Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
России нужны юристыдобавлено: 17-06-2009
просмотров: 9525 В настоящее время в России слишком много юристов с «липовыми» дипломами, непрофессионализм которых приводит к серьезным проблемам. Ассоциация юристов предлагает выход их этой ситуации: оставить только лучшие школы права, а остальные ликвидировать. Однако декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор юридических наук Алексей Алексеевич Ливеровский считает, что к таким «управленческим» мерам следует относиться с большой осторожностью. Более того, по его мнению, они не решают тех проблем в сфере юридического образования, которые стоят перед нашим государством. - Алексей Алексеевич, тема реформирования юридического образования сейчас стала очень модной: об этом говорят все, в том числе и Президент РФ. Как Вы считаете, нужна такая реформа? - С 1993 года, когда всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации, демократическая и либеральная, мы фактически стали жить в новом государстве: с иной рыночной экономикой, другим государственным устройством. Содержательным образом изменились законодательные установления, меняется идеология людей. Естественно, что в новых условиях не могли измениться подходы к качеству юридического образования. Однако юридическое образование в отличие от правотворчества и даже научного творчества область достаточно консервативная. Приходится признать, что дело не только в производстве «липовых» дипломов за деньги, но и в том, что юридическое образование не поднялось еще на должный, соответствующий современным условиям уровень. Разумеется, как всегда можно привести объективные причины: период перестройки «вымел» из университетов научные кадры: квалифицированные юристы http://lenadia.ru/contacts/ уходили в предпринимательскую деятельность, в органы государственной власти не только от «лютого преподавательского безденежья», но и пытаясь найти себя в новых жизненных условиях. К сожалению, ситуация до сих пор мало изменилась: зарплата преподавателей в государственных образовательных учреждениях ничтожно мала и совершенно не соответствует их уровню квалификации. По этому поводу у меня серьезные претензии к нашей власти. Такая политика, разумеется, недопустима. Однако теперешнее кардинально новое и к тому же быстро меняющееся законодательство требует реформирования юридического образования. - Каким образом? - Отметим три направления. Первое: привлечение к преподаванию теоретиков, ученых, состоявшихся в современных отраслях права – учить в условиях быстро меняющегося законодательства надо, прежде всего, юридическим конструкциям. Студентам необходимо знать фундаментальные основы современного права, кардинально отличающегося от права советской эпохи. Второе: усиливать и углублять экономическую составляющую образования, без которой современное право становится формальным и неэффективным. И, наконец, третье: привлекать к преподаванию юристов-практиков, которые, исходя из своей практической деятельности, помогут студентам ощутить правовую действительность, неформальное понимание нормы. - У Вас на факультете преподают практики? - Да, конечно. Это адвокаты, судьи, прокурорские работники, представители Конституционного Суда Российской Федерации. Однако основное требование к преподавателям другое: они должны вести научную деятельность, быть кандидатами или докторами наук. - Алексей Алексеевич, говоря о реформе юридического образования, Вы призываете менять саму систему преподавания, вовлекать в этот процесс практиков. Но есть иная точка зрения: юристов просто слишком много, надо сократить количество юридических факультетов по всей стране и проблема будет решена. - Мне кажется, это ошибочная позиция. - Вы признаете, что проблема перепроизводства юристов есть? - Нет, это надуманная проблема. Есть полукриминальная деятельность образовательных учреждений, где можно не учась купить диплом. Но это не значит, что в стране переизбыток юристов! Граждане, предприниматели, органы государственной власти задыхаются от отсутствия квалифицированных юристов. - В юридическом сообществе предлагают «отделить зерна от плевел»: все «некачественные» юридические факультеты закрыть, оставить только несколько лучших по всей стране. - Сам процесс закрытия образовательных учреждений, кроме самых криминальных случаев, является чрезвычайно болезненным и, более того, вредным. Наше государство страдает от правового нигилизма народа и его слуг. Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ профессор С.А. Авакьян в свое время говорил, что на российской почве по причине чрезвычайно низкого уровня правосознания наших граждан с трудом приживаются демократические институты, эффективно работающие в цивилизованных странах. Добавим к этому тяжелое наследие тоталитарного режима, формировавшее рабское сознание. Как изменить правовую культуру? Как добиться верховенства права? Мне представляется, что чем больше в правовом государстве юридически грамотных граждан, тем скорее пойдут у нас процессы реформирования. Нужно идти не по пути сужения юридического образования, уменьшения количества бюджетных мест, закрытия юридических факультетов в «непрофильных вузах», а, наоборот, по пути создания обширной системы правовых институтов, факультетов, кафедр для внедрения правового мышления в сознание наших граждан. Другое дело, для повышения качества юридического образования необходимо, чтобы состоявшиеся вузы и юридические факультеты, юридические ассоциации, объединяющие квалифицированных юристов, должны оказывать всю возможную помощь менее квалифицированным коллегам. Особенно это касается провинциальных вузов. - У нас с правовой грамотностью плохо? - Вы знаете, еще академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что развитие страны начинается со школьного учителя. В советское время детям преподавался предмет, который назывался «Конституция Советского Союза». Сейчас в школах преподается лишь один предмет, имеющий отношении к праву, - «Обществознание». - На вашем факультете с этого года лицензирована новая специальность – «Учитель права». Как думаете, будущие специалисты смогут поднять уровень правосознания в нашей стране? - Должны! Но Вы знаете, уже есть противники этой специальности. Опять все по той же причине: в стране якобы и так слишком много юристов, зачем придумывать новые специальности! Развивать правосознание граждан нужно уже на уровне школы. Тогда исчезнет безразличие к выборам, изменится отношение к коррупции, появится уважение к государственной власти, обеспечивающей верховенство права. - На недавно прошедшем Съезде Ассоциации юристов России было предложено при каждом юридическом факультете создать клиники, в которых студенты оказывали бы бесплатную юридическую помощь малоимущим. Идея хорошая, но как она соотносится с положением Конституции Российской Федерации о том, что юридическая помощь в нашей стране должна быть квалифицированная? -Вы ответили на свой вопрос. Здесь нечего добавить. - Вы при своем факультете не хотите открыть такую клинику? - Я вообще против дилетантства. Студенческие клиники, даже под надзором опытных юристов и адвокатов – это очень опасная вещь, такая же опасная, как возникновение народных дружин под эгидой работников милиции. Основа и эффективность любой деятельности – профессионализм. Непрофессионализм может привести к серьезным негативным последствиям. Юрист-недоучка – явление столь же недопустимое, как неквалифицированный врач. В обоих случаях речь может идти о жизни человека. - Вернемся к качеству юридического образования. Ассоциация юристов выдвинула инициативу, которую своим Указом поддержал Президент Российской Федерации. По мнению Ассоциации, следует провести общественную аккредитацию вузов, выпускающих юристов. Поможет ли это? - Поможет чему? Мне пока не очень понятен статус такой аккредитации. Что значит «общественная аккредитация»? Как соотношении она будет соотноситься с государственной? Получается, что мы не доверяем государству и дело государственной важности отдаем на откуп общественной организации? Действительно, в состав Ассоциации входят высококлассные юристы, опытные профессионалы. Пусть они помогут своим коллегам, которые, может быть, и мучаются от свой несостоятельности, но вынуждены зарабатывать на кусок хлеба как могут, мотаясь пусть помогут в организации системы повышения квалификации. - Расскажите о вашем факультете. Ведь он существует недавно, да еще организован в «непрофильном» вузе. - Идея организации юридического факультета в финансово-экономическом университете (Финэке) зрела давно, еще с советских времен, но появился он всего 6 лет назад. Цели ставили две:
Особенно важно понять в доктринальном смысле (и донести это понимание до студентов), какова роль государства в регулировании экономических процессов. Недаром первая кафедра на факультете называется «Правовое регулирование экономики». Ее возглавляет доктор юридических и экономических наук, профессор М.Н. Бродский. В последнее время на нашем факультете открылось новое научное и образовательное направление – «Конституционная экономика». Проводятся международные конференции, читаются специальные курсы, готовятся аспиранты. - Много выпускается студентов каждый год? - Скорее мало. Иногда я даже шучу, что у меня преподавателей больше, чем студентов. - Причина в том, что мало бюджетных мест? - Сейчас их меньше, чем контрактных. Причем тенденция такова, что из года в год Министерство снижает нам количество бюджетных мест как раз по причине якобы переизбытка юристов. Да, понятно, что некий кризис юридического образования в нашей стране есть, но выводы по этому поводу, к сожалению, делаются, как я объяснял, неправильные. - Наверное, выпускники с таким образованием распределяются в основном в органы государственной власти? -Да, последнее время все чаще и чаще, тем более что университет предоставляет возможность получить сразу два диплома: экономиста и юриста. Несколькими годами раньше наши студенты в основном все поголовно шли работать в банки, но сейчас тенденция меняется, и это отрадно: выпускники идут работать в органы государственной власти: юридические подразделения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Администрации Санкт-Петербурга, Уставного Суда Санкт-Петербурга, налоговые и таможенные органы. Один из наших выпускников получил работу по конкурсу в Конституционном Суде Российской Федерации. Кстати сказать, мы – юристы Санкт-Петербурга – просто счастливы, что к нам в город перевели эту цитадель права, науки и конституционализма. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|