16 апреля 2024 г. Вторник | Время МСК: 05:13:49
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Илья Белоновский: "Цивилизованный рынок будет расти"



Елена Фомина
Источник: Страна Ru
добавлено: 21-09-2009
просмотров: 7080
Правительство России разработало новые правила игры для торговых сетей. Предложенный Белым домом новый вариант закона о торговле уже поступил в Госдуму. Предполагается, что с 1 января 2010 года все магазины уже будут работать по-новому. Что даст новый закон рядовому покупателю? Приведут ли нововведения к существенному снижению цен? Не вернут ли законодательные новшества к забытому со времен СССР дефициту товаров?

В свою очередь, ритейлеры делают попытки самостоятельно урегулировать ситуацию в отрасли. Так, Ассоциация компаний розничной торговли утвердила Кодекс добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания. Кодекс вступит в силу после получения от ФАС подтверждения о соответствии его положений действующему антимонопольному законодательству. Какие основные отличия Кодекса и закона "о торговле"? Может ли Кодекс подменить собой закон? Стоит ли создавать Кодекс добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с покупателями?

На эти и другие вопросы читателей Страны.Ru ответил исполнительный директор АКОРТ (Ассоциация Компаний розничной торговли) Илья Белоновский.

- Идеальная налоговая система. Какой она должна быть в вашем понимании? Спасибо. Артем

- Идеальная система та, которая позволит развиваться торговой отрасли и при этом позволит ей, по-прежнему, занимать лидирующие позиции по сбору налогов. Что касается актуальных налоговых вопросов, то самый наболевший для нас сейчас вопрос - отнесение потерь в результате торговой деятельности на себестоимость.

Сегодня мы платим налог на прибыль с товара, который был украден из торгового зала, с товара с истекшим сроком годности и т.д.То есть мы и так несем убытки по этим товарам, и еще нам приходится платить с этих товаров налоги. Это увеличенная нагрузка, которая сказывается на затратах торговых сетей. А снижение затрат всегда приводит к снижению отпускных цен для покупателей.

- Успешно ли торговые сети справляются с экономическим кризисом? Торговцев вообще кризис как-то затронул? Какие потери? Какие прибыли? Как изменилась деятельность магазинов? Константин

- Мировой финансовый кризис затронул ритейл точно так же, как и любую другую отрасль экономики страны.

Многие сети испытывают сейчас трудности, некоторые не доживут в нынешнем виде до Нового года.

Все зависит от стратегии сети, от формата, от долговой нагрузки, от позиций акционеров и т.д. Что касается прибыли сетей, то самый лучший показатель прибыли федеральной торговой сети за первое полугодие 2009 года составляет 3%. У многих прибыль отрицательная. Сопоставимые продажи к предыдущим годам в рублях имеют небольшой рост, в долларах отрицательный показатель. Многое зависит от формата сети. Магазины, предлагающие более низкие цены, чем конкуренты, находятся на сегодня в выигрышной позиции.

- Зачем вообще нужен закон о торговле, который, по сути, защищает только права поставщиков и торговцев, да и то с натяжкой, а уж о правах потребителей, на которых всем наплевать, и говорить не приходится?... Татьяна

- Начну с конца: весь наш бизнес построен на одном – это удовлетворение запросов потребителей, и вся работа, которая осуществляется десятками тысяч людей, работающими в торговых сетях, нацелена исключительно на потребителя. Комфортные магазины, низкие цены, сертифицированное высокое качество продукции - все это делается исключительно для покупателя, который главный в нашем бизнесе.

Что касается закона о торговле, то это закон который должен урегулировать все спорные вопросы между поставщиками и торговыми точками, сетями и т.д.

Мы поддерживаем версию законопроекта внесенного в Госдуму правительством России, за исключением 16-ой статьи. Там идет речь об ограничении развития сетей в случае достижения ими 25% в муниципальном районе или городском округе.

То есть, если у меня успешные магазины и они очень привлекательны для покупателей, я же еще оказываюсь виноватым и не могу больше открывать магазины в данной местности. Покупатели с другого конца города не смогут осуществлять покупки в комфортном для них магазине, а будут вынуждены довольствоваться менее успешными конкурентами, с высокими ценами. Эта статья очень противоречива и мы надеемся, что она не пройдет через Госдуму.

- К вопросу о пенсионной реформе. Торговые сети "потянут" увеличение налоговой нагрузки? Василий

- Я еще раз вернусь к тому что налоговая нагрузка влияет на затраты торговых сетей. При этом, сегодня сети работают на грани своей рентабельности: 1-3% чистой прибыли. Резервов уже нет. Поэтому любой рост затрат приведет к тому, что сети: или будут закрываться, или будут вынуждены повышать цены - что очень не хотелось бы.

- Меня интересует очень важный вопрос в отношении пенсионеров. Для нас, для пенсионеров и инвалидов торговые сети предполагают ли делать какие-то более существенные скидки на продукты первой необходимости? Если да, то когда это произойдет? С уважением, Валерия Николаевна

- Многие торговые сети предоставляют скидки по социальным картам. Помимо этого многие сети проводят постоянные агрессивные акции по снижению цен. Цены в сетях намного ниже, чем на рынках и в отдельностоящих магазинах. Мы постоянно работаем в этом направлении, и будем расширять количество предложений для наших покупателей.

- Правительство пытается предпринимать меры по поддержке спроса на отечественную продукцию. Эффекта от них, правда, мало, но зато посыл хороший. Предпринимает ли Ваша организация какие-либо действия, чтобы поддержать российского производителя? Или Вы считаете, что эта проблема не входит в сферу Ваших интересов? Заранее спасибо за ответ. С уважением, Андрей

- Прежде всего, необходимо отметить, что торговые сети торгуют тем, что хочет покупатель. В отношении отечественного производителя скажу - ситуация, вызванная мировым финансовым кризисом, создала уникальную возможность для производителей отечественной продукции. Доля импорта в сетях падает, и нашему производителю необходимо использовать этот момент. Также хочу добавить, что для торговых сетей не существует никакого приоритета в продаже импортной продукции перед отечественной, в случае наличия качественного отечественного аналога.

- Руководство торговых сетей планирует отказываться от бонусов в связи с кризисом? Оксана

- Как такового понятия бонусы давно уже не существует. Есть скидка в цене, которая может быть предоставлена сразу в накладной или оплачена после выборки определенного количества продукции. И есть услуги оказываемые сетями поставщикам на возмездной основе. Услуги по выкладке продукции, по нахождению в торговом зале, по проведению рекламных акций и т.д., которыми поставщик может воспользоваться по своему желанию. Но хотелось бы отметить важный момент, что любая выплата со стороны поставщиков экономит деньги потребителей. Деньги, которые поставщик выплатил сети, сеть не взяла у покупателя, повысив цены. Наоборот, выплаты поставщиков позволяют снизить цены для покупателей.

- Уважаемый, Илья! Расскажите, пожалуйста, за счет чего образуется "наценка" на товар? И какие расходы продавец пытается переложить на плечи покупателя? Спасибо. Тимур

- Как таковой определенной наценки не существует. Сети, конкурируя друг с другом, постоянно проверяют, мониторят цены друг друга, стараясь сделать свои цены более привлекательными для покупателей. Интересно, что сотрудники сетей, отвечающие за ценообразование товаров на полках, даже не знают, по какой цене был закуплен товар, они исходят исключительно из своих бизнес-процессов образования цен на полках, ориентируясь на данные конкурентов. Что касается структуры средней наценки, получающейся по итогам работы за какой-то период работы, то эти цифры должны позволить сетям покрывать свои затраты (аренду магазинов, покупка новых магазинов, зарплаты сотрудникам, логистические издержки, налоги, кредиты и т.д.).

- Закон о торговле вообще вряд ли что-то изменит, как в жизни продавцов, так и в жизни покупателей. Единственное, что может быть торговцам удастся - увеличить количество посредников, за счет которых можно будет "накручивать" цены. В этой связи вопрос: зачем нужно было поднимать такую шумиху вокруг бесполезного закона? Анна

- Это не более чем очередной миф про ритейл в России. В столь серьезной конкурентной ситуации сложившейся на сегодняшний день, сети прилагают все возможные усилия, чтобы закупать продукцию как можно дешевле и как можно дешевле ее предлагать покупателю. Поэтому схема предложенная Вами абсолютно не жизнеспособна. Любое увеличение посредников ведет к увеличению закупочных и отпускных цен. Покупатель к этому очень чуток. И если у тебя неинтересные для покупателя условия, то от тебя он просто уйдет и магазин придется закрывать.

- Что заставило вас выбрать для себя работу именно в торговле? Андрей

- Начиная с 1997 года, я работал сначала поставщиком торговых сетей, потом долгое время закупщиком, руководителем департаментов закупок, директором по закупкам. Торговля это очень высокотехнологичный бизнес, очень интересный и масштабный. Я думаю, что не случайно у нас нет госкорпораций занимающихся торговлей. Это бизнес, которым очень сложно управлять, и который нельзя поставить на поток.

- Когда все-таки начнут дешеветь продукты первой необходимости? Анастасия Васильевна

- Учитывая, что торговые сети это товаропроводящий канал, этот вопрос лучше задавать производителям и поставщикам. Все-таки в структуре цены около 80% составляет цена поставщика и лишь около 20% наценка сети. В рамках своей деятельности, и конкурируя друг с другом, сети постоянно стараются снижать или, по крайней мере, не допускать повышения цен. Это невидимая, но постоянная, кропотливая работа сотрудников сетей.

Что касается динамики роста цен, то начиная с декабря-января сети были завалены спецификациями с требованиями поставщиков повысить закупочные цены для сетей, такая ситуация продолжалась вплоть до мая, после этого поток требований несколько снизился и последние два-три месяца рост цен от поставщиков несколько притормозился. На некоторые товары вследствие сезонности цены падают, например, на молоко и яйца.

- И все-таки задам глобальный вопрос - какой размер наценки, по-вашему, можно считать нормальным в федеральных розничных сетях для базовых продуктов питания - молочной продукции, овощей, мяса и мясопродуктов, рыбы? 10% или 100%? Алексей Подпятов, Ярославль

- Все зависит от конкурентной среды, профессионализма закупщиков и многих других факторов. Плюс рынок - он на то и рынок, чтобы на прилавках существовали наценки и минус 10-15% и плюс 30-40%. Должен быть выбор, должна быть конкуренция. Что касается средней наценки по сетям (по всем товарам за какой-то период времени) то, как правило, она составляет в гипермаркетах 15-20%, в дискаунтерах 20-23%, в супермаркетах 25-27%. Естественно, что по социальным товарам средняя наценка стремится к нулю, но есть товары, как правило, дорогие, за счет наценки, которой мы покрываем убытки от реализации социальных товаров.

- Илья, скажите, пожалуйста, как "цивилизованные" ритейлеры относятся к "наезду" государства на Черкизовский рынок и другие аналогичные торговые предприятия? Потирают руки? Сколько, по-вашему, составит в результате закрытия таких рынков прирост продаж в сетях эконом-класса? Григорий Степченко

- Наше мнение таково, что торговая деятель в Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством. И это касается не примеров, которые Вы привели, а это касается всех участников торгового бизнеса, включая и отдельные магазины, и рынки, и торговые сети. Все должны быть в равных условиях.

- Кто придумал запретить супермаркетам торговать по ночам? Кому, по вашему, было бы выгодно создать такое "удобство" для потребителей? Василий

- Этой нормы нет в законопроекте, внесенном в Государственную Думу. Это обсуждалось в, якобы, интересах малого бизнеса. Мы категорически против подобной нормы. Почему покупатель должен в ночное время отказывать себе в удобстве осуществления покупок? Есть же категории покупателей, у которых рабочий день заканчивается поздно ночью. Почему мы не должны думать о них? Также возникает вопрос: почему чтобы помочь малому бизнесу, необходимо убивать большой. Может лучше помочь малому бизнесу чем-то конкретным: льготным кредитованием, например, или снижением налоговой нагрузки.

- Рынки для магазинов являются конкурентам? Или у каждого своя ниша? Николай

- Любая торговая точка является конкурентом. Другой вопрос, что называть рынком. Мы никогда не были против существования сельскохозяйственных рынков, где фермеры продают продукцию, выращенную своими силами. Но мы против того, чтобы на рынках продавалась переработанная, упакованная, промышленная продукция. Для этих товаров есть магазины.

- Меня, например, абсолютно не устраивает, что в торговых сетях в качестве тех же продавцов, кассиров и уборщиков работают люди не славянской внешности. Очень хотелось бы, чтобы вы решили эту проблему. Спасибо за понимание. Валерий Николаевич

- Найти русских грузчиков и кассиров довольно затруднительно. Их не устраивают зарплаты, которые мы готовы предложить. Сети даже предлагают иногородним соотечественникам проживание в общежитиях, но и это слабо помогает. Чтобы разом убрать всех граждан СНГ из магазинов, и взять на работу соотечественников (такие сети существуют), придется очень существенно (примерно в два раза) поднимать заработный фонд, что сразу скажется на отпускных ценах для покупателей. Поэтому есть сети, в которых продукция стоит несколько дороже, но там более комфортно осуществлять покупки. А есть сети, где продукция дешевле, но есть некоторые, с Вашей точки зрения, неудобства. Выбирать Вам.

- Насколько просто сегодня торговцам получить кредит в банке? Или у торговых сетей в этом плане такие же проблемы, как и у предприятий реального сектора? Мария

- Проблемы абсолютно те же. И кредиты мы получаем на таких же рыночных условиях.

- По вашему мнению, кризис в итоге приведет к увеличению количества торговых сетей? Или же наше народонаселение окончательно переместиться для затоваривания на рынки? Юлия

- На сегодняшний день доля цивилизованной торговли в стране составляет менее 30% розничного рынка. Для сравнения в странах западной Европы эта доля составляет 95-97%. Поэтому цивилизованный рынок в стране будет расти - это очевидно. Но стоит отметить, что в связи с кризисом рост несколько замедлился.

- Как торговая сеть находит своего поставщика товаров? Алина

- Прежде всего, товар должен быть востребован покупателем. Помимо этого, основными ориентирами служат: присутствие товаров поставщика у конкурентов, на рынках, в отдельных магазинах, рекламная поддержка, уникальность товара и т.д.

- Не приведет ли новый закон о торговле к дефициту товаров и очередям? Александр

- Таких предпосылок, исходя из текста законопроекта, мы не видим.

- Каким образом определяется эксклюзивность товара, который закупает магазин у определенного поставщика? Или же производитель выполняет спецзаказ магазина? Дмитрий

- Любое требование эксклюзивности поставок - есть нарушение антимонопольного законодательства. Поэтому такой практики давно нет. Эксклюзивность возможна только в том случае, если поставщик производит собственную торговую марку сети.

- Кто придумал эту бредовую идею закрывать 24-часовые магазины на ночь? Надеюсь, что этого произвола не произойдет... Михаил

- Такой нормы в законопроекте нет. Мы также выступали категорически против этой нормы.

- Почему все в торговле контролирует ФАС? И торговлю она всю под себя подгребает, и кодекс ваш утверждает... А кто будет коррупционность ФАС в данном случае контролировать? Алина

- Вопрос не в Ассоциацию. Мы действуем в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, стоит отметить, что антимонопольное законодательство есть в любой стране мира.

- Что представляет собой кодекс, разработанный вашей ассоциацией? Как он будет влиять на поведение торговых сетей? Как планируете заставить подчиняться кодексу сети, не входящие в вашу ассоциацию? Василий

- Пока Кодекс не станет доброй деловой традицией, он не будет распространяться на сети, не заявившие о согласии своей работы в соответствии с Кодексом. Что касается самого Кодекса – это свод правил регламентирующих взаимоотношения торговых сетей и поставщиков продуктов питания. Мы ждем согласования ФАС и готовы начать работать в соответствии с Кодексом. Интересный момент: для поставщиков Кодекс действует по их желанию, торговая сеть же обязуется работать в соответствии с Кодексом.

- В обществе бытует мнение, что торговцы самые нечестные и лукавые люди. Разделяете ли Вы это мнение? И почему, по вашему мнению, в отношении торговцев сложился такой стереотип? Анна

- Такой стереотип действительно есть, и сложился он еще со времен Петра Первого. Сейчас общественность начинает более здравомысляще воспринимать торговлю, но остатки стереотипов достаточно крепки. Мы же просто выполняем свою работу - делая жизнь людей комфортней.

- Выгодно ли сегодня торговым сетям продолжать продавать товары в кредит, с учетом того факта, что россияне в последнее время с трудом расплачиваются по долгам, да и банки не горят желанием выдавать кредиты? Игорь

- Здесь все зависит от позиций банков. Мы готовы продолжать продавать товары в кредит.

- Да, кстати, а кодекс добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с покупателями создавать не планируете? Людмила

- Обязательно об этом подумаем. Стоит сказать, что мы постоянно взаимодействуем со всеми Союзами и Обществами по защите прав потребителей.

- Что будут делать руководители торговых сетей, если нагрянет девальвация? Влад

- Будем продолжать работать и удовлетворять запросы потребителей, а также бороться с инфляцией и повышениями цен.

Илья Белоновский родился в 1977г. в Ярославле. Закончил Российский государственный гуманитарный университет по специальности "менеджмент". Работает в ритейле с 1997г., занимал руководящие должности в ряде торговых компаний, начиная с сети фирменных магазинов "Кристалл". В 2001 г пришел в компанию "Пятерочка" на позицию Директора по региональным закупкам. С 2007 года и до назначения Исполнительным директором АКОРТ являлся Директором по закупкам продовольственных товаров X5 Retail Group.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) была создана в 2001 году. В настоящее время членами АКОРТ являются 32 крупнейших операторов розничного рынка России: "Арбат Престиж", "АШАН", "БИЛЛА", "Представительство Wal-mart", "Вестер", "Виктория", "Глобус Гурмэ", "ДИКСИ", "Евросеть", "Икеа", "Карфур Рус", "К-Раута", "Лента", "Леруа Мерлен", "Магнит", "Медиа-Маркт-Сатурн", "Копейка", "Холдинг МАРТА", "М.Видео", "МЕТРО Кэш энд Керри", "Мосмарт", "Оби", "О’Кей", "Реал – Гипермаркет", "Спортмастер", "Снежная Королева", "Старик Хоттабыч", "Три толстяка", "Х5 Retail Group", "Холидей классик","Эльдорадо", "Уютерра".
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика