29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 15:34:08
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Аудит в борьбе за МСФО



Арина Барсукова,
руководитель аналитического центра «Эксперт Юг»
Источник: Журнал "Эксперт"
добавлено: 08-10-2009
просмотров: 8997
Набирающий обороты переход предприятий на международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) влечёт за собой рост южного рынка аудиторско-консалтинговых услуг. Однако уже в ближайшие годы региональным игрокам предстоит ощутить всю тяжесть конкурентной борьбы с московскими и мировыми сетями

Аудит в борьбе за МСФОПо данным рейтингового агент­ства «Эксперт РА» [1], выручка ведущих аудиторско-консалтинговых групп уже второй год подряд увеличивается почти на 40% ежегодно. Согласно данным компаний-участников рейтинга (см. таблицу), прирост совокупного объёма выручки в ЮФО за последний год составил 68,9%. Единого взгляда на объём южного рынка пока нет. По оценке Виктора Полторанина, директора «Юг-Аудит», ёмкость рынка аудиторских услуг на Юге без учёта инвестиций в Сочи и сопутствующих услуг, исходя из сложившегося количества аудиторских организаций, составляет примерно 30–35 млн долларов в год. В то же время генеральный директор ООО «Денисов-Аудит» Антон Денисов только ростовский рынок аудиторских услуг по итогам 2007 года определяет на уровне порядка 1 млрд рублей (около 40 млн долларов). Что касается общих оценок, которые участники рейтинга дают в отношении темпов дальнейшего роста рынка аудиторских услуг на Юге, то они не так уж сильно отличаются друг от друга — большинство называет цифру в 10–15% выше инфляции.

Перед компаниями, намеревающимися переходить на МСФО, открываются два пути развития. Первый — формирование отчётности по российским стандартам и её трансформация в международные. Второй — параллельное ведение отчётности по РСБУ и МСФО. Но этот путь могут позволить себе единицы — уж очень он дорог. Штат бухгалтерии в этом случае расширяется практически в два раза, в то время как в первом случае обычно требуется образование одного отдела, занимающегося подготовкой отчётности по МСФО. В свете сегодняшних законодательных инициатив наиболее активно будут развиваться услуги по трансформации отчётности, составленной по РСБУ, в отчётность, составленную в соответствии с МСФО, по её аудиту и по обучению персонала.

Порядок цен

Аудит — дело недешёвое. Величина расходов на аудиторские услуги зависит от ряда факторов. Эта сумма находится в прямой зависимости от масштаба деятельности самой компании и уровня её публичности, что, в свою очередь, влияет на выбор аудитора и на сумму договора с ним. Так, например, у ОАО «Южная телекоммуникационная компания» стоимость услуг аудитора, ЗАО «КПМГ», по проведению аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчётности за 2007 год составляет 12,8 млн рублей. За аудит отчётности 2007 года Таганрогский металлургический завод заплатил ООО «Эрнст энд Янг» почти 9 млн рублей. Вознаграждение в размере 1,5 млн рублей получило ООО «Файнарт-Аудит» за аудит бухгалтерской отчётности ОАО «Кубаньэнерго» за 2007 год. Фактический размер вознаграждения, выплаченного ОАО «Инпром» аудитору, ЗАО «МауэрГруппРостов», за аудит отчётности 2007 года составил 339 тысяч рублей. При этом аудит отчётности, составленной в соответствии с международными стандартами, обходится значительно дороже аудита отчётности, составленной в соответствии со стандартами российскими. Например, ОАО «Новошип» выплатило ЗАО «КПМГ» за проведение обязательного ежегодного аудита вознаграждение в размере 985 тысяч рублей (без учёта накладных расходов и НДС), а по итогам аудита консолидированного баланса (МСФО) за последний финансовый год — 3,8 млн рублей.

Конкуренция между аудиторско-кон­салтинговыми компаниями на Юге находится в прямой зависимости от развития регионов внутри округа. «Если сравнивать рынок аудиторско-консалтинговых услуг в Южном федеральном округе с другими регионами России, то можно сказать, что он развит в достаточной степени. Что касается конкуренции, то в данном регионе она более интенсивна, нежели в остальных, — говорит директор Южного регионального центра ЗАО “КПМГ” Максим Самарин. — В особенности это характерно для Ростовской области и Краснодарского края. Примерно те же тенденции демонстрируют Волгоградская область и Ставропольский край, да и Астраханская область».

