Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение операционных сегментовЮ.В. Леснова тренер по программе CIPA, ООО АФ «Аудиторско-консалтинговый центр» Источник: Журнал "Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты" добавлено: 16-09-2009
просмотров: 20704 IAS 14 «Сегментная отчетность» определял отчетный сегмент как отличимый составной элемент компании, занятый в производстве конкретного товара (услуги) либо группы связанных продуктов или услуг, подвергающийся рискам и получающий выгоды иные, чем другие сегменты компании. То есть в основу сегментации согласно IAS 14 было положено различие рисков, присущих отдельным сегментам, а также колебания рентабельности. Операционный сегмент (согласно IFRS 8 «Операционные сегменты») – это часть компании:
Сопоставление двух определений позволяет сделать вывод, что теперь при выделении сегмента не возникает необходимости сравнивать риски и норму прибыльности, а достаточно воспользоваться структурой управленческой отчетности. В ходе управления ресурсами руководство компании на постоянной основе, как правило, анализирует основные направления деятельности, доходы, расходы, результаты по направлениям. Лицом, ответственным за принятие операционных решений, может быть как отдельный сотрудник, так и группа руководителей. Критерии определения отчетных сегментовВ МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность» существовала двухуровневая система сегментирования (операционная и географическая). Один вид сегментов считался первичным, а другой вторичным. IAS 14 ограничивал количество сегментов требованиями к размеру их доли в доходах от продаж внешним сторонам и не требовал выделения различных стадий вертикально интегрированной деятельности в качестве отдельных сегментов. IFRS 8 предусматривает, что под операционным сегментом может пониматься и такой компонент, который осуществляет продажи в основном или только другим операционным сегментам компании и не продает ничего внешним покупателям. Компания должна предоставлять информацию отдельно по каждому операционному сегменту, который:
Сначала компания должна определить все операционные сегменты, которые удовлетворяют определению, а затем из операционных сегментов определяет отчетные сегменты. Количественные критерии, позволяющие признать сегмент отчетным, в МСФО (IFRS) 8 следующие:
После проведения данного анализа следует выполнить анализ совокупной выручки операционных сегментов от продажи внешним клиентам. Если совокупная величина выручки от внешних клиентов, приходящаяся на отчетные сегменты, составляет меньше 75 % от отчетной выручки компании, следует выделить дополнительные операционные сегменты таким образом, чтобы на отчетные сегменты приходилось 75 % и более от совокупной раскрываемой выручки компании. Что касаетсяколичества выделяемых операционных сегментов, МСФО (IFRS) 8 указывает, что на практике может быть установлен предел в отношении выделяемых сегментов, для того чтобы не представлять слишком детальной информации о сегментах, и рекомендует его на уровне 10 снгментов. Для соблюдения этих критериев стандартом предусмотрена возможность объединить несколько сегментов, имеющих сходные экономические характеристики. Сегменты имеют сходные экономические и аналогичные характеристики по следующим критериям:
Процесс определения операционных и отчетных сегментов можно представить следующим образом (рис. 1, 2): Рис. 1. Определение операционных сегментов
Рис. 2. Алгоритм выделения отчетных сегментов Помимо различий в определениях и критериях признания отчетных сегментов, между МСФО (IAS) 14 и МСФО (IFRS) 8 существуют и другие различия, представленные в Приложении. Примеры определения сегментовПример 1 Имеется следующая управленческая отчетность, которая анализируется менеджментом компании:
Согласно МСФО (IFRS) 8 отчетным признается сегмент, если он соответствует хотя бы одному количественному критерию:
Пример 2 Компания «А» по итогам за год имеет следующие данные по 12 сегментам:
Таким образом, количественному критерию, как от совокупной выручки, так, допустим, и по другим критериям, соответствуют только сегменты 1, 2 и 11. Они и определяются в качестве отчетных сегментов. Но совокупная выручка данных сегментов составляет только 60 %, следовательно, необходимо еще классифицировать операционные сегменты как отчетные для достижения количественного значения 75 %. Для этого компания будет рассматривать сегменты по аналогичным характеристикам и объединять их в один отчетный сегмент. Допустим, компания приняла решение, что сегменты 6, 3 и 7 можно объединить в один отчетный сегмент по характеру выпускаемой продукции. Информацию о других видах хозяйственной деятельности и операционных сегментах, которые не являются отчетными, необходимо объединить и раскрыть в категории «Все прочие сегменты».
Пример 3 Компания «А» по итогам за год имеет следующие данные по 7 сегментам:
Согласно МСФО (IFRS) 8 отчетным признается сегмент, который соответствует хотя бы одному их количественных критериев:
Соответственно, количественный критерий определен в сумме: 240 000 у.д.е. х 10 % = 24 000 у.д.е. Соответственно, количественный критерий определен в сумме: 45 000 у.д.е. х 10 % = 4500 у.д.е. Общее значение активов составляет: 106 000 у. д. е. Соответственно, количественный критерий определен в сумме: 106 000 у.д.е. х 10 % = 10 600 у.д.е. Проверяем сумму консолидированной выручки, приходящуюся на отчетные сегменты по критерию соответствия сумме не менее 75 % от совокупной раскрываемой выручки: 70 000 + 23 000 + 10 000 + + 52 000 + 18 000 = 173 000 у. д. е. Данная сумма превышает 75 %, следовательно, включать дополнительные отчетные сегменты не требуется. Раскрытие информации по сегментамМСФО (IFRS) 8 требует от компаний раскрывать информацию общего характера:
Компания обязана привести пояснения о способах определения величины прибыли или убытка, активов и обязательств по каждому из отчетных сегментов. Компания должна раскрывать следующую количественную информацию1:
Компания должна раскрывать как минимум следующую описательную информацию:
Компания должна предоставить сверки всех нижеперечисленных данных:
Компания должна представлять информацию географического характера:
Если выручка от операций с одним внешним клиентом составляет 10 % и более от общей суммы выручки компании, то необходимо раскрыть данный факт, а также общую сумму выручки от каждого такого клиента, название сегмента или сегментов, которые отражают такую выручку. Компания не должна раскрывать название крупного клиента. ЗаключениеОсновной принцип IFRS 8 состоит в том, что компания должна раскрывать информацию таким образом, чтобы внешние пользователи финансовой отчетности могли оценить содержание и финансовые результаты различных видов деятельности компании, а также экономические условия, в которых она осуществляется. Новый стандарт основывается на управленческом подходе и управленческой отчетности компании, что позволяет инвесторам оценивать результаты деятельности компании на основании такой же информации, которую использует менеджмент при принятии операционных решений. Приложение 1 1 Информация подлежит раскрытию по каждому отчетному сегменту, если эта информация включается в оценку прибыли или убытка сегмента, анализируемую лицом, ответственным за принятие операционных решений, или в другом виде периодически предоставляется лицу, ответственному за принятие операционных решений, даже если она не включается в оценку прибыли или убытка сегмента. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|