20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 09:06:18
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Виктор Окопный: «Кризис стал катализатором»



Олег Максименко
Источник: Журнал "Финанс."
добавлено: 23-06-2009
просмотров: 7838
Интервью. Руководитель блока кредитования малого бизнеса «Юниаструм Банка» Виктор Окопный считает, что малый бизнес способен поднять уровень жизни большей части россиян.
Руководитель блока кредитования малого бизнеса «Юниаструм Банка» Виктор Окопный
К осени 2009 года «Юниаструм Банк» планирует запустить 13 специализированных программ кредитования малого бизнеса :: фото: Максим Симон

Виктор Николаевич, ранее «Юниаструм Банк» сообщал о планах по увеличению программы кредитования малого бизнеса. Ситуация на рынке внесла какие-либо коррективы?

– Мы свои планы не меняли и по-прежнему готовы увеличивать объемы кредитования малого бизнеса. Совместная программа «Юниаструм Банка» и Банка Кипра, подписанная в ходе официальной встречи президента России Дмитрия Медведева и президента Республики Кипр Димитриса Христофиаса, рассчитана до 2011 года, ее объем составляет 15 млрд рублей. До конца 2009-го мы планируем выдать предприятиям малого бизнеса порядка 8 млрд рублей.

Как кризис отразился на работе вашего блока? Что изменилось за последние полгода?

– Кризис очень жестко отразился на деятельности наших клиентов – малый бизнес первым ощутил на себе его влияние. Если у крупных предприятий был запас прочности и кризисные явления у них начались позже, то развитие небольших производств остановилось уже в сентябре. …

А у каких малых предприятий дела по-прежнему идут неплохо?

– У ориентированных на розничного потребителя. На общем фоне их бизнес выглядит достаточно хорошо. Это, в первую очередь, маленькие магазинчики, ателье по ремонту одежды и обуви – у них даже наблюдается подъем за счет того, что люди перестали покупать новые вещи и понесли в ремонт старые. И если в Москве эта тенденция не очень сильно чувствуется, то в регионах динамика очень заметная.

Получается, что некоторым видам деятельности кризис даже способствует.

– Можно выделить группы малого бизнеса, где заметен рост в полтора-два раза. В первую очередь, это предприниматели, которые занимаются изготовлением полуфабрикатов, пирожных, булочек. Не столь сильно, но также усилился рост бизнеса по ремонту и обслуживанию: у станций техобслуживания автомобилей, различных ателье…

Это касается всей сферы обслуживания?

– Не совсем. Например, в секторе автомобильных пассажирских перевозок все осталось на докризисном уровне – нет ни роста, ни падения.

Что касается продовольственных магазинов, то в этом сегменте наблюдается падение выручки на 15–20% – на общем фоне это не так критично. Причем торговля отреагировала на кризис очень оперативно: были быстро подняты цены на некоторые продукты питания, и прибыль упала несущественно.

Кто оказался среди наиболее пострадавших?

– Торговля непродовольственными товарами, малые предприятия, специализирующиеся на грузопассажирских перевозках и на сдаче недвижимости в аренду – эти три группы пострадали сильнее всех.

Люди перестали арендовать недвижимость?

– Новых договоров почти не наблюдается, а старые контракты, как правило, пролонгируются с уменьшением арендной ставки.

Проявились ли какие-нибудь особенности р­азвития малого бизнеса в кризисный п­ериод?

– Каких-либо четко очерченных особенностей пока не наблюдается, но уже имеются некоторые тенденции. Малые предприятия попали в первую группу шока от падения покупательского спроса и они же первыми стали реагировать на изменившуюся обстановку на рынке. На фоне того, что крупные корпорации пытаются получить у правительства какие-то льготы, не меняя ничего, малый бизнес ведет себя совершенно иначе – меняют группу товаров, переориентируются на других клиентов и т. д.

Им просто не на кого больше рассчитывать, кроме как на самих себя…

– В России существует программа поддержки малого бизнеса, к сожалению не все малые предприятия владеют соответствующей информацией и по­этому могут воспользоваться ею. С другой стороны, малый бизнес наиболее мобилен к изменяющимся внешним условиям и поэтому наиболее адекватно и быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры.

В области поддержки малого бизнеса мы напрямую работаем с правительством Москвы. Кроме того, сотрудничаем с гарантийными фондами в других городах России. Поэтому ситуацию знаем изнутри. Имеются две ключевые проблемы в этой области: малая информированность предпринимателей о том, как можно воспользоваться господдержкой, и очень жесткие требования фондов. Кроме того, имеет место недоверие со стороны самих предпринимателей.

В чем это выражается? Они не обращаются в фонды?

– Обращается не более 10% от общего количества. У многих предпринимателей создается впечатление, что получить поддержку государства очень сложно.

Как вы считаете, банки должны учитывать отраслевую специфику, разрабатывая продукты для малого бизнеса? Или достаточно универсальных предложений?

– На мой взгляд, должны. Нами выделено тринадцать ниш, которые мы считаем приоритетными и по которым имеем наибольшее количество данных, позволяющих выработать оптимальные стратегии финансирования и взаимодействия.

Расскажите, пожалуйста, подробнее – ваш банк один из немногих, кто сегодня этим занимается…

– Я расскажу на контрасте о двух нишах: первая – производство и переработка сельхозпродукции, а вторая – небольшие розничные магазины. Специфика сельхозпереработки заключается в том, что это очень сезонный бизнес, обусловленный большими объемами дебиторской и кредиторской задолженностей. Урожай берется в долг, перерабатывается, реализуется, и только после этого происходит погашение задолженности.

В розничной торговле сезонность практически отсутствует. Как правило, дебиторская задолженность равна нулю, а кредиторская – достаточно небольшая – 10–20%. Отсрочки платежей перед поставщиками обычно короткие: 15–30 дней. Эти параметры определяют особый подход к финансированию. В розничной торговле мы можем применять технологию аннуитетных платежей и использовать в качестве залогов стандартное оборудование, автотранспорт владельца магазина и помещение, если оно в собственности.

А товар в обороте учитываете?

– Учитываем. А вот в сельхозпроизводстве мы вынуждены применять другой подход. Здесь необходимо финансирование с отсрочкой погашения основного долга на срок 6–12 месяцев, пока пройдет время между уборкой, переработкой и началом реализации.

Кроме того, небольшие магазины сегодня попадают под поддержку фондов, чьи гарантии мы можем принимать в качестве обеспечения по займам. Сельхозпроизводители такого блага лишены. Опять-таки у них другой подход к залогу, поскольку отсутствует стандартное оборудование. Как правило, техническое обеспечение на селе унаследовано со времен Советского Союза и его балансовая стоимость равна нулю.

Мы тщательно проработали все ниши и понимаем специфику каждого бизнеса, его потребности и пути их удовлетворения. Это первые шаги, которые в России пока никто не делал. Мы продолжаем совершенствовать технологии, накапливать материал для того, чтобы уйти от стандартной схемы «залог-кредит» и перейти к схеме «возможность-заемщик».

Для этого вы должны очень хорошо знать заемщика…

– Именно поэтому мы выделили ниши, создали так называемые портреты заемщиков и накапливаем материал, совершенствуя эти типовые портреты.

И каковы ваши успехи? Вы уже пользуетесь своими разработками?

– Да. В апреле запущены первые три ниши – целенаправленное кредитование станций технического обслуживания, программа для производителей колбас и полуфабрикатов из мяса, а также продукт, предназначенный для розничных продуктовых магазинов. В июне начнем работать по производству и переработке сельхозпродукции и по продаже оборудования. А до конца лета планируем запустить все тринадцать программ.

Велика ли предельная сумма, которую вы готовы выдать в кредит малому бизнесу?

– Двадцать миллионов рублей.

Каковы максимальные сроки кредитования и эффективная ставка?

– Сроки: до 5 лет, если деньги предназначены для покупки основных средств; до 10 лет, если осуществляется приобретение недвижимости; и до 2 лет для пополнения оборотных средств. Эффективная ставка находится в пределах 24–26% годовых.

Многовато…

– Деньги для частных коммерческих банков сегодня дорогие. Но, чтобы нивелировать высокую эффективную ставку, мы работаем с правительством Москвы по программе компенсации процентных ставок. Кроме того, готовится к подписанию ряд соглашений с субъектами федерации, реализующими аналогичные программы.

Какую долю Москва собирается субсидировать?

– Если кредиты до года, то гасится одна треть ставки рефинансирования Центробанка, до двух лет – половина, а если срок займа свыше двух лет, то компенсируется две трети.

Так длинные деньги могут стать дешевле коротких. Выходит, что выгодно брать кредит на длительный срок, покупая основные средства например…

– Так и получается. Это направлено на развитие производства.

Чего нам ждать от российского малого бизнеса в ближайшей перспективе?

– Кризис стал катализатором. В процессе выхода из кризиса предпринимательская активность усилится. Малый бизнес – это инструмент, способный вытащить большую часть населения. Уже видно, что этот сегмент даже сокращения коснулись в наименьшей степени. Это говорит о том, что занятость населения в этом секторе будет продолжать расти и дальше.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.101 сек.
Яндекс.Метрика