В последнее время отношения между крупными сетями российского и международного масштаба и региональными консалтинговыми компаниями существенно изменились. Если ещё несколько лет назад большинство игроков из первой группы предпочитало обслуживать региональных клиентов из центральных офисов (которые находятся традиционно в Москве или Петербурге), то затем, когда потребности крупнейших компаний были удовлетворены, наступил период ориентации на оказание услуг и среднему бизнесу. Это, в свою очередь, потребовало изменения принципов организации работы «из центра». Сказалось и то, что региональные аудиторские фирмы большей частью заняты в сфере обслуживания местного среднего и малого бизнеса. Заказы же на аудит крупнейших предприятий и компаний, входящих в крупные холдинговые структуры, стабильно получают отраслевые лидеры мирового уровня. Так, например, ООО «Эрнст энд Янг» утверждено аудитором у крупнейшего по итогам 2006 года предприятия ЮФО — ОАО «Волжский трубный завод», а также у ОАО «Таганрогский металлургический завод» (7−е место в рейтинге крупнейших предприятий ЮФО). Эти же услуги оказывает ЗАО «Делойт и Туш СНГ» такой компании, как ОАО «НМТП» (49−е место в рейтинге). ООО «РСМ Топ-Аудит» является аудитором у ОАО «Ставропольэнерго» (100−е место в рейтинге), ЗАО «КПМГ» — у «ЮТК» (5−е место) и ОАО «Новошип» (12−е место) и т.д. Аудит финансовой отчётности, составленной в соответствии с международными стандартами у ОАО КБ «Центр-инвест» и по российским стандартам у ОАО «ЮГК ТГК-8», ведёт бессменный лидер российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит».

И всё же южнороссийский рынок ауди­торско-консалтинговых услуг уже не первый год ощущает серьёзные перемены в отношениях между самостоятельными местными компаниями и крупными сетями. Если ещё несколько лет назад отраслевые лидеры организовывали работу с южнороссийскими клиентами, находясь в московских офисах, то сегодня схемы работы стали разнообразнее. «Рынок аудиторских услуг на юге России сложился и имеет устойчивую тенденцию к укрупнению путём присоединения или объединения с компаниями московского региона», — комментирует генеральный директор фирмы «2К Аудит-Деловые консультации» Тамара Касьянова. Так, в целях дальнейшего успешного развития региона некоторые лидирующие аудиторско-консалтинговые компании уже заключили партнёрские соглашения с прошедшими отбор местными. Становясь членом крупной партнёрской сети, региональные компании, как правило, получают ряд конкурентных преимуществ. Это, к примеру, доступ к уже разработанным технологиям аудита и консалтинга, возможность постоянного профессионального обучения, стажировки и т.п. Например, «МауэрГруппРостов» является парт­нёром аудиторско-консалтинговой группы «Нексия Си Ай Эс», партнёром «ФБК» в ЮФО стало «BP Consult» (Краснодар), АФ «Траст аудит» — член партнёрской сети «BRK-Интерком-Аудит» и т.д. В то же время начали самостоятельно работать в южном регионе, открывая здесь свои подразделения, такие компании, как «БДО Юникон» (Краснодар, Ростов-на-Дону) и «Росэкс­пертиза» (Ростов-на-Дону и Нальчик). Знаковым событием становится и выход в ЮФО «Большой четвёрки». Постоянное представительство на Юге работает пока только у ЗАО «КПМГ» (Ростов-на-Дону), но и остальные — «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», «Эрнст энд Янг», «Делойт и Туш» — тоже планируют создать свои подразделения на столь многообещающем Юге. А это значит, что надвигается очередной этап изменения долей и влияния на рынке.

Да и те перемены в расстановке сил и стратегиях ключевых игроков рынка, которые уже произошли, изрядно поспособствовали росту конкуренции на Юге; внесло свою лепту и внедрение конкурсных процедур выбора аудитора многими предприятиями. «Конкуренция возрастает не только из-за нашествия федеральных сетей, но и из-за возросшей требовательности к качеству услуг клиентов, что, в свою очередь, вызвано активизацией налоговых органов», — отмечает существенную особенность южной конкурентной среды Валерий Романенко, управляющий партнёр ООО «БизнесКонсалт». С этой позицией в целом согласен и Антон Денисов: «Скорее стоит говорить не о конкуренции в отношении клиентов, а о конкуренции в области качества или эксклюзивности предоставляемых услуг и уровня представленности в экспертных и рекламных материалах (то есть уровня репутации, публичности и имиджа). Наиболее высокий уровень конкуренции сохраняется в традиционном аудите, а вот в области высокодоходных консультативных проектов он весьма низок». Заместитель директора ООО «АУДИТ — БЮРО» Татьяна Слинько считает, что уровень конкуренции на Юге высок, но качеством оказываемых услуг многие организации похвастаться не могут; зачастую в ходу демпинг, что, конечно, сдерживает развитие аудиторской деятельности.

Так почему же МСФО?

Существует несколько причин, по которым многие компании уже сегодня решают организовать ведение отчётности предприятия в соответствии с МСФО. Во-первых, это необходимость выхода на фондовые биржи и международные рынки капитала. Потребность в переходе на МСФО обязательно испытают компании, планирующие IPO и SPO или привлечение инвестора. На Юге свою лепту в рождение этой потребности внесут планы по подготовке к проведению Олимпиады и по развитию города Сочи как горно-климатического курорта. Реализовать эти планы без привлечения крупных инвестиций никак не получится. «Убедить инвестора и добиться снижения кредитных ставок без отчётности по МСФО практически невозможно», — утверждает Антон Денисов.

Вторая причина — реструктуризация естественных монополий, которая создала дополнительный импульс для формирования спроса на консалтинговые и аудиторские услуги со стороны головных компаний и региональных структур. Третьей причиной выступают столь активно обсуждаемое сейчас вступление в ВТО и собственно внешнеэкономические связи южнороссийских компаний, выход региональных фирм на зарубежные рынки, поиск иностранных партнёров и их требования к предоставлению отчётности по МСФО. Ещё одна причина — вполне логичное стремление среднего бизнеса стать крупным, что предполагает поиск новых источников финансирования инвестиционных программ, прозрачность бизнеса. Взросление среднего бизнеса тоже способствует организации инициативного аудита. И таким компаниям нужен реальный, а не формальный аудит.

Но, пожалуй, самой важной причиной перехода на МСФО можно считать законодательную. Согласно утверждённой Минфином РФ Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности на среднесрочную перспективу до 2010 года, предусматривается обязательный перевод консолидированной отчётности российских предприятий на МСФО. Следующий ожидаемый шаг законодателя — новая редакция Закона «О бухгалтерском учёте» и Закон о консолидированной финансовой отчётности, который, согласно проекту, будет распространяться на кредитные организации, а также на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Особо актуально ведение отчётности в соответствии с МСФО для страховых, банковских и инвестиционных компаний, а также предприятий энергетики (в связи с реструктуризацией отрасли), нефтедобычи и нефтепереработки, наконец, для предприятий, входящих в состав холдинговых структур. По мнению Тамары Касьяновой, популярность МСФО среди активных российских предприятий не только не спадёт, но и возрастёт. Как считает г-жа Касьянова, этому будут способствовать либерализация валютной политики, открытие всё большего количества российских рынков международному сообществу, глобализация мировой экономики. Унификация и стандартизация правил в мировых масштабах традиционно повышает уровень развития отраслей, рынков и отдельных экономик, зачастую приводит и к положительным внешним эффектам. Не является исключением и сфера ведения финансовой отчётности и аудита, где пока ещё немногие финансисты из разных стран и отраслей говорят на одном языке. «Из-за того, что существует множество национальных стандартов финансового учёта и отчётности, уровень затрат и бюрократических издержек в международных компаниях подчас очень высок, и с переходом на МСФО как единую систему требований для всех его можно будет снизить», — поясняет Максим Самарин.

Кроме того, сладкую жизнь монополисту МСФО в мировом масштабе создают власти США, официально признавшие, наконец, прогрессивность этих стандартов и собственноручно уничтожающие их единственного конкурента — US GAAP. Это знаковое событие. Нынешним летом Комиссией по ценным бумагам и биржам был подготовлен план перехода на МСФО и отказа от US GAAP. Так, согласно нему, транснациональные американские компании будут предоставлять отчётность по МСФО уже с 2010 года. Обязательными же для всех американских компаний МСФО станут с 2014 года.

Среди других факторов, ведущих к росту популярности МСФО — либерализация привлечения финансирования, развитие акционерного способа финансирования, улучшение налогового законодательства, «отбеливание» налоговых схем работы компаний в России, укрепляющаяся мода на стабильность и прозрачность, спад недружественных слияний и поглощений. В то же время, по мнению генерального директора ООО «ЭРКОН» Эркена Андержанова, региональные компании на юге России, которые должны перейти на МСФО, можно сосчитать «по пальцам».

«Сегодня рынок аудиторских и консалтинговых услуг в сфере МСФО в целом демонстрирует феноменальный рост, — рассуждает Антон Денисов. — Растёт число компаний, которые предлагают эту услугу, активно реализуются образовательные программы по подготовке соответствующих специалистов. По мере увеличения количества специалистов в области МСФО темпы роста могут замедлиться. На смену придут новые продукты». По мнению г-на Денисова, в ближайшем времени может сформироваться спрос и на консультирование в области международного налогообложения, составления отчётности по стандартам IFRS, размещения акций на крупных мировых биржах, постановки параллельного учёта или работ по трансформации учёта.

Кадры опять решают

Рынок аудиторско-консалтинговых услуг на Юге, помимо уже упомянутого роста потребности в отчётности по МСФО, вписывается в общероссийскую тенденцию ещё по одному направлению. Это кадровый дефицит. Большинство участников провёденного исследования считают кадровый голод основной трудностью ведения учёта в соответствии с МСФО. И конкуренция за специалистов между региональными компаниями и российскими и международными сетями становится всё более острой. Как нам признался один специалист с двухлетним опытом работы в области составления бухгалтерской отчётности по МСФО, в первый же день поиска работы в Москве он получил несколько предложений с уровнем оплаты не ниже 90 тысяч рублей в месяц. Среди руководящих должностей предложения ещё заманчивей. И это уже сложившаяся ситуация, переоценить влияние которой на развитие рынка практически невозможно.

Законодательные инициативы в области обязательного составления МСФО существенно увеличат спрос на кадры и подстегнут рост уровня зарплат. Дисбаланс в этом сегменте трудового рынка огромен, спрос на кадры растёт, а специалистов не хватает. Тем более не хватает тех, кто имеет опыт «перекладки» отчётности из РСБУ в МСФО. Подготовка нужных кадров занимает несколько месяцев. Для получения опыта требуется участие в полном цикле составления отчётности — это ещё полтора года. Итого на подготовку штатной единицы уйдёт около двух лет. Не забудем и о значительных финансовых вложениях — спрос на профильное обучение растёт, растут и цены на него. Например, четырёхмесячное обучение (по четыре полных рабочих дня в каждом месяце) одного специалиста по программе подготовки к сдаче квалификационного экзамена на получение диплома АССА по МСФО (ДипИФР (Рус)) в Академии бизнеса «Эрнст энд Янг» обойдётся заказчику в сумму не менее 80 тысяч рублей. А как только специалист получает необходимые знания и опыт для дальнейшего ведения учёта или аудита, он тут же начинает задумываться о смене места работы — ведь предложения со стороны других работодателей становятся всё заманчивее. Поэтому ряд работодателей в трудовые договоры начал включать пункт о компенсации затраченных на обучение работника сумм в случае его увольнения ранее чем через определённое количество лет. Но эта мера носит скорее сдерживающий, чем действенный характер.

