29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 06:36:36
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Убойные правила



Дмитрий Лисицин
Источник: Ъ-Секрет фирмы
добавлено: 01-09-2009
просмотров: 5384
Твердые, как чугун, убеждения — далеко не лучшее подспорье для руководителя. Даже если принципы кажутся непоколебимыми, иногда полезно их пересматривать. Для этого достаточно научиться слышать других.
Григорий Фидельман не желает вступать в диалог с «обезьянами»

"Знаете, почему Toyota опередила американские концерны? — спрашивает основатель перестраховочной компании "Москва Ре" Григорий Фидельман.— Она была человекообразной малышкой, а General Motors и Ford — обезьяноподобными гигантами".

В превосходство японского менеджмента Фидельман поверил в конце 1990-х, когда посетил Страну восходящего солнца. Бизнесмен увлекся изучением японских технологий и начал внедрять в "Москва Ре" принципы Toyota: пожизненный наем, кружки качества и т. д. Результаты казались волшебством: с 1999-го по 2004 год бизнес вырос в 54 раза. Перед магией Фидельмана не устоял владелец "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ) Каха Бендукидзе, купивший в том же 2004 году контрольный пакет в "Москва Ре" за $20 млн. Однако через два года Григорий покинул компанию.

Сейчас он глава консалтинговой фирмы "Институт альтернативного менеджмента" (ИНСАМ), у которой даже нет офиса. Сделать более успешную карьеру Фидельману мешает излишняя вера в японские технологии, а точнее, его нежелание отказаться от жестких принципов и вступить в диалог с "обезьянами".

Полное "измочаливание"

Прелюдия к истории Фидельмана-бизнесмена — его научная карьера. Решив стать ученым мирового уровня, Григорий уехал из родного Челябинска, поступил на физфак Новосибирского университета и взялся за тему в области физики плазмы.

Однако мечта погибла: тему отдали другому аспиранту, а его самого определили на кафедру физики твердого тела. Фидельман воспринял событие как катастрофу — шансы совершить прорыв в этой области он считал нулевыми. "Это было полное "измочаливание",— считает экс-ученый.— Меня опустили ниже плинтуса".

Диссертацию по новой теме Григорий все же защитил, да и с фактом, что ему не стать новым Эйнштейном, не смирился. В конце 1980-х он подался в бизнес с твердым намерением не дать никому себе помешать. Но ситуация повторилась.

Чемпион по хлопанью дверьми

В бизнесе Григория Фидельмана ждали череда неисполненных грандиозных планов, ссоры с партнерами и громкие уходы. Свой первый актив — страховую группу "Аско" — он потерял в результате недружественного поглощения.

Вдохновившись японским опытом, предприниматель вознамерился взять у судьбы реванш. В 2000-м Фидельман решил увеличить оборот основанной им компании "Москва Ре" (ее основным акционером был банк "Возрождение") в 1000 раз к 2010 году и создать в России перестраховщика мирового масштаба. Но в 2003 году компания начала отставать от темпов роста, и Фидельман стал искать более крупного и агрессивного инвестора, который разделял бы его веру в японский подход к менеджменту. В итоге бизнес купил Каха Бендукидзе. "Показалось, что он близок мне по духу",— говорит Григорий.

Вскоре мечта разрушилась. Бендукидзе уехал в Грузию, назначив своим представителем в "Москва Ре" топ-менеджера ОМЗ Сергея Николаева. По словам Фидельмана, его куратор был противником пожизненного найма и прочих японских технологий. "Его стиль управления состоял в том, чтобы вызвать тебя на ковер и хорошенько "отбабахать"",— вспоминает экс-глава "Москва Ре".

Уступить куратору или хотя бы частично пересмотреть свой подход к бизнесу Григорий не захотел. Он даже решился на отчаянный шаг — попытался найти инвестора, который бы выкупил долю Бендукидзе. Когда это не удалось, Фидельман ушел из компании.

Себя Фидельман винит только в одном — неправильном выборе акционера. "Наверное, стоило обратиться к Мордашову",— говорит экс-руководитель "Москва Ре".

В день увольнения Григорию с предложением работы позвонил владелец группы "РЕСО-гарантия" Сергей Саркисов. В нем Григорий тоже увидел близкого по духу предпринимателя — некогда Саркисов был его компаньоном в японской поездке. Вскоре Фидельман заявил, что создает перестраховщика мирового уровня — компанию Unity Re. Но с реализацией плана вновь возникли проблемы. Григорий хотел, чтобы Саркисов распределил свой контрольный пакет в Unity Re среди других страховщиков (иначе те могли отказаться работать с компанией). Саркисов готов к этому не был.

Фидельман вновь посчитал, что его "опускают ниже плинтуса": вместо огромной компании ему придется возглавлять кэптивный бизнес группы РЕСО. И тогда он решил завязать с перестрахованием.

В погоне за китом

Возможно, причина конфликтов экс-главы "Москва Ре" с партнерами — негибкость. Фидельман полагал, что все вокруг, включая "сознательных" олигархов, должны поддерживать его планы. Однако раз за разом его отказывались слушать. Сам он видит проблему иначе: в России нет капиталистов, понимающих японский менеджмент.

Занявшись консалтингом, он опять поставил перед собой сверхцель — совершить "переворот в сознании российских собственников". Пока у Григория было 11 клиентов, но всерьез повлиять удалось лишь на владельца казахской страховой компании "Лондон—Алматы" Ергали Бегимбетова. Тот не на шутку увлекся японским менеджментом и достиг неплохих результатов: В 2008 году компания на фоне падения рынка увеличила портфель на 24%. "Этот парень как я — рискнул и добился успеха",— считает Григорий.

Своим бескомпромиссным стремлением к одной цели Фидельман напоминает героя романа Германа Мелвилла "Моби Дик". Капитан Ахав гоняется за гигантским кашалотом, в котором филологи видят символ неукротимой и непостижимой Вселенной. Когда Ахав наконец настигает Моби Дика, кашалот убивает капитана и топит его корабль. Не лучший сценарий, чтобы ему следовать.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика