Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Правда и ложь о коллекторахВ. Гуляева Источник: Журнал "Спутник главбуха" добавлено: 30-09-2009
просмотров: 11559 Если контрагенты копят задолженность и ничего не отдают, фирмы готовы на многое, лишь бы вернуть деньги. Это их право. Коллекторские агентства предлагают разобраться со злостными должниками за «скромный» про-цент. Поскольку работа этих компаний обросла легендами, мы выяснили, как они действуют и насколько эффективны. Миф 1. Их много и они страшные Коллекторы — специалисты, которые представляют интересы кредитора. На рынке есть коллекторские агентства и юридические фирмы, в том числе оказывающие коллекторские услуги. Первые занимаются исключительно долгами, для вторых это дополнитель-ный заработок. Собственно агентств в Петербурге и Ленобласти немного — порядка 30, из которых добрая половина является пред-ставительствами московских компаний (для сравнения: в Москве — около 150). Юридических фирм, оказывающих подобные услуги, гораздо больше. Списки коллекторов, в том числе Северо-Западного региона, можно посмотреть на порталахwww.dolgi.su и www.collectori.ru. Полезные сведения об их деятельности также есть на www.dolgi.net. Надо заметить, что не все взыскатели долгов имеют свои сайты. У некоторых указаны лишь абонентский ящик да пара мобильных те-лефонов. Мы сосредоточились на фирмах, которые, во-первых, не прячутся и размещают подробную информацию о себе в свободном доступе, и, во-вторых, идут на контакт. По итогам телефонных бесед с коллекторами о них складывается благоприятное впечатление: напряженно работают (трудно застать в офисе и спокойно поговорить даже 5-7 минут — сплошь клиенты и переговоры); владеют и пользуются большими объемами информации, в том числе статистической; трубки не бросают и от прессы не шарахаются. Наоборот, по большей части уделяют время и отвечают на вопросы. Одним словом, нормальные люди (в основном молодые мужчины). Миф 2. У агентств легкая работа, мало проблем и высокая доходность Все респонденты отметили, что корпоративные долги (задолженность юридических лиц) и соответствующее направление деятельно-сти сформировалось за последние полтора-два года. По сравнению с 2008 годом обращаться в коллекторские агентства стали чаще в среднем на 40-50%. Но есть и фирмы, которые увеличили клиентскую базу в два с половиной раза. Причем если раньше соотношение клиентов — физических лиц и организаций было примерно 50/50, то сейчас налицо крен в пользу последних — 30/70, а то и 20/80. То есть чаще приходится иметь дело с отсутствием платежной дисциплины у компаний. Должников стало больше; много длинных (несколько лет) и проблемных (пропавшие должники и т.п.) долгов. Размер взыскиваемых сумм зависит от отрасли. Например, в сфере товарного кредита и ус-луг долги колеблются в пределах 20 000-50 000 руб., а в строи-тельстве счет идет на миллионы рублей. Поскольку из-за кризиса многим действительно нечем платить по счетам, взыскания затягиваются и эффективность падает. Если в 2008 году коллекторы в среднем удачно закрывали 50-60% дел, то в текущем году этот показатель упал до 30%. Впрочем, некоторые крупные фирмы рапортуют о 70-80-процентной эффективности. К этому надо прибавить регулярные жалобы должников на коллекторов в прокуратуру и судебным приставам. Получается картина, аналогичная ситуации в любом секторе экономики: много работы, масса проблем и падение доходности. Миф 3. Коллекторы работают с крупными долгами и за большие деньги В каждом агентстве действует своя клиентская и финансовая политика. Филиалы московских компаний ориентированы на крупных клиентов и такие же долги (от 500 000 руб. и выше), как и отдельные питерские фирмы (от 350 000 руб.). Однако многие работают с типичными для предпринимательского сектора Петербурга задолженностями в 30 000-50 000 руб. За свою работу коллекторы берут 10-30% взысканного долга в зависимости от числа должников, длительности задолженности и нали-чия подтверждающих ее документов (примерно в половине случаев кредиторы не имеют правильно оформленной первички в полном объеме!). Были озвучены и две пограничные цифры: 5% — для пакетных клиентов (до нескольких десятков должников) с короткими долгами и 50% — в особо сложных случаях (поиски должника и (или) его имущества, затяжные судебные процессы и т.п.). Что касается предоплаты, то ее берут все, если представляют интересы кредитора в арбитражном суде и когда речь идет о длинных долгах (от двух лет и больше). Лишь в одном коллекторском агентстве заверили, что работают без предоплаты. Миф 4. Деятельность агентств незаконна Поскольку специальный закон о коллекторской деятельности еще не принят, взыскатели работают согласно общегражданскому зако-нодательству (глава 24 ГК РФ), то есть как посредники и переговорщики. Услуги оказывают на трех стадиях — досудебное регулирование, суд и исполнительное производство. Обычно на основании агент-ского договора и нотариально заверенной доверенности. Претензионная работа с должниками (до суда) По словам экспертов, такая работа эффективна сразу после наступления срока возврата задолженности (просрочка 30 дней). Вести ее имеет смысл не более двух месяцев. На этой стадии с должниками регулярно беседуют по телефону, готовят и высылают им письмен-ные претензии, ведут переговоры при личных встречах, контролируют поступление оплаты. Некоторые используют СМИ, SMS-оповещения. Цель — придать огласке реальную ситуацию с долгами у конкретного хозяйствующего субъекта — должника и тем са-мым вызвать у него ощущение дискомфорта в связи с долгом и желание поскорее от него избавиться. В петербургских коллекторских агентствах нас заверили, что вся претензионная работа ведется без нарушений. Например, должников беспокоят только по рабочим дням и в дневное время суток — с 6 часов утра до 10 часов вечера (ст. 96 ТК РФ; ст. 35 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ). Последнее время вернуть долг до суда все сложнее: в 2008 году это было возможно в 50% случаев, сейчас — в два раза реже (усред-ненный показатель). Причина одна — нет денег. Хотя попадаются и аферисты, для которых брать и не платить — стиль жизни. Спра-виться с ними позволяет судебное взыскание. Во время и после суда Судебный процесс может длиться не один месяц (в среднем, три-четыре). Поэтому, как уже было сказано выше, за представительство интересов кредитора в арбитраже коллекторские агентства берут предоплату. Ее размер зависит от сложности дела и его продолжи-тельности. Полученная от клиента сумма идет на оплату услуг адвокатов и иных судебных издержек. Когда дело закончено, исполнительный лист передается судебным приставам. Им предстоит найти должника, его имущество и взы-скать долг. На этой стадии коллекторы плотно сотрудничают с приставами: работают с документами, уточняют ход взыскания, иногда просто напоминают о своем клиенте. Учитывая, что, по некоторым оценкам, на каждого судебного пристава в Петербурге сейчас при-ходится как минимум 1500 дел, — очень полезное занятие. Иногда приходится самостоятельно разыскивать должников и даже помогать им расплатиться. Так, некоторые агентства помогают оформить кредит в банке, занять у частного инвестора, реализовать имущество и т.п. О вреде нелитературной мифологии и пользе практики Коллекторские агентства — пусть рискованный, но шанс взыскать долги с контрагентов. Если эти суммы важны и фирма готова от-дать процент посреднику, попробовать стоит. Конечно, при условии серьезного подхода к выбору коллектора, документального оформления взаимоотношений и действий согласно закону. Кстати, на нерадивого коллектора можно пожаловаться (см. сайт Нацио-нальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств www.napca.ru). Если же рисковать не хочется, а вернуть деньги надо, остается все делать самим. В любом случае полезно освоить азы юридической грамотности, работать с договорами, не делать и не допускать новых долгов, держать под контролем старых должников. И, конечно, не верить слухам и не сидеть сложа руки.
Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|