Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Соответствие требованиямдобавлено: 26-06-2009
просмотров: 10331 Естественный отборСегодня я предлагаю вам задуматься над ключевым вопросом. Все в этом мире - организации, люди, животные, растения - находится в конкуренции друг с другом. То же относится и к нематериальным субстанциям, таким как идеи, религии, мода и т.д. Конечно, есть такая штука как отношения WIN-WIN, но об этом позже. Сейчас я говорю о том, что любой субъект этого мира или выживает и укрепляется, или чахнет и умирает. Это относится ко всему: от галактик до амеб. И к субъектам мира бизнеса - тоже. Одна компания растет как на дрожжах, завоевывает локальный рынок, выходит на уровень страны и всего мира. А тысячи - умирают, так и не достигнув расцвета. Так происходит естественный отбор, в ходе которого выживают лучшие. Так происходит развитие этого мира. Как же оказаться в числе выигравших? Об этом и поговорим. Замечу, что сейчас это особенно актуально. Не хочу употреблять затасканное слово "кризис", но я именно о нем ;). Основной принцип успехаДля начала несколько примеров (специально простых для наглядности). Вот сидит какой-нибудь ученый (У1), очень образованный и умный, делает опыты разные, что-то там открывает. А потом заканчивает свою жизнь в безвестности на нищенской пенсии. А вот какой-нибудь предприниматель (П1), закончивший "3 класса", покупает себе Hummer. Справедливо? Пока не знаю, давайте смотреть дальше. Другой ученый (У2), такой же умный и грамотный, что-то изучает, и получает Нобелевскую премию. А вот другой предприниматель (П2), тоже старается, работает без отдыха, да вот только разоряется. И совсем уж спорный пример. Вот была маленькая страна (С1), там жили добрые-хорошие люди. Пришли захватчики из другой страны (С2), большой и агрессивной, и очень плохо со всеми обошлись. В природе это выглядит так. Один заяц шустрый был: быстро бегал, да прятался хорошо, размножался активно - оставил после себя большое потомство. А другой однажды зазевался - тут его волк и съел. Никто о нем и не вспомнит. Справедливо ли? Да какая разница?! Есть жизнь, есть ее реальные результаты. Или нет. А все разговоры про несправедливость - самооправдание для неудачников. А если что-то не получается, то кто в этом виноват? Правильно, я сам. Религиозный человек скажет: "на все воля божья", и будет (по-своему) прав. Мы же с вами попробуем разобраться логически. Что же отличает У1 от У2, П1 от П2, С1 от С2, шустрого зайца от "разявы"? Думаю, что если отбросить все сантименты, то одно: успешны те, кто более конкурентоспособен. Вот мы и подошли к главному вопросу: чем же определяется конкурентоспособность? Соответствие требованиямОтвет крайне прост - конкурентоспособность определяется соответствием требованиям. Чьим? Всего. Всех. Окружающего мира. Есть такое англоязычное понятие - "стейкхолдеры" (stakeholders). На русский язык точного перевода не существует, но в проектном менеджменте принято говорить "заинтересованные стороны": "Физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта" (определение IPMA). У каждого субъекта этого мира есть свои стейкхолдеры. У меня - одни, у вас - другие, у России - третьи, у компании Microsoft - четвертые, у ислама - пятые, у бабочки - шестые, у крейсера "Автора" - седьмые. Продолжать можно до бесконечности. Но важно одно - у любого субъекта в мире они есть. Рассмотрим примеры.
Как вы понимаете, списки можно продолжать бесконечно. Принцип, думаю, понятен. И что, у каждого из них есть к нам требования? А вы как думали?! ;) И ваша конкурентоспособность определяется тем, насколько вы им соответствуете. Это что же получается? Всю жизнь работать на удовлетворение кого-то? И кто я буду после этого? ;) А как же свои интересы? Обратите внимание, что первым пунктом во всех примерах идет сам субъект. Поэтому первый, чьи требования вы должны понять и удовлетворить - это вы сами. Большинство же людей не сильно понимает, чего хочет, плывет по течению. Ну и результаты соответствующие... Работаем со стейкхолдерамиСейчас мы рассмотрим целый комплект техник по работе со своими стейкхолдерами. Для начала я рекомендую делать это письменно, чтобы лучше прочувствовать технику, глубже ее осознать. Потом это будет работать в уме "на автомате", хотя для ключевых аспектов жизни и бизнеса я бы предложил все равно писать. Итак, техники. По форме они крайне просты, по сути - очень глубоки, и в них укладываются все ваши мыслимые и немыслимые жизненные и бизнес-задачи. Чем дольше живете и мудрее становитесь, тем лучше будете их понимать и делать. Предела совершенства не существует, ну, разве что, просветление... Здесь представлен четкий алгоритм, который надо делать по шагам. То есть если беретесь, например, за блок 3, то надо выполнить все его этапы (и все предыдущие шаги), иначе мало толку. Советую выполнить этот алгоритм на практике: теоретическое знание вам практически ничего не даст.
ПолитикаХочу заметить, что работа со стейкхолдерами - это политика чистой воды (в широком смысле этого слова). И, по мере того, как вы занимаете в обществе все более высокий статус, да и просто становитесь зрелой личностью, вы неизбежно занимаетесь ей все больше. И даже если не занимаетесь, то все равно занимаетесь ;) С кем сотрудничать, кому дать интервью, кого взять в партнеры, как выстроить отношения с конкурентом - что это, если не политика? Даже будучи, к примеру, ученым или священником, далеким от мирских интересов, вы вынуждены решать, как строить отношения с другими людьми и организациями. Весь вышеописанный алгоритм работает тем лучше, чем глубже вы "копаете". Вспоминайте конкретных людей и организации, максимально "вживайтесь в их шкуру", учитесь понимать требования "другой стороны". И еще. Поскольку такой анализ очень живо затрагивает интересы реальных людей, то решите, как вы будете хранить результаты анализа и ваши планы: так, чтобы они не попали на глаза тем, кому не должны попасть. Политика, однако... Ответственность сильногоХочу упомянуть еще об одном аспекте. Мы вот говорим о конкуренции, о том, как бы хорошо выиграть. Здесь есть несколько важным моментов. Во-первых, стратегически верно выигрывать так, чтобы окружающим это тоже было приятно. Говоря проще, "не идти по головам", а лучше находить такие жизненные решения, которые позволят выиграть не только вам, но и вашим партнерам. Собственно, это и есть пресловутый WIN-WIN. А, во-вторых, если вы уже тотально выиграли, то на вас ложится огромная ответственность: что делать с проигравшим(и). Ведь во многих случаях отныне вы определяете его (их) судьбу. Как в былые времена: подарить ему жизнь или уничтожить (возможно, и не в прямом смысле)? Приведу примеры. Человек и природа. Согласитесь, человек "победил". Сейчас, человечество может за несколько лет свети на нет леса, или уничтожить тот или иной вид животных или растений. Что и происходит по всей Земле, не зря я написал ее в стейкхолдерах каждого человека, организации. Чем это оборачивается? По последним прогнозам, уже в этом веке температура на планете поднимется на 6-7 градусов. Это означает, что нехватку воды будут испытывать около 3 миллиардов людей. И нынешние явные и неявные войны за нефть - это еще цветочки. Каждый слишком увлечен тем, что происходит у него под носом, поэтому так мало людей замечают глобальные процессы, происходящие на планете. Конечно, вопрос хорошей зарплаты, или соседей, которые заполночь громко слушают музыку, не давая вам спать, куда как ближе, чем вопрос уничтожения лесов в Бразилии или в Сибири. Но подумайте о том, в каком мире предстоит жить вашим детям, будет ли им, чем дышать, и что пить (в смысле - воду). И, возможно, ваши приоритеты немного изменятся. Многие до сих пор думают, что человечество еще "покоряет природу". Друзья, оглянитесь вокруг широко раскрытыми глазами. Уже покорили... И теперь люди ответственны за то, что с ней будет. А вместе с ней - и со всеми нами. Конкуренты. Вот многие мечтают победить всех конкурентов. Я в таких случаях всегда спрашиваю руководителей: "Вот победите - и что?" Станете выпускать на рынок некачественный продукт по завышенным ценам? Или вы не будете так делать? ;) Коллеги, если быть честными перед самими собой, то конкуренты - это единственный фактор, который заставляет нас шевелиться и работать хорошо. Вспомните советское время, когда конкуренции не было... Государство и бизнес. Конечно, государство может легко сгубить любую, даже самую крупную и процветающую компанию: национализировать, распродать по кускам и т.д. За примерами ходить далеко не надо. Но кому от этого хорошо? Что, новый собственник будет управлять активом лучше? Поспрашивайте людей в Нефтеюганске, лучше ли им стало, когда туда пришла Роснефть... Итак, повторюсь. Победивший (ну или просто сильный) в ответе за тех, кого он "победил", а также за тех, чья судьба зависит от его решений. Принимайте их взвешенно, а не просто сиюминутно и эгоистически. *** Высказать автору свои восторги, сомнения и критику вы можете, написав на адрес: [email protected]. Успехов! Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|