Сливаясь с консалтингом

Важной чертой рынка аудита является его прирост за счёт консалтинга. «Всё заметнее слияние рынка аудита и консалтинга, относительное смещение долей рынка в сторону федеральных и международных представительств рейтинговых аудиторско-консалтинговых групп, — говорит Антон Денисов. — Соотношение “аудит/консалтинг” меняется от пропорции “80/20” в сторону “60/40”. К этому приводят динамичное развитие малых и средних предприятий, заинтересованных в профессиональной помощи по организационно-управленческим вопросам сопровождения развития, а также сформированный интерес собственников к услуге due diligence (проверка должной доброссовестности, как правило, в целях оценки компании перед её продажей или покупкой. — “Эксперт ЮГ”)». Согласно данным компаний-участников рейтинга, соотношение долей консалтинговых и аудиторских услуг в выручке по итогам прошедшего года составляет 44,6% и 55,4% соответственно (см. график), что в целом незначительно отличается от соотношения долей крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России: 60/40. Среди консалтинговых услуг лидируют оценочная деятельность — 13% — и юридический консалтинг — 12,5%. За ними следуют налоговый консалтинг — 7%, услуги в области стратегического планирования и организационного развития с долей в выручке — 3,6%, и услуги в области финансового управления — 3,3%.

Аудит для большинства руководителей компаний — это возможность познакомиться с компанией-клиентом, получить достаточно полное представление о его бизнесе с целью заключения будущих договоров на оказание ряда консультационных услуг, имеющихся в портфеле предложений. Взросление бизнеса и сопутствующее ему усложнение бизнес-процессов тоже способствуют росту спроса на аудиторско-консалтинговые услуги.

Однако на рынке самого аудита существенную часть продолжает занимать обязательный для многих компаний ежегодный общий аудит. Собственно говоря, именно этот вид услуг и обязательства ряда компаний по его проведению привели к рождению рынка аудиторско-консалтинговых услуг. И если в целом главной тенденцией на рынке аудита и консалтинга в масштабах страны следует признать сокращение доли общего аудита, то подтвердить эту тенденцию южными данными трудно. В структуре аудиторских услуг, оказываемых компаниями-участниками рейтинга, пока полностью господствует общий аудит — на его долю в 2007 году пришлось 98,93%. Инвестиционный аудит составил всего 0,42%, аудит страховых компаний — 0,65%.

Борьба на выбывание

Рост конкуренции как таковой — явление для развития отрасли положительное. Но вот на уровне отдельных фирм оценка ситуации и перспектив дальнейшего развития меняется. «В целом по ЮФО около 80 процентов рынка контролируется крупными операторами, хотя их в данный момент и немного, — полагает Максим Самарин. — Разрыв между ними и основной массой маленьких компаний в последнее время значительно увеличился. Можно ожидать, что процесс вытеснения с рынка мелких фирм продолжится и даже ускорится, поскольку новая редакция закона об аудиторской деятельности предусматривает обязательное членство в саморегулируемых организациях». По мнению Виктора Полторанина, региональные компании и далее будут вытесняться из аудита под натиском крупных организаций-участников холдингов, начнут входить в сетевые структуры, выполнять работы на подряде у московских, питерских фирм. Антон Иванов по-разному видит перспективы развития для региональных самостоятельных крупных и малых компаний, полагая, что крупные начнут входить в международные и федеральные сети, а малые будут уходить с рынка, не выдерживая конкуренции. С ним соглашается Эркен Андержанов: «Мелкие региональные компании в течение ближайших двух лет будут вытесняться с рынка — особенно после отмены лицензирования и использования механизмов СРО».

Тем не менее, некоторые региональные руководители аудиторско-консалтинговых компаний смотрят в будущее с оптимизмом. Признавая, что местным игрокам всё труднее противостоять федеральным сетям, Валерий Романенко в то же время уверен, что они прочно займут свою нишу на региональном рынке. С ним солидарен и Антон Денисов: «Перспективы развития самостоятельных региональных компаний зависят от подбора профессиональных кадров, уникальности привлекаемых профессионалов в области консалтинга, готовности к выведению на рынок уникальных интеллектуальных услуг. Спрос существует на различные сегменты аудиторско-консалтингового направления, и, по-моему, работы хватит на всех: и с точки зрения клиентских групп, и с точки зрения спроса на услуги».

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.101 сек.
Яндекс.Метрика