коррупции, появится уважение к государственной власти, обеспечивающей верховенство права.

- На недавно прошедшем Съезде Ассоциации юристов России было предложено при каждом юридическом факультете создать клиники, в которых студенты оказывали бы бесплатную юридическую помощь малоимущим. Идея хорошая, но как она соотносится с положением Конституции Российской Федерации о том, что юридическая помощь в нашей стране должна быть квалифицированная?

-Вы ответили на свой вопрос. Здесь нечего добавить.

- Вы при своем факультете не хотите открыть такую клинику?

- Я вообще против дилетантства. Студенческие клиники, даже под надзором опытных юристов и адвокатов – это очень опасная вещь, такая же опасная, как возникновение народных дружин под эгидой работников милиции.

Основа  и эффективность любой деятельности – профессионализм. Непрофессионализм может привести к серьезным негативным последствиям. Юрист-недоучка – явление столь же недопустимое, как неквалифицированный врач. В обоих случаях речь может идти о жизни человека.

- Вернемся к качеству юридического образования. Ассоциация юристов выдвинула инициативу, которую своим Указом поддержал Президент Российской Федерации. По мнению Ассоциации, следует провести общественную аккредитацию вузов, выпускающих юристов. Поможет ли это?

- Поможет чему? Мне пока не очень понятен статус такой аккредитации. Что значит «общественная аккредитация»? Как соотношении она будет соотноситься с государственной? Получается, что мы не доверяем государству и дело государственной важности отдаем на откуп общественной организации? Действительно, в состав Ассоциации входят высококлассные юристы, опытные профессионалы. Пусть они помогут своим коллегам, которые, может быть, и мучаются от свой несостоятельности, но вынуждены зарабатывать на кусок хлеба как могут, мотаясь пусть помогут в организации системы повышения квалификации.

- Расскажите о вашем факультете. Ведь он существует недавно, да еще организован  в «непрофильном» вузе.

- Идея организации юридического факультета в финансово-экономическом университете (Финэке) зрела давно, еще с советских времен, но появился он всего 6 лет назад. Цели ставили две:

  • повышение правовой составляющей экономического образования и соединение экономических и правовых подходов;
  • создание экономически образовательный фундамент для юридической подготовки.

Особенно важно понять в доктринальном смысле (и донести это понимание до студентов), какова роль государства в регулировании экономических процессов. Недаром первая кафедра на факультете называется «Правовое регулирование экономики». Ее возглавляет доктор юридических и экономических наук, профессор М.Н. Бродский.

В последнее время на нашем факультете открылось новое научное и образовательное направление – «Конституционная экономика». Проводятся международные конференции, читаются специальные курсы, готовятся аспиранты.

- Много выпускается студентов каждый год?

- Скорее мало. Иногда я даже шучу, что у меня преподавателей больше, чем студентов.

- Причина в том, что мало бюджетных мест?

- Сейчас их меньше, чем контрактных. Причем тенденция такова, что из года в год Министерство снижает нам количество бюджетных мест как раз по причине якобы переизбытка юристов. Да, понятно, что некий кризис юридического образования в нашей стране есть, но выводы по этому поводу, к сожалению, делаются, как я объяснял, неправильные.

- Наверное, выпускники с таким образованием распределяются в основном в органы государственной власти?

-Да, последнее время все чаще и чаще, тем более что университет предоставляет возможность получить сразу два диплома: экономиста и юриста.

Несколькими годами раньше наши студенты в основном все поголовно шли работать в банки, но сейчас тенденция меняется, и это отрадно: выпускники идут работать в органы государственной власти: юридические подразделения Законодательного Собрания  Санкт-Петербурга, Администрации Санкт-Петербурга, Уставного Суда Санкт-Петербурга, налоговые и таможенные органы. Один из наших выпускников получил работу по конкурсу в Конституционном Суде Российской Федерации.

Кстати сказать, мы – юристы Санкт-Петербурга – просто счастливы, что к нам в город перевели эту цитадель права, науки и конституционализма.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика