28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 22:32:30
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Карьера или жизнь. Чем россияне оправдывают свою "неудачливость"



Наталья Бокарева
Источник: POINT.RU
добавлено: 24-07-2009
просмотров: 6729
Что для вас карьера и что вы готовы ради нее сделать? Вопрос для миллионов работающих россиян не праздный. Все мы, каждый день вынужденные ходить в офис (о фрилансерах речи сейчас нет - это немного другой вопрос), делаем это по разным причинам: кто ради средств к существованию, кто просто для того, чтобы "быть на людях". А кто-то ради продвижения по должности, повышения социального статуса ну и, конечно, "топовой" зарплаты. Стимулы разные, равно как и успехи. Кто-то счастлив быть оператором PC в офисе средней руки за вполне скромную зарплату, кому-то мало позиции директора отдела, и он метит в руководители направления. Есть люди, годами пытающиеся добиться карьерных высот, но им по тем или иным причинам это никак не удается. Взлеты, падения, неудачи, депрессии... В общем, в современном обществе вопрос карьеры - один из наиболее значимых "факторов счастья", без которого гармония с собой для большинства из нас недостижима. А вот в какой степени сочетать "личное и общественное" - это уж каждый решает сам.

Карьера или жизньТакую картину подтверждают данные недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Более половины россиян считают карьерный рост важным для себя. Причем чем человек моложе, тем больше значения он этому придает. Так, среди респондентов от 18 до 24 лет 79% заявили, что желают этого. В старших возрастах число карьеристов если и снижается, то незначительно, видимо, в основном за счет дам, вышедших замуж и решивших посвятить себя семье. А вот после 45 лет ситуация начинает меняться кардинально. Респонденты старше этого возраста заявляют о важности карьеры для себя менее чем в трети случаев. Семья, отдых, простые жизненные удовольствия - все это становится важнее рабочей "мишуры". К тому же, здоровье уже не позволяет многим штурмовать профессиональные высоты.

При этом лишь 13% россиян заявляют, что карьера для них - это смысл жизни. Остальные опрошенные распределяют свои приоритеты менее радикально, а 14% и вовсе не интересуются этим вопросом. Возможно, причина в том, что сами люди не верят в то, что они способны добиться успеха: лишь 13% считает, что на их работе созданы все условия для "рывка", зато почти 40% уверены, что их нынешняя позиция наглухо закрывает все возможности "сделать себя".

Вообще, наши сограждане готовы искать любые причины своих неудач, но не признаваться, что где-то "недотянул" сам. Во-первых, мешает "неправильный" пол: почти половина опрошенных считают, что мужчине сделать карьеру проще, чем женщине. И большинство ответивших так, как ни странно, дамы. Казалось бы, стереотип этот с уходом необходимости тяжелого физического труда должен был отмереть сам собой: с офисной работой женщина справляется ничуть не хуже мужчины. Другое дело - руководящие посты, но туда многим сложно попасть не потому, что "затирают", а в силу особенностей характера. Мягкость и уступчивость, прививаемая им с детства - совсем лишние для руководителя качества. Правда, если "на поле битвы" вступает настоящая "железная леди" - берегитесь, мужчины! Победить офисную интриганку труднее, чем заключить самый ответственный контракт.

Не стоит забывать, что девочек и по сей день ориентируют на замужество, рождение детей, и "принесение себя в жертву семье". Многим такой расклад даже нравится, только потом, видя карьерные успехи ровесниц, они начинают кусать локти. Но работать над собой поздновато, да и лень. И тут на выручку приходит тот самый позабытый постулат: "женщин продвигать не хотят!" Продвигают, на самом деле, профессионалов, но задумываться об этом - лишний повод для самобичевания....

Кстати, о профессионализме: лишь 13% россиян выражают готовность повысить уровень образования и квалификации. Зато почти 40% считают, что самое важное для карьеры - наличие связей и "нужных знакомств", а также взаимоотношение с начальством. Молодежь чаще склонна надеяться на то, что выбирают профессионалов, тогда как люди постарше, видимо, исходя из своего опыта, считают главным в этом деле "личные отношения".

Как мы видим, отношение к вопросам карьеры и всему, что с ней связано, в России сильно зависит от возраста человека. Молодые и амбициозные, выросшие уже в постсоветскую эпоху, периода плановой экономики, тотальной распределиловки и уравниловки не застали. Для них естественен западный подход, причем, в том виде, как он подается со страниц популярных книг и учебников "по бизнесу": работай много, будь лидером, ни на кого не надейся, делай себе имя, и всегда все будет "ОК". Советы даются самые неожиданные. Например, в одном из подобных "руководств" австралийские ученые утверждают - один из лучших способов сделать карьеру - стать для подчиненных настоящим тираном. Это актуально для мелких начальников: исследователи уверены, что вышестоящее начальство либо смотрит на утеснение рядовых сотрудников сквозь пальцы, либо просто переводят "изверга" на повышение. Представьте, что будет, если эти советы начнут воспринимать всерьез!

Люди же пожилые и среднего возраста, воспитанные в духе социализма и пережившие трудные 90-е годы, когда рушилась выверенная годами система, рады наступившей ныне стабильности и не испытывают никакого желания "сворачивать горы" во имя новых капиталистических ценностей. В оправдание своему бездействию они часто приводят сентенции вроде "богатеют только жулики" и "честно заработать такие деньги невозможно". Вряд ли это можно как-либо переломить, остается лишь дождаться естественной смены поколений. Когда-нибудь российское общество в вопросах отношения к работе станет схожим с западным.

Кстати, "карьера на западный манер" вовсе не всегда означает необходимость работать по 12 часов в сутки без выходных и праздников, а все свободное время тратить на тренинги и курсы повышения квалификации. Весной этого года Международная ассоциация хедхантеров (AESC) провела исследование, результаты которого оказались весьма сенсационными. Оказалось, что в то время, как в России "на коне" молодые, здоровые и готовые вкалывать, забыв обо всем остальном, работники, в мире вопросы с балансом карьера/личная жизнь решаются прямо противоположно. 85% отказов от высоких карьерных позиций сами работники объясняют тем, что новая должность будет мешать их личной жизни. "Это серьезная тенденция, о которой еще пять лет назад никто не мог и подумать", - отмечает Питер Феликс, президент AESC. Согласно тем же опросам, 86% потенциальных кандидатов не намерены жертвовать личной жизнью даже ради высокого оклада.

Да и самим работодателям, как оказалось, карьеристы не так уж и нужны. Вернее, нужны, но в ограниченном количестве. В каком - зависит от бизнеса. Если компания находится на старте или занимается новым направлением, то "болеть" карьерой должны практически все сотрудники. Без этого динамичный рост и развитие невозможны, считают менеджеры по кадрам, к примеру, IT-компаний. Иными словами, тем, кто ищет карьерного роста, стоит поискать его в относительно "новых" сферах. Почти вероятно, что вам вскоре предложат привлекательную должность и зарплату, но и работать придется с полной отдачей. Если же фирма уже укоренилась на рынке, ей нужен совсем другой баланс: порядка 30-40% карьеристов - остальные сотрудники должны быть "стабилизирующим началом". Мотивировать их нужно совсем иначе - не должностями и окладами, а, к примеру, стабильной зарплатой и детским садиком рядом с работой. Продумать это - задача кадровика.

Кстати, если вы чувствуете, что вам необходим дальнейший профессиональный рост, но не видите в себе талантов руководителя - не отчаивайтесь. В уважающих себя компаниях возможен не только вертикальный, но и горизонтальный рост. Например, расширение круга обязанностей, работа по совместительству, преподавание. Внимательный руководитель всегда поймет это и пойдет вам навстречу. Вот и саморазвитие, и увеличение доходов, и отсутствие стрессов - постоянных спутников "вертикальных" карьеристов.

Не случайно японцы - известные "трудоголики" - из-за постоянных переработок уже опасаются за свою жизнь. Из-за непомерного объема возложенных на них обязанностей им приходится регулярно засиживаться на работе до глубокой ночи. У японских трудоголиков, кстати, очень высок процент разводов, что совсем нетипично для этого традиционного общества. Жена, как правило, неработающая, воспитывает детей и все семейные вопросы решает в одиночку, тогда как глава семейства появляется дома лишь по выходным, ибо ночует в офисе. И когда дети вырастают, жена понимает, что она так привыкла жить без когда-то близкого человека, что теперь-то уж точно сможет одна...

Карьеристы, кстати, даже отпуском своим в полной мере насладиться не вправе. Уехать они могут максимум на несколько дней, реже - на неделю. Да то с ноутбуком и постоянно включенным мобильным телефоном, чтобы прямо на пляже решать рабочие вопросы. И, конечно, в любой момент начальство может из такого неполноценного отпуска отозвать. Задумайтесь - а нужна ли такая карьера именно вам? Или вас больше привлекает ее растиражированная "глянцевая" сторона - деньги, дорогие машины, костюмы и "громкая" должность"?

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика